Автограф Михаила Шемякина Трезвому Петрограду

В третий день работы IX Международного Книжного Салона в Санкт-Петербурге познакомился с выдающимся и всемирно известным художником, скульптором Михаилом Шемякиным.Дело в том, что с огромным интересом слежу за творчеством Михаила. Часто бываю в Петропавловской крепости у знаменитого памятника Петру I.
Обратился к Шемякину:
- Михаил,здравствуйте! Редактирую газету ТРЕЗВЫЙ ПЕТРОГРАД.
Михаил Михайлович посмотрел на меня и оставил в моём альбоме красивым почерком впечатляющий автограф.

Всем Трезвенникам (именно так, с большой буквы! -А.О.) читать газету Анатолия!

p.s. а алкашам - тем паче!!!

М.Шемякин

25/v 2014 г.
СПБ

Насколько знаю, Шемякин с одобрением относится к Трезвости. Что видно и из его автографа. В книге "Две судьбы" Шемякин пишет совершенно пронзительные вещи об алкогольной и наркотической зависимостях Высоцкого. Упоминает, что они вместе подшивались во Франции. Рассказывает о посещении Высоцкого в французской психиатрической клинике. Тем не менее, Шемякин называет Высоцкого наиболее Трезвым поэтом России. Утверждает, что создавал свои стихи Владимир Высоцкий именно Трезвым. В "Двух судьбах" целая глава отведена трагической проблеме алкоголизма.
В этой же интереснейшей книге издательства "Вита Нова" рассказывается, что именно Владимир Высоцкий натолкнул Шемякина на идею памятника Петру I и посоветовал взять за образец прижизненную маску Российского Императора работы Карло Растрелли. Автограф Шемякина тем более для меня значим, так как в выборах мэра Москвы в сентябре 2013 года был Наблюдателем в Центральном Доме Актёра на Арбате, где часто бывал Владимир Высоцкий с Мариной Влади.
Личность Петра I крайне интересна Михаилу Шемякину, он посвятил Императору многие работы в различных жанрах.   

Михаил Шемякин – русский живописец, график и скульптор, те­атральный художник.

Михаил Шемякин был исклю­чен из Института живописи, скульп­туры и архитектуры по идеологи­ческим соображениям, продолжал обучение самостоятельно, копи­руя старых мастеров в Эрмитаже. В СССР художник Шемякин участвовал в андеграундных выставках, выставлял работы на За­паде, в 1971 Михаил Шемякин уехал из страны.
М.М. Шемякин учредил Институт философии и психологии творчества. «Михаил Шемякин своим оригинальным и неповторимым творчеством внёс огромный вклад в историю мирового искусства, но не меньший - в его исследовательский процесс. Взяв за основу мысль Андре Мальро о взаимосвязанности различных пластов культуры на разных временных и этнических поясах, мечтавшего проследить, как реализует себя та или иная художественная идея, пробегая сквозь века и тысячелетия, Михаил развил это в стройную творческую систему и предложил новый метод изучения мировой культуры, который может работать не только в изобразительном, но и других видах искусства, а также в иных гуманитарных направлениях.

Михаил Шемякин о Высоцком. Из интервью

Mне не раз приходилось читать и слышать от людей, хорошо знавших Владимира Высоцкого, что самым близким другом его по жизни и по духу был Михаил Шемякин. Знаменитому художнику он посвящал стихотворения и среди них одно, написанное за считанные дни до смерти. Вот что мне рассказал Михаил Шемякин.

— Я узнал о его смерти позже всех. В то время я находился в Греции, и никто не решился мне позвонить и сообщить, что Володя нас покинул. Я был со своей подругой-американкой в Афинах. Она знала Володю, я их как-то познакомил во Франции. Она сидела со мной в ресторане, был душный вечер. Она была чем-то встревожена, и я это почувствовал. Она несколько раз, когда мы ужинали, задавала какой-то странный вопрос — ты сильный человек, Миша, как многие русские? Я посмотрел на нее изумленно и сказал — ну конечно, мы все же гиганты. А в третий раз, когда она меня спросила и пристально на меня посмотрела, меня как бы озарило, и я сказал ей — Володя. Она очень любила его творчество, сама занималась музыкой. Она заплакала и сказала — да, он ушел. Она прочитала это в газете. Она купила газету в Афинах, а до тех пор мы жили на маленьком острове. Она прочитала заметку о том, что в России ушел из жизни великий бард. Конечно, для меня это был колоссальный удар. Мы всю ночь бродили по улицам. Под утро поехали к Георгию Костаки, известнейшему коллекционеру русского авангарда, дяде Жоре, как мы его называли. Он в то время жил в Афинах. Конечно, он был очень расстроен. Но когда он увидел мое совершенно перекошенное лицо, он обнял меня и сказал — ты знаешь, он вовремя ушел. Это меня поразило. Я был дико оскорблен этим выражением. А он сказал, что то, что он таким молодым ушел, может это здорово, это как Пушкин, как Лермонтов. Он хотел меня утешить.

А то, что Володя уходил, он это сам, конечно, предчувствовал. Я в некоторых своих воспоминаниях писал о том, что я буквально уговаривал его не умирать, потому что он последние два года кроме алкоголя, к сожалению, пристрастился к наркотикам. Все мы понимали, что это конец.

— Владимир Высоцкий очень много теплых слов говорил о вас, о дружбе с вами, о вашем творчестве, о том, как вы близки с ним по духу. А кем был Высоцкий для вас, кроме того, что был вашим ближайшим другом?

— Есть такое выражение, которое мне нравится — Человек с большой буквы. Хотя в советские времена это обычно говорилось по отношению к тем людям, которые никакого отношения к человеческому роду не имели. А Володя как раз был Человеком с большой буквы. Он меня интересовал прежде всего как такая вот необычайная личность. Это был необычайно мужественный человек, который не боялся в своем творчестве противостоять страшному государственному аппарату. Он был человек слова. И в то же время человек необычайно тонкий, замечающий любые аксессуары вот этого советского быта, и комичного, и трагичного, который он блистательно в своем творчестве отображал.

— После смерти Высоцкого прошло больше трех десятилетий. Это гигантский срок, реалии этого мира стали совсем иными. И, тем не менее, Высоцкий живет. Вместе с ним жило в то время много интересных и значительных людей. Но именно он, на мой взгляд, был той неугасимой звездочкой, которая стала одним из самых ярких и трогательных символов нашей советской эпохи. Почему именно Высоцкий, на ваш взгляд, таким остался для многих из нас, когда все или почти все вокруг люди, известные ранее, теперь вспоминаются все реже и реже?

— В советскую эпоху было три великих барда — Окуджава, Высоцкий и Галич, которые навсегда останутся в сердцах россиян и будут представлять интерес. Почему именно к Володе такой неугасающий интерес? Я думаю, что Окуджаву можно назвать гениальным лириком, Галича характеризовало яркое и политизированное творчество. А у Володи творчество как бы вулканическое, более мощное и необычайно многогранное. Даже те песни, которые в наше время потеряли или теряют актуальность в силу того, что изменилось общество или те обстоятельства, которые были свойственны тому времени и ушли в прошлое, эти песни уже меньше понятны молодежи, нас они все равно волнуют. Но когда он затрагивал общечеловеческие и глобальные проблемы, которые являли собой высоты российского мощного стихийного духа, эти вещи останутся навсегда. И благодаря этому такая необычайная любовь и интерес. И была в нем та чистота, которая во многих поэтах и бардах далеко не всегда бывала. И это иногда подкупало даже его врагов.

На фотографии Михаила Шемякина с Владимиром Высоцким видна прижизненная маска Петра I, с которой Шемякиным было слеплено лицо памятнику Петру I в Петропавловской крепости. 


Рецензии