Дедовщина

   Служил я в Советской Армии с 1965 по 1968 год, т.е. три года. Так «повезло», что мой призыв последний раз служил три года, был уже принят закон о переходе на 2-х годичную службу. Когда нас привезли в часть, то поместили в отдельные бараки, куда старослужащих не пускали, там мы проходили курс молодого бойца. После окончания, нас распределили по подразделениям и тут мы уже  находились вместе со всеми.  Батальон, рота, взвод – это было для нас  чисто условные подразделения, только для того, чтобы выстроить вертикаль подчинения. Фактически, мы выполняли боевые задачи по станциям,  которые  отслеживали определенные спутники и поддерживали с ними связь.
   Мы, молодые, пришли на смену  ребятам, которые служили уже 3-й год и готовились к дембелю. В роте их было человек 20  и столько же прислали нас. В каждом взводе было по 3-4 человека. Конечно, все они были на особом положении. Они не ходили на занятия, их, почти, не ставили в наряды, только если больше не кого было. Командирами  отделений, старшиной роты, были старослужащие. Этим уже приходилось служить, так как необходимо было учить молодых и поддерживать порядок. В то время, у нас в части висело высказывание тогдашнего министра обороны СССР Малиновского Р.Я.: «Армией командую я и сержанты».
  Фактически так и было. Офицеры появлялись в казарме только утром, проводили  занятия и после обеда, если мы не находились на боевом дежурстве, исчезали. А старшина, командиры отделений и дембеля – всегда были рядом, и они поддерживали дисциплину.
   Безусловно, разница в несение службы чувствовалась. Молодым приходилось нести караульную службу, как говорится: «через день на ремень», все наряды по полку, кухне и т.д. Но мы в обиде не были, понимали, что так было раньше, так будет, когда мы станем дембелями и так будет после нас.
  «Дедовщина» в том понимании, как сталкиваются сейчас, не было. Никто над молодыми не издевался.  Шутки были, например принятие «присяги», били кружками по заднице, но делали это не унижая, и не мучая, а если кто начинал возмущаться, не трогали.  Хотя попытки были. Но как не странно, не со стороны дембелей, а тех, кто служил второй год. Они пытались захватить управление, хотя бы над молодыми.
  Помню, как то вечером, стали они вызывать молодых в Ленинскую комнату, так называлась тогда комната отдыха, по одному и «учить», как себя мы должны вести. Но наш призыв был достаточно силен и дружен. Отреагировали, достаточно быстро, собрались и были готовы отстоять себя. До конфликта дело не дошло, те дрогнули.
  Оглядываясь на пройденный жизненный путь, следует отметить, что армия научила меня быть мужчиной: постоять за себя, отвечать за других людей, когда стал командиром отделения, и руководить ими. Главное в армии, уметь постоять за себя и не ломаться, невзирая на трудности.
  Еще одно воспоминание: прошло полгода службы в армии, я, вроде бы, уже привык, технически был подготовлен, так как окончил техникум и быстро освоил свою воинскую специальность, да и внутренне смирился с дисциплиной. Дисциплина – это сложная внутренняя перестройка, особенно, если раньше не ощущал  ее необходимости. В это время, старшина роты Медведев, а это был царь и бог в казарме, стал проявлять ко мне излишнее внимание. Как построение, подойдет и проверит, чистый ли у меня воротничок, как сапоги почищены или нет, как пуговицы и тут же замечание или наряд вне очереди. И так, изо дня в день. Меня это начало нервировать, а ему, видно, понравилось издеваться, таким образом.  Как-то вечером построение, идем в кино. Он демонстративно подходит ко мне и говорит: «Выйти из строя и драить туалет. Нечего в кино ходить». Вся рота, естественно: «Ха-ха». Я вышел из строя, а меня уже всего колотит, и  также демонстративно ему говорю:  «Никуда я не пойду и больше никакой туалет драить не буду»,- повернулся и пошел в казарму. А это ведь не послушание, перед всей ротой. Повел Медведев роту в кино, но не выдержал и прибежал назад, даже кино не стал смотреть. Я  естественно, никуда не пошел, отдыхаю. Вбегает он в казарму и вызывает к себе в каптерку двух старослужащих, «учить» меня собрался. Затем вызывает меня. Я вхожу, сидят трое, стул посредине поставили, меня усадили.  И начинает Медведев: «Что ты, салага, хвост поднимаешь, хочешь, чтобы научили тебя уму-разуму?». Я понял, бить хотят. Вскочил, схватил табуретку в руки и говорю: «Только тронете, что в руках будет, то на вашей голове, а если изобьете, доберусь до оружия и со всеми посчитаюсь. А что дальше будет, то и будет, но вначале, я с каждым, в отдельности, разберусь». Меня всего колотит, но я понимал, если сейчас  сдамся, то сомнут раз и навсегда.
  Видно решимость моя, идти до конца,  была на лицо, и ребята дрогнули, не стали силовым методом, пытаться на меня воздействовать.  Да и зачем себе неприятности на 3-м году службы искать. Перешли мы к мирным переговорам   и до 2-3 часов ночи разговаривали. Кончилось тем, что решили: он забывает про меня, а я сам за собой следить буду. На этом мы и разошлись. Медведев забыл про мое существование, а я стал обходиться без его подсказок  по самообслуживанию.
  Причина, по которой Медведев, вдруг обратил на меня внимание, конечно, была. Это мое путешествие на железнодорожную станцию и вино «Золотое поле», но это уже другая история.


Рецензии
Завидую по-хорошему.
Армия конца 70х начала 80х уже начала разлагаться.Нестроевые части, по рассказам служивых, ещё раньше.
Мне довелось служить в неуставной в/ч. Творилось там нечто. Но потом узнал, что таких частей ,как моя, было полно(мотострелковые войска 1981-1983).

Сергей Соломонов   30.01.2017 22:41     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Александр

Александр Козлик   31.01.2017 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.