ОН В ОДИН ДЕНЬ СТАЛ ДВАЖды чемпиОном БЕЗ тренирОво

На ФОТО (Кононенко Бориса Николаевича): НАШи братики (в Августе 1953-го)
                и НАШ ставОк-пруд -
                в НАШих "ВИЛЬХах"-ОЛЬХах -
                на речУшке КамышевАхе -
                убИтый "НОВою ВЛАДою-ВЛАСТЬю")

                Кононенко Борису Николаевичу -
                к 60-ЛЕТию последнего звонка
                НАШего класса 10-А СШ №53
                городкА КАДиевка ЛугАнская

           ВМЕСТо пролОга:

          ТрубА НАМ НЕ трубИт -
          НЕ БУдут ВАМ рекОрды,
          Но затаИл дыхАнья стадиОн:
          Кого же назовУт сегодня ГОРДым,
          Этим СЛАВным слОвом чемпиОн -
          Этим завЕтным словом чемпион!

          <<К стартам нелЁгким готОвятся спортсмЕны,
            Каждый в победу верит горячО.
            А ВОТ БОРе - КононЕнко БОРе -
            по-колЕнко МОРе -
             МОРе - по-колЕно,
            БОРе - и ГОРы = ТО же, ЧТО и МОРе -
            И любЫе ГОРы - по-плечО!>>

Да ЧТО мне море, -
КононЕнко БОРе -
(ЧТО я в НЁМ - НЕ ВИДел,
Да ЧТО я в МОРе ЭТом НЕ виДАЛ!), -
да мне - по-Яйца - САМ Тихий океан!

Да ШТО ТЫ, БОРя - МЕЛешь про ТО МОРе,
Да ШТО ТЫ МЕЛешь, БОРенька, про ГОРе,
МЕЛешь, БОРя, - ОЧень горяЧО:
Ведь НЕ может быть море по колено,
Ведь НЕ могут быть горе по колено,
Ведь НЕ могут быть горы по плечО,
Ведь НЕ моЖет быть горе по плечО>>!

Но Я же - БОРя - КононЕнко БОРя,
а НЕ КВАКка, КВАКа-ЗадаВАКа,
я же НЕ еМЕЛю ЕМЕЛей - пустоМЕЛей -
языкОм по СТЕНКам, -
я ж БОРя КононЕнко!
И могУ - из ЗАТХЛого болОта -
прЫгнуть - ПРЯМо - в Тихий океан,
прЫгнуть - в САМый Тихий океан!

<<Для хвастунОв - НЕ БУДу я примЕром,
У задавАк - не ВЫйдет ничегО!
А МЫ уВИДим>> (Если МЫ  ЖИВы бУДем!),
А МЫ посмОтрим (НЕ РАЗ, а РАЗа ПО три!):
<<Кто же бУдет первым,
А МЫ ещЁ (коль дожиВЁМ ещЁ!) -
<<ПосмОтрим - кто коГО>>!

- ХочУ такой же БЫТЬ Я, - КАК и БОРя, -
                с НИМ НЕ СПОРя!
ХочУ такой весЁленькою БЫТЬ, -
ХочУ такой же БЫТЬ весЁленькой и Я,
Чтоб были Я и БОРя (с НИМ НЕ СПОРя - ОН иль Я!);
Всегда МЫ БЫЛи = неразлУчные друзьЯ!
Чтоб НИКОГДА НИГДЕ НЕ расставАться
(обнимАться и eBATЬCя!):
Чтоб НИКОГДА НИГДЕ НЕ растерЯться:
Чтоб ПРЫГать ПРЯМо в Тихий океАн -
В объЯтья ВСЕХ преЛЕСТНых обезьян,
В объЯтья ВСЕХ весЁлых обезьян,
В объЯтья ВСЕХ счастлИвых обезьян!
    (использованы словА С.Полякова - в таких <<...>> скобках)

          *************

        КононЕнко БОРя - мне (КрылЕнко) = ДВАЖды троЮродный брат.
Без сомнений можно сказать, что Боря был моим ЕДИНСТВенным кумиром -
в 1949-1959-е ГОДы (в старшем детстве и в студенчестве):
я пытался брать с БОРи пример во всём
(об Этом - мой Опус http://www.proza.ru/2014/05/24/1041 )!
Правда - и БОРЯ тоже кое-ЧТО <БРАЛ> у нас:
я БОРю от гибели СПАС (в 1953-м):
Боря залез на дерево КЛЁНа ВиргИнского (мягкая хрупкая древесина),
навИсшее над ВИЛЬХовым переулком и каменным ТЫНом,
а на высоте "6-7 м под БОРей обломалась ВЕТКа,
но я успел ухватИть БОРю за шиворот свитера - и удержал,
пока БОРя САМ успел ухватИться за ВЕТКу поКРЕПЧе...

И БОРя даже <мужчиной СТАЛ> в хатёночке, пострОенной моей МАМой -
вместе со мной,
и собственно <мужчиной СТАЛ> - вместе с МарИей ОЛЭКСэнко,
ЖИВШей вместе со мной (вместе во ВСЁМ - окрОме жизни половОй!)!
 Боря. Увидев у нас помост-ночлежку (сооруженный мной
(для спасения и защИты от бандИтов - летние месяцы, когда МЫ спали в садУ ) -
на высоте 5 м от земли) -
на дереве дикой лесной груши, Боря соорудил помост и у себя в саду,
но не на дереве (не было подходящего), а на столбах (тоже в 5м от земли).
Но там никто не спал! А я прыгал с него 3 раза -
очень <сущило-простреливало> БОЛЬю ноги при ударе о твёрдую землю!

БОРя ВСЕГДА выделЯлся быстрой сообразИтельностью и умЕнием!


Правда - и БОРЯ тоже кое-ЧТО <БРАЛ> у нас:
я БОРю от гибели СПАС ()
даже <мужчиной СТАЛ> в хатёночке, пострОенной моей МАМой -
вместе со мной,
и собственно <мужчиной СТАЛ> - вместе с МарИей ОЛЭКСэнко,
ЖИВШей вместе со мной (вместе во ВСЁМ - окрОме жизни половОй!)!

Боря. Увидев у нас помост-ночлежку
(сооруженный мной - БЕЗ ЛЕЗТницы и БЕЗ каких-либо ступенек -
(для спасения и защИты от бандИтов:
в летние месяцы, когда МЫ спали в садУ:
моя мама, моя тётя Уля, моя сестричка МарИ (1915 года рождения) и я,
а залазили и слазили - по ВЕТКам - как обезьянки!) -
на высоте 5 м от земли) -
на дереве дикой лесной груши, Боря соорудил помост и у себя в саду,
но не на дереве (не было подходящего), а на столбах (тоже в 5м от земли).
Но там никто не спал! А я прыгал с него 3 раза –
очень «сущило-простреливало» БОЛЬю ноги при ударе о твёрдую землю!
И БОРя тоже прыгал - НЕ в высотУ, НЕ в длинУ, НЕ в щиринУ -
а в низинУ - с высотЫ - ВНИЗ! -
БОРя ВСЕГДА выделЯлся быстрой сообразИтельностью и умЕнием!

В 1949-том дома, в своей комнате Боря показал, как ОН почти без разгОна -
перепрыгивает через высокую спинку стула; я сам никогда бы не осмелился
на этот УЖАСный ТРЮК, но увидев - попробовал - и я сразу смог тоже перепрыгнуть!

Тогда же - осенью 1949-го я увидел, КАК Боря с шестом -
перепрыгнул - с крыльца их веранды - через двор - на штабель досок;
я попробовал - и у меня тоже получилось!
после этого я дома в огороде много прыгал с шестом:
в высоту, а потом попробовал прыгнуть в длину -
с крыши сортира (около 2,5м высоты), но в прыжке -
шест переломИлся, я грохнулся спиной (с высоты около 3,5 м) -
об утоптанную землю и чуть не задохнулся - долго не мог вдохнуть воздух!
ллПосле этого я уже не прыгал с шестом...

А Боре пришлось прыгнуть ещё несколько РАЗ - В ОДИН ДЕНЬ -
16 мая 1954-го - нерабочий ДЕНЬ - нэДИЛя или неДЕЛЬник
(на другой день после <последнего звонка> в 10-А классе школы СШ №53 -
городкА КАДиевка ЛугАнская) -
нас - почти ВЕСЬ 10-А класс - послали на стадион <Победа> выступать
(без подготОвки, БЕЗ тренирОвок!) за СШ №53 -
в легкоатлетическом первенстве школ города Кадиевка.
А перед началом выступления - к Боре и ВИНе подошёл
худощАвый - спортИвно подтЯнутый красивый (по моИм понятиям!),
приЯтно улыбающийся ПАРень - чуть пониже Бори,
с привлекательным худощАвым личиком со ВПАЛыми ЩЁЧКами
(с девичьими Ямочками!), в ЯРко Алой спортИвной майке,
держа в руках спортИвные тапочки (с длинными стальными шипАми под подмЁтками
и СТАРТовые колОдки. МЫ ТРОе - увидели ВСЁ Это - впервые и спросИли у НЕГО:
"- ЧТО ЭТо за чудесА?" - ОН ответил и предстАвил себя Боре и ВИНе:
"- Я ВАШ родственник - УрвАнов и ВАС хорошо знаю!
Буду сегодня бежать 100 и 200 метров, прыгать в длину и высоту!
А сейчас спешУ!" - и ВСЁ - после состязАний ЕГО ниКТО из НАС НЕ ВИДел!

Боря (без подготовки!) занял 1-е место по тройному прыжку,
1-е место по прыжку с шестом (260 см, хотя впервые увидел настоящий - бамбуковый шест),
2-е место по прыжку в длину
и 2-е место в беге на 100 м - за 12,2 сек.
А 1-е занял <профи> УрвАнов (ТОТ инкОгнито родственник Бори) - за 12 сек -
при тогдашнем мировом рекорде СШАнского индЕйца ДЖЕСси Оуэнса - 10,2 секунды...

ТАК МОЙ кумир БОРя - В ОДИН ДЕНЬ СТАЛ ДВАЖды чемпиОном БЕЗ тренирОвок!

А я тогда 100 м пробежал за 12,9 секунды - босым и БЕЗ СТАРТовых колОдок,
эконОмящих НЕ менее 1 секунды...

Виня пробежал 200 м с барьерами,
а я (со слабыми результатами) пробежал 1500 м и 800 м,
толкнул ядро и <метал> очень гибкое и вихляющее металлическое копьё,
больно стукнувшее меня хвостом по затылку в момент броска
(а все 3 настоящих деревянных копья сломал в 3 попытках-бросках один
парень, которого почему-то нЕ отстранИли после ПЕРвой же поЛОМКи).
    Я мог бы занять первое место в забЕге на 800 м, но последние 100 м
перед финишем передо мной бежал барбОс в тапочках <шипОвках>;
от его длиннымх стальных шипОв ЗУБьев - мне в МОРДу летели КОМЬя ГРЯЗи
и ГРАВий и, хотя я иог его запросто обогнАть, - я боялся что Этот барбОс -
мне коленки до костЕй ТЕМи ЗУБьями обдерЁт или КИШКИ из животА ВЫпустит!
И он ГАД ЗНАЛ ЭТо и, юлЯ передо мною тудА-сюдА - ВСЕ последние 100 м, -
НЕ позвОлил обойтИ себя. И я остАлся вторЫм...

Зато 9 мая того же 1954-го -
наша команда СШ №53 (5 школьников - 4 из нашего 10А класса) -
заняла 1-е место в городе в стрельбе из малокалиберной винтовки -
на 50 м лёжа; я выбил (без подготовки) 77 из 100
(средний результат в команде)...

А в июне 1954-го я провожал Борю в Киев сдавать документы -
для поступления в ПолиТех институт (без экзаменов),
а в городе нас увидел военрук нашей школы и повёл меня за город -
в карьер (где я выстрелял 30 патронов) и послал меня с черноброво-чубатым
парубком Прокопенко (из СШ №44) в Ворошиловград,
где мы заняли 2-е место по области (после Ворошиловграда) -
в стрельбе из малокалиберной винтовки на:
50 м лёжа, 50 м с колена, 100 м стоя...
     И на ЭТом была поставлена ТОЧКа в моих спортИвных выступлениях по стрельбе и на стадионе...

А ТОТ - ТАК Ярко заПОМнившийся мне (я же стоЯл в 1 метре от НЕГО!)
СтепАн УрвАнов - ТОТ инкОгнито родственник Бори и ВИНи -
ИМ - троЮродный брат по ЛИНии БОРиной МАМы и ВИНи ПАПы:
внук ОСЬМИНы(по ПАПе)-ПАВЛовой(по МАМе)-Клименко (по МУЖу)
Маргариты Тарасовны (родная сестра Бабушки Вини Калинченко
и Бори Кононенко), которая учила нас Экономической Географии СССР
и загран-стран Европы.
А МАма СтепАна УрвАнова - Надежда Даниловна ОСЬМИНа(по МАМе)-
Клименко(по ПАПе)-УрвАнова(по МУЖу).
А Бабушки Вини и БОРи (ЕвдокИя Тарасовна) -
почемУ-то ИМ об ЭТОМ - НЕ говорила, но рассказала мне.
ОНА дала ФОТО Вини и БОРи (в Августе 1953-го у НАШего ставкА-прудА) -
Маргарите Тарасовне (своей родной сестрЕ),
а тА показала ЭТО ФОТО своемУ внуку - СтепАну УрвАнову -
ровеснику БОРи, который учился в мужской СШ №44,
расположенной в "200 м от НАШей СШ №53 -
на другой от НАС сторонЕ улицы Садовой-Ленина!
Вот и ВЕСЬ секрет - откуда СтепАн УрвАнов ЗНАЛ Виню и БОРю!
А вот Виня и БОРя - ДО СИХ ПОР НИЧЕГО НЕ ЗНАют про СтепАна УрвАнова,
хотя хорошо ПОМНят ТУ минУтную ВСТРЕЧу...
   Крыленко Bлядимира  24 мая 2014


Рецензии