Набираться слов и оборотов...

Чехов неустанно работал над собой, обогащая свой прелестный, разнообразный язык отовсюду: из разговоров, словарей, каталогов, из учёных сочинений, священных книг. Запас слов был необычайно громаден. Он и мне советовал: «Пишите, пишите как можно больше. Не беда, если не совсем выходит. Потом будет выходить лучше. Вы пишете чудесно, а лексикон у вас маленький. Нужно набираться слов и оборотов, а для этого необходимо писать каждый день». Александр Куприн. // Читайте Пушкина и Евангелие! Иван Шмелёв. // Лев Толстой серьёзно трудился над выработкой своей художественной речи. Он брал слова из книги протопопа Аввакума, из словаря Даля и пытался найти возможности употребления данного слова, но уже в ином, новом смысле. На протяжении ряда лет упражнялся в сложных грамматических формах, в частности, в деепричастных и причастных. При сложном плетении его фраз они были ему необходимы. Он записывает пословицы, характерные обороты, поговорки: «Произвёл сына в грамоту», «в дуростях спускать не обык», «идучи за солому цепляется», «одна свеча другие зажжёт – сама в своём свете не умалится», «на руку ёрзок был», «ты хочешь вперёд податься, а нога назад отдаёт», «докаялась до того, что еду в грех ставит», «испостился в нитку» и так далее. Записывает предлоги приставные, то есть приставки: на, при, за, у, с, под, от, раз, об, вз, до, в, из, вы, пере, про, по. Пробует, какие глаголы к ним подходят. Делает вывод, что глагол «вести» можно употребить со всеми: навести, привести, завести, увести, свести, подвести, отвести, развести, обвести, взвести, довести, ввести, извести, вывести, перевести, провести, повести. Начинает интересоваться сложными временными формами в русской речи. Записывает упражнения: «А высоко бывало было, подставлял лестницу» и так далее. Упражняется с деепричастными оборотами: «Купивши ружьё, рассмотрев, бросил». «Рассмотревши, купив, не бросил». «Бросивши, не купив, не рассмотрел…» Упражняется в том, как по-разному можно использовать слово: «Я к седлу привык, приобык. Я учению навык. Я спать обык после обеда. Баловаться повык… Обесхлебил, обездомил ты меня…» Он записывает разные определения цвета: алый, красный, червлёный, малиновый, брусничный, вишнёвый, голубой, лазоревый, дымчатый, карий, бурый, жёлтый, песочный, рудо-жёлтый… Следует запись, озаглавленная «эпитеты»: «Бело тело, белы груди, руки. Мать сыра земля. Ясны очи. Красно солнце. Сине море. Белый камень. Ярый воск, ярая пчела. Чёрный ворон…» Когда человек обладает таким богатством, опираясь на исключительное знание народной речи, он может свободно употреблять редкие грамматические формы. По записным книжкам писателя видно, какую гигантскую предварительную работу проделывал он, приступая к новому произведению. Лев Толстой беспрерывно учился. В записных книжках сохранились рисунки всевозможных физических опытов, которыми он занимался, изучая физику. Там записаны разговоры с людьми. Александр Фадеев. // Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке. Чем выше культура, тем богаче язык. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка. Антон Чехов. // Вникай в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, сказке, в псалтыре, в песне песней Соломона. Ты увидишь тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, чарующую силой простоту, изумительную красоту определений. Вникай в творчество народное, держись ближе к народному языку. Ищи простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ несколькими словами. Максим Горький.


Рецензии
Дарю, Анатолий, жемчужины высказываний Александра Пушкина:
1. «Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».
2. «Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку стойкость, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».
3. «Вслушивайтесь в простонародное наречие, молодые писатели, – вы в нем можете научиться многому, чего не найдете в наших журналах... Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают... Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка...»
4. «Обряды и формы должны ли суеверно порабощать литературную совесть? Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа, как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические оковы».
5. «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному».
6. «Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов...»
7. «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей. Без нее блестящие выражения ни к чему не служат».
8. «Истинный вкус состоит... не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
9. «Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность».
10. «Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона».

Асна Сатанаева   26.05.2014 09:29     Заявить о нарушении
Спасибо за щедрый подарок, уважаемая Асна! Разнёс по главам КК.

Анатолий Шуклецов   28.05.2014 10:23   Заявить о нарушении