Дневники философа, или Философ на краю бездны

ВСТУПЛЕНИЕ

Возможно, для кого-то окажется странным то, что здесь написано. Я получил эти дневники от моего друга, который пропал несколько лет назад и больше. Его никто не видел и найти моего верного друга уже практически невозможно.

Я публикую его дневники, в которых, по-моему, содержатся умные мысли. Конечно, где-то мой друг жесток. Но он чист перед своей совестью.

Прошу, не судите моего друга строго. Он лишь хотел донести свою мысль…

ЧАСТЬ I. ЗАПИСКИ

ЗАКАТ

Как я устал. Сил больше нет. Ну, ничего: отдохну и вновь поднимусь я. Но что увижу? Какое чудесное явление предо мной? Это тот прекрасный закат…

Вновь и вновь я смотрю на закат. Гляжу на него, и у меня возникает ощущение, что это мой последний закат. Может, радостно встречу рассвет и буду дальше жить, как прежде. А может я встречу рассвет уже совсем другим. Конечно, никто, кроме меня, не поймет этих слов. Конечно, будут грустить мои знакомые и друзья, но года пройдут и память сотрет меня уже навсегда.

О ты, прекрасный закат! Как много дум наводишь ты на меня! Почему я такой? Почему меня никто не понимает? Почему никто не слышит? Может, дело во мне? Я другой? Больной? Может, сумасшедший? Если это так, то я рад этому! Прощай, порочный мир! Я ухожу от тебя...

...Но нет. Я знаю, что это лишь плод моего воображения. Ведь я знаю, что сейчас от меня отошел этот порочный и ненавистный мир. Сейчас прекрасный закат... Такого заката нигде и никогда я не видел. Но я знаю, что завтра, проснувшись рано, я увижу то же солнце, которое будет восходить над миром. И прекрасно понимаю, что я, человек, который ненавидит этот отвратительный мир, после великолепного рассвета буду подчиняться этому мне ненавистному миру. Вновь пройдет день, я буду заниматься тем делом, которым я не хотел...

...И я вновь буду встречать закат. Закат... Я вновь, как призрак, стою у окна и смотрю на закат. Меня никто не видит. Невольно мысль возникает у меня: «А, может, меня уже нет?» Но нет... Я жив. Я всегда буду живым... Вновь и вновь я буду смотреть на закат...

НОЧЬ

Сердце, сердце мое болит… Мне очень страшно. Нет, я боюсь не этой темноты. Я вижу какие-то тени, которые кружат вокруг меня. Я закрываю глаза, но все равно их вижу. Они пляшут вокруг меня, поют какие-то странные песни. Они зовут меня в какую-то, неведомую мне страну. Там все говорят на каком-то странном языке. Я никогда этого языка не слышал, но почему-то, мне кажется, что он мне знаком.

От всего этого кружится голова. Как хочется упасть на кровать и отдохнуть от этих странных личностей. Но нет! Они будят меня и со странной улыбкой куда-то ведут меня.

Немного помучив меня, я соглашаюсь и нехотя иду с ними. Я вижу своими полусонными глазами яркий месяц и несколько звезд. Вокруг была темнота. Я видел только очертания. Я видел темные деревья, дома, в которых уже не горел свет. На улице никого, кроме меня и личностей, которые меня куда-то тащили, не было. Мне было очень холодно и страшно. Я боялся ни темноты, ни странных людей. Я боялся того, что меня ждет. Куда меня они тащили, я не понимал. Только догадывался, но не был уверен в том, что мои мысли верны.

Мы шли долго. Фонари освещали нам путь. Немного взбодрившись холодом и светом фонарей, я попытался увидеть лица моих «добрых» спутников. Вместо лица я увидел пустоту, от которой мне стало страшно.

- Где твое лицо? – невольно спросил я.

- Ты увидел себя. Я твое зеркало. Разве ты еще не понял? – ответил твердым и серьезным голосом тот, которому я заглянул в лицо, – В твоей душе пустота, ты никто. Ты пустота!

- Неправда! – воскликнул я, как обиженный ребенок. – Я личность! Меня все уважают! Меня вечно будут помнить!

- Какой ты наивный, юноша! – ответил мне мой спутник. – Тебя уже через десять лет никто не вспомнит. Тебе все и всегда лгут! И ты такой же! Ты пустота!

Я был поражен. Не мог понять, откуда меня знает этот человек. Пока я думал над этим, мы проделали большой путь. Мы прошли тысячи километров, прошли множества рек, озер, городов... А мы все шли. А эта загадочная ночь все не заканчивалась. Все та же луна светила над нами, звезды висели, а ветер пел свои загадочные песни.

- Пришли! – сказали мои спутники.

Я был поражен. Я увидел бескрайнее поле. По бокам были темные деревья. На поле горел огромный костер, а вокруг этого костра  лежали бледные люди. Я подумал, что они мертвы, но они двигались, моргали глазами. Мои спутники стояли и смотрели на  все происходящее. Я не выдержал и, подбежав и упав на колени около молодого человека, спросил:

- Что с Вами? Вам помочь?

- Что Вы? Мне хорошо! - ответил живым голосом молодой человек.

- Вы бледный и холодный весь, - сказал я, прикоснувшись ко лбу дрожащей рукой.

- Я абсолютно здоров. Хотите выпить? - ответил человек, протягивая мне странную чашу с непонятной жидкостью.

- Нет... Нет... Нет...- ответил я тихим голосом и стал что-то понимать. Я обернулся и увидел все также спокойно стоящих своих спутников.

- Ты же ведь все понял. Ты догадался, - сказал мне знакомый голос одного из "добрых" спутников. - Это наши люди. И ты один из них!

- Нет! - закричал я.

Я стал бежать. Куда я бежал - не понимал. Небо надо мной не менялось: все та же луна, все те же звезды, все то же ночное небо. За мной бежали, но я не сдавался. Как вдруг я ослеп от резкого и яркого света. Я упал. Увидел, как мои бывшие спутники заорали и убежали. Свет утих. Мне стало нехорошо. Я увидел только маленький огонек, но он был так далеко.

Вдруг все потемнело...

Я проснулся в своей кровати. Я смотрел, как ночное небо потихоньку становится утренним. И я еще долго думал: было ли это или нет?

УТРО

Рассвет я встретил около окна. Не спалось мне. Не хотелось выходить на улицу. Что меня ждало там, за окном? Что? Я устал терпеть плевки в спину и в лицо. Почти каждый день меня гонят. Почему они меня осуждают? Разве я причиняю им зло? Или я лгу им? Я просто говорю то, что есть на самом деле. Но мне говорят, что я сумасшедший и что я лжец. Может, это всего лишь моя фантазия? Почему все молчат? Эх, восходящее солнце! Ты рождаешься, чтобы потом умереть! Кому я могу рассказать все, что творится со мной? А что со мной происходит? Что? Может, я начинаю осознавать, что я одинок? Может, меня никто не понимает из-за моего характера или я лицом не вышел? А может все вместе?

О чем я думаю? О чем? Пустословие какое-то!
Как я хочу быть этим восходящим солнцем!  Но недостоин я! Кто я? Никто...


ДЕНЬ

Начался день. Это был обычный шумный день. Я никуда не торопился и шел по городской улице, наблюдая за людьми. Конечно, никто не подозревал, что за ними тайно подглядываю. Это было так интересно. Плюс еще была такая великолепная погода: светило яркое и жаркое солнце, плыли белые облака, небо голубое. Но что-то мне не хватало. Что же? Понять я не мог.

Вдруг я заметил, что я оказался на какой-то незнакомой мне улице. Здесь говорили на непонятном, но красивом языке, автомобили тут не ездили, люди улыбались и были счастливы своим положением. Я был удивлен, ибо не видел таких счастливых людей. Мне стало так интересно, что я пошел дальше по этой тихой и счастливой улице. Вдруг улица закончилась лесом. Тут росли ели, сосны, березы. Я решил идти дальше.

Я шел не так долго. Вышел я на какую-то зеленую поляну. Оказалось, что это холм. Я увидел прекрасный вид. Где-то там, вдалеке, текла река, росли деревья, стояло какое-то село с церковью. Но потом я почувствовал что-то особенное. Здесь все было не так, где я жил раньше. Вроде бы то же небо, облака и солнце. Но что-то меня заставило остановиться и задуматься.

Я сдвинулся с места и пошел, а потом побежал. Я был тогда так счастлив! Я специально упал и неподвижно лежал несколько минут на поляне и, немного щурясь от яркого солнца, смотрел на небо. Я чувствовал спокойствие и умиротворенность. У меня не болела душа. Я впервые был так счастлив и так спокоен. Я решил остаться здесь на всю свою оставшуюся жизнь и не возвращаться туда, где нахалы, эгоисты, преступники и другие, непонятные для меня личности. Здесь была тишина. Эта долгожданная тишина сначала была не привычна для меня. Я затерялся в простоте и тишине. Мне хорошо. Очень хорошо. Я был счастлив...

Но тут ко мне подошел человек. Кто он и откуда я его знаю – говорить не буду. Но я вспомнил этого дорого мне человека. Я был сильно удивлен, увидев тут родного человека. Я его так давно не видел и переживал за него. Этот человек мне улыбнулся и отошел от меня. Я сильно встревожился. Я встал и увидел, как тот человек, которого я так долго ждал, уходил от меня куда-то. Этот прекрасный человек шел неторопливо. Я, с грустью в сердце, спросил:

- Куда ты уходишь? Куда? Ведь я тебя так долго ждал! Останься хотя бы на пять минут! – жалобно и с маленькой надеждой говорил я.

Тут этот прекрасный человек остановился и посмотрел на меня с простой и счастливой улыбкой. У этого человека были чистые глаза. Таких чистых глаз я никогда и нигде не видел.

- Я остаюсь здесь. А ты иди, иди туда, где ты должен быть. Ты через долгие и трудные года вернешься сюда ко мне, – говорил тот прекрасный человек. – Когда ты вернешься сюда, то мы с тобой будем наслаждаться этой красотой вечно и никогда, ты слышишь, никогда уже с тобой не расстанемся. Мы будем бродить по этим прекрасным широтам, наслаждаясь вечно прекрасной погодой, солнцем, небом и облаками. Здесь мы с тобой никогда не будем ощущать ни горя, ни печаль. Ты и я будем вечно счастливы. Только выживи, пройди чеарез года лишений. И я тебе обещаю: мы будем вместе. Обещаю!

Я не мог идти. Я оцепенел. Я не мог ни кричать, ни говорить. С невыносимой болью смотрел, как на долгие и мучительные года уходит тот, кого я так долго ждал. Я смог двигаться только тогда, когда мой долгожданный человек скрылся за горизонтом. Я долго стоял и смотрел на горизонт. А солнце все также ярко светило, небо, облака... Все было по-старому, но не было того, чего я так долго ждал... Я стоял, потом присел. Я не заметил, как вскоре заснул. Проснулся я на скамейке в знакомом мне дворе. Как тут я оказался – не понимаю. Я был разочарован. Опять счастье пролетело мимо меня. Теперь я прекрасно понимал, что мне еще долгие и мучительные годы предстоит пережить, прежде чем я снова попаду туда, где я был счастлив.

В полном недоумении просидел я до заката. Небо начинало становиться вечерним. Солнце, которое так недавно вставало из-за горизонта, вновь садилось. Я прекрасно понимал, что все начинается сначала: закат, вечер, ночь, утро, день... Так было, есть и будет. Ничего не меняется. Только проходят многочисленные времена, меняются стили, здания, умирают и рождаются люди. Неизменным только остается лишь малая, но сильная часть нас...

НОЧЬЮ

Была самая обычная городская ночь. Фонари на улице, как обычно, ярко горели, где-то на дорогах ехали автомобили, шумные компании потихоньку уже расходились по своим домам. И, наконец, настала городская тишина. Эта тишина сильно отличалась от тишины, к примеру, деревенской. Деревенская тишина сильно давит на уши, которые привыкли к городскому шуму.

Все, вроде бы, было как обычно. Двор, пустые скамейки и детские площадки, закрытая калитка школьного двора, фонари, темные окна домов.

Вот это ночь! Какое небо красивое! Жалко, что эта красота душевные раны залечить не в состоянии. Конечно, можно выбраться на какое-нибудь поле и во все горло заорать, помогает. Но хватает не на долго: кто-нибудь разозлит и захочется еще поорать, но стерпишь… Очень печальный круговорот, который мучает все человечество. Мы живем не пойми, сколько лет и до сих толком ничего не умеем и не можем, наступаем все на одни и те же грабли. Поистине человек – самое глупое существо, живущее на планете. Кто из нас, людей, ныне живущих, умеет по-настоящему мыслить, думать, решать и как-то уметь делать все без обмана? Очень маленький процент. Таких людей нужно поискать. Хорошо, если найдешь таких, а если нет? То и до уныния не далеко, а там слезы, а может чего похуже… Думать о таких вещах порой просто не хочется, но приходится. Задаешь себе вопросы…

Зачем красиво одеваться? Зачем покупать какие-то дорогие вещи? Почему нужно кого-то и чего-то добиваться? Разве все это не лишено смысла? Почему все это делают, не пробуя находить смысл? Зачем говорить что-то праздное, если это никому не нужно? Зачем все это? Смысл? Или же я, оскорбленный тысячью людьми, с черствым сердцем потерял смысл? Может он есть? Может, я просто единственный такой черно-белый среди цветных и сказочных событий мира сего?
Ведь в эту прекрасную ночь зачем-то горят звезды и луна. Смотришь на ночной двор и слышишь, как где-то вдалеке ездят автомобили. А самому, кажется, что ты одинок. Ты, наполненный размышлениями, не слышишь рёв автомобилей, а только видишь то, что никого на улице нет, горят фонари, калитка закрыта, некогда бывшие зеленые деревья стали черными и страшными. Тебе кажется, что ты один живешь в этом, казалось бы, сначала, одиноком мире, где нет зла, обмана и клеветы. Ты еще больше наполняешься мыслями, слышишь уже, что где-то играет скрипка, и кто-то танцует вальс. Ох, как они прекрасно танцуют! Если бы все это было на самом деле…

Ты видишь, как на сухом асфальте играют тени деревьев. Тебе уже не страшна ночь, не хочется спать. Хочется только размышлять, думать и самосовершенствоваться. Но больше всего хочется забыться и забыть. Забыть то, что было плохое и начать все с чистого листа. Знаю, что не раз пробовал я начать все сначала, но снова и снова падал. Но самое главное, что я, неподвижно лежащий после падения, вставал и снова начинал все с самого начала.

Какая прекрасная ночь! Скоро сразу мыслей! Не было такого, пожалуй, давно. Печально, что скоро утро, мысли исчезнут, мир проснется, птицы защебечут, фонари погаснут и я, огорченный, отойду от окна и куда-нибудь уйду. Может быть, уйду уже навсегда.

Я уже не раз думал и разговаривал сам с собой на тему моего ухода. Я, почему-то, уверен, что мое исчезновение никто не заметит. Как-то я просто представил себе, что я умер. Да, будут похороны, хорошие слова о том, что «вот какой он был хороший человек, земля ему пухом» и…

…И все. Может быть, будут ходить знакомые на могилу пару раз в год. У кого совесть есть, тот приберется, но и они не долговечны. И они умрут и все, могила моя зарастет, с табличкой на кресте что-нибудь то же произойдет – или время, или люди сотрут мое имя из памяти мира сего – и всё. Как будто и не было никогда меня, не существовал, не мыслил, не любил. С одной стороны – печально, а с другой – мне уже будет все равно. Смерть, может, и не так страшна, как мы себе ее представляем?

Эх, сколько мыслей! Устал, устал. Покоя нет…

ФОТОГРАФИИ И ТЕТРАДИ

Я достал свои старые фотографии и тетради.

Я стал смотреть фотографии, потихоньку кладя просмотренные рядом с собой. На этих фотографиях столько было знакомых и родных лиц. Ностальгия...

Воспоминания... Вот! Вот! Вот с ним я проучился несколько лет. Этот мальчишка... Он со мной сидел за одной партой. Где он? Жив ли он? А вот я им дергал косички и быстро убегал, чтобы они меня не поколотили. Но девчонки лишь смеялись мне вслед. А я радовался. Приятное было время. Хотя, тогда я говорил, что это время гнусное и лучше бы оно прошло. Время прошло и, только теперь, я стал жалеть о своих словах. Но уже слишком поздно. А вот фотография особая. Я тут есть. Тут много людей, но выделяю я своими глазами лишь несколько. Есть тут и тот человек, который встретил меня тогда на поле и ушел от меня, пообещав встречи. Я тут стою с ним совсем рядом, совсем рядом... А вот и те, с кем после школы я шел по тротуарам. Мы смеялись, шутили друг над другом, обижались и снова мирились. Мы смеялись каждый день. А теперь и смеяться не хочется, только плакать. Именно в этот момент я почувствовал одиночество, печаль и обделение. Чувства, которые не каждый почувствовал на своей шкуре.

Я положил фотографии и только одну оставил себе... Только одну...

Я открыл ветхие тетради. Все листы были исписаны моим подчерком, даже обложки. Когда-то мне говорили, что я зря вообще что-то пишу. Говорили, что никому мои рассказики не будут нужны и пора с этим завязывать. Но я не послушал и продолжал писать. И теперь, когда никто не помнит меня, никто мне не пишет, никто не читает мои труды, я думаю: "Неужели были они правы?" Я до сих пор ответить не могу. Я до сих пор мучаюсь, ибо в голове моей множество вопросов, но ответов не нахожу. И вправду один человек сказал, что писателю нужно, чтобы кто-то его читал, ибо для писателя это кислород.

Я подошел к окну и вновь увидел, как наступает очередной вечер. Вновь я бессмысленно проведу остаток дня (а может не бессмысленно) и лягу спать. Я лягу спать с надеждой  в сердце, что хоть кому-то я нужен и что хоть кто-то про меня вспоминает... Конечно, можно давно бросить и забыть все. Но не хочется жить без надежды и Любви в сердце. Слишком, слишком скучно...

ЧАСТЬ II. РАССКАЗЫ ФИЛОСОФА

ВСТУПЛЕНИЕ

В этой части я опубликовываю рассказы моего друга. Они просты, в них кроется смысл, который трудно сразу увидеть...

МУДРЕЦ

О, смутные наши времена! Правду выбросили на помойку, филосовские мысли никому неприемлены. О горе нашему обществу, ибо гнеет оно изнутри!

Но повествование пойдет совсем о другом.

Был конец прекрасного солнечного апреля. Люди гуляли и не задумывались, что будет впереди. Они довольствовались тем, что есть.
Но в одном из московских парков появилась необычная мужская фигура. Кто он? Знают лишь немногие. Это был загадочный человек. Он был в черных начищенных ботинках, в темно-коричневых брюках и пиджаке, одета была белая, как снег рубашка, из-под костюма виднелся кусок жилетки. Его взгляд был необычным, он как-будто смотрел в себя. Мимо него проходили люди и, обрачиваясь, думали, что он жалок, что он одинок и не обрел счастье. Возможно, так оно и было, но на тот момент он был счастлив и жалел не себя, а тех, кто живет в нынешней модной грязи.

Кто он? Его знают лишь немногие. Этого мужчину, лет тридцати пяти, мало кто понимал. Он шел по длинной аллее парка, окруженной газоном и деревьями. Мужчина шел и вспоминал Сарабанду Генделя, думал о том, что было, есть и будет. Он филостовствовал. У него было необычное мнение, но понимали его лишь не многие. Над ним смеялись и считали старомодным миллионы. Он и сам считал себя человеком не из этого времени. Он не обижался на тех, кто его не любил и смеялся. Он прекрасно понимал, что рано или поздно его поймут, что он, тусклая фигура мира сего, был прав. Он не гордился этим, он хотел донести истину, но не был он услышан. Как печально. Не правда ли?

Мужчина, все еще вспоминая Сарабанду Генделя, вышел к дороге. Проехал дорогой автомобиль, который обрызгал филостовствующую фигуру. А он посмотрел лиши вслед уезжающей быстро машине. на его лице не было злобы, была лишь отчужденность от этого мира...

...и он пошел дальше. Он увидел прекрасный храм и понял, где его поймут. Он в тот момент обрел невиданное счастье...

Философ пришел в свой, почти пустой, дом. Квартира была такая маленькая. Но он не расстраивался. Не в этом для него счастье. В комнате, где жила Правда и Любовь, был лишь письменный стол, толстые тетради, перо, чернила, многочисленные ящики и самое главное - прозрачная ваза с красной розой. А в философе ещё торжественной и громко звучала Сарабанда Генделя...

Роза одиноко глядела в окно, наблюдая, как люди чего-то суетятся, что-то делают.

- Зачем? - словно гром, сказал Философ на всю крохотную квартиру своим твердым, но прекрасным голосом.

Одинокая роза и философ печально смотрели на закат и на город. Вдруг философ произнес:

- Закат, закат...Как прекрасно. Город, город...И зачем суета? Может это закат города?

Но никто не слышал его умных слов.

Был прекрасный теплый апрельский вечер. Был замечательный закат. Город засыпал. Город устал от себя. Философ и роза смотрели в окно, наблюдая за всем этим. И никто и не догадывался, что именно философ был счастливым, ибо он с Правдой. Он счастливее богатого, ибо с Философом богатство Великой Правды. Но кто и когда его поймет? Кто услышит грустного Философа? Ведь все заткнули свои уши...

А Философ все стоял и смотрел на закат. И в его голове все громче, четче и торжественнее звучала Сарабанда Генделя...

ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО

«...Лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река...»
М.А.Булгаков

Это был тихий, теплый осенний вечер. Маленькая комната освещена была лишь светом черной лампы. В комнате было темно, только был виден старый коричневый стол с ящиками. Располагались ящики слева. Всего ящиков было четыре. Ручки на ящиках были старые, но красивые.
Стол располагался около стены. Сама стена находилась между двумя окнами. Хоть в комнате было темно, но было видно, что недалеко от окна стояла аккуратно заправленная кровать. Обои были старыми и пожелтевшими.
На самом столе лежала толстая фиолетовая тетрадь. Рядом со столом стоял старый деревянный стул коричневого цвета.
Из темноты вышел молодой человек лет двадцати пяти. Он был высоким, волосы были недлинными и русыми. Он был одет в черную рубашку и в серые брюки… Это был человек Х…
Он сел на стул, пододвинулся к столу. Человек тихо провел рукой по не ровной обложке тетради. Человек Х открыл тетрадь и увидел белоснежный лист. Наверное, на всем белом свете, в тот момент, чище всех был этот белый лист.
На столе лежала обычная черная ручка. Человек взял ее и стал писать о том, о чем молчать больше никак не мог...

Глава I

"...Отчаяние повалило его. На душе у него было до того горько и больно,
до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки,
вылезли из глаз и тут же засохли..."
М.А.Булгаков. "Собачье сердце"

Он взял ручку и начал писать:
«Уныние...Отчаяние...Какие слова! Никаких других слов не приходит на ум от наблюдаемого. Посмотри вокруг: что творится в мире? Друг друга не любим, ненавидим, оскорбляем, плюем, обманываем, предаем и убиваем. Люди давно уже забыли, что такое "добро". Но хорошо помнят, что такое "зло".
Мы все сумасшедшие! Все! До единого! Разве нет? У всех свои суждения, у всех свои пороки и страхи. Глупо тогда осуждать другого. А если осуждаем другого, то мы истинные глупцы! Зачем ругать за то, что сам можешь сделать в любую секунду? Разве не так?
Мы давно должны плакать, а мы все смеемся. Мы смеемся везде, всегда и надо всем. Нам разве интересны проблемы других? Нет, не интересны. Эгоизм, эгоизм погубил нас. Мы не хотим помочь другому, но зато можем посмеяться...
Почему-то грустно и неприятно на душе. Разве все так хорошо, чтобы смеяться? Если бы было все хорошо, то не скрывали бы правду. Разве мы живем счастливо в этом огромном мире? Разве над нами мирное и безобидное небо?
Обман...Чему удивляться? Понятно, почему люди относятся ко всему с осторожностью, даже к добру. Виноваты, конечно, сами люди. Почему? На этот вопрос должны ответить мы сами. Естественно, для нахождения ответа, должен будет произойти долгий, тяжелый, мучительный умственный процесс. Многие придут к ответу. Кто-то признает свои ошибки. А кто-то, когда поймут свои промахи, будут расстроены, возмущены, начнут говорить, что все сказанное - ложь и выдумки. Действительно верна поговорка: "правда глаза режет".
Правду боятся, ненавидят, злословят, пытаются всеми возможностями скрыть ее. Почему? Ведь до сих пор никто так и не смог победить Правду».
Молодой человек положил ручку на тетрадь. Человек Х зевнул, немного посидел, смотрел издалека в окно. Вставать из-за стола ему совсем не хотелось. А тем временем за окном вечернее небо темнело, ветки стучали в окно. Где-то там, за окном, суетились люди, хотя уже устали. Зажглись фонарные столбы и окна домов. Город готовился ко сну, но ещё работал, тратя последние силы. По кровавым дорогам мчались автомобили, где-то стучала своими колесами электричка.
Город засыпал, не зная, что ждет его завтра...

Глава II
"Человек - мера всех вещей"
Философ Протагор
(480-410 г.г. до н.э.)

Он сидел и наслаждался спокойствием. Где-то в комнате тихо тикали часы...
Взяв ручку, Человек Х стал писать дальше:
«Каждый позорит себя злыми делами. Плохой человек - это черная тень на всем человечестве. Если один ошибся, то тень падает на всех. Хотя, если честно, это несправедливо...
Почему-то люди, почти всегда помнят ошибки других, но плохо помнят добрые, светлые дела. Может это из-за нашей гордыни и самолюбия?
Человек - сложное и упрямое существо. Человек почти всегда стремится сделать зло: солгать, обидеть, посмеяться, убить... Список может быть бесконечным. Но нужно помнить, что в каждом человеке есть свет, даже в тиране есть капелька света и добра.
Свет есть даже в убежденном злодее. Просто у кого-то добро - маленький огонек, а у кого-то - большое пламя.
Я видел много на свете людей: и плохих, и хороших. Знаете, я до сих пор удивляюсь людям. Мы такие странные, только немногие поддаются нормальной логике. У всех свои тараканы в голове. Кто-то вообще непонятно как поступает с людьми. Все поступают так, как они считают нужным. Конечно, некоторые думают прежде о других, а потом о себе. Но большинство думают о себе.
Человек, хоть и упрямое существо, но довольно интересное. Человек в течение всей своей жизни что-нибудь познает: так доброе, так и злое. Но интересно всем одно - смерть. Ведь смерть, по сути дела, тоже часть жизни. До сих пор спорят, что там, за занавесом. У каждого свои представления. Но для кого-то смерть - это печаль, уныние. А для некоторых смерть – счастье. Необязательно, что человек идиот или самоубийца. Хотя иногда человек, считая смертью выходом, сильно ошибается. И иногда этот "выход" является "входом" в вечные муки. Но это отдельный вопрос...
Вот умер человек. Лежит он в гробу. Вокруг цветы, венки, люди в черном. Близкие, родственники и знакомые говорят хвалебные речи...Отпустили гроб в землю, закопали...Для многих это неприятно. Но никто не будет спорить, что этого итога никак не избежать.
Продолжим. Вот могила. Стоит или памятник, или деревянный крест. На холмике лежат многочисленные цветы и венки. Постепенно исчезнут все цветы и венки. Будут, может быть, стоять искусственные цветы, а может вообще ничего не будет. Родственники, которые посещали могилу, постареют и тоже отойдут в мир иной. Пройдут года, тебя будут вспоминать все реже и реже, местоположение могилы забудут. И останется человек лишь на пожелтевшей фотографии...
Кто-то скажет, что это пессимистические мысли и не обязательно, что все будет именно так. Да, может я пессимист. Да, может, неправильны мои мысли. Да! Может я сумасшедший! Но разве я солгал? Разве я написал что-то сверхъестественное или что-то невозможное? Разве я солгал?
Смерть очень трудно понять, пока сам ее не ощутишь. Можно всю свою жизнь думать и выяснять состояние смерти, пока не перейдешь черту смертельного состояния».
Он положил свою ручку на тетрадный лист. Человек Х потер глаза, встал, стал бродить по темной, освещенный лишь слабым светом лампы, комнате. О чем он думал - можем только догадываться. Он подошел к окну и стал смотреть в даль...
Город уже почти заснул. На городских улицах было уже мало людей и автомобилей. Уже совсем скоро над городом должна была нависнуть долгожданная тишина...

Глава III
"...Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать..."
Виктор Цой

"...Каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один - жестокостью, другой -
Оравою похвал,
Трус - поцелуем, тот, кто смел, -
Кинжалом убивал..."
Уайльд

Молодой человек глядел в окно. Неожиданно в его светлую голову пришла мысль. Он повернул голову вправо, увидел свой стол и свою тетрадь. Человек Х опустил свои печальные глаза, словно окунулся в самые печальные и самые гнусные воспоминания. Он стоял так около минуты. Потом молодой человек вновь посмотрел на стол, словно решая, писать ему свою новую мысль или оставить ее себе. Решившись писать, он обошел стол. Вдруг неожиданно остановился и стал смотреть в комнатную темноту. Тяжело вздохнув, Человек Х сел на стул, откинулся на старую деревянную спинку и положил руки на колени. Его взгляд был направлен на стену, которая находилась между двумя окнами.
Немного подумав, он пододвинулся ближе к столу, взял ручку и стал писать дальше:
«Любовь - одна из самых важных, приятных, но, в то же время, одно из самых  тяжких чувств в нашей жизни. Именно Любовь заставляет нас страдать и мучиться. Любовь учит, заставляя меняться. Именно Она заставляет прощать и задумываться над смыслом жизни. Если мы на самом деле любим, то готовы будет отдать жизнь за любимых. Тяжело...
Каждому человеку дано это Великое Чувство. Но чем больше мы в болоте погрязаем, тем больше мы поганим чувство Любви. А про безответную и жестокую Любовь и писать не хочется.
Сколько людей умирало, умирает и будет умирать за Любовь! Хотя, это прекрасная смерть! Человеку очень трудно любить всех, даже своих врагов, хотя он должен уметь это делать. Ведь если в каждом будет это Великое Чувство, то будут все в мире друг с другом. Если человек никого не любит, то стоит ли ему жить? Ведь жить - значит любить. А если человек живет без Любви в сердце, то, значит, он живет впустую, бессмысленно прожигая жизнь. Есть ли жизнь без Любви? Нет...»
Человек положил ручку, встал из-за стола и подошел к окну.
Небо совсем потемнело. На землю спустилась ночь. Ветки на деревьях качались, фонари освещали пустые улицы. Иногда проезжал автомобиль или проходил прохожий. Где-то далеко лаяли бродячие псы. Тишина и ночная, городская красота, наконец, воцарились. Почти во всех окнах погас свет. Город крепко спал, не зная, что ждет его впереди. Город наконец-то заснул...

Глава IV
"...Наша публика так ещё молода и простодушна,
что  не понимает басни, если в конце ее не
находит нравоучения. Она не угадывает шутки,
не чувствует иронии; она просто дурно воспитана..."
М.Ю. Лермонтов "Герой Нашего Времени"

Молодой человек стоял у окна и смотрел на спящий, теплый осенний город. Он снова о чем-то думал, держа руки в карманах. Его взгляд был далек, глаза почти неподвижны. Человек Х погрузился в свои воспоминания. Какие это были воспоминания - никто и никогда не узнает. Человек повертел немного головой, зевнул, снова взглянул в окно и сел за стол. Он стал проводить руками по исписанному и по белому листу. В голове у него были философские мысли, которыми он редко делился...
Он закрыл глаза. Нет, Человек Х не хотел спать, хоть за окном была ночь и все нормальные люди спали крепким сном. Молодой человек крепко закрыл глаза для того, чтобы вспомнить свою короткую, но тяжелую жизнь. В этой жизни были свои победы и свои поражения, а ошибки есть у каждого.
Тут он открыл глаза, словно что-то ударило его по голове. Тяжело вздохнув, он успокоился, пододвинулся к столу и так сидел минуты две-три. Воспоминания были неприятными...
Очнувшись, молодой человек взял ручку, но писать сначала не стал. Он снова задумался, но ненадолго. Потом стал писать:
"Наше поколение хуже предыдущих! Что мы за люди? Мы не умеем мыслить, философствовать, слушать, рассуждать. Мы не в состоянии прочитать элементарное и понять простые мысли. Но нам все равно. Конечно, легче сидеть и ничего не делать. Мы заживо гниём. Мы разлагаемся. Уже сейчас по улице мы ходим, как трупы. Только мы от трупов отличаемся лишь тем, что мы говорим, едим, пьем и что-то там говорим. Мы не принимает наследства предков, но ничего не оставляем потомкам. Что мы оставим после себя? Мы рушим фундамент, но хотим построить здание. Мы смеемся над всем, даже над смертью! Нам смешно абсолютно все!»
Вновь он положил ручку, откинулся на твердую спинку стула. Он решил немного отдохнуть.
Город спал...

Глава V
"Сколько б мир я ни пел и не славил, если
что, он забудет меня..."
Игорь Росляков

Человек Х сидел и отдыхал. Комнату все также неизменно освещал слабый свет. Но тут неожиданно погас свет. Стало темно. Молодой человек покопался в своем столе, наощупь отыскал три толстые белые свечи и спички. Поставив на стол свечи, человек зажег их, и комната вновь озарилась слабым светом.
Хоть свет от лампы был лучше, чем от свечи, Человек Х не хотел прерывать свой текст и решил писать дальше:
«Я устал ото всего. Я устал жить. Скучно и не интересно. Я перестал бояться смерти. Конечно, лет через двести меня никто и не вспомнит, но я не стремлюсь стать известным. Я прекрасно понимаю, что меня никто не вспомнит, но это не страшно.
А сколько людей бесследно исчезли! И никто не узнает, как они жили и как умерли.
Да! Я согласен, что я сумасшедший, хотя психически нормальный. Сумасшедший - это не болезнь, а состояние. Но я этого не стыжусь! Мне именно сейчас хорошо...»
Он положил ручку около открытой тетради. Человек сидел и все о чем-то думал, что-то вспоминал. В тетради оставалась лишь одна чистая страница.
Человек подошел к окну и увидел городской рассвет. Ох, как быстро летит время! Кажется, что только минуту назад был вечер. А сам рассвет был прекрасен. Стоят одинаковые дома, похожие на большие коробки. Дороги пустые, людей нет. Кое-где уже горели окна. Только одинокий светофор горел ярким желтым светом. Изредка дул прохладный ветер. Небо начинало светлеть. Город скоро должен был проснуться...


Эпилог

...Тут зажглась лампа. Человек Х все стоял у окна. Он видел этот интересный закат. Молодой человек посмотрел на стол, подошел к нему, потушил свечи и сел на стул. Он смотрел на последнюю чистую страницу. Она манила его.
Немного подумав, человек взял ручку и написал следующие заключительные слова:
«Может, я где-то не прав или слишком утрировал. Но я написал только чистую правду. Я догадываюсь, что мои записи не скоро прочитают, а может их вовсе никто и никогда не увидит. Но ничего страшного! Я и это переживу.
Я ухожу туда, где мне будет хорошо. Меня уже никто не сможет остановить! Я не знаю, когда я прибуду туда, где мне хорошо. Но я стремлюсь туда и надеюсь в скором времени там оказаться. Мне уже становится лучше, но ещё нужно потрудиться. Я ухожу туда, где мне хорошо...»
На этих словах он остановился. Человек Х закрыл тетрадь, открыл второй сверху ящик и положил рукопись. В этом ящике были другие многочисленные тетради. Ручку он аккуратно положил к лампе. Саму лампу он выключил. Человек Х убрал свечи и спички со стола, встал, задвинул стул и подошел к окну. Солнце уже вставало из-за горизонта. Город просыпался, чтобы снова творить новые злые и добрые дела...


ЧАСТЬ III. ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ ФИЛОСОФА

ПЕЧАЛЬ

Никто не может представить себе, как мне отвратительно на душе. Нет, вроде бы пока все хорошо, никто не умер, никакого несчастья. Майское солнце светит все так же ярко, голубое небо разбавлено белыми облаками, дует легкий ветер, птицы за окном моим поют какую-то веселую песню, люди веселятся. Только я, как черно-белое существо, хожу по улицам и толком не понимаю, почему так грустно мне, почему больно где-то внутри.

Возможно, кто-то поймет разрыв моей окаянной души. Ведь только-только стал понимать, почему я вдруг впал в уныние и хочется заорать во все горло в чистом поле. Я так молод, но уже скучаю по прошедшим годам. Там было так хорошо, что я бы не отказался попутешествовать по времени. Вроде бы там была простота, чистота, глубокая мысль и люди, которых уже нет или находятся где-то далеко. Хочется бежать и бежать отсюда, из этого порочного и лживого мира.

Почему-то там, в прошлом, я не думал, что буду так сильно тосковать по ушедшим годам. Мне вообще было все равно как-то на прошлое и будущее. Но прошли года… Может быть, когда-нибудь я буду считать хорошим временем наше настоящее?

ПОСЛЕДНЯЯ ЗАПИСЬ ФИЛОСОФА

Я опубликовал все последние записи Философа. Где сейчас Философ – неизвестно и, скорее всего, он там, где хорошо. Он исчез так неожиданно, да еще и ключи мне подбросил. Я пришел в его крохотную комнату. Был идеальный порядок. Такого порядка я никогда не видел. Но я увидел записную книгу небольшого формата. Именно оттуда я выписал записи, которые написаны выше. Но последняя запись была особой, как бы завершающей. Эта запись – итог его жизни... Да и не только его. Я увидел на последних листках следующую запись:

«Ну что ж! Я стал чувствовать, что я становлюсь счастливей. Я уже не чувствую той острой боли в сердце. Раньше, когда я вовсе не думал о жизни, я хотел сжечь все мосты, ненавистные мне места, жить в свое удовольствие. Ничего этого я сделать не успел, и я этому очень сильно рад.  Я ухожу, но не долго. Вам всем покажется, что исчез, но я буду с вами. Только два друга осталось верных у меня. Но сейчас я в тех местах, о которых вам всем и мечтать не приходилось. Я свободен, я освободился от оков этого порочного мира.

Я смеялся. Смеялся я лишь потому, чтобы никто не увидел жизнь мою и не догадывался о моей истиной сущности. Я бестолков, ума немного, но горя по горло. Мне не раз угрожали, ставя нож около горла. Но я вновь и вновь, на зло врагам, выживал и продолжал жить и творить. С тех пор прошло много лет и те времена, которые казались мне гнусными, стали для меня любимым временем. Только теперь я понял, что время нужно беречь и не тратить его впустую. Но теперь я чувствую, что я свободен, меня освободили от цепей.

Прощайте все! Прощай мир! Я ухожу туда, где вечное лето. Я ухожу, но вернусь. Совсем скоро...»

ЭПИЛОГ, ИЛИ ЗАПИСКА ОТ ФИЛОСОФА

Уже год я не знал, где Философ. И вдруг мне пришла такая записка:

«Я писал, что жив я и всегда буду со всеми вами. Тебе, друг мой, наверное, будет интересно, как я и где я.

Сбылось обещание моего дорого друга, и теперь я с ним гуляю по чистому полю. Я там, где вечное лето, солнце, голубое небо с прекрасными облаками. Здесь село, деревянная старая церковь... Речка чистая течет...  Такой реки нигде не отыщешь... Я живу прекрасно. Мое сердце не болит. Прошли те долгие, трудные года. Теперь мне хорошо. Здесь много прекрасных людей, они слушают, и понимают меня. Они умны и образованы. Таких умных людей я не встречал.
Надеюсь, что мы встретимся. Обязательно встретимся. Я свободен и вольность моя разумная...»


Рецензии