Ужин с Аксакалами


  Свадьбу у Алишера проводили 3 дня.
В первый день проходила и не свадьба вовсе,а некая торжественная предтеча к ней.С утра, к укращенному обитой парчей дому первыми подтягивались акса-калы.Шли медленно и с внутренним достоинством, чуть опуская величаво головы на приветствия прохожих.Моложавые утренней свежестью, в новеньких халатах и в черных,расшитыми белым зороастрийским орнаментом,тюбетейках.Каждый со своим ножом и истерзанной доской,на которой и предстоит нарезать морковь для свадебного плова.Им уделяли одну из комнат в доме жениха,( где и предстояло играть свадьбу) и приставляли молодого человека,в данном случае меня.Они заняты морковью,а я тем,что бы их пиалы не пустовали.
  Во дворе у выкапаной ямке резали быка.Старики при этом оставляли свое занятие,подымались тяжело, разминая затекшие ноги и окружив вальщика полукругом, сыпали советами, как по их мнению разделывать тушу.Вальщик лениво слушал,больше из уважения к седине,но делал все по своему-деловито и быстро раскладывая мясо по большим тазам.
 К обеду в казанах уже кипела шурпа и кабоб,ровно столько что бы затравить соседей махалли запахами предстоящего праздника,а свое настоящее искусство повар Мирзо покажет завтра где самым изысканным блюдом будет плов.Жена повара ,полная и расторопная Бибигуль колдовала над кастрюлями с шербетом и халвой трех видов.Между ними метались их дети. Старший Шоди девяти лет деловито рубил хворост и носил воду.Младший Икром пяти лет,в огромных колошах старался успевать за братом,но больше путался под ногами и все время падал.
 Именно завтра поставят столы со скамейками покрыв их цветастыми курпачами,развесят гирлянды лампочек и пригласят музыкантов.К шести вечера свадьба заиграет и зашумит всеми красками и веселье продлиться до глубокой ночи.На столах будут красоваться европейские закуски в перемежку с домашними лепешками и салатами,фрукты в многоярусных корзинах и спиртное.
 С утра,в новом парчевом халате надетом поверх европейского костюма,отец Алишера величаво пройдется по улице,заходя поочередно к соседям с вежливым предупреждением:
-Надеюсь никто сегодня не зажгет очаг в своем доме!Угощаться в этот славный день только за нашим столом!И предупредите невесток своих нерадивых-пусть даже бутерброд-мутерброд перекусить-мерекусить не делают вашим сыновьям ленивым,все на свадьбу!Сегодня я женю сына своего,первенца Алишера,а невесткой в дом беру дочь достопочтенного учителя Абдуллы-Наргизу!
 Наверняка дядя Хаким целую неделю зубрил другое приветствие, написанное его дочерью студенткой Салимой,но вечером на кануне разорвал неподдающийся зубрежки текст и твердо сообщил домочадцам что все равно наденет национальный халат-чапан и говорить будет сам без бумажки.
-Быка зарезал,двух баранов,а завтра еще одного завалим на борьбу значить и козлодрание..Зрелише предстоит серьезное и энергию у зрителей восполнять надо!
 Дядя Хаким вытер пот со лба и с укором глянул на дочь шедшую рядом с подносом благоухающей самсы.Соседи хватали и ели ее обжигаясь дымящей начинкой.Салима улыбалась соседям,прыскала их пристойным шуткам и закатывала отцу глаза-ну и выступил!?
-А приз на козлодрание какой?,-интересуются соседи дуя на откущенную самсу  энергично работая челюстями.
-Цветной телевизор <<Сипе-к-тр!>>-гордо произносит дядя Хаким.Соседи при этом цокают языками,а дочь опять закатит глаза,-а за борьбу мотоцикл <<Юфитер>>.
Дядя Хаким гордо вскинет указательный палец вверх,а дочь чуть не уронет пустой поднос.
-Зухра-ханум,соседушка,моя старуха просит у тебя пиалы одолжить,сама еле с тестом успевает,рук женских не хватает.
Зухра-ханум кладет на поднос бледной студентки дюжину пиал,накидывает платок и бежит помогать соседки.В остальных домах задают те же примерно вопросы и также легко облегчают поднос с самсой,хвалят призы и количество забитого мяса,но каждый из хозяев дворов расшибется в лепешку и сыграет такую же свадьбу.И никто никому не позавидует всерьез.Свадьба ведь для гостей и денег на нее копили ни один год.
Лишь после этого второго банкетного вечера молодые уединятся в отдельной комнате и вся улица погрузиться в тишину.
 А спортивный третий день начнут проводить только после полудня-молодоженам надо выспаться и придти в себя.
 На дворе 1985 год и я как и многие близкие родственники жениха Алишера не за праздничным столом.Унас родственников почетная обязаность-обслуживать это мероприятие.Я как заведенно встану за огромный нагревательный титан и буду заваривать гостям чай.
 Прибыльное это дело скажу я вам!
 Ко мне будут подбегать мальчишки помладше,тоже из числа родственников,с пузатыми чайниками на подносах и орать сквозь музыку:<<Два зеленых,один черный!>>.Мое дело ополоснуть чайник крутым кипятком,бросить в него заказанный сорт заварки и успеть схватить маленького официанта за ухо:-<< тот пузатый дал тебе рубль-гони половину!>>
Иногда продвинутые гости заказывали<<белый чай>>,так называли обычную водку перелитую в чайник.На столах ее завались в бутылках,но прихоть гостей это закон!Но были в моей практике кадры и поинтересней.Как на свадьбе Алима нашего дяди по материнской линии.Сильно захмелевший гость из хлопковых королей подсел ко мне в мой отгороженный шатер с дымящим титаном и долго озирался по сторонам словно хотел открыть мне одному некоторую тайну.Успокоившись закрашенные золотыми болтами пальцы в наколках швырнули пару пачек,запечатанных в банковскую стяжку, советских <<трешек>>.
-Ну-ка сынок вскипяти мне чайник на этих дровишках.
 Он разрывал и подбрасывал в костерок под кострюлькой очередную порцию <<трешек>>,пока вода в кострюльке не вскипела.Один кирпичек швырнул мне под ноги.Я заварил ему чайник и тот кирпичик  подняв вернул обратно.Глаза его сверкнули презрительной злобой,он хмыкнул и удаляясь произнес апатично:<<Ладно!.Будь здоров!Танцовщиц раздарю!>>
Я потом долго наблюдал за ним.С каким наслаждением он пил тот чай!Величаво,с презрением к другим гостям,а испив, бросился танцевать и одаривать музыкантов и все не мог унять этот огонь внутри,рыдал и смеялся,говорил тосты..и был очень несчастлив.
-Ну а куда ему деньги девать?-спокойно,не удивляясь,объяснял мне отец,-<<Волга>> у него есть!Любовницу содержит!Дом самый лучший в районе!..Ну куда еще тратить деньги этим буржуям?Кстати не жалеешь что деньги ему вернул?
-Нет!Хотя все уверяют что следовало бы оставить.
-Раз не жалеешь-поступил правильно.
 Это сказал мне отец,когда мне было двадцать и то же самое скажу я своему двадцатилетнему сыну на такой же поступок,удивлясь такому совпадению и вспомнив аксакалов нашей улицы.
                2
 Свадьбе предстояло быть завтра,а сегодня я чищу морковь со стариками и слежу что бы их пиялы не пустовали.
-Морковь в плове основной компонент сынок,-дедушка Уктам горстью морщинистых ладоней подбрасывает мне наструганых оранжевых горбылей которые не сложишь в ряд и приходиться шинковать по одной,-а иначе бы аксакалам и не доверили.
-Нудная работа.Потому и доверили,-дедушка Расул приехавший с соседней области к зятю имеет право посмеяться над местными обычаями на правах гостя,-толстомордому повару с женой ведь не доверили,они за казанами..еще не бось говорить будут что плохо нашинковали..
-Эх,хорошую свадьбу затеял Хаким,-мой дядя Хурам приспособился крошить морковь одной рукой,-я когда женился так две курицы всего и забил..рис по крупицам собирал.С Ольгой своей только лепешку пресную съели и спать лег-
ли,какое козлодрание?какие подарки тогда?
 Об этой легенде в нашей семье наслышаны все и повторяется она на всех свадьбах наших родственников.
-Меня когда в сорок четвертом списали по ранению,я в Самарканд приехал,отыскал брата младшего и сестру в деддоме,а к ним еще девочка русская прибилась,с Ленинграда.Я значить своих забираю,а она вцепилась в меня,ревет,с ними хочу  и все тут..Ну забрал и ее,а как ей 18 стукнуло предложил ей..так и поженились .
 В 79 году у тети Ольги нашлись ее брат с сестрой в Ленинграде и приехали как раз на свадьбу младшего сына.Приехали и друзья однополчане.Забавно было наблюдать как тетя Ольга,коренная ленинградка,общалась с родными через меня-переводчика...Потом вместе с однополчанами пели фронтовые песни,а совсем разнузданный, казалось бы, ансамбль музыкантов серьезно аккомпонировал им и дядя Хурам,счастливый,гордился:-<<трех молодцов с ней подняли и двух девок,тремя руками общими>>.
-Да.. все верно!-закивали старики одобрительно,-а ныне и руки у молодых целы и родители свои руки прикладывают,а поживут с годик и разводяться. -Позор!-заключил дедушка Расул,словно это касалось только нашей области.
-Позор и есть!-посыпались возгласы,-ведь сколько лет эти деньги копить надо.
 Тут каждый из аксакалов стал приводить примеры позора молодых,один старый гость убеждал всех что у них в области подобных случаев не замеченно.
-Это не позор,а равноправие!-голос у дедушки Хамида тихий,но начнет говорить все затихают,-позор это когда..да вы то все знаете как мне на мою свадьбу заработать пришлось..что заулыбались?не вам,ему молодому расскажу,да гостю нашему из счастливейшей области..позор они видишь ли увидали..так вот исполнилось мне двенадцать когда приехал к нам, в богом забытый кишлак,богатый торговец из Бухары.Нехорошая молва бродила об этом торговце,в дом его никогда не приглашали,а покупали товар его прямо у ворот.Семья наша бедно жила,я старшим был из семерых,только и мечтал уехать в большой город да поесть досыта.Отец мой при смерте лежал и все горевал что не скопил денег мне на свадьбу.<<О какой свадьбе Вы грезете?-причитала мать,-умрете завтра,а нам что есть?Землю нашу продали,долгов наделали играя в кости.Как умрете так я сразу сожгу себя,а детей в пропасть покидаю волкам на съедение.>>Последнее что сделал мой отец ,это продал меня в услужение бухарскому купцу и через час спустив все деньги в кости,умер.Четыре года танцами и прочим исскуством ублажал я этого жирного осла.И не только его,а еще и гостей его на пирушках..Не ревнивый был черт.
 Тут аксакалы прыснули и стали подкидывать язвительные штучки.Я поняв, застыдился и не подымал головы,а у седого гостя округлились глаза и скривился рот.На уроках местной истории в институте мы проходили эту тему,именнуемую<<бачабози>> вскользь,а тут живой очевидец рассказывал о ней не таясь.
-Когда эмир Алимхан уходил со своей многочисленной свитой в Авганистан,мой благоверный и меня стал звать: «Насильно взять не могу,новая власть не одобрит,назовешся племяником!». Я отказываться стал,подумал еще пару лет побалуется и заведет себе новую куклу,а меня в солдаты продаст.Сам отказал ему,а боюсь,нрав у него крут был,убьет думаю,а он смеется:<<Ладно парень,оставайся.У меня и жена третья-Малика ехать не желает...я ей талак прокричал..Даю вам пять золотых на двоих,делите сами.>>Отъехал вроде,а потом гляжу обратно скачет,ну думаю теперь точно убьет. А он коня рядом с нами пришпорил ,хохочет:<< Ты бриться начал,а ее так и не смог обрюхатить>> и ускакал...навсегда.
 Дедушка Хамид провел ножом по точильному камню и продолжил:
-Мы еще полчаса стояли с ней обнявшись и дрожа от страха,а потом решили-пусть нас советская власть новыми людьми сделает,а монеты золотые для наших пятерых деток приберегли..
-Это что!Я вот в 39-ом женился.До войны еще.Влюбился,как и предпологал,на всю жизнь оставшуюся.Унее отец в нашем селе председателем назначен был с области.Прогрессивный человек был,в Москву на собрания ездил,самого Сталина на трибуне видел.Он и дочь свою русским именем назвал-Татьяна,-дедушка Садык произнес ее имя на местный манер с ударением на последний слог хотя русские слова произносил без акцента,-Как-то кино привез нам председатель,без звука,а дочь его коментирует картину,вот там впервые и увидел ее.Она почти рядом сидела,сбоку так,а глаза у самой горят.Я потом везде эти глаза видел.И голос ее как дуновение ветерка теплого...Все стихи о любви прочел и жалко мне стало,что не я их для нее сочинил.Работала она учетчицей и была у нее коляска с лошадью.Так я на работу иду мимо дома ее возле коляски той постою,стихотворенье свое и не свое прочту и потом словно крылья вырастают и самый тяжелый труд нипочем.Стали мы с ней встречаться тайком и у ней  со временем ко мне тоже чувства появились.У нас ведь до нее, в кишлаке нашем дремучем , таких девушек не было.Глаза раскосые и сколько жизни в них!До сих пор могу любоваться ими весь день и поныне вижу весь мир через них.И лицо у нее было  открытое и никакой высокомерной  пошлости во взгляде к нам сельским парням,что часто демонстрировали другие девушки.Ох и ревновал я ее за эту,как мне казалось, доверчивость,а потом понял-не прав,она особая..И что интересно -она ведь чуть картавила в разговоре,так я даже от этого наслаждался,специально передразнивал, шутя, чтобы еще что нибудь говорила...Ну вопщем решился я однажды и пошел к ее отцу-руки просить,думаю человек прогрессивный-поймет,а он мне такой калым загнул,что за всю жизнь не собрать!Издевался гад!Под этот шумок батрака из меня сделал на своих полях,это кроме колхозной каторге.Поговорили мы с Таней и решили сбежать в Сталинабад.Поселились у тети моей одинокой.Паспортов тогда у селян не было,а без них на работу не брали,но я приноровился из глины с соломой кирпичи лепить-на продажу.Начал с того что домик тети расширил,завидев это соседи покупать стали,ну и пошло дело.В столице тогда стали строить много из обоженного в печи кирпича,но и саманный брали с охотой.Его если правильно приготовить,он и в мороз согреет и жару прохладу сохранит,а главное дешев.
Но вычислил нас отец Татьяны.Она на седьмом месяце была,он как увидел ее-рассвирипел,отрекся и от внука будущего и от матери.Меня же два милиционера в тюрму повели и через погода суд состоялся.И за что судят понять тогла не мог.Вроде ничего не украл.Никого не убил.Судья вроде и на нашем языке говорит,а не поймешь-слова какие-то мудренные,Адвокат вроде и помочь мне хочет,а сам как пес трусливый дрожит и бумаги подсовывает -тут,мол,подпиши,здесь согласись.Со мной на родном языке изъясняется,а с судьей на его-непонятном.Дают мне последнее слово.Решил я никого не слушать,а сказать только правду.<<Люди,-говорю,-вы все меня знаете,а кто не знает пусть у соседей спросит.Я с утра до вечера,босыми ногами глину месил,а руками солому в нее подкидывал,да было ли время у меня о плохом думать,Многим я кирпич за бесценок продавал,денег только на хлеб и хватало.Да я и не жалуюсь-нынче все труженники так бедно живут.Хотя отец мой красноармеец Хаким,которого сам курбаши Негмат личным врагом объявил,говорил мне-<<вот сынок,жить тебе придется в счастливое время,где все будут счастливы,сыты и богаты!>>Но умер от ран в 35-ом оставив мою мать с пятерьми детьми...А ведь и Вы уважаемый Судья-хан брали у меня кирпич!Да-да я узнал Вас!Вы пришли с милиционерами,а их главный сказал что Вы большой начальник карающий законом врагов трудящихся и посему для Вас все вокруг бесплатно!А с кишлака сбежали потому что отец моей Татьяны житья бы не дал!Нам умные люди посоветовали-езжайте в столицу,там советская власть!Там помогут!>> Закончил я говорить и думаю,должны отпустить,ведь самую правду сказал!Встает судья и опять на своем странном языке объявляет, что я враг народа,спекулянт и дезертир и  по закону народному надо меня огородить от остальных людей на целых десять лет.Через год  оказался я на Колыме.И пешком вели,и по рельсам везли,и даже на пароходе в трюме покатали.Ох и большая страна у нас.За год научили по-русски сносно говорить,много людей разных встретил-и простых колхозников вроде меня и ученых и военных.У каждого своя правда была,а у государства своя...Ну что думаю раскисать.Осталось мне 9 лет сидеть.Дома меня жена с сыном ждут,надо вернуться!
-А ты в каком там лагере был Садык-ака?-прервал рассказчика дядя Хурам не отвлекаясь от дощечки,-Покойный Алимжан сын Атабека(тут все старики как по команде щепнули-<<царствия небесного ему>>),в 43году оттуда попал в штрафбат и отмыв << кровью >>,далее в моем отделении воевал.В 44-ом его в Польше убило.Я то тогда уже комиссован был.
-Нет Хурам,не встречал такого.А встретив и не признал бы земляка.Вот где   советская власть воотчию уравняла всех.И в правах и в облике и желаниях.Не было там ни русских,ни грузин,ни прибалтов..Один сгоревший лес из тысяч обугленных стволов.Хотя помню как на руках у меня туркмен умерал.Его сваленным деревом зашибло.Все просил меня молитву прочесть,а я кроме:<<Бисмилаху рахману рахим >>тогда и не знал ничего.Этот грех до сих пор на мне.Не научил отец красноармеец молиться.
 Рассказчик хлебнул горячего чая,поблагодарил меня за терпкость и продолжил:-А в 42-ом был у меня случай особый,который и помог мне выжить в дальнейшем.Вся эта каторга ,после того дня ,показалась мне детской забавой.ОДИН ДЕНЬ.И что только не пришлось там испытать,в какие только переплеты не попадал и с блатными и с администрацией,но уже как-то играюче,без злобы на жизнь и людей.Повредил я на кануне локоть в бараке,думал пройдет,как все такого рода болячки проходили,но рука стала опухать с каждым днем все больше.Болит мочи нет терпеть,а в санчасть не пробиться,там блатные окупировали все места и нас<< фашистов>> не пускают.Утром встал,баланды хлебнул и уже на работу гонят,до фельдшера дойти не дают.Боль в руке уже мозг сверлит,а конвоиры с бригадиром и слушать  ничего не хотят<< иди работай!>>.Безразличие ко всему наступило,словно прижала меня  с неба невидимая сила и не могу эту ношу черную с плеч сбросить.А рука с каждым днем все сильнее болит и опухает.Подумалось даже-может броситься,как туркмен тот,под дерево сваленное,что бы разом все мучения кончились.Во время обеда не выдержал,подошел к конвою:<< болит-говорю-рука, топор удержать не могу>>.Повели они меня к своему старшему,а там домик напотленный,жарко и едой пахнет-прямо рай земной!Как думаю простому смертному мало надо.Краюшку хлеба бы сейчас и уснуть прямо здесь,на полу,до утра.Старший распросил меня бегло и в лагерь звонит,тут больной мол,есть ли у вас место санитара,чтобы его туда на работы перевести,на заготовках ,мол,бесполезен.Нет не зашибленный,мол,дистрофик,да по 58,Саидов.И обращается к конвою,если место в лазарете есть,то они меня туда проводят,а если нет-то отведем этого чурека подальше,ну..и за попытку к бегству!Негласный приказ начальника лагеря.Накладно,мол,этих врагов задорма содержать в такое для страны время.Трубку положил и курит себе спокойно.Я как услышал ,так онемел от ужаса-только и твержу губами-бисмиляху рахману рахим..Тут телефон звонит,у меня аж душа в пятки,во рту пересохло,в ушах звенит,старший слушает и головой кивает,кладет трубку и говорит подчиненым,спокойно так:<<Уведите,только подальше.И снегом после припороште.>>Я бросился в ноги к нему:<<Не убивай начальник!Я смогу работать!Смогу!!>>Он мне ногой в лицо с размаху,я по полу катаюсь,ногу его не отпускаю:<<Рабом твоим стану,не убивай!>> А он на подчиненных орет:<<Почему не предупредили что чурек по-русски понимает?>>Тут они меня втроем дубасить стали.Теряю я сознание и страшно мне умирать,держу душу из последних сил и прошу Всевышнего,не молитвой,а обычными русскими словами,оставить меня жить здесь,на этом грязном заплеванном полу,под ударами ног...Очухался,а они сидят,курят,дышат тяжело,смотрят с презрение что столько хлопот им доставил.<<Может его здесь,штыком аккуратно,а потом на санях увезти подальше..А дежурного офицера шматом сала и горилкой раздобрим что бы подписал как при попытке..>>Я опять в ноги к ним,валенки им целую,напугал их видимо они давай прикладами меня по голове..И опять прошу небеса оставить меня на этой земле..Запыхались.Опять курить сели,тут старший говорит:<< Пусть пока валяется до конца смены.Сначало зеков в лагерь погоним,а потом и с ним решим.Гарченко!Дуй сейчас к блатным, организуй свидетелей там,пообещай им чаю что ли,а я пойду с офицером договорюсь.>>Они ушли,а вместо себя молоденького конвоира оставили.Москвич такой ,знаете ли интелегентный, в круглых очках,сел рядом и книгу читает.Мне всегда было непонятно,почему такие вот на вид правильные молодые люди из столицы особенно,так легко реагируют на творящийся кругом ужас.У меня вместо лица месиво,рот порванный без зубов,а он глянет на меня,улыбнется и снова в книгу.И кажется мне что он молитву надо мной читает предсмертную.И такая аппатия у меня ко всему появилась,словно разжал руки,а души  в них и не было вовсе.Вспомнил я Танечку свою и сына в одеяльце, какими в суде запомнил.И мать свою, за отца вероотступника молящуюся и ждущую его невредимым.И новую,выструганную Сашкой плотником,форму для кирпичей.И показалось мне что это все не со мной было,а живу я тысячу лет на этом полу и все чего то ожидаю,ожидаю и ожидаю!А она решилась!Плюнула на новый домострой зарождавшейся новыми баями...Моя Танюша!Потом телефон зазвонил,громко так.А конвойный вроде и хочет взять,но книга больно интересная.Я его ,той злочастной рукой,за полы шинели тяну,все же встал поднял трубку,слышу отчетливо так:<<Крамаренко?!Мать твою!Там Саидов твой живой еще?Тащите его сюда,у меня блатные санитара чухонца зарезали..Место освободилось!>>
 Дедушка Акрам закончил рассказ.Никто из аксакалов не поднял головы и не обронил ни слова.Мне захотелось, тут же, о многом распросить его.В порыве я даже привстал, и заметил ,как одна единственная слезинка капнула с его щеки на доску обмазанную оранжевой мелочью,проложив от глаз радужную черточку.
 -А все же эта советская власть дала нашему народу и много хорошего!,-начал,чуть погодя,бывший школьный учитель дедушка Хамза,-вон какие плотины на реках наших поставили!А земель пахотных ныне сколько?Заводов да фабрик всевозможных наоткрывали!Трудись -не ленись, и живи-не грусти!Мои ученики что в Авганистане служили рассказывали как у них там живут и сравнение,скажу я вам, в нашу пользу.
Аксакалы чуть оживились,распрямили затекшие спины,стали шутить.Меня окрикнули со двора и я пошел по другим поручениям отца Алишера.Беспрекословно выслушав его с почтительно опущенной головой и приложенной правой рукой к сердцу.
 И когда заглянул к аксакалам в комнату чтобы попрощаться,молодой юнец уже разнес им тарелки с терпкой бараньей шурпой.Завидев меня он крепко сжал в кулаке одаренный стариками рубль.Не боись братишка у меня теперь другие чаевые.
 Я шел через нашу родную улицу и в душе мысленно признавался им в теплой благодарности.За судьбу,сложную но выстоянную достойно.За незримый канон и порядок в наших молодых душах что поддерживается их сединой.И за непорваную тонкую нить сквозь которую добродетелью и проходит Жизнь.


Рецензии