Нужны ли армии военные кафедры

В январе 2002 года федеральные средства массовой информации сообщили о том, что Генеральный Штаб направил правительству РФ письмо с предложением сократить количество так называемых “военных кафедр” при гражданских высших учебных заведениях (ВУЗах). Сообщение это вызвало буквально паническую реакцию у разного рода “пацифистской” общественности: посыпались протесты в прессе, начался сбор подписей; возмущённые представители небезызвестной партии “Яблоко” бросились писать депутатские запросы в Министерство обороны...

В ответ начальник Главного управления кадров МО РФ, генерал Н. Панков был вынужден заявить, что правительство пока не поручало проводить такое сокращение. Но и после этого страсти не утихли. Тема возможной ликвидации некоторой части военных кафедр вновь и вновь поднимается на страницах печати и экранах телевидения. Жаль, что в пылу телевизионных интернетовских “баталий” вокруг существования военных кафедр никто (включая и военное ведомство) так и не затронул самой существенной стороны вопроса: насколько вообще система таких военных кафедр сегодня отвечает своей задаче — подготовке офицеров запаса? Ведь этот вопрос имеет для России не только важное перспективное значение. Достаточно сказать, что, сейчас в некоторых военных округах количество офицеров, призванных на военную службу из запаса (так называемых “двухгодичников”), составляет 20 % от общей численности всех офицеров округа, а на первичных должностях их доля достигает почти 50 %!

Учитывая актуальность темы, в настоящей статье мы попытаемся ответить на вопрос: насколько же существующая в ВС РФ система подготовки офицеров запаса соответствует своим целям и задачам, а также государственным интересам в целом, и какие шаги, на наш взгляд, жизненно необходимо предпринять для её реформирования в будущем.

12 октября 2000 года председатель правительства РФ М. Касьянов подписал постановление с длинным названием: “Об обучении граждан РФ по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования “. Этим постановлением был определён порядок подготовки офицеров запаса для ВС РФ. Но, отметим сразу: ничего принципиально нового по сравнению с советской армией в ВС РФ в этом направлении за минувшие десятилетия так и не было сделано.

Со времён существования Советского Союза основным способом подготовки офицеров запаса остались военные кафедры, действующие при ряде гражданских ВУЗов. (По нашим подсчётам таковых сейчас в РФ насчитывается не менее двухсот двадцати четырёх!) Принцип их работы заключается в том, что в таких ВУЗах студенты дневных отделений (как правило, на 2 – 4 курсах) раз в неделю посещают занятия, на которых офицеры-преподаватели читают им теоретический курс тактики, подготовки огневой, технической, ОМП, военной топографии и т.п. (В советское время ко всему прочему добавлялся такой предмет как партийно-политическая работа в войсках — ППР). По истечении трёх учебных лет таких занятий студенты направляются на краткосрочные сборы (стажировку) в одну из войсковых частей, где они ещё в течение месяца знакомятся с воинской службой и имеют возможность руками” ту боевую технику, которую ранее изучали в классе только теоретически. И, наконец, после сдачи экзамена, часто довольно формально- го, таким студентам воинское звание лейтенанта запаса.

Впоследствии, после окончания ВУЗа, лишь небольшая часть выпускников военных кафедр призывается на военную службу сроком на два года. Основная же их масса так и остаётся в запасе, зачастую никогда не привлекаясь даже к краткосрочным учебным сборам. Что же касается тех, кто всё-таки попадает в армию и на флот, то о них — несколько слов далее.

Российскому военному читателю, думается, нет нужды объяснять, что представляет собой подобный «двухгодичник» в войсках... Увы, уровень подготовки подавляющего их количества не выдерживает никакой критики. Авторитет в глазах солдат (матросов) и младшего командного состава, как правило, весьма низок. За полноценных командиров солдаты, равно как и сослуживцы из числа кадровых офицёров, их просто не считают. Вышестоящие же начальники нередко воспринимают таких офицеров скорее в качестве неприятной обузы, нежели помощников.

Ещё с советских времён в армии укоренилась поговорка: «Курица — не птица, “двухгодичник” — не офицер». И, в общем-то, небезосновательно: чему-то научить своих солдат вчерашние студенты чаще всего не могут, как не могут и полноценно командовать своими подразделениями. А ведь в реальной боевой обстановке на плечи этих неподготовленных людей, ложится ответственность за выполнение боевой задачи и за жизни подчинённых им солдат...

Печальный итог в деле подготовки офицеров запаса в РФ, как до этого и в СССР, закономерен. И причина даже не в том, что сами военные кафедры страдают многочисленными «недугами», о которых не раз говорилось на страницах военной печати. Дело в самом принципе: военные кафедры дают студентам — гражданским лицам, никогда не стоявшим в воинском строю — лишь теоретическое, оторванное от реальной жизни, представление об армии. Освоить же воинскую специальность вне строя, и вне практики, просиживая на лекциях в институте или университете (а то и манкируя ими), практически невозможно!

Принятая в Советском Союзе, а затем и в РФ система подготовки офицеров запаса нарушает важнейший и естественный принцип, установленный в Русской Армии ещё со времён Императора Петра Великого и окончательно утверждённый при Императоре Павле I : не может быть офицером тот, кто не прошёл солдатской службы!

Ссылки некоторых “специалистов” на армию США, где, как известно, также практикуется подготовка офицеров при гражданских ВУЗах, несостоятельны, ибо они не учитывают ни различий в системах комплектования армий, ни некоторых существенных реалий. Ведь в РФ, в отличие от США, существует ещё один важнейший негативный аспект, связанный с военными кафедрами: ни для кого не секрет, что ещё с советских времён они превратились в легальное средство уклонения молодых людей от воинской службы. И этот фактор, к сожалению, ещё не получил должной оценки со стороны тех, кто должен заниматься подобными вопросами в силу своих служебных обязанностей. Между тем, моральный и физический ущерб, наносимый стране существованием военных кафедр поистине огромен.

Десятки тысяч молодых людей ежегодно поступают в гражданские ВУЗы, даже не скрывая того, что главной их целью при выборе того или иного учебного заведения является отнюдь не специальность, которую он получит по его окончании, а возможность уклониться от службы в армии. Прекрасно осознают это и руководители ВУЗов. И никого в РФ не удивляют рекламные проспекты учебных заведений, которые в качестве главного достоинства того или иного института или университета объявляют... о наличии в нём военной кафедры, даже в метрополитене сегодня можно увидеть рекламные плакаты с изображением перечёркнутого автомата Калашникова — подобной наглядной агитацией ВУЗы заманивают в свои стены абитуриентов. И это не какие-то единичные случаи, а массовое явление. Дело уклонения от воинской службы поставлено в РФ на поток и превращено в “бизнес”, не последнюю роль в котором играют и военные кафедры.

Но ведь при этом страна получает тройной удар:

во-первых, Россия вряд ли получит ценных специалистов — инженеров, учителей, медиков и т.д. из числа студентов, которые пошли обучаться этим специальностям только из желания не попасть в армию, то есть, не по признанию, а поневоле;

во-вторых, в качестве офицеров запаса через военные кафедры армия, в большинстве случаев, получает заранее Непригодный (в первую очередь по своим морально-психологическим качествам) контингент. Ну, какой же офицер может получиться из того, кто изначально и целенаправленно прячется от воинской службы на военной кафедре? И какими последствиями может обернуться деятельность этих офицеров для военного дела в случае войны, объяснять, наверное, тоже не нужно;

и, в-третьих, немалые средства и время, которые страна тратит на подготовку в ВУЗах таких гражданских “специалистов” и таких “офицеров” запаса, по существу дела, выбрасываются на ветер.

Вывод из этого напрашивается сам собой: не о сокращении числа военных кафедр (что предлагает делать Генеральный Штаб), должна сейчас идти речь, а о полной их ликвидации, как института не только почти бесполезного для армии, но и просто вредного для национальных интересов России. Увы, Генштаб предлагает пока только полумеры, а правительство РФ не соглашается пойти даже и на них...

Разумеется, ликвидация военных кафедр должна предусматривать одновременное введение новой, эффективной системы подготовки офицеров запаса. Какой? Здесь весьма полезно было бы обратиться к опыту Российской Империи, лучшие элементы которого можно использовать и сегодня.

В Российской Императорской Армии, как известно, не существовало нелепой практики подготовки офицеров военного времени при гражданских учебных заведениях. Вместо этого с 80-х годов ХIХ века действовал институт вольноопределяющихся. Для получения первого офицерского чина прапорщика военного времени (не подпоручика, как у выпускников военных училищ) молодые люди, окончившие гражданские учебные заведения, должны были прослужить определённый срок в строю в звании вольноопределяющихся — сначала рядовыми, затем унтер-офицерами и только после этого, сдан установленный экзамен по своей специальности, могли быть произведены в офицеры. Чем выше был уровень образования нижних чинов, тем короче был срок действительной службы, установленный для них законом.

Эта система в большей степени отвечала интересам подготовки офицеров военного времени, так как она позволяла сочетать такие необходимые компоненты, как соответствующий уровень образования прапорщиков (полученный в гражданском учебном заведении) и опыт действительной военной службы (в звании вольноопределяющегося). И хотя прапорщики запаса в среде кадровых офицеров Русской Армии тоже не воспринимались за «настоящих», обвинить их, в отличие от нынешних выпускников военных кафедр, в незнании воинской службы и отсутствии опыта было, конечно, нельзя.

В связи с ликвидацией военных кафедр и переходом к более совершенному принципу неизбежно должен возникнуть ещё один вопрос: а что же делать с тем огромным количеством офицеров запаса, которых наштамповали при гражданских ВУЗах в советское время и за последние десять лет? Вопрос этот нужно решать разумно, в зависимости от конкретной специальности запасников, наличия у них опыта службы в строю и т.п. Значительную их часть можно, например, совершенно безболезненно и с выгодой для армии перевести из офицерского состава в разряд военных чиновников, как это предлагает сделать И.В. Родин в своей статье, опубликованной в предыдущем номере “Вестника РОВС”(2002, №3-4, с.29-З0).

Очевидно, что сегодня подобная реформа натолкнётся на яростное сопротивление “общественности”. Морально-психологическое состояние общества, разложенного советской и постсоветской системой, таково, что оно скорее готово поступиться национальными интересами, чем пойти на какие-то жертвы, а тем более отстаивать эти интересы с оружием в руках. В сохранении порочной системы военных кафедр заинтересованы многие общественные и политические круги. Как показали недавние публикации и телевизионные репортажи, посвящённые этому вопросу, противники сокращения кафедр нашлись даже среди “военных”. Один из них — преподаватель военной кафедры какого-то ВУЗа, выступая по телевидению, обрушился с обвинёнными в адрес Генштаба: “Мы готовим высококлассных специалистов для армии, а в Генштабе сидят профаны, которые не понимают, что, сокращая кафедры, они наносят удар по интересам Вооружённых Сил!”

Что же, волнения товарищей офицеров с военных кафедр объяснимы. Только вот не за интересы Вооружённых Сил в данном случае они так радеют: терять удобные кормушки в Москве, Петербурге или иных крупных университетских городах, для того, чтобы вновь попасть в строй и служить по-настоящему, да ещё на какой-нибудь отдалённой “точке”, этой публике вовсе не хочется! А вот о том, каких “высококлассных специалистов” они готовят, было уже упомянуто...

Сегодня бесспорно одно: военные кафедры — институт совершенно неэффективный, и упразднять его нужно было ещё лет десять назад. Принципиально иная ситуация с проблемой подготовки офицеров запаса может сложиться в будущем только при переводе ВС РФ на профессиональную основу, если таковой всё-таки будет осуществлён. Но здесь мы касаемся другого, уже гораздо более сложного вопроса: а можно ли стране с вымирающим населением, огромной и малозаселённой территорией, самыми протяжёнными в мире границами и “проблемными” соседями вообще полностью отказываться от принципа всеобщей воинской повинности и превращать свои Вооружённые Силы в профессиональные? Но к этому вопросу мы предполагаем обратиться уже в следующих номерах журнала.


«Вестник РОВС», №5, 2002 г.


Рецензии