Обычный рейс, один из многих

А жизнь скользила перед глазами
                и обещала:- Всё впереди!



      Ноябрьский пасмурный день в Ленинградском порту для команды т/х "Повенец" был днём отхода в рейс. Предыдущим вечером жёны, приезжавшие на время стоянки навестить мужей, были благополучно посажены в вагоны поезда, идущего до Петрозаводска, и теперь ничто не отвлекало экипаж от заботы о предстоящем рейсе. На караван* укладывались последние пакеты пиломатериалов. Команда одевалась потеплее, готовясь без задержки начать работы по укрытию их специальными покрытиями и начать крепление каравана. Эти работы нужно обязательно закончить до прибытия на борт комиссии по оформлению отхода. Всем хотелось быстрее выйти в море.

      Ноябрь 1976 года подходил к концу и погоды в море будут соответствовать сезону года, а потому груз надо закрепить как следует, что требуется для собственной же безопасности. Рейс предстоял на порт Мидлсбро восточного побережья Англии. Третий помощник с готовыми документами на отход отправился в портнадзор для получения разрешения на выход в море. Дежурный портнадзиратель конторы капитана порта проверит все нужные бумаги, поставит на судовые роли и на "Заявление на выход в море" синий штамп "отход разрешён" со своей подписью. После этого штурман сообщит в таможню и КПП пограничников о полученном разрешении и времени, когда судно будет готово принять их на борт. Каждый отход отнимает у судовой администрации много времени и нервов, но установившийся порядок незыблем.

      К трапу подошла машина с заказанными продуктами. Старпом с артельщиком занялись приёмкой продуктов, а помполит пристраивает в гирокомпасной коробки с кинофильмами. В пароходстве пока разрешают брать в рейс по 10-15 фильмов, но другие судовладельцы, в целях экономии средств, устанавливают лимит в зависимости от предполагаемой длительности рейса. Обычно на стоянках в портах между судами идёт интенсивный обмен кинофильмами, что заметно скрашивает жизнь.

Появляется третий помощник:
- Станислав Антонович! "Добро" на отход получено, комиссия заказана на 15 часов.
Прекрасно. С креплением каравана успеем. Комиссия обычно работает в течении часа и, значит, можно заказать лоцмана на 16 часов. Проверяем крепление каравана. Пакеты досок закрыты полотнищами покрытий, найтовы прижимают стензельные стойки к пакетам и выбраны втугую.  Всё в порядке. Команда может пока отдохнуть.

      Люблю это время, когда всё приготовлено к отходу, экипаж ожидает команды стоять по местам, а на душе у тебя спокойно. С комиссией будут работать помполит и старпом, а капитан обычно не касается организации досмотра судна и приглашается к участию лишь при возникновении какой-либо проблемы. Это было время, когда за морально-политическим состоянием команды наблюдали многие, начиная с отдела кадров на берегу и кончая первым помощником капитана непосредственно на судне. По прошествии времени должен сказать, что наличие в штате первого помощника (помполита) было для капитана большим благом. Ходившие в то время на флоте анекдоты и негативы в отношении помполитов зачастую были несправедливы. Они приветствовались в первую очередь разболтанными, недисциплинированными, часто имевшими проблемы со спиртным членами экипажа. Кстати, сокращение этой должности в экипаже сразу заметили агенты в инпортах. Ранее они очень редко имели проблемы, связанные с проступками членов команд советских судов, отмечая высокую дисциплину экипажей.

      Но вот уже у борта останавливается автобус, на котором прибывает комиссия, к трапу встаёт часовой и какое-либо сообщение с берегом прекращается. Мы становимся людьми из другого мира. Офицер-пограничник просит собрать весь экипаж в столовой, а сопровождающие его солдаты берут под наблюдение палубы надстройки - граница на замке. Сличив каждого члена команды с фотографией в "паспорте моряка" и вручив его моряку, офицер просит разойтись по каютам и начинает контрольный обход всех помещений совместно с таможенником.

      Помню, в те годы на одном из судов Латвийского пароходства был случай, связанный с нелегальным провозом золота. Газета "Водный транспорт" публиковала статьи, клеймящие позором участников этого инцидента под интригующим заголовком "Грязное золото Флиса". Ну кто мог тогда подумать, что пройдёт меньше 20-ти лет и всё в жизни перевернётся. Те, кого тогда клеймили и называли спекулянтами, станут хозяевами жизни и образцом для подрастающего поколения. Более того, сам президент заявит, что необходимо в средствах массовой информации “создавать положительный образ богатого, успешного человека”. И совсем не важно, что подавляющее число богатых нажили свои состояния неправедными способами.

       Вспоминаю смешной случай из собственной практики прохождения таможенного досмотра. Моя дочь, окончив университет и начав работать, с первой своей зарплаты купила отцу в подарок наручные часы. Дешёвые часы в анодированном корпусе. Поскольку это был подарок дочери, то я носил их на руке. Однажды, при выходе в загранрейс в мою каюту зашёл таможенник:-
- Станислав Антонович, досмотр мы закончили, замечаний нет, но вот Ваша декларация - хотите ли Вы что-то ещё внести в неё?
Я догадался, что мои часы правдиво имитируют драгоценный металл. Пришлось, сняв их с руки, разочаровать того таможенника, усомнившегося в моей порядочности.

      Тем временем досмотр заканчивается, помполит получает кучку паспортов со штампом "Отход", таможня также удовлетворена осмотром, все прощаются и покидают судно. Появляется лоцман, предъявляет часовому свои документы и его допускают на борт. "Команде стоять по местам швартовки!" - слышится из динамиков голос старпома. Отдаём швартовы, разрывая последнюю зримую нить связи с домом. Гулкий запуск главных двигателей и вспененная вода под кормой. Очередной рейс начался.

      Мы покидаем территорию Лесного порта, проходим Барочный бассейн и заходим в морской канал торгового порта. Ход малый, минуем вход в Угольную гавань, подворачиваем вправо и, выходя на кормовой створ, следуем закрытой частью канала. На северном молу стоит пограничная вышка с навесом от дождя, на которой стережёт границу пограничный наряд в лице солдата срочной службы. Я беру медный рупор, выхожу на крыло ходового мостика и громко докладываю на пост:- "Повенец", Мидлсбро, Англия, экипаж 20". Солдат приветственно машет рукой и скрывается в будке. Добавляем ход до полного. Моросит мелкий дождь. На горизонте видны очертания Кронштадта. Время от времени расходимся с судами, идущими в Ленинград.

      Кронштадт. Проходим близко от пограничного поста на углу Военной стенки, но здесь доклад не требуется, а часовой в будке читает название судна пользуясь биноклем, наверное, уже получив доклад своего коллеги с первой вышки. Граница на замке. Кронштадт пройден, вышли к приёмному бую и распрощались с лоцманом. Идём курсом 270 градусов к острову Сескар. При повороте на новый курс у Сескара справа остаётся место, где в 1963 году подорвался на мине времён Отечественной войны теплоход нашего пароходства. Недавно с карт сняли, остававшийся в действии для отдельных районов Балтийского моря гриф "Бывший опасный от мин район", где плавание могло осуществляться на страх и риск мореплавателя. В летописи пароходства тот взрыв остался напоминанием чтить предупреждения, нанесённые на карту.

*****

       По правому борту бледной тенью проходит южное побережье Швеции. Минуем порты Истад, Треллеборг. Наш курс пересекает паром, идущий на Польшу. У маяка Фальстербурев ложимся на ноль градусов. Быстро темнеет. Вспышки маяка Дрогден на остром курсовом угле левого борта. У Дрогдена брать лоцмана не будем. Одноименным каналом до Копенгагена пойдём самостоятельно.  После полуночи проходим Зунд и выходим в Каттегат. Крепчает северо-западный ветер. На Северное море выходит циклон и несёт с собой ветры 8-9 баллов. Становится ясно, что будет необходимо укрыться от шторма в районе мыса Скаген. Во второй половине дня подходим к району якорной стоянки. Здесь уже нашли укрытие десяток судов. Выбираю местечко посвободней:
- Отдать правый якорь! Пять смычек на клюз! 
Грохочет вытравливаемая цепь. Глубина на якорном месте 20 метров и, учитывая провес цепи, на грунте будет лежать около сотни метров.
- Якорь забрал, дрейфа нет, якорь-цепь набита, смотрит прямо! – докладывает боцман.
- Наложить стопора. Ещё понаблюдай за цепью и свободен.

      Всё отлично. Ощущаю покой в душе и теле. Можно отдыхать. Радист приносит новый прогноз, который подтверждает правильность решения укрыться в безопасном месте: "Wind W to NW 8 locally 9 state of sea very rough locally high". Обозреваю район стоянки. Суда вцепились в грунт якорями, у всех цепи набиты. Качается на коротких волнах множество чаек, слетевшихся к берегу и своим прилетом подтверждающих шторм в море.

      В миле от нас стоит на якоре буксир-спасатель "Славный", у которого на коротком буксире болтается новенький портовый буксир-кантовщик. Куда спасатель собирается его буксировать? Вахтенный второй помощник нанёс на карту наше место и взял контрольный пеленг на маяк Скаген. Этот пеленг позволит вахтенному штурману контролировать появление дрейфа. Даём отбой машинам. Спускаюсь к себе. В каюте уютно и тепло. Портрет жены смотрит с переборки, напоминая о существовании семьи и о том, что кроме забот судовой жизни, есть и другие. Кстати, партийное руководство мне неоднократно намекало, что вместо портрета жены в капитанской каюте более уместен портрет тов. Ленина, как у большинства коллег. Я пропускал намёки мимо ушей и портрет проплавал на всех моих судах вместо лика вождя мирового пролетариата.

      Звонок телефона. Штурман докладывает, что спасатель "Славный" просит "добро" подойти к борту и постоять вместе, пообщаться и посмотреть какой-нибудь из наших кинофильмов. Разрешаю передать согласие и вновь поднимаюсь в ходовую рубку, чтобы посмотреть на маневры спасателя. "Славный" снимается с якоря и вместе со своим довеском направляется к нам. Аккуратно подходит к правому борту, подаёт швартовы. Спасатель красив, выглядит чистеньким, корпус окрашен в шаровый цвет. Подбирает лебёдкой буксирный трос до 20 метров, подтягивая к себе кантовщика. Спасатель ниже нас и на крыле его мостика люди, подняв головы, здороваются с нами. Приглашаю капитана и старшего механика "Славного" к себе в гости.

      Помполиты обоих судов занялись выборкой кинофильмов, а гости располагаются у меня в каюте. Пьём чай. От спиртного гости отказались категорически. Капитан и стармех оба мои ровесники. Разговорились. Прошу рассказать, что означает буксировка кантовщика. Оказывается, они буксируют его на Кубу, в Гаванну. Далёкий, трудный и необычный путь с элементами экзотики. "Славный" - всепогодный спасатель неограниченного района плавания. Кантовщик - из нового судостроения, законвертован для условий перехода через океан и сейчас представляет собою обычный поплавок. Перевернуться он не может, водонепроницаемость обеспечена. Каким путём собираются пересекать океан? Пойдут Северным морем на Дувр, Ла-Манш, Бискай и, далее, на Канарские острова. В районе Канар повернут на Карибы и пойдут с попутными северо-восточными ветрами. Это наиболее оптимальный вариант пересечь Атлантику в зимний период. Весь переход спасателя будет вести Гидрометеоцентр СССР, периодически выдавая свои рекомендации на переходе. Вот и сейчас они стоят на якоре, руководствуясь его указаниями. Доставив кантовщика в Гаванну, "Славный" через Панамский канал выйдет в Тихий океан и пойдёт на новый порт базирования – Владивосток. Я купался в географических названиях и очень сожалел, что этот переход спасатель пройдёт без меня.

      Интереснейшую для меня беседу прерывает старпом: в полукабельтове у левого борта раскачивается небольшой сторожевик под флагом Дании. Желает видеть капитана. Выхожу на крыло мостика:
- Good afternoon. What’s problem, captain?
Командир сторожевика извещает, мол, вы находитесь в территориальных водах Дании, а потому "Славный" должен встать на якорь отдельно. Что делать? Очень жаль, но со своим уставом в чужой монастырь не полезешь. "Славный" отходит от борта и в 5-ти кабельтовых от нас встаёт на якорь. Приятная и познавательная встреча, к моему сожалению, закончилась.

      К концу следующих суток ветер начал убиваться. Подождал свежий прогноз погоды на ближайшие 48 час и после полуночи снялись с якоря. "Славный" тоже тронулся в путь. Он включил огни буксировщика и, держа в луче  прожектора свой объект, пошёл к мысу Скаген. Мы пожелали друг другу удачи и каждый пошёл своим курсом. Больше на морских дорогах никогда не встречались.

      После Скагена мы закачались на остатках волнения от прошедшего шторма, но караван на палубе не давал судну резко валиться в бортовом крене. Вышли в Скагеррак и к обеду у мыса Ханстхольм повернули на курс 245 градусов, имея целью пересечь Северное море и через полтора суток подойти на рейд Мидлсбро. Море успокаивалось и только северо-западная зыбь, идущая в правый борт, плавно заваливала судно с борта на борт.

****

      Глухая ночь. Зарево береговых огней Мидлсбро мешает видеть стоящие на якоре пароходы и только экран локатора показывает правдивую обстановку на рейде. Получили команду встать на якорь. Брать в порт будут с утренним приливом. Главная часть задачи выполнена: переход от Ленинграда до Мидлсбро выполнен благополучно. С утренним приливом в полводы, приняв на борт лоцмана, пошли на заход в реку Тис, по берегам которой оборудованы причалы порта и расположен сам город. Однако, наш причал находится в 5-ти милях от порта выше по течению на правом берегу реки. Городских построек не наблюдаем, а сразу за причалом яркая зелень поля. Разворачиваемся в реке и швартуемся правым бортом. На причале один небольшой кран. Уже ясно, что знакомство с городом не состоится. Но мы не единственные в обозримом пространстве. Есть ещё такие же одинокие причалы и у каждого стоят суда под грузовыми операциями. Время полной воды. "Повенец" высоко поднялся над причалом и на фоне маленького крана выглядит вполне приличным по размерам судном. Стояние воды длится 15-20 минут и видно, как она начинает движение в противоположную сторону. Приливы полусуточные, т.е. 2 раза в сутки будет полная вода и, соответственно, тоже 2 раза малая.

      Караван раскреплён, покрытия убраны и первые пакеты нашего груза поплыли в воздухе, опускаясь на причале, где погрузчики подхватывают их на рога и формируют в сторонке будущий штабель. Идёт выгрузка, караван снят в половину. Судно как-то незаметно опускается у причала и вдруг появился крен на левый борт, который постепенно увеличивается. Это мы начинаем садиться на грунт и скос его к середине реки накреняет теплоход. Судно плотно село на грунт,. Вода продолжает уходить и вот уже почти вся подводная часть корпуса становится нам видна.

      Позднее, в рейсах на французский порт Бордо, идя в мутном потоке вод Жиронды, ты поймёшь всю прелесть рек России. Там ты можешь пройти босиком по прибрежному песку, увидеть в прозрачной воде дно реки и обыкновенную рыбку, там нет этого извечного приливо-отливного движения водной массы, рождённого нашим спутником Луной. Воды здешних рек никогда не посветлеют, заиленные берега не располагают к прогулкам. 

      Незаметно проходят двое суток. За это время мы несколько раз лежали на грунте с 5-ти градусным креном. И вот выгрузка окончена. Приняли балласт. Агент оформил все документы на отход и сейчас стоим в ожидании полной воды, а с отливом пойдём на выход в море. Нас ожидает новый рейс из французского порта Кале на север Ботнического залива с грузом извести в финский порт Кеми. Ждём прибытия лоцмана.


* караван - груз круглого леса или пиломатериалов, погруженный на крышки люков трюмов.


Рецензии
Здравия Вам, Станислав Антонович! И спасибо за Ваш рассказ! Что меня особенно восхитило: в своей рецензии Леонард Позолотин опубликовал великолепные стихи Виктора Косолапенко, прочитав их, я понял: я тоже должен их опубликовать! Всенепременно! Их должны прочесть как можно больше читателей! И я их добросовестно записал. И обязательно опубликую, под фамилией автора. Леонард! Мерси боку! Р.Р.

Роман Рассветов   07.10.2023 22:39     Заявить о нарушении
Приятно, что присутствует интерес к моим простеньким рассказам с элементами морской экзотики. А стихи Виктора Косолапенко замечательные. И спасибо Леонарду Позолотину, обратившего на них наше внимание.

Стас Литвинов   08.10.2023 12:08   Заявить о нарушении
Да, полностью согласен. Спасибо большое Леонарду Позолотину и Виктору Косолапенко! Р.

Роман Рассветов   08.10.2023 12:58   Заявить о нарушении
Стас, интересная жизнь на плаву, может были Вы у берегов, Африки??? Мою бригаду так же ,, катали,, на сухогрузе.... Фридрих Энгельс,, из Намиба .. В ПортАмбоим. Жму.

Павел Мисавин-Святкин   23.10.2023 16:56   Заявить о нарушении
Да, приходилось бывать неоднократно и в Александрии, и в Алжире, и в Марокко.

Стас Литвинов   23.10.2023 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.