Бюрократическая дубинка

          Рассказ основан на реальных событиях, имевших место в 2007 году.

          Как-то раз меня остановил автоинспектор, проверил мои документы – и обнаружил, что я не произвел замену водительского удостоверения, в установленный законом срок. Водительское удостоверение меняется раз в 10 лет, и я, действительно, пропустил срок его замены.
– Как будем поступать? – многозначительно спросил инспектор.
– Как по закону положено, – ответил я.
          Инспектор посмотрел на меня как на глуповатого человека, потом хмыкнул, составил протокол и изъял мои права. Немного позже я заплатил штраф за «просрочку замены водительского удостоверения» и забрал изъятые права, которые мне предстояло заменить. При замене «старого» водительского удостоверения на «новое» необходимо пройти медицинское освидетельствование, поэтому, первым делом, я отправился в больницу. Освидетельствование прошло без особых приключений: я отстоял все необходимые очереди, сдал нужные анализы, получил одобряющие подписи у всех врачей, и лишь у терапевта вышла небольшая заминка.
          Терапевт долго изучал мои документы, а я рассматривал шприцы, лежащие на его столе.  Наконец терапевт оторвал глаза от документов и спросил:
– Вы знаете, что в стране зафиксировано много случаев заболевания от острой кишечной инфекции? 
– Знаю, в теленовостях об этом говорили.
– Надо бы поставить прививку.
–  Да мне как-то простой гигиены достаточно. 
– Зря вы со мной не соглашаетесь! В медицине лечение заболеваний не главное: главное –  их профилактика и предупреждение.
– Если с вами соглашаться, то выходит, что каждый человек, который ездит за рулем, должен быть привит от кишечной инфекции.  Это же не так?    
–  У меня ведомственный приказ нашего министра. Я вам не подпишу, пока вы не  привьетесь от кишечной инфекции, – поставил ультиматум терапевт. 
            Я задумался: «Прививаться от кишечной инфекции мое право, а не обязанность. Но если начинать доказывать свою правоту, то нужно куда-то жаловаться на терапевта: либо вышестоящему лицу, либо в суд, либо в прокуратуру, либо еще куда-нибудь. Следовательно, минимально необходимый шаг – письменное заявление Главному врачу больницы. И все бы ничего, но пока мое заявление рассмотрят, может пройти много дней; следовательно, разборки с терапевтом могут отодвинуть замену водительских прав на долгий, неопределенный срок. В такой ситуации… разумнее и проще поставить прививку».
            Я согласился с терапевтом и направился в процедурный кабинет. Там мне воткнули иглу, под лопатку. Затем я  вернулся к терапевту, отстоял очередь и получил его подпись. 
            После больницы я отстоял очередь в банке, где оплатил государственную пошлину «за изготовление и выдачу нового водительского удостоверения»; собрал все иные необходимые документы; заполнил заявление, по установленной законом форме, и направился в Госавтоинспекцию города Белокурихи. Отстояв очередную очередь, я попал в кабинет к капитану Редькину. Пока капитан изучал мои документы, я разглядывал резиновую дубинку, лежащую на его столе. Говорят, было диковинное время, когда у милиции совсем  не было дубинок; теперь же в моей голове невольно вертелась мысль: не получить бы этой дубинкой по лопаткам – для профилактики.
           Просмотрев документы, капитан спросил:
– В период с 2004 по 2007 год вы проживали в Санкт-Петербурге?
– Да.
– Я не могу произвести замену вашего водительского удостоверения, так как вы не представили справку о  том, что «вы не лишались водительского удостоверения  в Санкт-Петербурге, пока проживали там».
– Я представил все документы, требуемые законом; такой справки, которую требуете вы, закон не предусматривает, – запротестовал я.
– Ну и что, что закон не предусматривает. Вдруг, когда вы жили в Петербурге, вас лишили водительского удостоверения. Как я узнаю?
– Но я же предоставил вам мое водительское удостоверение, оно лежит у вас перед глазами… К тому же, несколько дней назад ваша организация выписала мне штраф за пропуск срока замены именно этого водительского удостоверения. Вы  же не могли штрафовать меня за права, которые у меня уже давно забрали в Санкт-Петербурге…
– Тогда предоставьте справку, что вы не получали нового водительского удостоверения в Санкт-Петербурге.
– Закон не требует предоставления такой справки.
– Закон не требует, но у нас есть соответствующий приказ нашего министра. Вдруг, пока вы жили в Петербурге, вы получили новое водительское удостоверение, помимо старого. Как мы узнаем?
– Если бы у меня было новое, непросроченное водительское удостоверение, какой мне смысл обращаться в вашу организацию и просить еще одно?!
– Я ничего не знаю, такие случаи у нас уже были. Единственное, что я могу для вас сделать – это позвонить в Санкт-Петербург; если там подтвердят, что вы не получали прав, что вас не лишали прав, тогда выдадим  права. Так что подходите к концу рабочего дня.
            Я стал нервно ожидать вечера. Питер за пять тысяч километров, у меня месяцы уйдут, чтобы добыть требуемую справку. Да и такую справку, пожалуй, никто не даст...
           Вечером Капитан объявил, что он ничего не может сделать и мне необходимо представить справку из Питера. Все еще не веря, что капитан может идти на такое явное нарушение закона, я потребовал письменного подтверждения отказа выдать права. К моему удивлению, капитан сказал, что уже давно это сделал, и вручил мне мое заявление с отметкой о необходимости предоставления справки из Санкт-Петербурга.
           Мне ничего не оставалось делать, кроме как обжаловать действия Капитана, но тут возникла еще одна заминка. Мои родственники, автомобилисты, сильно возражали против моих намерений. Например, мой брат говорил: «Официальное обжалование действий должностных лиц силовых ведомств допустимо в большом городе, а ты живешь в «деревни». Если в большом городе судебные споры с силовыми структурами хоть как-то приемлемы, то в маленьком городке это не уместно. Если ты, хоть раз, докажешь свою правоту в одном месте, тебе десять раз докажут твою неправоту в другом.  Помимо того, что достанется тебе, ты еще и нас под монастырь подведешь». Я понимал, что родственники правы, но набрался смелости, проявил силу воли и составил  письменное заявление на имя начальника городской автоинспекции, где подробно описал: почему действия капитана Редькина являются незаконными.
          Направляясь в автоинспекцию со своим заявлением, я чувствовал себя виноватым перед родными и испытывал очень сильные моральные мучения. Воображение рисовало картины того, как автоинспекторы отыгрываются на моих родственниках. Но произошло чудо: дежурный, осуществляющий прием заявлений, сказал: «Не надо ничего писать, только что звонил капитан, направляйтесь к нему, он выдаст права». Я не стал регистрировать заявление, и в этот же день получил новые права, которые представляли собой точно такую же бумажку, как была у меня прежде, только с другой датой выдачи…
          Разглядывая свои новые права, я так и не мог до конца понять, чего добивался капитан: то ли шоколадку выпрашивал, то ли просто поиздеваться хотел? Но одно я знал точно – быть ему майором.


         


Рецензии