Чавин, сечин и чанкильо. глава 14
Если бы я была читателем этой книги, то уже на подходе ко второй уаке точно задалась бы вопросом: обещали ведь про Чавин рассказать, который в сьерре расположен... при чем тут тогда уаки, построенные на побережье? Про них-то зачем вести речь? Но зато находясь в более выигрышном положении автора – автор же всегда находится в завидном положении insider'a и лучше, чем читатель, проинформирован насчет общего замысла книги – я-то как раз знаю, что прибрежные уаки очень даже при чем. Потому что новые раскопки и находки на перуанском побережье свидетельствуют в дальнейшую пользу теории Ларко – того, как вы помните, чьим именем назван замечательный историко-археологический музей в Лиме. Того самого Ларко – напомню – что был идейным оппонентом Тельо – отца, как мы это тоже помним, перуанской археологии.
Эти побережные уаки, о которых здесь идет речь, вполне могут говорить нам о том, что, скорее всего, не Чавин был материнской культурой – как это хотелось видеть Хуану Тельо, а что cultura matriz располагалась на тихоокеанском побережье Перу. В качестве одного из возможных кандидатов на ее роль выступает спокойная и ныне неприметная долина Непенья – о ней вы, скорее всего, до прочтение моей книги даже и не слышали, но с которой мы на страницах книги уже познакомились. Когда речь шла про полтутораметровую голову фелино, то она как раз находилась в долине Непенья. Заодно хочу добавить, что в уаке, которая называетя уака Партида, можно увидеть не только эту голову, но еще и изображение антропоморфного фелино, правда, несколько стилизованного: туловище, по сравнению с головой, непропорционально короткое, но вместе они – голова и тело – составляют, тем не менее, почти три метра.
Всерьез уаками, построенными по типу U, заинтересовались и стали их изучать только в семидесятые годы прошлого века (Lanning 1967). Я уже писала, что они состоят из одного центрального и самого высокого здания, а по правой и левой стороне от него возведено по одному зданию, и три все вместе они, словно огораживая пространство, образуют площади разных форм и размеров. Williams (1971) считал, что модель такого U-образного церемониального центра принадлежала древней культуре, размещавшейся в Центральных Андах.
Начало строительства этой серии относится к 20 веку до нашей эры, и по какой-то неизвестной нам причине она — эта строительная модель — получила широкое распространение: возникнув на центральном побережье, такие уаки потом строились на территории, протянувшейся с севера от Lambayeque — до юга в Mala. Самым плодотворным для этой модели считается период с 1700 по 1000 до н.э., хотя, по мнению других исследователей, этот период строительной активности U уак приходится на период с 1200 по 800 до н.э. Именно в этот период и был построен, как считает Burger, комлекс Чавин де Уантар — правда, так он считал в 1993, а продолжающиеся в последние два десятелетия раскопки постепенно вносят коррективы в датировки.
Но сейчас в рамках программы “уаки и их хайлайты” мы отправляемся в долину Chancay, расположенную на побережье Перу, где заглянем в следующую уаку – она в нашей второй номинации обозначена как “уака самая большая” и как раз идет следующей по списку. Это уака San Jacinto – относится она к шестой, завершающей стадии строительства уак серии U. Задействована была в период с 1600 по 200 до н.э.
Когда мы говорим “уака самая большая”, то к чему, собственно, относятся эти слова в формате нашего автопробега? В данном случае мы обращаемся только к двум главным компонентам уаки – речь идет или о размерах самой усеченной пирамиды, или о размерах расположенной перед ней площади, которая, как мы уже видели, бывает круглой, квадратной или прямоугольной. В уаке Сан Хасинто наш взор будет обращен исключительно к площади.
И вот - если площадь уаки де лос Идолос, посещенная в предыдущей главе, своими размерами на нас особенного впечатления не произвела, то с площадью в уаке San Jacinto дело обстоит совсем по-другому: она самая большая из всех известных нам на сегодняшний день. 500 метров в ширину и 600 метров в длину – то есть, получается, как вы могли быстро посчитать, что занимает она территорию в 30 га.
Тридцать... если вам эта цифра сама по себе мало что говорит, тогда можно эту цифру визуализировать. Представьте себе футбольное поле согласно новым стандартам ФИФА. Представили, да? А теперь дальше представьте сорок два таких футбольных поля. Тоже представили? Все вместе они как раз и составят центральную площадь в Сан Хасинто.
А еще вот такая деталь насчет этой площади. Изначально территория, которая пошла под нее, ровной не была, и только на выравнивание перепадов в ее уровнях – а в среднем они составляли 6 метров – было использовано около 2 миллионов кубических метров земли (Williams 1980). Это, конечно, тут же порождает мысль о необходимых трудовых ресурсах и о времени, затраченном на выравнивание этой площади — но к этой мысли мы вернемся позднее.
И тут попутно хочу вспомнить другую уаку — в паре к уаке Сан Хасинто — чтобы обратить ваше внимание на тот факт, что площадь в уаке Сан Хасинто хоть и была выдающейся-большой, но, тем не менее, сам факт наличия больших площадей в U уаках уникальным не был – нам известны и другие большие площади.
Например... например, уака ла Флорида – она тоже впечатляет двумя зданиями, которые стоят по обе стороны от центральной пирамиды: каждое их них вытянулось в длину на 500 метров. В ней эти три стоящих рядом здания образуют тоже совсем даже немаленькую площадь - площадь размером в... быстренько множим 350 м на 500 м. Помножили... да, конечно, это почти в два раза меньше, чем площадь в уаке Сан Хасинто, но, тем не менее, маленькой ее никак не назовешь.
Мысль о зданиях длиной в полкилометра, разместившихся во флоридовской уаке, тут же у меня трансформирутся в воспоминание о гостинице “Россия” в Москве, где приходилось жить еще в застойные советские времена. Оххх... какая она была большая, неудобная – и длинная. Чтобы поспеть к завтраку в ресторан и не остаться голодной, каждое утро в путь нужно было пускаться загодя. Ну ладно, это современная гостиница в Москве - а им-то зачем в те далекие времена в Перу нужны были такие здания - здания длиной в полкилометра ...
Но давайте еще раз посмотрим на планы и макеты различных U уак. На них хорошо видно, что боковые здания-крылья выстраивались параллельно друг другу и видно, что по длине и ширине они — не в пример уаке ла Флорида — между собой могли отличаться. Еще мы увидим, что по высоте боковые здания, как правило, уступают стоящему между ними зданию центральному. Судя по разным планам и макетам, которые видела я, эти боковые здания-рукава не всегда присоединяются к центральному зданию, а часто стоят от него чуть поодаль. Перед центральным зданием может находиться атриум со ступеньками — и здесь размещалась, как пишет Lucenida Carrion Sotelo (1998) самая важная часть комплекса — то есть, его церемониальная часть.
Если бы вы тоже взглянули на макет или план, то мгновенно все это себе бы представили — фотографии планов и макетов U уак есть в моем блоге и на моей странице в фейсбуке — она называется Ancient Sites en las Americas; не говоря о том, что услужливый гугл всем всегда в помощь.
Другие особенности U уак — насчет всех уак не знаю, про все не читала и про все вряд ли написано, но в тех случаях, когда ориентация по сторонам света в статье указывается, то ориентированы они по оси север-северо-восток. Williams тоже обратил внимание, что в долинах Chillon, Rimac и Lurin — U уаки были сооружены вдоль оси Nor-Noreste.
Это их одна особенность, и вторая — что они располагались близко к источнику воды — будь то река, ручей, родник, источник или просто подземный водоносный пласт. Это присуще, в частности, уаке ла Флорида в долине Римак, уаке Huacoy в долине Chill;n — так же как уаке Чавин де Уантар — ее с двух сторон обтекают две соединяющиеся друг с другом реки, Мосна и Уачекса. И еще — Сан Хасинто расположен всего в 11 километрах от океана, который мог щедро делиться своими морскими дарами с обитателями уаки - разумеется, если этому не препятствовал зловредный эль Ni;o.
Статья, которая посвящена раскопкам, проводившимся в 1983 году в уаке Сан Хасинто, так и называется - Excavaciones en San Jacinto, Templo en U en el valle de Chancay, и ее автор - Lucenida Carrion Sotelo. К этой уаке относятся многие из указанных нами выше характеристик U уак. В Сан Хасинто мы тоже видим атриум со ступеньками, где, предположительно, проистекали важные религиозные церемонии; дальше, взглянув на план этой уаки, мы увидим, что у основания центральной пирамиды располагался vest;bulo и что уже за ним начиналась интересующая нас своими размерами площадь.
Кроме больших размеров площади, для тех, кто интересуется археоастрономией, здесь может быть интересна ориентация уаки по сторонам света — как и многие другие U уаки, она расположена вдоль оси север — северо-восток. И не только боковые здания-рукава расположены вдоль этой оси, но и найденное в San Jacinto захоронение — тело в нем тоже размещено вдоль этой же оси.
Еще на площади нашли места, где когда-то что-то сжигали - в статье говорится про местами сожженные красные полы — «segmentos de pisos quemados de color rojo». Но сказано про это как-то кратко, вяло и без сопутствующих деталей — в каком-то таком обобщенном виде, словно раскопки проводила вовсе даже и не автор статьи, на которую я в данном случае ссылаюсь, а кто-то другой, решивший остаться за кадром.
Не знаю, как кому, а мне из этих коротких фраз в статье непонятно, какая существует прямая связь между тем, что пол местами красный и тем, что на нем что-то сжигали. И непонятно — если уж начать с того — почему он вообще красный, потому что это предполагает, что пол был не земляной. В таком случае из чего он тогда был сделан и чем его выкрасили в красный цвет? Статья к этим вопросам не обращается. Еще непонятно: он вообще изначально был красный или изменил свой изначальный цвет под воздействием высокой температуры, когда на нем что-то сжигали? Дальше: красный весь или только местами? И потом — про какой красный цвет идет речь? Просто слово «красный» современному человеку мало о чем говорит. В общем, как часто со статьями бывает — читаешь много, узнаешь мало, ну прямо как читаешь студенческую курсовую, которую возвращаешь понурому студенту на доработку.
В эти возникшие в статье про Сан Хасинто лакуны вползают разные соположения и противопоставления — другими словами, вползают мысли о былом. Вот, например, насчет сжиганий — опять-таки - кто как, а я автоматом вспоминаю ведийского бога Агни, того, кто позже и в индуизм перекочевал и через которого осуществлялись жертвоприношения всем остальным ведийским богам, потому что именно он был связующим звеном между небом и землей, между небожителями и земными людьми. «Агни я восхваляю, высшего жреца»... Если придерживаться датировки Ригведы как относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры, то сжигания в Сан Хасинто проводились в это же время, что была составлена Ригведа..
Однако Агни и уака Сан Хасинто - это две разные истории: кому предназначались сжигаемые в Сан Хасинто офренды, мы не знаем, а вопросом корреляций древних религий - мы им даже и задаваться не станем.
Но вот у нас есть картинка, которая географически ближе, чем Агни, расположившийся в Индии — эту картинку я видела совсем недавно, в прошлом месяце в Мезоамерике. В культуре майя, например, в поздний классический период перед каменными стелами сооружались "алтари" — они были круглые и тоже, как и стелы, каменные; в диаметре часто достигали метра или даже немного больше. Их и по сей день можно увидеть на площадях в таких историко-археологических заповедниках культуры майя, как Тикаль, Ишимче и Киригва (все они расположены в Гватемале), где я их, собственно, и видела. Некоторые алтари были украшены резьбой, другие нет.
Так и хочется сказать, что это были огненные алтари - но на самом деле их назначение нам сейчас неизвестно, и нигде на их поверхности никаких следов сожжений и закопчений не наблюдается - не говоря уже о том, что стелы и "алтари" в Тикале и Киригва сделаны из известняка - камня, который огнеупорным не назовешь никак.
Для местных жителей майя эти археологические руины являются, прежде всего, священными местами - местами, где по-прежнему обитают духи предков. Так что сегодня даже в самих историко-археологических заповедниках в Гватемале никто не запрещает современным шаманам и курандерос проводить свои церемонии, только, понятно, к древним каменным алтарям их никто не допускает, зато для офренд-приношений им предлагается разумная альтернатива - алтари цементные, но такие же большие и круглые, как и "алтари" классического периода - и на этих больших, современных и безо всяких художественных изысков алтарях шаманы и курандерос сжигают и сегодня многочисленные компоненты всего, что положено сжечь в ходе офренды-приношения: разные крупы, сахар, мед, пиво, прозрачный крепкоалкогольный напиток (очевидно, местного производства - название не знаю) разноцветные свечи - толстые и тонкие, длинные и короткие; небольшие куски древесины и даже воду. Эти огненные офренды в Мезоамерике - вполне живая традиция наших дней.
Так случайно получилось, что я приняла участие в такой огненной церемонии; ее проводили три курандеро на низком и круглом алтаре в Ишимче (столица народа какчикель в поздний постклассический период). Сам клиент на церемонии отсутствовал, вернее, присутствовал, только заочно и незримо - но даже при таком раскладе церемония длилась два часа - все было по-честному.
А рядом с нами на соседнем алтаре - всего их в Ишимче шесть - другой шаман, тоже как и "мой" шаман, повязав голову красным с вышивкой платком и протягивая вперед согнутые в локтях и обращенные ладонями вверх руки, периодически воздевал их к небу, сопровождая это негромкой речью на непонятном мне языке какчикель. Он проводил огненную церемонию для нарядно одетого в белые и красные одежды грудного ребенка - мероприятие проводилось при полном стечении родителей, бабушек, дедушек и прочих многочисленных и настроенных вполне серьезно немолодых родственников.
Может быть, как раз из-за этих современных огненных церемоний и хочется перекинуть мостик от сегодняшних, рабочих и закопченых алтарей к таким же по форме , но чистым "алтарям" позднего классического периода, которые были установлены перед стелами - хотя, если строго говорить, оснований для такой экстраполяции, скорее всего, нет.
Заметьте, что я не провожу никаких параллелей ни между Сан Хасинто и Агни, ни между Сан Хасинто и Ишимче — это было бы непродуктивно. Я рассказываю и про Агни, и про круглые алтари майя к тому, что хотелось бы конкретнее представлять себе эту церемонию «чистого сожжения», о которой идет речь в статье про раскопки в перуанской уаке Сан Хасинто.
Потому что в ней говорится не просто про проводившиеся на этом красном полу сжигания, а про «чистые сжигания». Чистота сжиганий предполагает, пишется в статье, что они были ритуальные и что ритуал был связан с огнем. Для этого «ритуального акта», обращенного к огню, были построены печи (construyeron hornos)— их зарисовал, как мы узнаем из этой же статьи, перуанский археолог A. Bueno во время своих изысканий в уаке La Galgada и Chupacigarro.
Похоже, что такие же печи были обнаружены и в Сан Хасинто — и вполне может быть, что слово "horno" следует переводить в данном контексте не как печь, а просто как "место, где сжигают приношения".
Рисунки Альберто Буэно я не видела — полагаю, что при желании и определенной настойчивости их можно найти в библиотеке университета Сан Марко в Лиме, но помню, что археологи, с которыми я беседовала в Карасе, мне эти hornos описывали — надеюсь, что я где-то записала их рассказ, потому что единственное, что сейчас из их рассказа всплывает в памяти — это то, что в этих hornos была удивительно сильная тяга.
Они же мне рассказывали, что для жертвоприношений могли использовать животный жир — он сгорает почти вчистую и следов после себя оставляет мало. Тут опять я про Агни не могла не вспомнить: во время проведение ягьи как раз сжигается гхи, то есть, топленое масло - сгорает оно чисто. Вполне может быть, что как раз автор статьи про Сан Хасинто это и имела ввиду, говоря про «чистые сжигания».
И хотя площадь в уаке Сан Хасинто стала призером в номинации «площадь самая большая», вопросы, которые возникают в связи с объмом проведенных в ней работ и с ее возможным назначением, мы рассмотрим в другой главе и на примере другой уаки — уаки Гарагай, которая хоть и меньше, но насчет назначения ее площади были предложены определенные гипотезы. Поэтому дальше переходим к уаке третьей и последней.
Свидетельство о публикации №214052200201