Поездки на Украину. Необыкновенное в обыкновенном

Вместе с мамой мы ездили к нашей бабушке, в Украину:  Новый Буг, Николаевская область.

Это теперь думаешь: дом на краю села, где бабушка одиноко жила, не ладила
с соседями, где ни реки, ни озера – колхозная ферма и элеватор, но тогда – глазами ребенка – все было интересно и значимо. Та же пыль на дороге, которую можно вздымать и взбивать! И в самой простоте была и била ключом жизнь и радость.

Стоянка поезда на станции - три минуты. Не каждый поезд  останавливался, и надо было сказать проводнице, что мы едем до станции Новый Буг.

Вот идем. Тьма какая, хоть открывай глаза, хоть закрывай – ничего не увидишь.  Залаяла собака, ей в ответ другая. Идем гуськом, друг за дружкой, мощеных дорог там не было. 

Бабушка живет на самой окраине села, в конце улицы Осипенко. Ей принадлежит полдома, во второй половине живут соседи, к которым бабушка настроена не дружески : то мочу под стену выльют, то еще что.

Через сени попадаем в дом. Посреди комнаты стол, покрытый скатертью, швейная машинка на маленьком столике у окна. Деревянные часы-ходики на стене , с ритмичным стуком маятника. Трюмо, шифоньер. В нем несколько платьев, одно с рукавами фонариком, бабушка пошила своими руками, внизу – портрет нашей мамы, в белом пуховом платке.

Утром бабушка старательно убирала кровать, железную, на четырех ножках, поверх одеяла застилала  покрывало. На уголок ставила взбитые подушки, их также покрывала тюлем.  Внизу на боковой стенке кровати висела тюлевая занавеска – задинка. Тюлевые  застенки -  были на бельцах кровати,  в голове и ногах. Постель была всегда убрана -  ежедневный утренний ритуал. 

На стене портреты двух мужчин: дядья, в костюмах, с закрученными усами: один работал учителем, а другой держал пасеку.

В комнате, в красном углу, как это было принято, около окна  икона в окладе из фольги.  Перед иконой висит лампадка на трех цепочках .
-  Бабушка, - спросила я,-  а кто это на иконке?
-  Це святий Микола  Чудотворец, - сказала она.- Він все бачить.

Вот мы разбили глиняный кувшин - набедокурили - смотрим на икону, видит Микола  Чудотворец или нет, и быстро залазим под кровать. Приходит бабушка. А ну вилазьте, ось я вам зараз задам! Я выбралась из-под кровати, а сестра осталась. Ну мне немного и попало для острастки.

Бабушкин дом  навсегда связан с ароматом спелых абрикосов.  Во дворе росли два абрикосовых дерева. Спелые абрикосы под деревом сами просились в рот: с румянцем или в крапинку, теплые, ароматные. Когда абрикосы приносили  в хату, они наполняли пространство комнаты или кухни дивным ароматом.
Вкусна была  пенка с абрикосового или с вишневого варенья, которое варила бабушка.

Во дворе - колодец, воду для которого – платно, за деньги - привозила машина-водовозка.  Для стирки, экономя деньги, бабушка собирали  дождевая воду в двух бочках, стоящих около дома. Мы играли около бочек с водой, и бабушка нас просила не засорять воду в бочках и строго следила за этим.

Помню дивные слова  «гай» (роща, лесок за колхозным полем) и «элеватор»-  запах запах соломы, разных трав, зерна, коровьи «лепешки» на тропинке.
 
Пастбище коров. Круглые коровьи лепешки на земле. Бабушка собирала  эти сухие коровьи лепешки – они назывались  кизяки , и, добавляя солому, глину и воду, размешивала все это в  корыте или в ночвах, месила голыми ногами и потом мазала присьбу - завалинку  у  наружных дверей дома.
За кизяками мы ходили с бабушкой в посадку, где по две стороны росли тутовые деревья: шелковица  белая и шелковица черная. И черные и белые  ягоды были очень вкусные, теплые от солнца. Мы уплетали их за обе щеки, а потом набирали в корзинки, чтобы отнести домой.

Мы идем с бабушкой по сельской дороге. Снимаем сандалии и ощущаем, как горяча земля, согретая полуденным солнцем. От жары на земле   трещины, к ним спешат ярко- красные  жуки-пожарники. Мы с сестрой по щиколотку, если не по колено в пыли:
нам интересно поднимать пыль на дороге!  Бабушке это не нравится , и она  нас ругает. От проходящих мимо грузовиков в воздухе и так пыль стоит столбом. 

В летней кухне во дворе на полках сосуды различной формы и цвета, бутылочки, глиняные кувшины, макитра (широкий глиняный горшок). В нем бабушка перетирала деревянной закругленной внизу палкой, макогоном, зерна мака.  Маком,  перетертым с сахаром, бабушка начиняла пирожки, а то и просто бросала кусочки белого хлеба в кувшин с маком,  добавляла немного сахара всё это перемешивала, и получалось вкусное лакомство.

Черный хлеб встряхивался в кувшине с солью, чесноком и подсолнечным маслом. И мы с сестрой наблюдали за добрыми руками бабушки, совершавшими священный ритуал приготовления пищи.

Бабушка спустилась в подвал, под полом в комнате, и просит нас:
- Діти, дайте мені будь ласка, сірники.
- Бабушка, а где сырники?
- Лежать на столі:
- Бабушка, на столе нет сырников.
- Як немає, вони лежать на столі.
Бабушка  догадалась, что мы не знаем слова "сірники" – это по-украински спички.

В селе проходят учения по гражданской обороне,  гудит учебная тревога, и мы идем к соседям – прятаться в подвал. Там стоит ведро воды, накрытое крышкой,  что-то из еды и кастрюли с вишневым компотом.

К  бабушке нас возили летом и зимой. Одно из зимних воспоминаний: дом на окраине села, кантик высокого,  наметенного вьюгой снежного сугроба , и ветка калины с ярко красными ягодами, с плоской косточкой внутри.

 Зимой бабушка водила нас в школу на елку: на нитке висели сувениры, конфеты, которые надо было срезать ножницами с завязанными глазами.

 На Троицу, на Пасху  мы ходили на кладбище. Совершался крестный ход, потом садились перекусить, доставая паски, крашеные яйца.
Летом – ярко-красные помидоры - 3 копейки за килограмм, спелые кавуны- арбузы,
баклажаны, кабачки, виноград.

На перроне вокзала стояли лавочки, на них горками лежали кабачки, помидоры, яблоки, - местные жители предлагали свой товар.
 
 Бабушка собирается идти в магазин за продуктами - это событие дня!  Она приводит себя в порядок, слегка подкрашивает губы красной помадой, приятно-сладкий запах которой я помню и сейчас, а брови подводит черным угольком, или карандашом,
мелком белит щеки. Одевает свежую блузку и нарядную юбку.  Она выходит к людям!
 
K бабушке сватались мужчины, например, одинокий бобыль Яша.
- Бабушка, почему ты отказала Яше? – вопрошали мы.
- Навіщо він мені потрібний? – ответила она.

Однажды Яша пришел к бабушке.  Она стирала белье во дворе и для пущей наглядности своих слов  замахнулась на него полотенцем – уходи.

Она получала небольшую пенсию по потери кормильца – 48 рублей, и мама помогала ей, посылая по почте десять рублей каждый месяц.

Вот ночью в окно дома посветили фонариком. „ Діти, це приїхав ваш батько, “- сказала бабушка. Мы прыгали на кровати, как на батуте, радовались встрече с отцом,  и предвкушая гостинцы:  конфеты в ярких шелестящих фантиках с золотой или серебряной оберткой внутри: «Весна»,  «Красный мак» и пр. Какая это радость – приехал папа!


Рецензии
Очень хорошо, Валечка! Представляю всё ясно, чётче, чем на экране, ведь и запахи ты передаёшь...

С восхищением
~*

Вера Петрянкина   31.05.2014 20:05     Заявить о нарушении
Верочка, благодарю. Я и сама удивилась: у другой бабушки, Татьяны, было как будто больше впечатлений, шире круг родственников, а здесь ничего такого, но все было интересным, все впервые и нашлись слова об этом!

Валентина Томашевская   01.06.2014 12:30   Заявить о нарушении
Посмотри, поставила фото шелковицы - воспоминание детства.

Валентина Томашевская   01.06.2014 12:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.