Индивидуалист - маргинал
прошу оставить отзыв...
Общеизвестно, что существует диктат большинства. Это большинство есть серая, безликая людская масса, состоящая из неприметных обывателей, их связывает между собой коллективное сознание, потребность к приспособленчеству, соблюдение одних и тех же стандартов, шаблонов поведения, готовых формул… И, любой человек, отличающийся индивидуализмом, не идущий на поводу у толпы, становится для традиционного большинства отщепенцем, маргиналом, в общем, чужим, неудобоваримым человеком. Потому что индивидуалист не склонен к конформизму, не подстраивается под всеобщую конъюнктуру, не терпит, когда ему навязывают какие - то порядки, правила, неизвестно кем придуманные. Индивидуалист живёт в своём, относительно замкнутом мире, со своими правилами, убеждениями, иначе он уже не индивидуалист. С другой стороны, не подстраиваясь под всеобщие условия, индивидуалист воспринимается, как противник либеральных ценностей, которые уравнивают большинство… Напрашивается резюме: если личность не склонна к приспособленчеству, то непременно становится маргиналом, изгоем. Между тем, прогрессивное, продвинутое меньшинство осуждает приспособленчество, ставшее синонимом беспринципности и основой унификации общественного сознания, в то же время оно далеко не толерантна к маргиналам, относясь к ним, как к социальному хламу. Некоторая часть сознательного меньшинства относится со скрытым пренебрежением и к несознательному большинству, считая его толпой, чернью, но оба социальных крыла соблюдают одни и те же порядки, ценности, стандарты… Разница заключается лишь в качестве восприятия этих шаблонов. Где же проходит разделительная межа, в частности, между конформистом, индивидуалистом и маргиналом? Кажется, грани между ними слишком размыты. Может это ещё одна антиномия жизни? А может быть следует опираться на теорию относительности?.. Очевидно, что существует подспудная, вероятно, неосознанная, не то скрываемая, не признаваемая нестыковка позиций и даже умеренная конфронтация между большинством и меньшинством… Но мне кажется, что где-то существует гавань, где эти противоречия мирно живут и взаимодействуют. Это, прежде всего, материальные и экономические интересы человека, его потребность в жизненно необходимых, комфортных условиях быта, в социальной защите, которые можно обеспечить лишь в обществе или с обществом, нуждаясь в людях различных профессий и возможностей… Человек, всё же, социальное существо и вне социума он существовать не может, не могут существовать и индивидуалисты. Культура любой эпохи никогда не была однородна. Внутри господствующего большинства, всегда существовали различные общественные группы, с характерным для них сознанием, поведением, языком, а в недрах этих групп всегда зарождались ещё и специфические, автономные культурные парадигмы, отличающиеся ещё более узконаправленной ментальной, поведенческой самобытностью, это носители субкультуры, они и есть индивидуалисты. Я прихожу к неутешительному для себя выводу: индивидуализм, по большому счёту, это лишь призрачное явление, мираж, иллюзия, завуалированное предрассудками самой личности. А индивидуалист – человек, по тем или иным мотивам оградивший себя от реальности, заперев дверь в свой маленький, замкнутый мир, но не перестающий нуждаться хотя бы в виртуальных контактах… Попытки что-то обобщить или разобщить в этой проблематике, загоняют меня в тупик, дводят до состояния когнитивного диссонанса. Тема толпы, черни, поднятая в русской литературе 19 века, когортой креативной общественности того времени, не имеет конструктивного решения или, хотя бы, подхода к ней. Всё общество не может быть в авангарде, считаться элитой. Конечно, креативное меньшинство ведёт за собой массы, оно делает политику, культуру, науку, но чтобы научные и иные идеи внедрить в жизнь в виде материальных ценностей, нужны и люди, которые могут работать руками, производить, исполнять и пр. Большинство и меньшинство взаимодополняют друг друга, представляют с собой симбиоз. Термины – «Чернь», «Толпа», отражают, прежде всего, высокомерие некоторых, продвинутых социальных групп к доминирующему большинству. Но кто его знает, может у такого отношения к массам, действительно имеются свои предпосылки?.. Порой я теряюсь в наблюдениях, догадках. Кажется, что и пренебрежительное, и уважительное отношение со стороны меньшинств к сонму рядовых обывателей сбалансировано, равно мотивированно…
PS.Не все деятели культуры и науки являются индивидуалистами, а среди политиков таковых вообще нет, как раз личности с определённым общественным статусом в меньшей степени являются индивидуалистами. Индивидуализм - не подходящее качество для человека, стремящегося к карьере, признанию. Это свойство, чаще встречается среди личностей без статуса и общественного признания. Лидер не может быть индивидуалистом, а индивидуалист - лидером.
Свидетельство о публикации №214052300528
Светлана Петросян 2 27.05.2014 11:27 Заявить о нарушении