Метрополия. 27. Неизвестная Финляндия

 Сначала я увидел на потолке пучок красного  цвета, затем стал искать глазами его источник и увидел циферблат электронных часов на тумбочке возле кровати, с быстро мигающими цифрами на дисплее показывающими 8:30, потом мне пришлось вздрогнуть  от  щелчка таймера включившего  плэйер  компакт-диска,  зашипел небольшой фон из динамиков, хорошо слышимый в тишине субботнего утра.
 Раздался  интригующий  перебор  струн, за которым пошли мощные барабанные удары,  отчеканивающие  гитарные  рифы,   вещи „Struck Down“   группы Y&T, 1977 года. Через несколько секунд, я вздрогнул снова, когда неожиданно зазвонил  телефон, тот который мне одолжила Нина, лежащий на тумбочке.
 Догадавшись, что мне звонить может только она,  я мигом стал готовить правдоподобную версию, где я в этот момент нахожусь и что делаю. Четверть минуты я не мог придумать, что соврать, как  телефон прекратил звонить.
Но Нина долго не заставила ждать и самсунговская мелодия заиграла снова.
 
- О моя дорогая, как я ждал твоего звонка ! – елейным голосом, пропел я в трубку, хорошо что Хилья, лежащая рядом, ничего не понимает.

- Привет дорогой! – раздался напористый мужской голос, с сильным финским акцентом.

- Кто это говорит? -  я не врубился, - это возможно какой-то старый знакомый Нины.

- Это я, Аарни из агенства в Муолла.
 
- Я, извиняюсь, ничего не заказывал, -  ещё не проснувшись, я не мог вспомнить кто этот Аарни. – Мы разве знакомы?

- Если вы помните, мы договаривались посетить  дом в Илола, когда и куда мне заехать за вами?

 У меня отлегло, - я вспомнил бюро  недвижимости в аэропорту.

 Маклер говорил так, будто я должен обязательно с ним поехать, хотя мне это сейчас не хотелось  делать, - лишь две минуты назад я только открыв глаза.  Притом я не очень хорошо его понимал из-за акцента.
   
 Но раз проснулся, то надо ехать, тем более что это было для меня важно. Я передал трубку Хилье, что бы она,  на всякий случай всё уточнила и объяснила, где меня забрать. Оказалось, что он приедет примерно через 20 минут, прямо  к этому дому.

 Я мигом встал с кровати,   умылся, позавтракал  какой-то невкусной кашей, которую сонная Хилья, мигом сварила на воде, пока я был в ванной. Ровно в положенное время, Хилья одетая в тренировочный костюм, опасливо глядя в сторону лифта и прислушиваясь к звукам, вывела меня из квартиры, довела до входной двери рядом с которой стояла новенькая KIA Ceed  маклера,  разговаривающего с  кем-то по телефону.
 
 Когда я подошёл к машине, он тут же узнал меня, не отрываясь от телефонного разговора, приветственно помахал правой рукой  и радостно открыл мне дверь. На переднем сиденье лежал ноутбук    „Samsung“ , свёрнутая газета „Leip;souleinen“ и бумажный пакет с откушенной булочкой.
 
 Быстро закончив телефонный разговор и догадавшись, что все  эти вещи,  мешают мне сесть на сидение, он закинул их назад и осторожно, что бы машину не занесло по гололёду коварно припрятанного слоем свежего снега, выехал из двора на узкую дорогу, уводящую нас из микрорайона,  к  центру городишки.  

 Ещё только начинало  светать, хотя уличные фонари пока ещё светились. Я привык, что обычно в Питербурге светает далеко после десяти, а сейчас чуть позже  9 часов.
 С медленным просветлением неба на востоке,  у меня появилось радостное чувство  прихода нового дня, прилив бодрости и одновременно желание  очередных приключений.
 Хилья заранее сообщила  о своей обязанности пойти сегодня на работу и желании меня вечером увидеть. И вот мы едем по городу, который медленно просыпался, в это замечательное,  субботнее утро. По тротуару делали утренею пробежку с лыжными палками жители, ведущие здоровый образ жизни, кто-то выгуливал собак, около магазинов Lidl и Prisma  уже собралось довольно  много машин, багажники которых  поглощали  вновь купленные  продукты в больших и красочных упаковках. Дороги расчищали медленные снегоуборочные машины, от ночью выпавшего, пушистого снега. Просветлевшее небо было уже  голубым, воздух сухой,  морозный. Стройные,  большие, зелённые ели, - вечнозеленые северные пальмы, кучками растущие в жилых кварталах, бережно  удержали на своих ветвях тяжёлые охапки снега.

 В районах Ленинграда, почему то я не  видел  таких высоких елей во дворах, а почему? Ещё было приятно,  заметить полное отсутствие мусора после вчерашней, общегородской пьянки.

 Маклер всё молчал, а  приёмник было настроен на Radio Pooki 90,5 MHz  Viipuri,- как пробежало строкой  на дисплее. Звучала очень приятная песня на финском языке, по-русски душевная.

 Выехав из города, заканчивающегося деревянными домами, мы ехали теперь  по пустому шоссе, проезжая заметённые снегом съезды к хуторам, с установленными почтовыми ящиками  возле дороги. Вскоре, хутора стали располагаться всё чаще друг к другу, затем  появились небольшие, многоэтажные  жилые кварталы. Мы подъехали к крупному посёлку  «Kenneljarvi».  С моста через железную дорогу, слева на удалении трёхсот метров я увидел  две, длинные платформы,и несколько запасных путей, на которых стояли товарный вагоны.

- Это железная дорога на Петроград, - Аарни показал рукой в  ту сторону.

 Я успел разглядеть саму станцию, - маленький, деревянный дом, но выглядевший как новенький  и примыкающая к нему стандартная,  бетонная пристройка 60х годов. Справа от моста, возле железной дороги, виднелся, занесённый снегом футбольный стадион с маленькими трибунами и рекламными растяжками местных спонсоров. Жилые кварталы состояли из одноэтажных, деревянных  домами, разбросанных по лесистой местности. Они  создавали  впечатление,  уютной, размеренной, с хорошо налаженной жизнью, но  без шика провинции. Обочина, по  краям, была  через каждые сто метров уставлена вывесками каких-то фирм, сервисов, схемы проезда к ним, часто и на русском языке.

- Вон там находиться один из заводов компании „Nokia“, -  гордо  показал Аарно на  аккуратный,  двухэтажный дом, похожий на небольшое учреждение.
 На  стоянке, возле входа,  одиноко приютился  маленький   Opel Corsa. 

 Через полминуты, вдали стало вырисовываться  большое пространство, потом появилось громадное,  высотой с шестиэтажный дом стеклянное строение, откуда отчётливо проглядывались настоящие, густорастущие, высокие пальмы.

- Это наш аквапарк, недавно открыли, но входной билет очень дорогой, поэтому сюда ездят  в основном дачники из Петрограда, -  не без гордости сказал Аарни.

 Громадная  стоянка, более чем на несколько тысяч машин и десяток шлагбаумов, свидетельствовали о количестве принимаемых гостей. Но приехавших машин пока было меньше сотни и все с петроградскими номерами.

- А сколько вход стоит?

- 19 евро только заплатишь за вход в бассейн.

Я прикинул, это не слишком дорого, если ходить не каждый день: -А что ещё там есть?

- Около 35 саун, какие хочешь, например  лапландская баня,  по-чёрному, парилки эскимосов  в шатрах, большая финская сауна на тысячу человек, русская парилка с берёзовым веником, тирольская, канадская сауна, тут всё топиться на дровах, никакого электричества. Ну и разные там османские, турецкие, греческие, египетские, но я их не люблю. Самое главное, что там подают своё, домашнее  пиво, которое варится тут же,- издевался Аарно.

- Хочу !

- Когда купишь дом, то я тебя приглашаю отметить в этой сауне сделку, - похоже Аарни тоже был не против.
 
- А женщины, ну … лёгкого поведения там есть? – спросил я, но Аарни похоже не понял о чём я говорю.

- Да женщины есть, но там все люди раздеты.

- А….,   какие расценки на женщин?

- Можно только на них посмотреть   бесплатно.- обрадовал  Аарни.

- Смотреть,  зачем? Что  познакомиться на десять минут нельзя?

- Можно, только трогать нельзя.

- А своих-то, знакомых,  трогать можно?

- Категорически нельзя! – последовало возражение.

- Тогда, это не баня!

- В сауну ходят отдохнуть, помыться, встретиться с друзьями,- объяснял мне Аарни.- А за тем, что  тебе нужно, советую  ехать в Петроград.
 
 Проезжая по перекрёстку с круговым движением, на котором пересекалась дорога к центру города  и наша, которая огибает город по периметру, я заметил далеко слева, белую, высокую башню  лютеранской церкви,  сливающуюся с редкими облачками на небе, а крест на шпиле слегка возвышался над соснами,  растущими вокруг. Затем дома стали появляться всё реже, пока не появился знак конца населенного пункта «Канельярви», а впереди проглядывалось озеро и площадка для отдыха.

 Аарно свернул на неё, что бы купить кофе в небольшом ларьке «Kahvila Aava», торгующим  напитками и сэндвичами. Вид на заснеженную гладь озера „Kannel;rvi“  был изумительным. Тёмным возвышением, выделялся  мыс на противоположном берегу. Как красиво тут должно быть летом! Кроме нас на площадке остановились рыбаки, вынимающие снасти для подлёдного лова. Одеты они были в толстые,  ярких цветов, пуховые костюмы. Сняв с багажника джипа свои лыжи, они тоже купили кофе.

 Мне, бывавшему много раз в посёлке «Победа», сейчас, здесь, абсолютно ничего не напоминало о том, что я видел в 2000 году. Только озеро не изменилось, а в красивой  белой кирхе, стоящей  недалеко от берега, теперь с трудом угадывался, тот полуразвалившийся  кирпичный остов.

 Взбодрившись от превосходного чёрного кофе и пропитанного  хвоёй  воздуха, мы продолжили путь дальше. Только выехав на дорогу, я увидел знак,  населённый пункт «Hotsola». Тут же потянулись дачи, стоящие на большом расстоянии друг от друга по обе стороны дороги.  Это были маленькие, добротные домики с небольшими излишествами как беседки, фасадные украшения, каменные грили с трубами, лодки на прицепах. На многих участках, на шестах, развивались русские флаги, показывающие, кто  хозяева дачи.  Около многих домов был расчищен снег,- значит, на даче живут.
 За дачами появилось несколько больших фермерских хозяйства, с каменными  коровниками,  металлическими ангарами и навесами для техники, но с большими,  старыми, деревянными, крестьянскими домами  с непривычными маленькими окнами второго этажа, а может чердачного помещения. Вот она настоящая  сельская местность!

 Мы подъехали к большой  дорожной развязке. Впереди пролегала скоростная трасса Петроград – Хельсинки.

Мы  въехали на мост, под которым я  увидел современную автотрассу  с двумя отдельными трёхрядными дорогами в каждом направлении.
 
 Спустившись с моста, проехав развязку, мы теперь оказались на более узкой дороге,  широкая обочина которой была расчищена от снега. Жёлтая линия посередине  была начерчена не очень аккуратно, асфальт  был ещё в хорошем состоянии, но старый, местами подлатанный.
 
 Жёлтые знаки с красным кругом,  показывали ограничение скорости «40». Слева должно уже начинаться Нахимовское озеро. Я не думал, что эти края так плотно заселены, вот начинается очередной посёлок «Liikola», дома стоят часто, вдоль дороги по обеим сторонам проезжей части.
 Новенький, многоквартирный дом из трёх  этажей,  кирпичный и с современными панорамными  окнами, был, видимо, не так давно построен в стороне от проезжей части, а три красные, деревянные  халупы, непонятно как сохранившиеся,  надвигались вплотную на дорогу.

 В основном, дома выглядели новыми,   были хорошо покрашены, имели пристроенный  сбоку гараж, высокие крыши.  Просторные участки не были обнесены  забором,  но дома, как бы специально прятались за двумя-тремя берёзками, что бы меньше быть заметными с дороги.
 
 Мы проезжали теперь маленькое озеро, которое было окружено несколькими домиками. Эта живая картина Репина, могла быть названа «Зимний, ясный день».  Кругом ярко сверкал  снег, небо было синее,  тонкая струйка дыма баньки,  подымалась вверх, немного наклонившись  в сторону от озера. Перед крыльцом дома, стоял джип-пикап „Ford Ranger“, c брикетами сена в кузове, которые медленно разгружал, на меленьком погрузчике, сам хозяин. Во дворе бегали дети, играя в снежки  вместе с пушистой собакой, которая радостно вертелась с ними  игриво гавкая.
 
 Неожиданно,  у меня в голове произошло замутнение.  Глаза затмила пелена гари, ослепили яркие всполохи огромного  пожарища на востоке, люди в серых армейских шенелях поливали бензином деревянный сарай, из которого были выведены и громко мычали три коровы, около одной из них ютился маленький телёнок, непонимающе и боязливо прижимаясь  к своей маме. Уши закладывали пронзительные крики женщин, плачь детей, ржание лошадей, слышалась громкая, торопливая речь военных, а временами перебивающий все эти звуки, далёкий грохот артиллерии. Вдруг, над головой  низко пролетел двухмоторный самолёт   СБ-2, средины 30-х годов, с красными звёздами на крыльях и хвосте. Он летел  на  такой малой высоте,   что  можно было различить силуэт одного из пилотов, сидевшего в застеклённом носовом колпаке и стреляющего  куда-то вдаль из маленького пулемёта.

 Вдруг бомба взорвалось совсем рядом с нашей машиной, сильный удар вытолкнул нас, с дороги. Я пронзительно закричал от боли, укрыв голову руками.

- С Вами всё в порядке?- меня разбудил голос Аарно.

- Самолёт уже улетел?- я не понимал, что в те мгновения произошло, но с огромным успокоением обнаружен, что мы целы,  наша KIA была припаркована на обочине, с мигающей аварийкой.  Хутор стоял целым, как и раньше, будто страшной войны, здесь и в помине не было.

- Всё в порядке,  я просто немного вздремнул.

- Но ты меня так напугал, кричал, прятался от чего то, закрывал одновременно  глаза, нос и уши, - я уж собрался врача вызывать.

 Я заметил про себя, что такое видение происходит со мной уже который раз. Странно, но таких правдоподобных видений я никогда, до попадания в этот мир раньше не видел.

- Аарно, понимаешь, я же пью, который день подряд и  у меня с похмелья начинаются галлюцинации.

- А, хорошо понимаю,- как опытный знаток, кивал головой Аарно, - надо тебе прекратить на несколько дней пить, а то у тебя будут серьёзные проблемы.

- Спасибо за совет, попробую, но я

не ручаюсь, что получиться !

 Мы тронулись дальше, на указателе населенного пункта, который  сам пока ещё не обозначился,  было написано «Кауколемпияля» (Kaukolempi;l;). Хорошо зная эти места, мне достаточно было взглянуть на экран навигационной состемы, висевшим перед глазами водителя, что бы понять, что мы проезжали Цвелодубово, - нижнюю оконечность Нахимовского озеро.

- Скоро мы повернём на «Старую русскую дорогу»! - сказал Аарни.
 Навигатор показывал, ещё километров пять-семь до  пересечение со старой дорогой  Ленинград – Выборг, по которой в 70х-начало 80х, проезжали, на красивых автобусах, тысячи финских туристов в Ленинград на выходные дни. Когда открыли трассу «Скандинавия», эта дорога  ст ала быстро приходить в запустение.

- А почему её так назвали?

 Аарни объяснил: - Дорога была построена за много веков до основания Санкт Петербурга. 1)
 
 В начале, по ней везли товары из Швеции в новгородские земли и поселения  на берегах Невы. С 1703 года, по ней уже шли грузы из Финляндии в новый город  Санкт- Петербург, который  тогда активно строился,  потребляя много  продовольствия и строительных материалов. Это  историческая дорога и по ней сделан интересный маршрут для туристов.

- А что на дороге смотреть?

- Древние укрепления в Муолла и Кивинаппа , а в Котакка и Кюурёля интересно посетить  постоялые дворы  средневековой  эпохи.

- Всё ещё они сохранились ?

- Может пара досок с тех времён и сохранилось, а так, наверное, всё заново сделали, в точности как тогда было, построили ресторан, маленькую гостиницу. В Котакка, в ресторане , свободно бегают курицы,  разгуливают   свиньи и другие домашние животные, сено, даже говно лошадей привозят, для запаха, что бы обстановка была оригинальная, в точности как на старом, деревенском постоялом дворе. Во дворе ресторана в Кюурёла выставлены старинные сани, кареты, амуниция. Я особенно советую тебе съездить сначала в Маолла (Muolla), это  центр  нашей волости, где   кстати, возле ратуши  находиться наш офис.  Ещё стоит посмотреть нашу лютеранскую церковь.

М ы уже подъехали к перекрёстку: налево -  Viipuri, направо  - Kivinappa.

 Я с огромным любопытством,  смотрел на дорогу, казалось, что она совсем не изменилась, за все эти годы. Вообще, дороги должны меняться, но только не эта. Да, покрытие ровное, снег на обочине аккуратно расчищен, прямо  как в 70е годы, когда эта маленькая дорога была важной международной трассой, когда по традиции тогдашней советской показухи, её держали в полном  порядке, а в лесу, вблизи автобусных стоянок, в кустах, прятались кэгэбэшники в блестящих, чёрных костюмах, пугая до смерти финских туристок.
 
 Финскую принадлежность дороги, выдавала жёлтая разметка и жёлтые знаки. Ширина была такой же как раньше, стройный сосновый бор совсем не изменился.
 Меня охватывало радостное  предчувствие необычной встречи со знакомым местом, настроение было праздничным, как будто я еду в кратковременный отпуск. И кто этот волшебник, который подарил мне такую интересную  экскурсию?
 Вот,  появилась дополнительная полоса  для поворота на лево, также, как и раньше, встречное движение плохо просматривалось  из-за круто спуска в низ, Аарно притормозил и пропутив встречную машину, быстро повернул по указателям   «Ilola» и «Suulaj;rvi».
 Туда, под гору к озеру вниз, вела совсем узкая дорога,  в точности  такая же, как раньше. Стоял жёлтый знак «40», хотя я раньше по ней ехал на «80».
Хорошо, что Аарно не нарушал,- через триста метров за ёлкой была спрятана камера.
 Ну вот мы и доехали до развилки, перед который  указатель показывал в обе стороны «Ilola». Недалеко,  была маленькая парковка с картой деревни и списком адресов. Мы повернули налево. Мне показалось, что в сосновом бору стоял как и раньше, пионерский лагерь, но приглядевшись, заметил, что это были разбросанные по такому же, как раньше сосняку, дачные домики.

 Вот первый дом посёлка, стоящий вблизи  к  проезжей части, но он был теперь окрашен в желтоватую  краску и обит новой вагонкой. Ещё хозяин установил новые, широкие окна, типа  современных стеклопакетов. На въезде во двор блестел железный почтовый ящик.

 Похоже,  это было настоящее  жилья,а не дача. Дорога спускалась к озеру. Вместо построек старой гостиницы, бани, института ГОИ, стояли обычные,  деревянные  дома, аккуратно обшитые  вагонкой, окрашенные в светлые цвета  и судя по всему стоящих на старых фундаментах.
  По направлению к озеру висел знак «паромная переправа»,  заклеенный красным  скотчем,  рядом -  знак «предел массы 2,5 тонны», а в итоге всю дорогу перегораживал  «кирпич», установленный на временную треногу.
 
 Аарно объяснил странность знаков,- оказывается, летом на противоположный берег ходит паром, а на зиму обустраивают дорогу по льду для легковушек. Но пока лёд был слишком тонкий , из-за переправа полностью закрыта. Мы повернули влево, я легко узнал длинный, с двумя окнами одноэтажный дом, расположенный на пригорке в сосняке вдоль дороги,   очень  хорошо заметный проезжающим. за последнее время, он пережил капитальный ремонт, был поднят на новый фундамент,  имел, как и раньше два меленьких окна, но в новых, белых рамах с широкими наличниками.
 Теперь дом был выкрашен  в цвет разбавленного кофе,  имел новую, железную  крышу и совсем другой дымоход.

 На дороге, по которой мы ехали,  отсутствовало асфальтового покрытия , но тем не менее она была идеально ровной, а через ручьи, теперь, были построены  красивые, каменные мостики. На том месте, где было большое здание подросткового лагеря «Звёзды Карелии» , теперь находился длинный, одноэтажный, деревянный дом, кирпичного  цвета, с громадной летней террасой и крупной надписью „Hotel Karkkola“ , поперёк дороги висел  баннер на русском языке «Аренда коттеджей» с номером телефона,   из сосен  выглядывали небольшие, уютные, бревенчатые  домики с террасами  обращёнными к озеру, вокруг многих из них, был убран снег а рядом стояли машины из Петрограда. Возле  каждого домика находилась  круглая беседка для отдыха.

-Мы почти приехали!- cообщил мне Аарно.
-Да, я вижу!
 
 В лесу, среди голых деревьев, виден крестьянский двор, ещё на подъезде к полуострову. 
 Полуостров  выглядел  зимой  непривычно, на поляне были сложены какие-то распиленные стволы деревьев и колотые дрова.

 В лес, от полуострова, шла дорога налево к хутору, вместе с  линией электропередач, - на новых, бетонных столбах установлены  мощные фонари  для  освещения  проезда к дому и двора. Снег был убран, но за пять метров до крыльца пришлось всё таки оставить машину и пройтись через маленький сугроб, видимо настолько мог приблизиться снегоуборочный трактор.

 Это был, серый, очень старый, построенный  из бруса дом, без обшивки, материал покрытия крыши, из-за слоя снега я не смог определить, но вроде бы это был  обычный, чёрный рубероидом. Дом стоял  как бы параллельно юго-восточному очертанию полуострова, а фасад глядел  на юго-запад, наверное, что бы любоваться феноменально красивым  закатом солнца. Противоположный  торец дома, был направлен к очень живописному, лесному ручью, незамерзающему зимой. На ручье, стояла, как в сказке, бревенчатая  банька, установленная на четыре высоких столбика из круглых булыжников  вместо свай, в стиле избушки на курьих ножках. Из бани можно было выйти  прямо в ручей. 
 Двор состоял из совсем ветхого сарая  без ворот, за сараем была будка туалета из подгнивающих досок, чуть дальше в лесу виднелся настоящий, деревенский,  каменный погреб.

 Тишину нарушало только журчание ручья. Аарно поднял ключ, припрятанный 
 под камнем, возле крыльца и стал открывать  деревянную, очень старую, массивную    дверь с огромной, кованной, металлической   ручкой. Но дверь, видимо отсырела и долго не желала открываться.

 Время затянулось, меня насторожил,  огромный, чёрный ворон, который  с крыши настороженно наблюдал, за нами. Когда Аарно,  умело, поджав дверь топором, предусмотрительно припрятанным под крыльцом, дёрнул ручку на себя, ворон громко каркнул  что-то несколько раз и резко,  шумно махнув  мощными  крыльями, скрылся в лес. Его карканье подхватило раскатистое, лесное эхо. Дверь, наконец, cо скрипом отворилась и мы оказались в просторных сенях,  которые освещала полоска дневного света, проходившая  через полуоткрытую дверь. Но, через несколько секунд, дверь  жутковато заскрипела и сама захлопнулась. Нас неожиданно накрыла непроницаемая темнота. Я толкнул дверь рукой, но она даже не шелохнулась, затем, я ударил её плечом,  она дёрнулась, но не поддавалась, как будто кто-то сильно придерживал её снаружи. Я повторил попытку, ударив по ней, что из силы, - но совершенно безрезультатно.

-Блииииин ! – я услышал  свой же крик, подхваченный чердачным эхом. 
         
1) По материалам книги «Карельский перешеек,- земля неопознанная»
Д.И. Орехов, Е.А. Балашов. Часть 7. Издательство ИКО «Карелия», 2010 г.
Санкт-Петербург


Рецензии