Французское чудо моего детства

            Много ли людей Советского Союза, а затем и  России  знали о Мордовии? Признаем, очень мало! Да и те, кто с Мордовией  сталкивался, это в основном сидельцы знаменитых мордовских тюрем, лагерей и исправительных колоний. И эти познания вызывали ужас и жуткие воспоминания. Почему  руководство СССР определило Республику для лагерей, тюрем, исправительных колоний, остаётся  под вопросом, на который сейчас невозможно найти ответ. Бытует мнение, что  такой выбор пал на маленькую Республику из-за  её близкого расстояния от Москвы, которое  от Москвы до Потьмы составляет всего  лишь 459км.

    Опасный  для Сталина  человек  находился в лагере.  И вместе с тем, он находился близко,   под неусыпным  взором Ягоды Г.Г., Берии Л.П.,  Ежова Н.И. и их помощников.  При желании, вечером  можно устроиться в вагоне  поезда из Москвы в восточном направление,  а утром – быть  уже  в Потьме.
К тому же  размещению лагерей способствовал климат Мордовии и расположение  Республики Мордовия  в центре Русской равнины на юго-западной периферии бассейна Волги в междуречье Мокши и Суры, где болотистая местность с неразвитой инфраструктурой.   
               
    Не это  ли  является основной причиной того, что на развитие Мордовии практически не выделялись средства Правительством  СССР?
    Между лагерями отсутствовали дороги,  и весь транспорт заключала  в себя теплушка «Кукушка», которая  совершала за день 2 рейса от станции Потьма до последней  станции «ветки» Барашево.
    Но вспомним   историю  мордовских  лагерей. 
                25 мая 1931 года был основан Темлаг в системе ГУЛАГа.
    Приказом № 00219 МВД от 28.02.1948 на основе Темниковского ИТЛ и Темниковской детской колонии организован Дубравный лагерь (позднее — Дубравное управление по исполнительным делам с условным названием «Учреждение ЖХ-385») — особый лагерь для политзаключенных. По состоянию на март 1953 г. в нём содержалось 14 225 человек.
     В 1960-е — 1980-е в Дубравлаг входили колонии для осуждённых по «политическим» статьям.
 
     Семь или восемь ИТК были предназначены исключительно для содержания осужденных  за «особо опасные государственные преступления».   В 1961–1972 годах эти мордовские ИТК были единственными в СССР, куда направляли таких осужденных.  На 14 июля 1965 г., по данным Прокуратуры РСФСР,  там содержалось   3816 заключенных этой категории. Через эти колонии прошли  Молоствов М.М.,  Андрей Синявский,  Юлий Даниэль,  Александр Гинзбург,  Юрий Галансков,  Кронид Любарский, Татьяна Великанова, Татьяна Осипова, Ирина Ратушинская и многие другие советские диссиденты.
     В настоящее время в Зубово-Полянском районе расположено 15 исправительных колоний. Из них ИК-22 является единственной в России, где отбывают наказание иностранные граждане.

     Удивительно, но нахождение этих лагерей  в Мордовии дало мне незабываемую встречу в детстве.  Эта встреча  находится в моей памяти и проходит через всю мою жизнь. И связана эта встреча, конечно же, с  заключёнными -  военнопленными французами после ВОВ, которые по истечении многих лет неволи стали «вольными» заключенными. Их «воля» заключалась в том, что они могли находиться вне лагеря днем, а вечером – обычная поверка  и лагерная жизнь. «Вольных»  привозили к нам в деревню  на вырубку леса, оставляли на целый день и они могли заходить в дома на общение. Их угощали скудной едой, что осталось после разрушенной войной жизни.

      Почему и при царе – батюшке Мордовия была территорией для перевоспитания военнопленных, объяснить не могу. Но, по рассказам моих бабушек – Домники и Прасковьи, в их сёлах были приписаны,  по словам бабушки Прасковьи - «няпонцы» (японцы). Японцы помогали в хозяйствах до тех пор, пока на глазах у односельчан японец не съел  живую лягушку  на огороде. Это посчиталось неприемлемым и «няпонцев»  из деревни изгнали.

      А вот встреча с французами  для  меня и для других жителей  деревни Васильевка оставила незабываемый след. Все мужчины нашей деревни обсуждали тот факт, что у французов на топорах очень длинные топорища. И сделали вывод, что при такой длине  топорища не нужно сильно нагибаться при  рубке сучьев с хлыстов, значит, спина не так сильно будет уставать. Удивлялись судьбе французов, которым жизнь уготовила испытания в мордовских  лесах. А для жителей деревни – сказочную встречу с живыми французами.

   Чтобы  ты понял, дорогой читатель, значение этого чуда для  нашей деревни, хочу добавить, что в деревне не было электроэнергии, и  жители обходились керосиновой лампой или лучинами. Если проезжала машина, то это было вселенское событие для детей разного возраста. Мы бежали за машиной и кричали от восторга из-за увиденного чуда. Про телевизор взрослые  читали в  газете «Правда». На всю деревню у нас,в семье учителей, был единственный  радиоприемник с огромными батареями, который включался  для слушания «Новостей» и концерта «По заявкам радиослушателей». В целях экономии мощности батарей. Ибо за ними нужно было идти пешком за 20 км в  райцентр Атюрьево.

И появление иноземцев в нашей лесной деревеньке было сравнимо только с чудом.

     Что же запомнилось мне, 4-х - 5-ти летней девочке о французах? Была лютая морозная солнечная зима и вдруг на пороге появляются огромного роста мужчины. У одного были чёрные жгучие волосы. Одеты были в соответствии со временем: в высоких битых валенках серого цвета,в ватных стеганых штанах и в шапках - ушанках.
     Меня удивил своим поведением отец - инвалид войны,ставший инвалидом из-за этих вояк, который разговаривал с ними о непонятной мне войне и вел тихую спокойную беседу.
     Мама приготовила совсем скромную еду: щи, картошку, чай на травах. Французы с улыбкой смотрели на нас, видимо, вспоминая своих оставленных малышей, сестер, родственников.
     Я не могу сейчас вспомнить, сколько раз они заходили к нам, но при очередном посещении нашего дома, самый старший из них вытащил из-за пазухи небольшой сверточек, раскрыл его и подал нам четверым, свесившимся с полатей, по 2-3 штуки виноградинки на кисточках.Этот вкус непознанного, необычного вызвал восторг и по сей день является незабываемым вкусом  моего детства.
 
      Вот как я  описала  ту незабываемую встречу:

Стояла русская зима, своим величием скромна!
На улице был злой мороз. Он  всех пощипывал за нос.
Мне, было, кажется, лет пять, хотелось мир в тот день объять!
Жила в деревне я, в лесу. Калины видела красу.
И ягоды лесной не счесть,  и диких яблок.  Груши есть, 
Орехов и грибов полно! Богатство лесом нам дано!

Но что за чудо – виноград? А для него каков же сад?
На чем, и, как и где растет? Каким цветком он там цветёт?
Я в книге видела его. Смотрела, как на волшебство!
Из ягод, будто,  давят сок. Хотелось выпить хоть глоток!

Мой первый в жизни виноград, он - самый лучший из наград.
Был замечательным на вкус, его мне дал живой француз!
Удивлены? Какой француз? В Мордовии? Какой конфуз!
Не уличайте же во лжи! Передо мной не миражи!

А был  в войну  француз пленён, и в лагеря к нам привезен.
Пилил в Мордовии он лес. И эта, правда – из чудес!
Французы к нам зашли домой,  дарован их приход судьбой!
И их кормила  наша мать, всем,  чем  могла гостей встречать!

И победитель – инвалид,  с плененным тихо говорит.
Не говорит, что враг разбит! Отец был мудрым, без обид!
Нас угостил плодами Жан. Казалось так – он Богом дан!
Высок собой -  под потолок,  в плечах – сажень, был так  широк!

Мне гроздь подал заморский гость. Из трех плодов была та гроздь,
В плоде сливался солнца свет,  был необычным плод  на цвет.
Каким он сладким был на вкус! Была в восторге. Признаюсь!
И как француз сберег в мороз? Вот этот мучает вопрос!

Став взрослой, ела виноград  любых сортов. Хурму, гранат.
Но плод тот в памяти моей, он - лучший из прошедших дней!
И с этой памятью живу! Во сне я вижу, наяву….
Пусть будет жив плененный Жан!  Как чудо он  зимой был дан!
 
Коль отошел Жан в мир иной,Пусть обретет он там покой….

Да! Бывают в жизни чудеса! И это чудо-незабываемое!Я всегда вспоминаю французов с благодарностью.

 P.S. После опубликования данного рассказа, ко мне  стал поступать один и тот же вопрос от  читателей:"Откуда у пленных  французов, сидящих в холодной и морозной Мордовии,  мог появиться виноград?"

И вот сегодня я нашла ответ на этот интересный вопрос: " Правительство СССР еще 1 июля 1941 года утвердило  "Положение о военнопленных".Военнопленным гарантировалось соответствующее их статусу обращение,  представление медицинской помощи на равных с советскими военнослужащими основаниях,  возможность переписки с родственниками и ПОЛУЧЕНИЯ ПОСЫЛОК".

Выражаю благодарность всем читателям, живо интересующимся данной темой в моём рассказе.

Фото из интернета.
               


Рецензии
Интересный рассказ, неожиданно, прямо скажу. Японцы у нас были, немцы были, а французы пленные, впервые читаю про такое. Очень интересно. У меня муж из Мордовии, так что много наслышана об этой республике.)))Да и были там несколько раз. Спасибо за рассказ!

Людмила Галактионова   06.11.2021 19:17     Заявить о нарушении
Благодарю,Людмила!
Жизнь иногда преподносит столько нового и удивительного, что верится с трудом!
Будьте здоровы!

Марьша   02.12.2021 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.