Наглядный урок - сатира в прозе

        Стояла очаровательная и вовсе даже не унылая пора. Ничем не пахнущие червонцы кленовых листьев, шурша, падали на тротуары. Учитель физики Колымской средней школы Лев Иваныч Маузер, небрежно смахивая медь и серебро акаций с кожаного пиджака фирмы  «Чори», торопился на урок. На углу школы продавали душистое и румяное чудо природы. Среди нагромождения ящиков с яблоками и множества людей Маузер увидел ученика девятого класса Стратовича. Раздвигая толпу «дипломатом», Лев Иваныч прокричал:
        – А Вы почему не в школе, Стратович?
        – Здравствуйте, Лев Иваныч! За мной будете, я  на Вас занял, – прозвучал ответ. 
        – А ты домашнее задание сделал? – спросил Лев Иваныч, пробившись к своему ученику.
         –Авоську найдем, не беспокойтесь, – ответил находчивый  Стратович, похлопав себя по карману.
         –Тогда давай повторим прошлый урок,– обратился учитель к  догадливому  ученику.
        В школе прозвенел звонок, и урок начался…
        Инспектор РОНО Семен Семенович Буйвол спешил с проверкой в Колымскую школу. Пробивая брешь в толпе на углу, он случайно ткнул папкой в спину педагога. Тот с кислой миной повернулся, но увидев проверяющего, медоносно пропел:
          – Вы ко мне на урок, Семен Семеныч?
          – Да, а за кем я буду? – хмуро отметил инспектор.
         – А мы вот с товарищем учеником отрабатываем, так сказать, связь теории с практикой по закону всемирного тяготения. И уже обращаясь к Стратовичу, продекламировал:
         – Так что там сказал Исаак Ньютон, когда яблоко упало ему в авоську?
        Инспектор достал из папки толстую тетрадь в красной кожаной обложке и, пристроившись на ящиках  с  яблоками,  начал  «фотографировать»  урок:
30 сентября.
Урок физики в 10 классе. Учитель Л. И. Стратович. Тема урока: закон всемирного тяготения. Наглядность:
яблоки, весы… Окинув толпу взглядом, добавил: тела с различными массами. Создание проблемной ситуации: вопрос учителя…
         – Вы последний? – больно  ткнула в бок Буйвола сухая дама в темных очках. Семен Семеныч промычал что-то среднее между «да» и «я», сдабривая записи в тетради пометками: «великолепно», «хорошо», «удачно». А Маузер продолжал вдохновенно выстреливать фразу за фразой. Толпа, раскрыв рты, наблюдала за взмахами руки педагога. Инспектор записал: учитель великолепно владеет аудиторией.
        Маузер ткнул пальцем в небо и повысил голос:
         – Например, звездные скопления во вселенной или скопления мелких, я бы сказал, ничтожно мелких тел, как в этой очереди… Учитель обвел пеструю толпу взглядом, затем махнул рукой в направлении перекрестка и завершил свой монолог:
        – Независимо от своих размеров и происхождения все они притягиваются друг к другу и создают бо-ольшие скопления.
        – Не скапливайтесь у весов, товарищи тела! – перебила мысль учителя дама в очках.
        Инспектор, воспользовавшись паузой, закрыл рот и записал в тетрадь: удачно раскрыта сущность закона всемирного тяготения. Связь теории с практикой успешно реализована.
         – Яблоки закончились, – подала голос розовощекая работница прилавка перед самым носом Буйвола.
      Толпа, очнувшись, зашумела. Среди расходящихся инспектор увидел удаляющиеся спины Маузера и Стратовича с авоськами, полными душистого чуда природы. Непонятная Семену Семенычу сила рассеяла скопившуюся массу тел, обнажив нагромождение пустых ящиков. Движение на перекрестке возобновилось. Тяжело вздохнув и набычившись, Буйвол внес в красную тетрадь последнюю запись:
        «Урок неудовлетворительный. Метод учителя вызывает сомнение. Природа закона всемирного тяготения до конца не раскрыта».
        В школе прозвенел звонок.  Светофор на углу подмигнул инспектору зеленым глазом, и Семен Семныч, подчиняясь не понятой им до конца силе, направился на другую сторону улицы,  где уже скапливались новые тела вокруг ящиков с бананами.
 
 07.07.1987 г.     Рисунок автора  "Яблоко и червь".


Рецензии