1. Погасшая свеча

Андрей Благовещин*

Погасшая свеча (или пролог)

  Мы ненадолго в этот мир пришли
  И слезы, скорбь и горе обрели.
  Мы наших бед узла  не разрешили.
  Ушли - и горечь в душах унесли.
  О.Хайям

    Света открыла глаза. "Девять часов. Пора вставать... Умыться, позавтракать и за работу... У меня всего лишь два дня. Надо сегодня-завтра доделать хотя бы черновой вариант... В понедельник, наверное, не получится курсовой заняться... Во вторник - зачет..."
- Муся! Иди, ешь свой китекет.
"Пока кашу сварю... рисовую..."
***
    "Так. Где я остановилась?..  А-а. Вот... "С принятием закона РФ "Об образовании" (1992) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки  для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исхо..." (1)
- Муся! Перестань орать!
"Так. Закон исходит из то..."
- Муся!
"Таблетки купить ей что ли? Еще какой-то кот ей в подъезде подвывает..." Света встала из-за стола и подошла к входной двери.
- Ну-ка, Муся! Отойди! Ну! Муся! Иди-иди на кухню.
Света открыла дверь. На лестничной площадке сидел грязный серый кот с оборванным ухом.
- А ну брысь! Давай-давай, иди на улицу!.. Топай-топай!.. Жених... Не оглядывайся... Устроили здесь... кошачий концерт... Дверь получше закрыть...
Выпроводив кота на улицу, она вернулась  в квартиру.
- Муся, ты где?
 "Здесь нет. Не уж-то убежала?.. Не хватало еще, чтобы она мне котят принесла!" Света снова вышла в подъезд. "Внизу ее нет... Может, наверх убежала?" На верхних этажах кошки не было. Дверь, ведущая на чердак, была приоткрыта. "Может она там?"
    На чердаке, который освещался лишь двумя небольшими торцевыми оконцами, царил полумрак. Над головой - паутина, да торчащие отовсюду ржавые гвозди; под ногами - песок, осколки стекла, кирпичи, тряпки, пакеты, обрывки газет, стекловата... И на это море мусора, как на опасную топь, шатким мостом из одного конца чердака в другой были брошены  доски.
- Муся - Муся...
"Куда же ты спряталась?.. Ничего не видать... Да еще эти доски... качаются... Осторожно... Только бы не упасть!.. А это что?"
    Слева, через небольшую дыру в шифере, дневным лучом из темноты выхвачен жилой островок, где из старых курток и другого тряпья приготовлена постель, а рядом - осколок зеркала, одноразовый бритвенный станок, пластиковая бутылка с прозрачной жидкостью, остатки пищи на целлофановом пакете и небольшие часы-будильник в форме домика.
" Неужели здесь кто-то живет?!"
- Мяу, - донеслось откуда-то сзади. Света обернулась.
- А-а! Вот ты где, проказница. Иди сюда... Пошли домой...
- Ну что, нагулялась?.. Будем мыться...
-...Муся! Не кусайся!..
- Теперь тебя вытрем...
- Больше не убегай!..
 "Уже пять часов... Надо дописывать... Где же я остановилась?..  Та-ак... "Закон исходит из того, что образование должно быть направлено на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье..." (1)
***
    Света встала из-за стола и встряхнула руку. "Чайник поставить... А лучше поесть нормально... Половина восьмого уже..." Не успела она дойти до кухни, как зазвонил телефон.
- Алло.
- Привет.
- Здравствуй, Андрей.
- Чем занимаешься?
- Над курсовой сижу... А ты уже написал?
- Да, написал. Сдал уже.
- Зачли?
- Не знаю. На следующей неделе все известно будет.
- Понятно...
- Свет, у тебя же есть вопросы по литературе?
- Да.
- Принеси их, пожалуйста, в понедельник в институт. Я их отксерокопирую или перепишу.
- Хорошо. Принесу.
- Что-то уже читаешь?
- Ну, стараюсь читать, по возможности.
- Ясно. Ну ладно, не буду тебе мешать. Пока. До понедельника.
- Пока.
Положив трубку, Света прошла на кухню...
***
    "Так. Осталось немножко... А остановилась я... на Бруднове... "Путь к идеальному дополнительному образованию детей лежит через любовь... Настала необходимость серьезнейшим образом учиться любить человека и жизнь и учить этому наших детей - учить их жить без насилия и страха, строить отношения по законам гуманизма, учить бережному отношению к человеку и человеческой жизни как высшей ценности. Только любовь вернет человека к себе, только на основе человеколюбия мы сможем объединиться для возрождения отечества...." (1)
    "Уф. Наконец-то!.. Все! Потом останется список литературы сделать..."
   Из подъезда донесся шум и хлопанье почтовых ящиков. "Что это?" Света встала из-за стола, подошла к входной двери и посмотрела в глазок. На лестничной площадке никого не было. Она осторожно открыла дверь и, выйдя из квартиры, взглянула в проем между лестничным маршем. Внизу были видны открытые почтовые ящики. "Опять почту воруют!" Спустившись вниз, она прикрыла все почтовые ящики, которые, как и её, были пусты. "Когда же наконец-то домофон поставят?.. Валя говорила, что ещё в четверг обещали сделать", - подумала она и вернулась в квартиру.
  "Ой, полежать хоть, отдохнуть..." Света потянулась на кровати. "Сколько времени уже? Десять доходит... Почитаем немного и спать". Опустив руку, она взяла с пола книгу...
"Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке - под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: "Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего" Он зачерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: "Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего". Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: "Одинакова вода или одна слаще другой?" Он же ответил: "Одинаковая, госпожа, вода". После этого она промолвила: "Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?" И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям...." (2)
    Света отложила книгу. "Уже второй час. Спать надо ложиться..."
 - Муся, идем спать... Муся!
"На кухне что ли?.. Нету... И тут нет. Неужто опять убежала?.. Но когда?.. И где мне теперь ее искать?.. Среди ночи..." Она накинула куртку и вышла в подъезд.
 - Муся-Муся!
"Куда ж ты убежала?" На чердаке - кромешная тьма.
 - Муся-Муся-Муся!
В ответ - тишина. Света спустилась вниз и вышла на улицу.
- Муся-Муся, - позвала она, вглядываясь в темноту.
    Под фонарем, возле мусорных контейнеров, стояли двое о чем-то разговаривающих мужчин, один из которых - в пальто и шляпе - прятал за спиной дипломат, а второй -  в темном спортивном костюме - держал за спиной похожий на палку предмет, которым вдруг ударил стоящего перед ним по голове. Дипломат выпал из рук. Донесся звон бьющегося стекла. За первым ударом молниеносно последовали второй и третий. Человек в пальто упал. Света вскрикнула. Убийца обернулся в ее сторону. Открыв подъездную дверь, Света кинулась наверх. Остановившись у своей квартиры, она достала ключи. Заскрипела и хлопнула дверь внизу. Ключи выпали из трясущихся рук. "О господи!" Снизу послышались торопливые шаги. "О боже! Скорее! Да открывайся же!.. Наконец-то!.. О господи, что же мне делать?!" Света осторожно посмотрела в глазок. Лестничная площадка, которая погрузилась вдруг в темноту, слабо освещалась через подъездное окно прожектором дома напротив. "Свет выключил". На лестнице появилась темная фигура. Поднявшись на площадку, убийца подошел к ближайшей от него двери справа и замер, прислушиваясь. Через минуту он был уже у двери, за которой стояла Света. "Спокойно. Тихо. Не шевелись. Дыши спокойно". Свете показалось, что он стоит возле ее двери слишком долго. Она закрыла глаза. «Уходи. Уходи". Снова посмотрев в глазок, она увидела, что убийца уже стоял возле соседней двери и обрывал сверху какие-то провода. То же самое он проделал и возле  двери Светы. "Что он делает?.."
 Света облегченно вздохнула, когда убийца стал подниматься вверх по лестнице. Через несколько минут он спустился обратно и направился вниз. Заскрипела и хлопнула  подъездная дверь. "Слава Богу! Он ушел!.. Позвонить... в милицию..." Света подошла к телефону и взяла трубку. Гудков не было. "О Господи! Он провода оборвал!.. Что же делать?!. Да и сотовый, как назло, в ремонте!.. Но если он оборвал все провода на этаже, значит, он не знает, где я живу... И он еще поднимался на верхние этажи... А вдруг он не ушел?..  А вдруг он стоит в подъезде и ждет меня?..  Надо дождаться утра..."
    Не решаясь включить свет, она осторожно прошла на кухню и достала со шкафа спички и небольшой, стоявший на блюдце, огарок свечи, который зажгла и, положив спички на блюдце, также осторожно, прикрывая ладонью пламя, вернулась в комнату, где,  поставив свечу на стол и задернув плотные бордовые шторы, села на кровать.
    "О Господи! Что же делать?.. И какой черт погнал меня на улицу среди ночи? Нагулялась, да нашлась бы... Не сегодня, так завтра... или послезавтра... Дождаться утра... А когда рассветет, подождать, когда кто-нибудь выйдет из квартиры и вместе с ним уже выйти на улицу... и... в милицию... Откуда такая жестокость в людях?.. Такое безжалостное отношение к себе подобным?.. Губят чужие жизни и свои души... Куда катится человечество?.. Падаем в глубокую яму зла и равнодушия, где нет и в помине любви, доброты, сочувствия... и обыкновенной жалости... Превращаемся в безжалостных животных..."
    Она уже спала, когда фитилек растаявшей свечи упал, и комната погрузилась во тьму…
   Света проснулась от скрипа входной двери. "О Господи! Это ОН!"  Она вскочила с кровати и спряталась за шторы, через щель между которыми была видна ее спальня и часть залы. "О Господи! Что я такого сделала? За что Ты так со мной?!" В соседней комнате появилась темная фигура с фонариком в руке. На пороге спальни убийца остановился. Луч карманного фонаря выхватил на мгновение из темноты стол возле двери, кресло, на котором лежал светлый халат, расправленную кровать и лежащие под ней тапочки и книгу, а затем - угол за дверью. Через мгновение убийца развернулся и осторожно направился к выходу. Света облегченно вздохнула и закрыла глаза. "Слава тебе Господи!.. Уходи же скорей... Уходи..."
    Вдруг совсем рядом скрипнула половица. Света вздрогнула. В то же мгновение на ее живот обрушился сильный удар. "Мамочка! Как больно!.. За что?.. Что я ТЕБЕ сделала?.."

Примечания
1- А.К.Бруднов. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей.
2 - Повесть о Петре и Февронии Муромских.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:
http://www.proza.ru/2014/06/04/1934


Рецензии
Зачиталась. А потом пожалела, что это все. Понравилось.ОК.

Кольге   07.07.2014 22:42     Заявить о нарушении
Рад, что понравилось :) С уважением,

Андрей Благовещин   07.07.2014 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.