Призыв

  Я был поздний ребенок в семье: матери исполнилось 32 года, а отцу -46 лет. Кроме меня в семье было еще двое братьев, которые были старше меня, один на 8, а другой на 11 лет. Естественно, как самый маленький, я был самым любимым и опекаемым. Время было послевоенное, и на Украине был голод, поэтому мать меня кормила грудью до 1.5 лет. Как потом  мама мне рассказывала, что они решили, если выживет ребенок, значит, будет жить. Рос я очень болезненным и слабым. Рано пошел в школу и начал читать. Телевидение тогда у нас еще не было, и я читал, читал запоем.  Мои герои рождались из прочитанных книг, они были смелыми, сильными и готовыми на подвиг. И я хотел быть похожими на них. Поэтому, как только я подрос, стал тренироваться с гантелями. В спортивные секции, стеснялся ходить, поэтому тренировался сам.
  Окончил я 7-летнюю школу и поступил в Индустриальный техникум. После окончания, которого встал передо мной вопрос: « А что дальше?». Я и сам не знал чего я хочу: дальше учиться, работать или идти в армию. Старшие братья, к тому времени, были уже женаты и проживали отдельно, поэтому мне можно было, как теперь говорят, «откосить от армии». По существовавшему, в то время, законодательству, если родители преклонного возраста, можно было не служить.
  В то время, служба в Советской Армии, считалась долгом каждого парня. Насчет того, почетный долг это был или нет, можно поспорить, но то, что это был долг, несомненно. Все ребята предпочитали служить, а  кто отлынивал, не вызывали уважения у окружающих. Мои старшие братья, в свое время, отслужили по три года и армия не вызывала у меня страха.
  Я решил, что надо идти служить. Призыв, в то время проводился один раз в год, осенью. Служили в сухопутных войсках по три года, а во Флоте – 4 года и призывали с 19 лет, т.е. были вполне зрелые ребята. После окончания техникума, мне было 17 лет, я устроился работать в одной «шарашке», в ожидании  призыва. Неожиданно, в июне месяце, меня вызывают в военкомат и предлагают идти в армию по спецпризыву, т.е. еще до приказа Министра обороны о призыве.  Предлагали служить в Крыму, в части особо секретной и обещали, что будет интересно. Я согласился, чего было ждать осени.
   Проживал я тогда в гор.Каменец-Подольском, на Украине. Собрали нас, таких как я, 5 человек и отправили в областной центр – Хмельницкий. Там сформировали команду для войсковой части по спецпризыву. Были там ребята с разных областей Украины: Хмельницкой, Черниговской, Винницкой, Черкасской. Собралось человек 40. Многие набрали с собой жратвы и водки, целые сумки. Предоставили нам отдельно вагон, купейный. Тут же на вокзале, познакомился я своим армейским «корешом» Олегом. Фамилия у него была самая короткая, которую я встречал в жизни – Иш. Я чем-то понравился его матери, она подошла ко мне, познакомила нас и попросила меня присматривать за сыном, сказала, что он непутевый. Видно, я тогда уже вызывал доверие своим внешним видом. Ехать нам предстояло сутки и как только поезд тронулся, началась пьянка. Необходимо было все выпить и все съесть, так как по прибытию, все уничтожалось. Сопровождал нас майор и два сержанта из войсковой части, куда нас направляли. Они предпочитали пока не вмешиваться и следили только затем, чтобы драк не было и от поезда никто не отстал или не вывалился.
  Приглашали и их поучаствовать в «гулянке», но они вели себя сдержанно, если выпивали, то немного. Запомнилось, как пригласили в купе майора и поставили перед ним 200 граммовый стакан и стали наливать водки. Когда уже наливать было не куда, он  поставил палец на край и так скромно  заявил: « Хватит, хватит»,  стакан так и хлопнул. Таким образом, в течение суток мы и добирались, почти не спали, но со всеми припасами, запасами, справились.
  Прибыли  в Симферополь, утром. Здесь нас построили, посадили на автомашины и повезли в войсковую часть. По прибытию, все гражданское велели сложить и забыть до дембеля. Повели в баню, остригли налысо, одели в форму и загнали в деревянные бараки.
 Вечером на построении, представили командира учебного подразделения и нам объявили, что мы по ускоренной программе, в течение 2-х месяцев должны будем пройти курс молодого бойца. И затем уже, будем направлены непосредственно в подразделение, где предстоит проходить службу. Нам необходимо было пройти ускоренное обучение и заменить дембелей, которые осенью уходят.
  Как оказалось, мы попали в сверхсекретное подразделение, которое работало по космосу. Теперь это уже никто не скрывает и называются эти войска – космическими. Это были технические части, которые поддерживали связь  со спутниками земли и управляли ими.
  Был это 1965 год. Можете себе представить,  первые полеты человека в космос, первые попытки человека по освоению космического пространства. Нас распирало чувство гордости за войсковую часть, за страну и морально, мы были готовы к совершению различных подвигов. Но надо, вначале, было пройти  курс молодого бойца, а это тоже совсем не просто.
 «Подъем, выходи строиться!» – утром раздается команда и ты вскакиваешь, еще не понимая, где ты и что происходит. Ведь сны еще гражданские, ты еще дома, целуешь любимую девушку, а тут такая реальность.
  Командиры отделений бегают, орут: «Быстрей, быстрей!». Кто замешкался, опять раздевайся, опять одевайся. Если не успеваешь, то вечером тебя потренируют уже основательно.
  Выскочил, натянул галифе, намотал портянки и в сапоги. Хорошо еще, что братья меня научили портянки наматывать. А ведь это проблема, без ног остаться можно. Выскочил на улицу  и в строй. Кросс на 3 километра. Раннее утро, тишина и только слышно: «Топ, Топ». Это колонна за колонной бежит, вся часть, к воротам и обратно, на плац. Здесь зарядка, помывка и завтрак. Все строем и с песнями. Затем занятия, строевая, физподготовка и так далее.  И так изо дня в день, с утра до вечера. Вечером приводишь себя в порядок: подшиваешь воротничок, чистишь сапоги и к ночи – уже никакой. Только положишь голову на подушку и тут же вырубаешься.
  Трудно, конечно, привыкнуть к полному подчинению. Хорошо еще, если командиры с головой, а не самодуры. К сожалению, было много таких,  которые  испытывали удовольствие от собственной власти. Это не от великого ума, но тебе от этого ведь, не легче.
  Так идет муштра изо дня в день, и мы  уже с нетерпением ждем  направление в подразделение. Прошло два месяца, нас распределили. Я попал на станцию «Восток» и вскоре состоялось принятие присяги. Построение всей части, вынос знамени и ты выходишь из строя,  зачитываешь слова присяги. Ты испытываешь особое волнение, слова присяги, как бы проникают в тебя и ты, действительно готов к подвигам во имя Родины.


Рецензии
:-))) Ты в 65-м призывался, а я в 69-м, но служили уже на год меньше На флоте я служил 3 года. А в остальном всё знакомо: и чувства и проблемы одинаковые.

Олан Дуг   03.02.2016 18:51     Заявить о нарушении
Да, ведь время почти то же.

Александр Козлик   04.02.2016 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.