Послесловие к повести Дед и Малыш. Глава 12

И глупец, когда молчит, может показаться   
                мудрым, и затворяющий уста свои –
                благоразумен.

                Соломон.


                Тем, кто выступает в ассамблеях,
                запрещается говорить по бумажке,
                дабы каждого дурь была видна.

                Указ Петра Первого.


                Ибо всякое естество зверей и птиц,
                пресмыкающихся и морских животных
                укрощается и укрощено естеством
                человеческим, а язык укротить
                никто из людей не может;
                это неудержимое зло; он исполнен
                смертоносного яда.

                Из Соборного послания апостола Иакова.


       Бывает, порой сомневаюсь в мудрости великого вождя, тогда я напоминаю себе, что он выступал чрезвычайно редко, и речь его, как правило, была кратка; многословным докладам на несколько газетных страниц положил начало Хрущев. В новинку они воспринимались, как многообещающая примета времени, крутой поворот к сытой, счастливой жизни.

       Первую речь его на каком-то съезде я заставил себя прочитать от начала до заключительного слова. Но затем интерес к ним угас, и из всего того, что он успел наговорить за годы своего правления, запомнилась лишь одна его фраза: «Партия торжественно обещает, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме». При Брежневе, похоже, партия уже забыла о том, что торжественно обещала всего несколько лет назад, но объявила о наступлении эпохи развитого социализма, недвусмысленно давая понять, что до этого социализм был еще недоразвитый вместе со своим болтливым лидером, дающим скоропалительные, непродуманные обещания.

       Горбачев же объявил, что наконец «процесс пошел», и время правления Брежнева назвали эпохой застоя, обнадеживая народ, что когда дело наконец сдвинулось с мертвой точки, все будет иначе. То, что процесс пошел, не вызывает сомнений, только вот в каком направлении? И даже спустя двадцать лет трудно сказать, туда ли он вышел, куда следует.

       В 1993 году историк Вадим Кожинов напечатал в одной из московских газет большое послание Черномырдину, тогда председателю российского правительства, в котором доказывал, что Россия выбрала абсолютно тупиковый путь развития. Никакого ответа тогда не последовало. А что он мог ответить, кроме того, что сказал раньше по другому случаю: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

       О чем говорили после этого многочисленные политики, трудно, невозможно припомнить. Главное то, что все они говорили без бумажек. Сидит такой деятель вальяжно развалившись в кресле у камина, разводит руками, и говорит; говорит без умолку, будто на сто процентов уверенный, что это к нему обращены слова из Евангелия: «… не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой».

       И невольно вспоминаются слова персонажа из кукольного спектакля Образцова: «Говорить и думать одновременно невозможно».

       Продолжение следует...

       Глава 13.

      
                Что лучше на ваш взгляд: когда у вас есть
                деньги, но в магазинах нет нужных вам
                товаров; или когда в магазинах все есть,
                но у вас  нет денег?

                Вопрос, заданный радио своим      
                слушателям в период перестройки.


Рецензии