Аромат белых цветов

7 мая 1977 г.

Вспомнила почему-то, как Томка С., с сожалением и даже с полупрезрением глядя на мои стриженые волосы, сказала:"Ты была Мальвиной, а теперь - обыкновенная девушка ХХ века". Сама я так же в своё время говорила Вале:"Была ты Джульеттой, а стала, как все".

Причём, я знала, что Томка так скажет. И вообще, в последний мой приезд в Даугавпилс я многое правильно предугадала: как не узнает меня Валя, как встретит Галка (вот только не предвидела, что Валик Л. бросится ко мне с объятиями - "Кто это? Неужели Вера? А мне её тоже обнять можно?")...

Всё было чудесно, но одно меня почти сразило - то, что снесли кинотеатр "Целтниекс"*. Жаль! Он был такой милый, близкий, сколько фильмов в нём мы пересмотрели! А в сквере возле него весной цвели кусты чудесными белыми цветами. И пахли так, что голова кружилась.

Теперь ничего этого не будет. С нашего 4-го этажа мы должны будем смотреть на какую-нибудь стройку.

Потеря кого-то или чего-то близкого неизгладима. Я ни за что не полюблю дом, что встанет на месте "Целтниекса"!

*Целтниекс (по-латышски celtnieks) - строитель

В ноябре 1957 года в Даугавпилсе на улице Виенибас, где нынче торчат флагштоки и разбит сквер, открылся кинотеатр «Целтниекс».
Рассчитан он был на 408 зрителей, а построен на месте первого двинского кинотеатра «Эден». В 1941-м «Эден» переименовали в «Даугаву», а в начале 50-х вообще снесли. Но имя не пропало, его подарили другому городскому кинотеатру, ныне торговому центру «Даугава».
Здание «Целтниекса» было расположено почему-то ниже уровня площади, а потому к кинотеатру вели ступеньки, которые дожили до наших дней.
Зрителям в сегодняшних полупустых кинозалах трудно поверить, какой огромной радостью это событие стало для тогдашних фанатов кино. Сеансы через каждые два часа с раннего утра до позднего вечера, длинные хвостатые очереди в кассу. Чтобы посмотреть нашумевшее кино «Анжелика-маркиза ангелов», люди были готовы сидеть на приставных местах, и никого не волновало, что новый кинотеатр больше походит на сарай, чем на храм культуры и что в конце сеанса в зале практически нечем было дышать.
 
Еще не заканчивался один кинопоказ, а в «предбанник» кинотеатра начинали запускать очередную партию любителей кино. Фильм заканчивался, распаренный народ вываливался на улицу, а новая партия киноманов занимала еще не успевшие остыть деревянные стулья.
 
Особым спросом в Даугавпилсе пользовались индийские мелодрамы. Сказочная и яркая чужая жизнь, несчастные красавицы, закрученные сюжеты с поющими и танцующими злодеями и героями – это индийские кино, с сеансов которого даугавпилчанки уходили, пряча покрасневшие от слез носы в носовые платочки.
 
Пожалуй, картина была бы неполной, если не упомянуть «полустекляшку» - кафе с громким названием «Парсла» неподалеку от пожарки. Правда чаще ее называли «Снежинкой». Редкий зритель не спешил перед сеансом заглянуть туда и высосать через трубочку коктейль, чтобы потом трубочку продуть и забрать в качестве трофея домой. http://www.nasha.lv/


P.S. 21-23-го мая 2014 г. я вновь побывала в Даугавпилсе. Ничего на месте кинотеатра не построено, а кусты вновь цветут прекрасными белыми цветами и благоухают точно так же, как тогда...

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/25/1707


Рецензии
Вот когда это было во времени.

Снесли кинотеатр "Целтниекс".
Да, жаль, кому он мешал?!
В нем был дух города,
он вписывался в стиль домов,
он был своим, нашим.
Как можно были ему предпочесть
пустырь, лужайку?
"Он был такой милый".

Валентина Томашевская   24.05.2014 22:10     Заявить о нарушении
У меня есть фото среди этих кустов - позавчера снимали...
Зачем снесли кинотеатр, если ничего не построили? Студентам было так удобно туда бегать!

Вера Петрянкина   24.05.2014 22:16   Заявить о нарушении
Помню, "Повторный брак" с Жан-Полем Бельмондо я посмотрела 8 (!!!) раз. :-)

Вера Петрянкина   24.05.2014 22:17   Заявить о нарушении