Рецензия на картину Притча о девах разумных и...

               
Рецензия на картину "Притча о девах разумных и неразумных"

                Автор картины  Иероним Франкен Второй / школа Рубенса, 1612 год/.  Это означает, что  известнейший  художник, гений  того времени Пауль Питер Рубенс,   принял участие в создании этой картины.  Или его эскиз, или сюжет  легли в основу  этой работы,  а также и конечная правка  всей работы по её завершению.
                Картина  написана  по мотивам «Притчи о десяти девах»  /Евангелие от Матфея, глава 25/... Пять  мудрых   дев взяли с собой  светильники и масло для них,  а пять неразумных взяли с собой только светильники на встречу с Господом. У  неразумных светильники погасли, и они пошли за маслом и в это время  пропустили встречу с Иисусом Христом.
                В семнадцатом веке был такой обычай, как бы смотрины.  Девушек приглашали  к жениху. Они располагались  там  и жили несколько дней.  Жених и его родственники,  наблюдая за ними,  выбирали невесту.  Эта притча из Евангелия  и  обычай тех времён взяты за основу  сюжета картины. В обоих случаях невесты ждут жениха…
                Размер этого   полотна  примерно два метра на полтора. Картина  выполнена на холсте маслом в тёмных тонах.   На ней изображены десять девушек.  Сюжет как  бы разделён на две неравные части. В левой  стороне,  занимающей  две трети полотна, изображены пять девушек, которые находятся на  приподнятом постаменте. Эта группа неразумных девушек. Они в богатых красочных одеяниях.  Одна из них сидит в жёлтом платье, в центре картины   и играет на лютне,  другая в королевском жабо   и тёмно-красном  платье играет  на клавесине.  Её красивое лицо повёрнуто к нам.  Совсем близко, у её ног,  брошен  пояс, рядом стоит  кувшин с вином. В левом углу картины,  большая раскрытая толстая книга, но её никто не читает.  Остальные  девушки этой группы находятся  на заднем плане.  Одна только что выпила бокал вина,  другая   положила голову на край  клавесина и спит, третья играет на скрипке. Внизу, на переднем плане,  два разбитых бокала, разбросанные карты,  игральные кубики, заколки. На  открытой крышке клавесина изображены три  обнажённые  фигуры - это Лот совращает своих  дочерей. А на стене тоже висит  небольшая экспозиция, где изображены  голые  девицы. Эти картины несут в себе негатив и поэтому выполнены в сером цвете.  Неразумные  девушки живут одним днём, не заботясь  о духовности своей жизни, не готовя себя к встрече с Господом. Взгляд трёх из них обращён к нам, стоящим у картины. Через века они смотрят на нас, зрителей, а мы на них всех.
                Может показаться по современным меркам, что вобщем-то ничего особенно грешного они не делают. Но если в начале жизненого пути нет веры  в Бога, нет трудолюбия, то конец жизненого пути будет в грехе. Не случайно Иероним Франкен отдал большую часть полотна именно таким неразумным: их большинство. 
                В правой стороне  полотна тоже изображены пять девушек.  Они находятся  не совсем на переднем плане и  несколько ниже, чем группа неразумных дев. Тем самым художник подчёркивает, что  скромность, трудолюбие и набожность не  выставляются напоказ.   Каждая из девушек   занята своим делом: одна вышивает, другая  читает Евангелие, третья наливает масло в  светильник,  четвёртая  только продела нитку в иголку, пятая молится образу  Иисуса.  Один светильник уже  стоит на полу  и в нём горит огонь. Над картиной Христа художник изобразил песочные часы. Здесь надо отметить, что ни песочных часов, ни картины Иисуса Христа мы в интернете  не видим потому, что  тёмные тона почти скрывают эти едва уловимые изображения. Песочные часы  обращают наше внимание на  неумолимый бег времени:  с их написания прошло уже более четырёхсот лет!
               Обе группы девушек находятся в одном большом зале, но они никак между собой не взаимодействуют. Каждая группа сама по себе. По замыслу художника их разделяет  жизненное пространство  проёма.
               На переднем  плане, в центре картины,  изображены театральные маски. Одна маска старухи. Она лежит ближе к неразумным девушкам, подчёркивая  скоротечность красоты.  Другая маска совсем рядом, ближе к разумной группе. Она перевёрнута и это не случайно. Внешняя оболочка не ценна. Важно внутреннее содержание души.
               Светлый большой  проём на заднем плане  символизирует  жизнь вне этого зала. Жизнь, которая  разделит  девушек  на входящих в Царство  небесное и оставшихся за его порогом.  Сверху над  проёмом изображён финал этой земной жизни - божественное  облако, на котором высится излучающая сияние  часовенка  -  вход в  вечную жизнь. Рядом у её стен  стоит «Встречающий»  разумных   девушек, которые пришли сюда с зажжёнными светильниками в руках. В это время на другой стороне часовни неразумные вскидывают в отчаянии руки кверху, прося  Господа, чтобы Он впустил их к себе. Начало жизненного пути без веры, без трудолюбия приводит неразумных дев к их отторжению от вечной жизни в Царстве небесном.   
               Разумные девы, напротив, уже в самом начале своего земного пути находятся в вере, в обычных ежедневных хлопотах о хлебе насущном. Они противостоят мирским страстям с верой в Бога, а поэтому и конечный путь у них уже совсем иной. Обратите внимание, что там наверху, у часовенки, разумные изображены слева, а неразумные справа и чуть поодаль. То есть они поменялись местами на холсте. И это не случайно. В Евангелии от Матфея (глава 19 - 30)гворится: "Многие же будут первые последними, и последние первыми".

Май   2014г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.