Александр Тимофеевский

Вторая редакция.


Александр Павлович Тимофеевский – поэт, драматург (по его сценариям снято более 30 мультфильмов, автор знаменитой «Песенки Крокодила Гены» – «Пусть бегут неуклюже...»)

Впервые стихи Александра Тимофеевского появились в начале 60-х в самиздатском журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис», после чего их автор был лишен доступа к советской печати.

Только в 1992 вышел первый тоненький сборник стихов «Зимующим птицам».
Автор пяти поэтических книг. Лауреат литературной премии «Венец». Член Союза писателей Москвы.


Мы почти одногодки. Когда я впервые увидела Сашу, я и подумать не могла, что через много лет мы снова встретимся с ним. Эта первая встреча стала для меня знаменательной.

У меня росла дочка очень нелюдимым и необщительным человеком. Всеми способами я пыталась вести с этим нелёгкую борьбу. Недалеко от Зоопарка находился кинотеатр, где устраивали встречи с детьми, показ новых мультфильмов. Перед показом в зрительном зале с детьми разговаривали, задавали загадки, рассказывали о детских книгах. Дети вовлекались в беседу. Они живо реагировали, кричали ответы. Но моя Аня молчала.  Вместо неё живо реагировала я. Потом детям вручали подарки и неожиданно наградили самую активную маму - меня. Я гордилась этой наградой.


Через много лет я узнала, что работал там Саша Тимофеевский, уволенный из Союзмультфильма.

Прошли годы. Однажды член нашего клуба в Доме Медиков привела его к нам. Познакомились мы. Он подарил мне свою самодельную  объёмную книгу стихов. Договорились в следующем году сделать творческий вечер. Но вечер встречи с ним я так и не успела провести.  Осталась книга,    и сейчас я держу её в руках , читаю его стихи и хочу поделиться с Вами.


 Конечно, мультфильмы - это целое   направление.. Через мультфильмы иногда удавалось сказать то, чего нельзя было сказать ни в литературе, ни в театре, ни во взрослом кино. На "Союзмультфильме" собралась интеллектуальная тусовка.  Юрий Норштейн, Фёдор Хитрук, Альфред Шнитке. Первая  картина с ним  - "Человек в рамке" по сценарию Вольпина.

Это фильм о советском бюрократе, который существует в мире людей в рамке.  В иерархии людей в рамке он поднимается все выше и выше. Кого-то подсиживает, кому-то аплодирует. В конце он увеличивается настолько, что выходит из рамки. Остаётся одна рамка. Музыка Шнитке пародировала советские марши. Тогда этот фильм получился плохо проходимым.


«Хитрук меня удивлял тем, что он прислушивался ко всем мнениям. Однажды, вижу, стоит Хитрук у гардероба и выспрашивает мнение гардеробщицы о своем только что вышедшем на экраны мультфильме. Я говорю: "Федор Савельевич, зачем тетю Машу-то спрашивать?!". А он: "Я выслушиваю все советы".

Режиссер Роман Абелевич Качанов в это время ставил по сценарию Эдуарда Успенского "Чебурашку". Вообще, Качанов один из лучших наших кукольников. Ему принадлежит знаменитый кукольный мультфильм "Варежка". Девочка нашла на улице варежку и стала играть с нею, представляя варежку собакой. А у девочки была злая мать. Она запрещала иметь собак... Короче, очень тонкий поэтический фильм. Да и все искусство Качанова отмечено поэтичностью, умением через сказочно-условные персонажи передать реальные человеческие чувства и переживания.

По ходу работы над "Чебурашкой" Роману Абелевичу потребовалась песенка для Крокодила Гены. В сценарии этого не предусматривалось, и Успенского не оказалось, он находился в отъезде. Все же отыскали его по телефону. Попросили срочно написать слова к песенке. Он сослался на жуткую занятость и попросил связаться со мной, так как знал, что я мастер экспромтов. Разумеется, я оказался под рукой. Композитором на фильме был Владимир Шаинский. Я быстро написал вариант, Шаинский музыку. Худсовет принял. Но с Шаинским вдруг решили, что оба чем-то недовольны, и сделали еще один, последний вариант, который и прозвучал в фильме:

Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой.
Я играю на гармошке
У прохожих на виду,
К сожаленью, день рожденья -
Только раз в году.
Прилетит к нам волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино.
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Нам в подарок пятьсот эскимо.
Я играю на гармошке
У прохожих на виду,
К сожаленью, день рожденья -
Только раз в году.

В какой-то мере для меня оказался неожиданным успех песенки и ее отдельное от фильма существование. В титрах фильма значится, что я автор слов песенки.
Но мало кто читает титры. Все думали, что автор песни Эдуард Успенский. Я же остался безвестным. Если еще учесть, что я совершенно не печатался.
А моя, в сущности, (не считая тоненькой на скрепках брошюрки начала 90-х годов) первая книга "Песня скорбных душой" вышла в издательстве “Книжный сад” к моему 65-летию в 1998 году!»  ( Отрывок из интервью  Александра Тимофеевского).

На дирекцию давили, не угоден был этот человек. Кончилось это тем, что Тимофеевского перевели администратор" стал тогда специализированным мультипликационным кинотеатром.  Он начал заниматься организацией встреч.

И вот "Баррикады" занял 1-е место в СССР по организации творческой работы со зрителями. Все дети стремились попасть на любимые мультфильмы. Здесь проходили премьеры лучших фильмов и встречи с их авторами: режиссерами, художниками, сценаристами, артистами, озвучивавшими роли. Гвоздем программы тогда стали фильмы Котёночкина "Ну, погоди!". Это бесконечная организация встреч с ним. Вот на эти встречи я и ездила с дочкой.

Его биография не сложна. Родился в 1933 году в Москве. Во время войны жил в блокадном Ленинграде, затем в эвакуации в Челябинске. После войны вернулся в Москву. В 1958 г. закончил сценарный факультет ВГИК .

Стихи начал писать в начале пятидесятых. Впервые «опубликовался» в рукописном  сборнике  А. Гинзбурга «Синтаксис». Для тех, кто не знает, это сборник  диссидентский  ( 1959-1960 годы).
 
После этого книги его не издавались до  90-х годов.

В конце 80-х нас познакомили.  Мы вели переговоры  о проведении вечера встреч в будущем  сезоне. Но вечер не состоялся.  На  память у меня осталась самодельная объёмная книга стихов Саши, вот она передо мною.
 
А настоящая первая  книга- сборник стихов «Зимующим птицам» был издан лишь в начале 90-х годов прошлого века. Тогда поэту исполнилось 65 лет.

Поэт не особенно известен. Сейчас его стихи читают. Был вечер, посвящённый Тимофеевскому в ЦДЛ.

Мне близки его стихи - лиричные, философские, ироничные. Трудно определить в какую тенденцию они вливаются. Ни в какую. Он самобытен, современен.


С Т И Х И

Как сладко быть счастливым
На острие ножа,
Глотать под дулом сливы,
От страха не дрожа.
Мечтать о небе синем,
Летя с балкона вниз,
Лежать на гильотине
И слушать птичий свист.


* * *

Быть может, не во сне, а наяву
Я с поезда сойду напропалую
И в чистом поле упаду в траву,
И зареву, и землю поцелую.
Конечно же, ты прав, хоть на луну,
Хоть к черту на кулички, но не ближе.
Чем я сильней люблю свою страну,
Тем больше государство ненавижу.

* * *
Все мигом утекло,
Не удержал в ладони.
Уперся лбом в стекло
В троллейбусном вагоне.
Ну, что там, жизнь, покажь,
Ведь очень интересно!
А за окном пейзаж,
В котором нет мне места.

Там, где свалил меня запой,
На Трубной или Самотечной,
Я, непотребный и тупой,
Лежал в канавке водосточной.

Шел от меня блевотный дух,
И мне явился некий дух,
И он в меня свой взор вперил,
И крылья огненны расправил,
И полдуши он мне спалил,
А полдуши он мне оставил.
И было небо надо мной.

И в небе вился тучный рой,
Подобный рою тлей и мушек,
Душ, половинчатых душой,
И четверть душ и душ-осьмушек.

(«Песни восточных славян»)

Живешь – умей крутиться,
Прикидывайся, ври,
Не тронь пера жар-птицы,
А если взял, умри.
Взял – отправляйся в пекло,
Раз возжелал, плати,
Сгори до кучки пепла,
Иного нет пути.

* * *
Дрязги, склоки и укоры
Не щадим и не прощаем.
Наших ссор собачьи своры
Оглушают душу лаем.
Ночью липнет к окнам морось,
Снег за окнами маячит,
Спит душа с душою порознь
И во сне тихонько плачет.

* * *

Душа моя старалась
Не потерять лица,
Как карандаш, стиралась
И стерлась до конца.
А то, что мы любили,
Страдание и страх –
Лишь след графитной пыли
На сереньких листах.

* * *
Не вскакивать ночами,
Не попадать впросак,
Не стукаться о память,
Как о дверной косяк.
Накладываю вето
На меты прошлых лет…
Но где былого нету,
Там будущего нет.


Библиография

Стихи

«Зимующим птицам», Книга стихов, Гуманитарный фонд, Москва, 1992
«Песня скорбных душой», Книга стихов, «Книжный сад», Москва, 1998
«Опоздавший стрелок», Новое литературное обозрение, Москва, 2003
«Сто восьмистиший и наивный Гамлет», ОГИ, Москва, 2004
«Письма в Париж о сущности любви»,Книга стихов, Дом-музей марины Цветаевой, Москва, 2005,
«Чудеса в зоопарке»,Московский Зоопарк, Галерея Леонида Шишкина, Москва, 2006
«Размышления на берегу Моря», Изд."Воймега", Москва. 2008
«Краш-тест», Изд. «Время», Москва, 2009

Книги для детей

«Маэстро мыльных пузырей», Книга песен, Киноцентр, 1992 «Новые песенки крокодила Гены», «Век — 2», 1999 г.
«Песни крокодила Гены и другие стихи», «Век — 2», 1999 г.
«Азбука», «Век — 2», 1999 г.
«Геометрия малышам», Стихи, «Омега», 1999 г.
«Пусть бегут неуклюже», Стихи для семейного чтения, Изд. «Самокат», Москва, 2008

Фильмография

Мультипликационные фильмы

1971 «Чебурашка» — автор текста песни
1975 «Мук-скороход» — сценарист, автор текста песен
1975 «Медной горы хозяйка» — сценарист
1976 «Петя и волк» — сценарист
1976 «Малахитовая шкатулка» — сценарист
1981 «Белая бабочка» — сценарист, автор текста песен
1981 «Бибигон» — сценарист
1983 «Лебеди» (реж. М.Новогрудская) — сценарист
1992 «Великая битва слона с китом» — сценарист
«ГОВОРЯЩИЕ РУКИ ТРАВАНКОРА» автор поэтического текста
«ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА» (1971) автор текста
«ДЕДУШКИНА ДУДОЧКА» (1985) сценарист, автор текста песен
«ДЕРЕЗА» автор текста, автор текста песен
«ДОМИК ДЛЯ ВСЕХ» сценарист, автор поэтического текста
«ДОРА, ДОРА ПОМИДОРА» автор текста, автор текста песен
«ЕЛОЧКА ДЛЯ ВСЕХ» сценарист, автор текста песен
«ЖИВАЯ ИГРУШКА» (1982) автор текста песен
«ЖИЛ ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН» (1992) сценарист
«ЗАГАДКА СФИНКСА» (1985) сценарист, автор поэтического текста
«ЗОЛОТОЙ МАЛЬЧИК» (1969) автор текста песни
«ИГРУШКА» автор текста, автор текста песен
«ИСТОРИЯ ДЕВОЧКИ, НАСТУПИВШЕЙ НА ХЛЕБ» (1986) сценарист
«КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» (1977) сценарист
«КОРОТЫШКА-ЗЕЛЕНЫЕ ШТАНИШКИ» (1987) сценарист, автор текста песен
«КОРОЛЕВСКАЯ ИГРА» (1996) сценарист
«ЛЕВ И ДВА БЫКА» (1970) автор текста
«МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК» (1977) автор текста песен
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИНЧИК» (1989) сценарист
«МЫШЬ И ВЕРБЛЮД» (1987) сценарист
«НЕРАЗБЕРИХА» автор текста
«ПЕРЕМЕНКА N 3. НАШ ДОМ» (1984) автор текста    «ПЕТРУШКА» (1971) автор текста
«ПЕСЕНКА О МУЛЬТИПОТАМЕ» (2001) сценарист и автор текста песни
«ПОЧТАРСКАЯ СКАЗКА» (1978) сценарист, автор текста песен
«ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ» (1984) сценарист, автор текста песен
«ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ» автор песен
«ПРОДЕЛКИН В ШКОЛЕ» (1974) сценарист
«ПРО ДЖИРТДАНА — ВЕЛИКАНА 1» (1981) сценарист, автор текста песен
«ПУТЬ В ВЕЧНОСТЬ» (1983) сценарист
«РИКЭ-ХОХОЛОК» (1987,реж. М.Новогрудская) сценарист, автор текста песен
«РОБИНЗОН И САМОЛЕТ» (1982) сценарист
«САМЫЙ МЛАДШИЙ ДОЖДИК» автор текста, автор текста песен
«САМЫЕ ДЛИННЫЕ В МИРЕ РУЖЬЯ» сценарист
«СЕВЕРНАЯ СКАЗКА» (1979) сценарист, автор текста песен
«СЕСТРИЧКИ-ПРИВЫЧКИ» 1989 автор текста песен
«СНЕГУРКА» (1969), автор поэтического текста
«СНЕЖНЫЕ ЛЮДИ» автор поэтического текста
«СКАЗКИ СТАРОГО УСТО» (1986) сценарист
«СУДЬЯ И СТРАННИК» (1987) сценарист
«УСТУПИТЕ МНЕ ДОРОГУ» (1975) сценарист, автор текста песен
«ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕТУ» (2000) сценарист, автор текста песен
«ЧУДЕСНОЕ ЛЕКАРСТВО» (1983) сценарист
«ЧУДЕСНОЕ ЯБЛОКО» (1988) сценарист, автор поэтического текста
«ХОДЖА-НАСЫР — БОГОХУЛЬНИК (ПРОЗРЕНИЕ)» (1973) автор текста

Сериалы

1984—1990 «КОАПП» (всего 18 фильмов) — автор текстов песен


Художественные фильмы

«ЛЕТО СОРОК ТРЕТЬЕГО ГОДА» — сценарист
«НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ» — автор текстов песен
«СКАЗКИ СТАРОГО ВОЛШЕБНИКА» — автор текстов песен

Документальные фильмы
«ЖИЛ БЫЛ МАКСИМ» автор текста песен
http://proza.ru/2012/10/25/1815
 



Рецензии
Не всегда помнишь "кто это написал", но стихи западают в душу, как, например:Так старался домовой в чёрных лестничных провалах, чтоб в парадной угловой ты меня не целовала... Стихотворение помню, автора нет. Спасибо за статью. И спасибо за стихи Тимофеевскому они сыграли в моей жизни важную роль.

Евгения Болотова-Абакумова   07.02.2021 08:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.