сон в предлетнюю жизнь

заметка в трёх действиях (24 мая 2014)

1. Сны, которые нас выбирают
Не так часто, но наверняка и у вас бывали такие сны, просыпаться из которых не хотелось бы?
Утро прошедшего дня стало для меня именно таким. Так сладко-сладко: вокруг какие-то святые места и горы, море и огромный летний лагерь, в котором поместились почти все, кто так или иначе дорог тебе.. и как предательски в этот момент уже светит солнце в окно. Всего лишь очередной сон.
Учеников с утра не было, поэтому можно было позволить себе спокойно вычитать молитвы на чётках и потратить несколько часов на разбор электронных книг.
Наверное, такие сны - это часть того эскапизма, которым я, кажется, болен с детства, - "весь мир из картонных декораций", думалось в детстве, а братья Вачовски это только подтвердили. Компьютерные игры и рисованные миры, воображаемая реальность вокруг нашей загородной школы и заброшенного ипподрома за забором: "там наверняка летающие тарелки прячут под огромными чехлами! Не зря с противоположной стороны у нас огромная военная часть". Потом вырос: "а что же там, за смертью?", и в жизни появились катехизисы, слово Божие и воскресные исповеди. Мусульмане говорят, всем будет по 33 года, там, где-то, все встретимся. Как-то всё это неубедительно звучало. И тут снова эскапизм - "мы все однажды проснёмся на Кришна-локе!", такой вот манифест моих студенческих лет. Мне даже снится стал Вриндаван, и я во сне в женском теле пою на бенгали для Кришны. Хорошие фильмы и книги - тоже вариации эскапизма в те годы.
А в этот день я вспомнил студенчество: установил дополнение к любимой мною в те годы игре про пятых "героев меча и магии" и около часа провёл в других мирах, где-то в холодных землях горных гномов. Потом пришёл один из моихьучеников и заставил вернуться на Землю.

2. Знание, которое нас пробуждает
Закончив занятия, мы с Варшаной прабху поехали на нама-хатту, очередное занятие по Ишопанишад. Разбирали мантры с 11 по 14, и в частности два слова на санскрите, которые в них встречаются: самбхутим и асамбхутим. Баладев Видьябхушана перевёл эти слова как проявленное и непроявленное.
Мадхвачарья переводит эти строки очень логично: тот,  кто поклоняется невежеству, идет в тёмные районы ада, но тот, кто поклоняется знанию, идёт в ещё более тёмные области ада. То есть, если мы культивируем невежество - в этом ничего хорошего нет. Но если мы знаем и не критикуем невежество - это создаёт нам ещё больше проблем.
Другую вариацию его перевода можно представить так: "тот, кто не знает Вишну (Бога) как Создателя, идёт в ад; но тот, кто познаёт Господа как Создателя, но не познаёт как Разрушителя, идёт в ещё больший ад". Почему? Здесь речь уже идёт о непризнании всех аспектов жизни, когда сталкиваясь с проявлением "плохого" в нашем понимании, мы вдруг начинаем критиковать за это Бога.
Но Шрила Прабхупада перевел эти слова ещё более интересно и аллегорично: асабхутим - как "полубоги", а самбхутим - как "безличный аспект Истины".
Асабхутим относится к тому, кто не является независимым. Поклонение полубогам - это аллегорический образ корыстного человека, это карма, по сути. И когда мы творим себе свою же карму, всё больше и больше запутываясь в её сетях, мы неизбежно опускаемся всё ниже по уровням вселенной.
Самбхутим же относится к тому, кто является абсолютно независимым. И, по сути своей, это высшая, последняя стадия гордыни, отрицание материального мира и желание слиться с Господом, а по сути - занять Его место. Это гьяна, культивирование знаний. Путь Истины срединный, когда мы всё признаём и связываем это всё с Богом.
Так к чему я это всё здесь расписываю? Я вдруг понял, что грань между истинным трансцендентализмом и прямой дорогой в самые тёмные области ада, оказывается, очень тонкая. А является ли и мой эскапизм и желание убежать от одной реальности в другую лишь подсознательным желанием занять место Бога?..

3. Змей Мара
По дороге с занятия я попросил Говардхана-лилу прабху высодить меня у городской мечети и я в очередной раз спрятался от реальности на несколько часов в квартире своего одноклассника: мы играли в покер (не на царство и даже не на деньги, только фишки), а потом смотрели фильм до часу ночи (тот факт, что Мила Йовович поддержала идею освобождения наших журналистов из плена ныне-фашистского Киева, заслуживал того, чтобы в очередной раз посмотреть, как она убивает зомби в 3D).
Домой я шёл пешком по уже спящему городу и с любимым альбомом Эпики, "Divine Conspiracy",  в ушах. Опять эскапизм, кто-то от кого-то спрятался, только в этот раз казалось, что весь город спрятался от меня. Ближе к предрассветным часам уже нет этой грязи и шума вокруг, абсолютно пустые улицы и редкие проезжающие мимо автомобили.
Когда я прошёл треть пути и был уже на мосту через реку, я заметил, как тёмные воды в реке начали резко пребывать, пока река не вышла из берегов и не стала подтапливать асфальтированные улицы. Всего несколько секунд, и быстрые потоки мутной воды несли меня по пустым улицам вместе с подхваченным мусором, вырванными деревьями и припаркованными машинами. В конце концов я сдался и оказался на тёмном дне огромного озера. Города Мары больше не существовало, лишь одно огромное озеро.
Здесь на дне я встретил несколько версий утонувшего "меня": вон там я крепкий бородатый семьянин, а вон там я лысый и худощавый - в шафрановых одеждах пытаюсь тщетно заработать копейку другую написанием книг, чтобы отправить что-то своим родным; третий "я" построил истребитель шестого поколения и сам же его испытывает, а четвёртый я лежит пьяный у себя в квартире за старой печатной машинкой... тысячи и тысячи других "я" из параллельных реальностей. Я бы так и захлебнулся бы этими образами, если бы меня вдруг не подхватило тело огромного чёрного змея, который и поднял меня на своей голове на поверхность воды. Я его узнал, это Мара,  мне о нём ещё бабушка рассказывала, и это его озеро: т.е. это не он у нас, а это мы у него тут на дне живём, целый город выстроили.
На Маре я легко доплыл до своего четвертого этажа и через открытое окно нырнул к себе в спальню, записать всё, что сегодня-вчера произошло. Ведь произошло? Ведь правда? Вы верите? Где грань между фантазией и реальностью, сном и жизнью?
Напоследок так и хочется перефразировать одного английского классика:
Мир - это чья-то мастерская,
в нём женщины, мужчины все - приборы.
Занавес. Музыка.

Nothing will be forever gone
Memories will stay and find their way
What goes around will come around
Don't deny your fears
So let them go and fade into light
Give up the fight here
(Epica - Chasing the dragon)


Рецензии