Лисёнок

Солнечным весенним утром Мама-лиса родила трёх прелестнейших лисят, и назвала их в порядке появления на свет: Старший, Средний и Младший. И в тот самый момент, когда к норе вернулся с охоты Папа-лис, она заканчивала вылизывать последнего из новорожденных – Младшего.
 Старший и Средний отчаянно сопротивлялись приведению себя к чистоте и старательно пытались вырваться, пищали и всячески высказывали неудовольствие, чувствуя близость материнского молока и желая припасть к материнской груди. Младший же терпеливо дождался, когда Мама приведёт в порядок братьев и, когда настала его очередь, тянулся слепой мордочкой не к соскам, набитым молоком, а к маминой мордочке, отзываясь слабым встречным стремлением каждому движению тёплого и шершавого языка. И, конечно же, сердце Мамы-лисы само выбрало любимчика в этом помёте.
Это было уже четвёртое потомство в её жизни и она сразу отметила, что Младший появился на этот свет очень слабым. У лисы уже был печальный опыт выхаживания такого детёныша, из трёх предыдущих помётов однажды у неё уже был такой же слабый и беспомощный малыш, проживший на этом свете всего несколько дней и так и не увидевший солнечного света. Лиса поклялась самой себе, что сделает всё, что только может сделать мать, чтобы Младший выжил.
Именно за этими мыслями и приведением в порядок Младшего и застал её Папа-лис, вернувшийся с охоты. Весна дарит лисам много еды и в этот раз Папа тоже вернулся не с пустыми лапами.  Мама-лиса в последнее время не отходила далеко от норы, время появления на свет маленьких лисят подходило и все заботы по добыче пищи легли на плечи Папы-лиса. Лиса всегда выходила встречать своего милого, но не в этот раз; и лис всё понял, он лег недалеко от входа в нору, положил добычу рядом с собой и стал внимательно вслушиваться в лесной оркестр, не раздастся ли какая-нибудь тревожная нотка? Отныне всякая опасность была не просто опасностью для них двоих, но и опасностью для их маленьких детишек. От осознания этого слух лиса начал выхватывать в общем лесном хоре и такие голоса, на которые ещё вчера он не обращал никакого внимания. И от волнения уши Папы-лиса непрерывно подёргивались.
Мама-лиса, конечно же услышала, что лис пришёл к норе, но не прервала начатое – теперь самым главным занятием в её жизни на ближайшее время были именно эти три маленьких беспомощных комочка. Она закончила вылизывать Младшего, подтолкнула его к самому тугому соску, хотя тот и продолжал тянуться к её ласковой мордочке. Старший и Средний уже успели опустошить по одной чаше и сражались именно за ту, которую Мама отдала Младшему. Она безжалостно оттолкнула братьев к другим соскам и ткнула мордочкой слабенького в самое вкусное и обильное блюдо.  Младший аккуратно захватил сосок, сделал несколько глотков и заснул. Мама увидела, что он спит и улыбается во сне, её сердце окончательно растаяло, но ей стало ещё тревожнее за Младшего, он почти ничего не съел и был так слаб, что обессиленный уснул, едва вдохнув в себя воздух этого нового и непонятного для малыша мира. А старшие братья, недовольно урча, продолжали высасывать из мамы молоко, чтобы поскорее вырасти из маленьких лисят в умных и сильных охотников.
Только когда лисята наелись и уснули, Мама-лиса вышла из норы. Папа-лис сразу вскочил, схватил добычу и бросился к норе. Лис бросил пойманное к лапам лисы и шумно вдохнул воздух, запах подсказал ему справедливость всех его догадок и он осторожно заглянул в нору, а лиса стала жадно есть, ибо в ней проснулся настоящий волчий аппетит.
Вскоре у лисят открылись глазки и Младший долго и внимательно разглядывал Маму-лису, а та была очень рада тому, что младшенький дожил до этих дней, и тоже долго с любовью смотрела на своего любимца. Старшие проявляли всё большее неудовольствие, что их постоянно отталкивают от самого вкусного и Маме-лисе приходилось постоянно покусывать Большого и Среднего, а те старались за её спиной кусать Младшего, а тот терпел и не скулил в ответ на их укусы.
Папа-лис не одобрял появление любимчика среди детей, но, видя в глазах Мамы-лисы особенный свет материнской любви, когда она смотрела на Младшего, не вмешивался и отворачивался. Он был удивлён, что Младший выжил, но лис видел, каким трудом это даётся Маме-лисе, и успокаивал себя тем, что это не его забота, а его дело – обеспечивать семью пищей, а с воспитанием детей Мама-лиса сама как-нибудь разберётся.
Прошло ещё немного времени и Папа-лис стал приносить домой ещё живых мышей и Старший со Средним завершали начатое Папой дело. Иногда мышам удавалось ускользнуть от братьев, лисята ещё не достигли верха совершенства в нелёгком лисьем ремесле и очень сильно расстраивались, когда добыча уходила прямо из-под носа. Ещё сильнее расстраивался Младший: ему Мама не разрешала участвовать в этих играх, считая, что он недостаточно силён и ловок для такого опасного занятия. Папа-лис ворчал, что, если лисёнок не будет играть в опасные игры, то он никогда не сможет поймать даже дождевого червяка, но Мама-лиса в ответ приводила самый сильный аргумент, что Природа сама заставит Младшего быть хорошим охотником, только нужно дать ему возможность набраться сил и окрепнуть. Лиса продолжала сильно волноваться за своего лисёнка, она продолжала оберегать его от неприятностей этой жизни со всей силой материнской любви.
И, чтобы лисята не расстраивались, Мама-лиса звала всех в нору слушать любимую сказку всех лисят всего света – про колобка. Лисята слышали эту сказку так много раз, что, казалось бы, она должна была им давно надоесть, но разве может надоесть настоящему лисёнку история про то, как хитрый и вкусный Колобок обманул всех на свете, кроме лисы? И лисята засыпали довольные и счастливые, а Младшему снилось, как Мама вылизывает его шёрстку тёплым и шершавым языком, потом  угощает его и братьев вкусным колобком, а он прижимается  к мягкому маминому боку и шепчет ей на ушко, как он её любит.
А Мама-лиса всю ночь в тревожном полусне слушала, как потявкивает и зовёт её Младший, и как, словно убитые, ровно и часто в унисон, дышат Старший и Средний.
В один из дней, когда лисята чуть перевалили за месячный возраст, в жизни семьи произошло ужасное событие – с охоты не вернулся Папа-лис. Лисята очень ждали его, они уже с удовольствием подъедали что-нибудь вкусненькое из того, что удавалось раздобыть главе семейства в его ежедневном поиске пропитания для большой семьи. Когда стемнело, Мама-лиса покормила детей молоком, но лисята с большой неохотой сосали мамин живот, молока там уже почти не было, да и не такое вкусное оно было в сравнении с папиной добычей. В этот вечер малыши уснули полуголодные. А Мама-лиса не сомкнула глаз всю ночь и только под утро позволила себе подремать несколько минут. Она поняла, что случилось самое страшное – Папа-лис погиб. Лисы не люди, они не бросают свои семьи с маленькими детьми, если лис не вернулся к своей лисе с лисятами, значит его уже нет в живых.
Но лисы и не плачут, им некогда оплакивать своих любимых, когда нора полна маленьких лисят. Утром Мама-лиса отправилась на охоту сама, строго- настрого наказав лисятам сидеть в норе и носа наружу не показывать. Далеко отойти от норы она не могла, так как очень сильно боялась за детей, и поймать смогла только одну маленькую зазевавшуюся птичку, но и это было в радость соскучившимся по мясу лисятам. Сама лиса есть не стала, отделила самую вкусную часть Младшему, а остальное бросила на съедение Старшему и Среднему. Все остались в тот день голодными, а довольным был только Младший, и вовсе не потому, что ему досталось самое вкусное, просто он ни разу не видел, чтобы Мама-лиса охотилась, и думал, что это умеют делать только папы-лисы. Он с восхищением смотрел на Маму до того самого момента, как его глаза закрылись и он уснул. Ему снилось, как он с братьями и мамой пошёл на охоту и мама учила его правильно подходить к жертве и набрасываться в самый нужный момент. А Мама-лиса довольно смотрела на своих детей: они все дёргали во сне лапками и потявкивали на невидимую дичь, она понимала, что им всем снится самое приятное занятие на свете – охота.
С каждым днём Мама-лиса отходила от норы всё дальше, и ей иногда  удавалось поймать и что-нибудь существенное. А вскоре лиса стала брать с собой на охоту и лисят – Старшего и Среднего. Младший тоже просился с ними, но Мама-лиса боялась, что он не сможет убежать от собак, или какого-нибудь более сильного лесного хищника, ведь его лапки так и не налились такой же силой, как у его братьев.
Время бежит быстро, и ко второй половине лета лисята стали охотиться лишь ненамного хуже своей мамы. И вскоре, уже осенью, они покинули родную нору, кроме Младшего, его Мама посчитала ещё не подготовленным к самостоятельной жизни. Ещё несколько раз Младший видел невдалеке своих старших братьев, но не подходил к ним близко, это были уже самостоятельные и взрослые лисы, а он всё ещё нуждался в материнской опеке!
Мама продолжала приносить домой добычу, но теперь ей не приходилось охотиться так часто, на двоих пищи нужно было не так уж и много. Иногда они играли, но играть с мамой было не так весело, как с братьями, а на охоту лиса его так и не брала, опасаясь за его жизнь. В один из дней Мама-лиса вернулась с охоты не одна, какой-то незнакомый лис бежал рядом с мамой Младшего и с нежностью поглядывал на неё. Это был самый худший день в жизни лисёнка, он считал, что только он один имеет право на Такую Любовь!
Следующие несколько дней Мама-лиса и её новый друг усиленно охотились, расширяли нору и делали запасы, как будто собирались впадать в зимнюю спячку, словно медведи, и всю зиму питаться тем, что удалось заложить в норе.
Но вскоре Младший понял, что происходит: Мама-лиса и её новый друг собирались бросить его одного. Младший старался разжалобить маму, бросался ей под ноги при каждом случае и пытался заглянуть в её глаза. Но Мама-лиса ни разу не позволила это сделать своему младшенькому и слабенькому лисёнку, она знала, что, если она встретится с ним взглядом, то не сможет уйти, а Природа звала её жить дальше так, как должны жить лисы. Точнее говоря, инстинкт подсказывал ей прогнать Младшего от себя. Но она не могла бы этого сделать никогда, он был ещё не готов к самостоятельной жизни, она сейчас сделает ему запасы на некоторое время, а там Природа возьмёт своё и он сам научится охотиться. Лиса усиленно готовила нору к самостоятельной жизни Младшего и избегала взглянуть в глаза своего маленького любимчика.
Однажды Младший проснулся и понял, что он остался один. В последнее время он часто просыпался в норе в одиночестве, но у него не было того чувства пустоты, которое овладело его сердцем в то утро. Она даже не попрощалась с ним! Она даже не попрощалась! Младший выскочил наружу и попытался найти ту, кого он любил больше всего на свете – свою Маму! Везде был её запах, и запах её нового друга, но нигде не было Мамы. Младший бегал по ближайшим к норе окрестностям и тихонько потявкивал, мама учила его быть осторожным, и он боялся привлечь громким голосом врагов лис, которыми наполнен этот безжалостный мир.
Он бегал долго и сильно устал, и, когда вернулся в нору, свернулся калачиком и уснул. Ему приснилось, что Мама-лиса вернулась домой, и не одна, а с его старшими братьями и Папой-лисом, они снова зажили все вместе дружно и счастливо. Это был очень длинный и сладкий сон.
Когда Младший проснулся, было уже темно, он был совсем один, и тяжёлая тоска овладела его нежным и ранимым сердцем. Он вышел наружу и уселся у входа, чтобы не пропустить момент, когда его Мама вернётся к своему любимому малышу: он всё ещё надеялся.
До самого утра Младший сидел у норы и смотрел на звёзды, спать совсем не хотелось, было очень грустно и одиноко, наверное, так же грустно и одиноко бывает совсем старым лисам, когда остаёшься на свете совсем один и ты уже никому не нужен. С этими мыслями Маленький встретил рассвет. Тьма рассеялась поздно, к утру небо заволокло тучами, начался мелкий противный дождик. Лисёнок вздохнул, встал и медленно заполз в нору. Есть совсем не хотелось, совсем ничего не хотелось, лисёнок лёг и застыл, уставившись в одну точку.
Три дня шёл дождь, все три дня лисёнок не сдвинулся с места, он то засыпал, то снова смотрел в ту же точку в глубине норы. Есть совсем не хотелось, когда грустно и тяжело на душе, аппетит почему-то исчезает. На четвёртое утро в норе стало светло, и лисёнок понял, что дождь закончился, а, значит, там, снаружи, весело щебечут птички, порхают с цветка на цветок бабочки и всё живое радуется солнечному дню. Младший почувствовал в животе урчание и понял, что он голоден.
Мама хорошо умела рыть норы и три дня дождя никак не сказались на убежище Младшего. Внутри было сухо и съестные запасы никак не пострадали. Младший выбрал кое-что вкусное, утолил голод и выглянул из норы. Ожидания не обманули лисёнка, жизнь снаружи кипела, и Младший решил изучить окрестности.
Первым делом лисёнок наведался к знакомому ручью, жажда была нетерпимой и у ручья, напившись вдоволь, Младший поиграл с мотыльком. Всё было не так уж и плохо, кроме ужасного чувства одиночества, особенно острого после жизни в большой и дружной семье.
 Осень всё решительнее вступала в свои права и листья уже покрыли неровным, шуршащим ковром все те места, откуда их не смог выдуть ветер. Младший полюбил бродить именно по этим местам, где листьев было особенно много. Все лисы на свете стараются ступать неслышно, чтобы подкрасться к своей жертве незаметно и внезапно напасть, или не дать заметить себя врагам, а наш маленький герой любил, когда листья шуршат у него под лапами и ему казалось, что это Мама, Папа и братья разговаривают с ним. Иногда он носился, поднимая в воздух ворохи сухого разноцветного  великолепия и наполняя округу страшным шумом, в котором только он один слышал смех и веселье своей семьи.
А вечером снова было грустно и одиноко в пустой норе.
С каждым днём Младший всё дальше отходил от своего убежища и изучал округу, и в один из осенних дней он открыл для себя Большую Реку, что текла далеко от норы. Лисёнок полюбил приходить на берег реки и наблюдать за течением воды, как водоворот затягивает ветку, как листья меняют цвет реки, здесь было очень хорошо думать и мечтать. Младший понимал, что, хотя ест он мало, а Мама заготовила всего очень много, но запасы всё равно рано или поздно закончатся и тогда ему нужно будет охотиться. Как это делать, он представлял себе не очень ясно, а Природа, на которую так понадеялась его Мама-лиса,  не торопилась подсказывать ему, где и как лучше это делать.
Лисёнок хорошо помнил, как Папа-лис, а потом и Мама-лиса приносили из леса много всего вкусного, но где они всё это брали, Младший не очень хорошо себе представлял. Он пытался найти кого-нибудь, кого можно поймать и съесть, но любовь к разговору с листьями была сильнее, да и голод не гнал его вперёд, ведь в норе было так много всего вкусного.
Постепенно холодало и легкий снежок иногда ненадолго покрывал землю. В такие дни очень интересно было рассматривать многочисленные следы лесных обитателей. Младший быстро привык к снегу, хотя в первый день когда всё вокруг вдруг стало белым, он вообще не вышел из норы. Но потом понял, что снег не таит в себе никакой опасности, даже, наоборот, он был хорошим развлечением.
Лисёнок забирался всё дальше от норы и изучал окружающий его мир, с каждым днём это было всё интересней, и он иногда ночевал где-нибудь далеко, если не успевал вернуться к себе в нору. И, однажды, когда после двух дней отсутствия он попытался войти в свою нору, Младший обнаружил, что нора занята парой весьма недружелюбно настроенных барсуков.
Несколько дней лисёнок пытался пробраться обратно к себе Домой, но всякий раз натыкался на агрессивное сопротивление злобной парочки. В конце концов он понял, что все его усилия тщетны и Младший направился туда, где ему нравилось больше всего – на берег реки.
Часами он наблюдал за спокойным течением и грустил, он скучал по Маме-лисе, а больше ему никто не был нужен. Природа упорно не хотела учить его убивать других, чтобы жить самому. Он сильно отощал, хотя и до этого был не в теле, шерсть его приняла ужасный вид и никто не мог бы сказать, что этому молодому лису нет и года.
А в один из дней, когда снег уже давно заполонил всё вокруг, его любимая река остановила свой бег и покрылась льдом. Лисёнок подошёл поближе, попробовал лапой лёд и расстроенный вернулся в лес. И тут судьба преподнесла ему самый настоящий подарок: Младший выбрался на лужайку и нос к носу столкнулся с молоденьким зайчиком, тот от испуга замер и не мог пошевелиться. Лисёнок услышал шорох в кустах и понял, что это Мама-зайчиха хочет отвлечь его внимание от своего ребёнка. Лисёнок внимательно смотрел на зайчонка: «Наверное, он любит свою маму также, как и я свою, а мама любит его не меньше, чем моя мама меня», - подумал Лисёнок и бросился в погоню за мамой–зайчихой, подыгрывая спасительной игре любящей матери. И он абсолютно не расстроился тому, что проиграл эту схватку.
Младший сильно устал и решил найти место для ночлега. Вскоре ему удалось найти под одним из кустов чистое и сухое место, которое ещё не было засыпано снегом, а пышная перина из листьев стала удобным местом для сна.
Лисёнку приснилось, что он снова в своей любимой норе, братья весело возятся в самой глубине, Папа-лис должен вот-вот вернуться с охоты, а Мама-лиса вылизывает ему шёрстку тёплым, шершавым языком и рассказывает его любимую сказку про ужасно хитрого и вкусного колобка, а он шепчет ей на ушко, как он любит её. Как же он любит свою Маму!
Утром Младший лисёнок не проснулся.


Рецензии