Либерализм и буддизм. Сопоставление

Либерализм — политическая форма индивидуализма. В свою очередь индивидуализм можно определить как социальную форму эгоизма. Именно индивид стоит во главе угла либерализма. Цель либерализма — освобождение индивида от какой-либо идентификации с чем-либо. Если человек идентифицирует себя с чем-то, то он должен подчиниться ему, потеряв часть своей свободы. Государство, нация, народ, класс и т. д. - все это ограничивает свободу человека. Поэтому в идеале все это должно отпасть, оставив в остатке очищенного от отождествляющих связей свободного индивида. Даже семья западным либеральным обществом поставлена под вопрос. Так, родители могут посягнуть на свободу своих детей. Отсюда ювенальная юстиция, где ребенок наделяется весьма широкими правами, нарушение которых может привести родителей к лишению их родительских прав. Даже половая идентификация противоречит свободе индивида. Человек в праве следовать нехарактерному для своего пола сексуальному поведению, менять пол, легитимизировать свои нетрадиционные сексуальные связи. Семья — фашизм, пол — фашизм, вот к чему пришел либерализм.

При рассмотрении буддизма выделим два аспекта: воззрение и этику. Главное понятие в воззрении буддизма махаяны - взаимозависимость. Идея взаимозависимости относится ко второму повороту Колеса Дхармы. Суть воззрения заключается в том, что всё существует взаимозависимо и ни что не существует само по себе. Постигнув это в непосредственно, мы достигнем Пробуждения, которое является предельно адекватным видением реальности. Собственно, понять, что всё существует в зависимости от чего-то, и, в конце концов, от всего остального, несложно. Но это лишь концептуальное понимание, а надо увидеть это на уровне восприятия. С точки зрения буддизма, на уровне восприятия мы делаем ошибку: воспринимая что-либо, мы вырываем его из контекста, наделяя самобытием. В этом и заключается неведение, являющееся корнем сансары. Нам необходимо перестать воспринимать всё, и себя в том числе, самосущностно, а увидеть всё, как взаимозависимые части бесконечного целого.

Этику махаяны, северного буддизма, можно свести к двум идеям — отречение и любовь (сострадание). Кстати, то же самое можно сказать и о христианской этике. Но нельзя сказать о тхераваде, южном буддизме, где есть отречение, но любовь оказалась в тени. Отречение — это отречение от сансары. Буддизм считает, что главное свойство сансары — страдание, сансара плоха на 100%, счастье здесь не найти, поэтому отсюда надо поскорее уйти. Чтобы уйти, надо отвернуться от сансары, не привязываться к ней. Нет привязанностей — нет причины оказаться в сансаре снова.

Любовь определяется в буддизме как желание счастья другим существам. Сострадание – желание, чтобы никто не страдал. Буддист должен проникнуться причастностью к другим, чтобы страдания других воспринимать как свои. И в таком настрое делать всё, чтобы избавить всех от страданий и привести их к счастью. Путь махаяны включает в себя три основных аспекта: отречение, сострадание и правильное воззрение, о котором говорилось выше. Вообще, сострадание и взаимозависимость тесно связаны. Будучи причастными к бытию других, сострадая и сорадуясь им, мы постигаем взаимозависимость сердцем. Но мы можем прийти к постижению взаимозависимости и с другого конца, посредством культивирования правильного воззрения на реальность, распознавая в явлениях их бессамостность. Сострадание ставит новые цели перед буддистом. Теперь он не должен бежать из сансары, теперь он должен спасать всех из этого омута несовершенного существования, бесконечно перерождаясь в силу любви и сострадания.

При сопоставлении буддийских и либеральных взглядов, бросается в глаза то, что независимый свободный индивид либерализма с точки зрения буддизма вообще не существует. Никоим образом. Самосущее "я" - иллюзия, ошибка восприятия, неведение во всей своей красе. Кстати, этот индивид еще и переводится как неделимый, что уже ни в какие буддийские ворота не лезет. Индивид - это ничто, то чего нет. И этот индивид оказывается в центре либеральной идеологии. Эта идеология освобождает человека от всего человеческого, превращая его в постчеловека, сползающего в бездну небытия. Вектор буддизма совершенно противоположный. Он освобождает человека от его кажущейся ограниченности, открывая ему его подлинное безграничное начало.

Что касается этики, то и здесь прекрасно видна диаметральная противоположность буддийских и либеральных ценностей. Вместо отречения мы видим раздутое эго, собственничество, отчуждение. Вместо свободы от эго - свобода эго. Таков либеральный проект с его потребительством и жаждой наживы. А любовь? Любовь она тогда есть, когда человек чувствует свою причастность к бытию других. Он не отчужден, он сопричастен. Есть замечательное слово - народ. Это больше, чем нация, класс, население, и это не абстрактное всечеловечество, которое так чтут либералы-космополиты. Считая себя частью народа, человек выходит за рамки своей ограниченности. Он - часть большой семьи, где все братья и сестры. И если надо будет, он погибнет за них. «Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15, 13). А к чему причастен либерал? - К самому себе. Максимум к своей семье. Да и то это анахронизм, который пора уже преодолеть. Поэтому либерал никогда не станет частью народа. Народ растопчет его свободу, заставит поехать на картошку. Может, он будет тешить себя мыслью, что он любит всех живых существ, всё человечество. Непонятно только, как это можно осуществить, не будучи способным полюбить даже собственный народ.

Итак мы видим, что либерализм полностью противоположен буддизму. Либерализм - это антибуддизм. Вместо взаимозависимого существования он утверждает независимого индивида, вместо отречения - эгоизм и потребительство, вместо любви - отчуждение. Посмотрите на Запад, поглощаемый тьмой, на который так молится либерал, это все его характеристики. Теперь эта тьма наползает на нас.


Рецензии
Все не совсем так. Либерал озабочен не только личными свободами, его очень волнует состояние всего либерального СООБЩЕСТВА. Потребленчество это весьма низкий аспект либерализма, не охватывающий целого. В буддизме забота о всех окружающих явно позднее добавление. Сущность буддизма именно отречение от сансары, заполненной демонами под видом людей и животных и от взаимозависимости, как свойства именно сансары. Взаимозависимость это для простонародья, буддист предпочтет одинокую нищету и медитацию, а не разные там партсобрания, столь любимые простонародьем.

Александра Савинцева   17.08.2017 03:02     Заявить о нарушении
Вы пишете: "В буддизме забота о всех окружающих явно позднее добавление." Откуда такая уверенность? Как я понимаю, такой взгляд бытовал в где-то до середины прошлого века, потом от него отказались. Махаянские идеи были изначально в буддизме. Где доказательства что их не было? Тхеравада признает Джатаки, рассказы о прошлых жизнях Будды, когда он был бодхисаттвой. А откуда берутся бодхиссатвы? Что надо сделать чтоб стать бодхисаттвой? Надо развить любовь и сострадание. Т.е. чтоб стать буддой надо развить заботу обо всех окружающих. Таким образом буддизм просто невозможен без такой заботы. В Ламриме Цонкапы говорится о трех типах религиозных личностей, которые отличаются разной мотивацией. Целью личности с низшей мотивацией является хорошее перерождение. С этой целью практикуется Дхарма, с акцентом на нравственном поведении. Средняя личность стремится к освобождению из сансары, отрекаясь от нее. Цель высшей личности - спасение из сансары всех живых существ. У кого больше отречения, у высшей или у средней личности? Средняя личность думает только о собственном освобождении, а высшая становится средством для освобождения других, можно сказать - приносит себя в жертву их благу. Чтобы стать бодхисаттвой надо зародить бодхичитту, мотивацию высшей личности - достичь Пробуждения ради блага всех существ. Заметьте, цель не Пробуждение, а благо всех. Пробуждение лишь средство. Мы не способны эффективно помогать другим и вытаскивать их из сансары пока не пробудились. А желание счастья другим и есть любовь. Без любви или сострадания не может быть бодхисатвы, без бодхисаттвы не может быть будды, без будды не может быть буддизма. Так что не надо песен, что "В буддизме забота о всех окружающих явно позднее добавление." Далее - "Сущность буддизма именно отречение от сансары, заполненной демонами под видом людей и животных и от взаимозависимости, как свойства именно сансары." Отречения никто не отменяет, это необходимое условие для освобождения из сансары, которое развивается на уровне средней личности. И отречение необходимо для развития любви. Настоящая любовь не ищет своего, а ищет блага для других. Отречение и любовь - вот сущность буддизма. И это, как мы видим, вполне логически обосновывается. Те кто не желают заморачиваться с любовью и состраданием могут прекрасно освободиться из сансары, руководствуясь отречением. Что мы и наблюдаем в южном буддизме, тхераваде. Сансара плоха не потому что в ней рыскают всякие демоны. Она плоха т.к. ее свойством является страдание. Есть страдание страдания, страдание перемен и всепроникающее страдание. Первое касается самого факта всевозможных страданий, которые мы испытываем в жизни. Второе того что все наше относительное счастье рано или поздно заканчивается. Третье связано с тем что мы ограниченные существа. Ограниченное существо обречено страдать. В силу ограниченности ему постоянно чего-то не хватает, оно постоянно в состоянии жажда (тришны), которая далеко не всегда удовлетворяется. Так что любовь и сострадание это не учение простонародного буддизма, а высшее учение буддизма, являющееся причиной появления в мире будд. Цонкапа ничего этого не придумал. Весь его Ламрим - компоновка того что было сказано до него Буддой и буддистскими учителями.

Дмитрий Марютин   20.08.2017 21:10   Заявить о нарушении
Сострадание это привязанность к миру демонов, а потому противоречит 4 истинам.

Александра Савинцева   26.08.2017 02:01   Заявить о нарушении