Смысл искусства создавать миры

Отрывки из книги "Прогулки в закоулки. Два".

Скульптор и механик в одном лице, голландец Тео Янсон прославился тем, что в течение двадцати лет создает причудливые, похожие на фантастических животных, самоходные конструкции, которые передвигаются от силы ветра.
Жители Гааги, наблюдая за тем, как он «выгуливает» на берегу моря своих «песочных зверей», удивлялись: «Умный человек, а занимается невесть чем!» Однако, увидев какой интерес к нему стали проявлять отечественные и зарубежные СМИ, свое мнение изменили в лучшую сторону. Теперь он – знаменитость. У Тео Янсона появились последователи, которые приезжают к нему из других стран, чтобы научиться делать его «песочных зверей». Недавно необычные конструкции голландца демонстрировались в Москве на фестивале науки и любознательности на ВДНХ.
Создавать собственных персонажей, изобретателю помогает философия, которая оказалась весьма привлекательной для многих творческих личностей. По мнению Янсона:
– Смысл настоящего искусства в том, чтобы создавать новые миры и пытаться в них жить. Простите меня за нескромность, но если ты заново создаешь эволюцию, то значит, ты новый создатель.
Толи в шутку, толи всерьез, Тео развивает свою мысль:
– И я был бы счастлив, если бы мои создания научились жить без меня. Это то, к чему я стремлюсь. Я хочу, чтобы они стали новым видом животных на Земле.
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Даже Создателю нужна мотивация чтобы творить, не говоря уже о земных изобретателях и художниках.
– Каждое утро я просыпаюсь с гениальными идеями иду в мастерскую и понимаю, они никуда не годятся, – делился с журналистами своим творческим методом изобретатель.
Здесь нет и тени кокетства. Совершен только Господь Бог, именно Он может сказать: «Это хорошо!» и не покривить душой. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Неудовлетворенность результатами «собственного совершенства», помогает Янсону находиться в постоянном творческом поиске. Подобное состояние присуще многим людям искусства, которые страдают, если за день не смогли уделить своему любимому делу хотя бы несколько минут. Об этом в шутливой форме хорошо написал великий дагестанский поэт Расул Гамзатов.

Писал поэт стихи жене:
«Ты свет мой, и звезда, и зорька.
Когда ты рядом – сладко мне,
Когда тебя не вижу – горько!»

Но вот жена – звезда и свет –
Явилась, встала у порога.
«Опять ты здесь, – вскричал поэт, –
Дай мне работать ради Бога!»

Творческий процесс – это мистический экстаз, возникающий от общения Художника с Музой. Именно поэтому мы так болезненно реагируем, когда нас с Ней разделяют. Как хочется, чтобы это совместное блаженство длилось вечно, как хочется еще что-то доделать или исправить в собственных произведениях, а потом взяться за создание новых. 
Творить миры – это серьезное занятие.


Рецензии