Изгоев. Антропофагия
Но не сложилось. У нас же, к счастью, такая возможность есть. Пускай не визави-виртуально, но и согласиться, да и поспорить есть с чем. Продолжим?
Отталкиваясь от затронутой во второй части статьи культуры, Арон Соломонович выделяет в третьей её составные. Логично: культура органично многогранна. Складываясь из личностной, общедуховной и материальной, она создает ту социальную структуру, пр которой возможна связь между поколениями. Реально, что, кроме нажитого богатства, может передать выросший ныне "мажор" своему отпрыску? Может, поэтому он выпихивает его в "оксфорды"? Одного он не может понять. Поступая так, своими же руками рвет эту, пусть и парадоксальную, связь поколений, спора между "отцами и детьми". Не случайно же потомки предыдущей партноменклатуры, даже пристроенные на нехилый казенный кошт, ощущают на себе отсутствие этой гармонии.
Вернемся к Изгоеву. С первых строк очередной главы он не щадит русских большевиков. Отрицая западноевропейскую культуру и строя социализм, они неизбежно пришли к "антропофагии". Автор выделяет это довольно индифферентное для русского уха слово в кавычки". Нет, не о переносном смысле говорит Соломонович. Сам он, словно от спасительной кочки среди бескрайнего болота, отталкивается от духовного наследия Достоевского. Тут-то и звучит, сказанное Иваном Карамазовым, что ничего уже не будет безнравственным,все будет позволено, даже антропофагия.
Не так давно в одной из передач была поднята тема отношения Солженицына к Сталину. В привязке к руководителю страны прозвучало слово "людоед". По скудоумию своему и малому образованию не слишком знаком подробно со всеми произведениями Александра Исаевича. По этой причине и не могу сказать, была ли у автора "Архипелага" конкретная словесная связка. Но теперь точно могу утверждать, что через полгода после Октября мало известный российской публике публицист применил к строителям "светлого будущего" именно это слово. А примеры, чуть позже, привел Иван Шмелев.
А тогда, в июне восемнадцатого, помянув Федора Михайловича, Изгоев нелестно отозвался о Горьком. Что, недаром так ненавидит Достоевского "буревестник революции", это яркое порождение смеси народного босячества с интеллигентским большевизмом и духовным босячеством. Повтор уничижительного эпитета наиболее рельефно отражает несколько снобистское отношение Ланде к Пешкову. А если вдуматься, даже их литературные псевдонимы соединяли духовный надлом этих людей. Просто словосочетание, Изгоев, Горький, а уже какая бездна негатива, впитанная душами.
Самое забавное в этой ситуации, если позволительно так выразиться, в реальном пересечении судеб авторов. Сами составители сборников не очень очень привечают Алексея Максимовича. Опять отдельная тема, но придется отвлечься. До Октября один лишь "веховский" автор, Франк, упоминает Горького. Контекст, как мне показалось, тоже не позитивный, когда Бог для формирующейся на стыке веков интеллигенции -"суть народушко". Во втором сборнике "буревестник", что естественно, появляется намного чаще. Кроме Изгоева его упоминает Булгаков. И здесь упоминается исповедуемое Горьким "духовное босячество". Повторно, в статье "De profundis" упоминает его Франк. Для понимания общего отношения приведу цитату.
"И не рукоплескала ли вся интеллигентная Россия цинично-хамскому бунтарству тех босяков и "бывших людей" Горького, которые через двадцать лет после своего столь шумного успеха в литературе успели захватить власть и разрушить русское государство?" Да, вновь босяки, на этот раз сами начинающие великий социальный эксперимент. Сначала над другими, внезапно для себя ставшими "лишними", а потом и промеж собой. Но вернемся к конкретному пересечению судеб Изгоева и Горького.
После выхода сборника "Из глубины", который так и остался на складе, Изгоева арестовывают. Похоже, в сумятице текущих дел никто из руководства молодого государства не понимает силы того обличительного духовного заряда, переданного автором в своей работе. Или "антропофагия" не расцвела ещё таким пышным цветом. После ареста Арон Соломонович попадает на окопные работы в Вологду. Опять отдельная и весьма интересная тема, но не будем растекаться мыслью по древу истории. Главное для нас: по ходатайству "босяка" Горького ярый критик большевизма освобожден. Через год Изгова вновь арестовывают и помещают, как уже упоминалось ранее, в Ивановский концентрационный лагерь. Через несколько месяцев Арона Соломоновича высылают в Германию. Возможно и здесь Алексей Максимович сыграл свою роль в судьбе изгоя. С другой стороны это маловероятно. В это время сам Горький уже эмигрирует. По одной из версий причина отъезда за границу-идеологические разногласия с властью. Чуть позже, похоже, "антропофагия" достала и "буревестника".
Но вернемся к изложенному Изгоевым. Упоминание персонажа романа "Бесы", главной мысли Шигалева о выходе из безграничной свободы к безграничному деспотизму. Герой Достоевского, как и Ленин, заключает Изгоев, приходит к необходимости обратить "девять десятых людей в рабство". Здесь же созвучно-равенство. "Все рабы в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство,а главное-равенство".
Разбираясь в теме, вдруг наткнулся на статью "Виктора Бармина " Ф. М. Достоевский и Бесы? Ч. 2". Прочитав про трагедию России и провокатора майдан-революций, подумал, вдруг очередной, двадцать первого века, Изгоев. Не буду судить, даю сноску http://www.proza.ru/2014/05/22/2104. Одно, думаю, очевидно. Давайте у себя попробуем нащупать тенденции, а уж потом соседа судить.
А уж коснувшись "бесовщины" хочется от Петра Верховенского вновь перейти к Ивану Карамазову: "Не то странно, не то было бы дивно, что такая мысль -мысль о необходимости Бога-могла залезть в голову такому дикому и злому животному, как человек, до того она свята и трогательна, до того премудра и до того она делает честь человеку".
Теперь же, говорит Изгоев, большевики сделали свой опыт, показали нам человека без Бога. "Массовые расстрелы детей, избиения, пытки, величайшие издевательства над людьми-и все это либо по озорству,хулиганству, злобе, или ещё хуже, из корысти-ради вымогательства денег". Точно такую же картину описывает Шмелев в "Солнце мертвых". Или моя бабушка, (царство небесное тебе, Татьяна Андреевна) рассказывая про предсмертные муки молоденьких юнкеров.
Горька правда Изгоева. Никогда, пишет он, социальные связи не были такими слабыми, как во время официального царства социализма. Человек человеку волк-вот основной девиз этих страшных дней. И вывод:социализм-это христианство без Бога. Освобожденный от религии человек пошел не вперед, к царству разума, свободы, равенства и братства, а назад, к временам пещерного быта и звериных нравов.
В самом конце главы вопрос. Что же является культурной силой:объявленная ли реакционной религия, осмеянное ли социалистами православие или атеистический социализм? И вывод самого автора:религия-основной камень культуры человеческого общества.
Увы, думаю, нынешние события показывают, что возврат правоприемницы бывшего СССР к православным истокам или ещё не достиг глубин народного сознания, или, как мне лично видится, больше внешняя бутафория. Шоу, с посещением бывшими коммунистами главного Храма страны, со святостью в холодных глазах и мелким, неумелым перекрестьем при молитвах "батюшки". Да и быстрое разрушение православия сто лет назад явно говорит о более серьезных проблемах. Что, если это некая скрытая глубоко в нас самих та самая "антропофагия"? Поедание "тела" и запивание его "кровью"? И лишь личностное изгнание из собственной души этого чувства поможет избежать звериного оскала при общении с подобным.
Помогает ли в этой борьбе искусство? Говоря о "социалистическом искусстве", Изгоев не преисполнен оптимизма. Поговорим об этом завтра.
На фото Джугашвили и Пешков. Их псевдонимы говорят намного больше. А многие, даже сейчас, превращают псевдоним одного из них не просто в философию "эффективного менеджмента", перекрутившего в фарш миллионы, но и в воплощение бога на земле.
Свидетельство о публикации №214052501039
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 25.05.2014 23:23 Заявить о нарушении
Евгений Садков 26.05.2014 14:15 Заявить о нарушении