Либерализм и буддизм. Сопоставление
При рассмотрении буддизма выделим два аспекта: воззрение и этику. Главное понятие в воззрении буддизма махаяны - взаимозависимость. Идея взаимозависимости относится ко второму повороту Колеса Дхармы. Суть воззрения заключается в том, что всё существует взаимозависимо и ни что не существует само по себе. Постигнув это в непосредственно, мы достигнем Пробуждения, которое является предельно адекватным видением реальности. Собственно, понять, что всё существует в зависимости от чего-то, и, в конце концов, от всего остального, несложно. Но это лишь концептуальное понимание, а надо увидеть это на уровне восприятия. С точки зрения буддизма, на уровне восприятия мы делаем ошибку: воспринимая что-либо, мы вырываем его из контекста, наделяя самобытием. В этом и заключается неведение, являющееся корнем сансары. Нам необходимо перестать воспринимать всё, и себя в том числе, самосущностно, а увидеть всё, как взаимозависимые части бесконечного целого.
Этику махаяны, северного буддизма, можно свести к двум идеям — отречение и любовь (сострадание). Кстати, то же самое можно сказать и о христианской этике. Но нельзя сказать о тхераваде, южном буддизме, где есть отречение, но любовь оказалась в тени. Отречение — это отречение от сансары. Буддизм считает, что главное свойство сансары — страдание, сансара плоха на 100%, счастье здесь не найти, поэтому отсюда надо поскорее уйти. Чтобы уйти, надо отвернуться от сансары, не привязываться к ней. Нет привязанностей — нет причины оказаться в сансаре снова.
Любовь определяется в буддизме как желание счастья другим существам. Сострадание – желание, чтобы никто не страдал. Буддист должен проникнуться причастностью к другим, чтобы страдания других воспринимать как свои. И в таком настрое делать всё, чтобы избавить всех от страданий и привести их к счастью. Путь махаяны включает в себя три основных аспекта: отречение, сострадание и правильное воззрение, о котором говорилось выше. Вообще, сострадание и взаимозависимость тесно связаны. Будучи причастными к бытию других, сострадая и сорадуясь им, мы постигаем взаимозависимость сердцем. Но мы можем прийти к постижению взаимозависимости и с другого конца, посредством культивирования правильного воззрения на реальность, распознавая в явлениях их бессамостность. Сострадание ставит новые цели перед буддистом. Теперь он не должен бежать из сансары, теперь он должен спасать всех из этого омута несовершенного существования, бесконечно перерождаясь в силу любви и сострадания.
При сопоставлении буддийских и либеральных взглядов, бросается в глаза то, что независимый свободный индивид либерализма с точки зрения буддизма вообще не существует. Никоим образом. Самосущее "я" - иллюзия, ошибка восприятия, неведение во всей своей красе. Кстати, этот индивид еще и переводится как неделимый, что уже ни в какие буддийские ворота не лезет. Индивид - это ничто, то чего нет. И этот индивид оказывается в центре либеральной идеологии. Эта идеология освобождает человека от всего человеческого, превращая его в постчеловека, сползающего в бездну небытия. Вектор буддизма совершенно противоположный. Он освобождает человека от его кажущейся ограниченности, открывая ему его подлинное безграничное начало.
Что касается этики, то и здесь прекрасно видна диаметральная противоположность буддийских и либеральных ценностей. Вместо отречения мы видим раздутое эго, собственничество, отчуждение. Вместо свободы от эго - свобода эго. Таков либеральный проект с его потребительством и жаждой наживы. А любовь? Любовь она тогда есть, когда человек чувствует свою причастность к бытию других. Он не отчужден, он сопричастен. Есть замечательное слово - народ. Это больше, чем нация, класс, население, и это не абстрактное всечеловечество, которое так чтут либералы-космополиты. Считая себя частью народа, человек выходит за рамки своей ограниченности. Он - часть большой семьи, где все братья и сестры. И если надо будет, он погибнет за них. «Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15, 13). А к чему причастен либерал? - К самому себе. Максимум к своей семье. Да и то это анахронизм, который пора уже преодолеть. Поэтому либерал никогда не станет частью народа. Народ растопчет его свободу, заставит поехать на картошку. Может, он будет тешить себя мыслью, что он любит всех живых существ, всё человечество. Непонятно только, как это можно осуществить, не будучи способным полюбить даже собственный народ.
Итак мы видим, что либерализм полностью противоположен буддизму. Либерализм - это антибуддизм. Вместо взаимозависимого существования он утверждает независимого индивида, вместо отречения - эгоизм и потребительство, вместо любви - отчуждение. Посмотрите на Запад, поглощаемый тьмой, на который так молится либерал, это все его характеристики. Теперь эта тьма наползает на нас.
Свидетельство о публикации №214052400902
Александра Савинцева 17.08.2017 03:02 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 20.08.2017 21:10 Заявить о нарушении
Александра Савинцева 26.08.2017 02:01 Заявить о нарушении