Старый гармонист

               
              В начале апреля, вечером,  я, как обычно, сошла с электрички и прошла мимо цветочного магазина. Встав на краю тротуара, я приготовилась переходить дорогу, как вдруг услышала что-то, заставившее меня  в первый момент обернуться и не поверить своим ушам.     Это был звук гармошки. Слабо пискнув вначале, он набрал силу, и  вдруг заиграл всеми цветами радости и веселья, от которого в  тебя вливалась жизнь. Игравший на гармошке запел. Песня была полна неуёмной энергии, задора; она искрилась и излучала ту безоглядную щедрость чувств, как сама душа русского человека.
Ты мне нравишься! – как будто перенесясь  во времена своей молодости, вдохновенно пел старик, сидя на  камне от цветочницы.
Я подумала, о том, что такие песни пелись давно и напоминали, может быть, деревню до революции, дым от костра. Может быть, такие песни пели во времена Великой Отечественной войны.
                Вокруг старика в полном молчании стояли четыре мальчика лет десяти. Трое из них были чёрненькие, кавказского типа, а один – русского. Слегка ссутулившись, ребята стояли, держа руки в карманах. Их молчание было выжидающе - равнодушным, и  показалось мне, что было в нём что-то недоброе.
                Милиционер стоял, скособочившись, скрестив ноги  буквой икс. День был солнечным, ярким, и  милиционер жмурился от солнышка, иногда  хмурясь и нетерпеливо поглядывая в сторону старика и мальчишек. Облокотившись на шлагбаум, он не мог покинуть своего поста: он был занят делом.  Справа, в будке, сидел второй милиционер – его напарник.
                Я решила, что старику, который так нуждается в деньгах, нужно что-то подать. Но как? Дашь много – мальчишки отнимут. Тут я вспомнила, как в опере «Борис Годунов» мальчишки, дразня юродивого, отнимают у него копейку, и тот плачет: «Обидели юродивого! Отняли копеечку!».
Потом, было очень неловко. Ну как: другие, то есть остальные, идут себе мимо. А я буду как сердобольная какая-то. Или, хуже того, скажут: «Ишь, богачка нашлась!». Подумают, что у меня много денег. Могут ещё подумать, что мне больше всех надо, что я хочу  «выпендриться» своей добротой. А милиционер, а мальчишки! О них забывать нельзя. Всё равно могут отнять!
                Всё-таки, я решилась, и, подойдя к старичку, положила ему рубль в ладонь, которую он с готовностью протянул.
- Ой, спасибо, дочка! – вскрикнул старик с радостью, как будто не веря себе. Глаза старого гармониста загорелись; оживившись, он доверчиво раскрыл ладонь и протянул её мне, а затем мальчикам:
- А сколько тут? Слепой стал, не вижу. – Старик поднял серебристо - седую голову, радостно окинув меня сияющим, но невидящим взглядом.   Я не ответила.
- Рубль – железный. Он же его нащупает, - думала я, переходя дорогу, - А если мальчишки отнимут, обнаружит, не будет там больше сидеть. Будет уже знать…
                Не перейдя дорогу до конца, я повернула обратно.
- Нехорошо! – пронеслось в голове, - Старый человек, может быть, участник Великой Отечественной войны, и вдруг ему хлеба купить не на что? Надо дать ещё… рублей десять… или пять. Пять лучше, потому что их труднее украсть: медяк. Десятка больше, но это же бумажка: выхватил из руки и нет. Опять же, подумают, что у меня денег куры не клюют. Нет, пятак лучше. Как раз хватит ему на буханку хлеба. Вот и будет хорошо.
                Подойти, чтобы дать денег во второй раз, мне показалось смехотворным. Я сделала вид, что иду мимо – на рынок. Как будто вернулась: забыла что-то купить, а там можно будет снова дать милостыню - как бы заодно. Идя на рынок, я видела: старик     продолжал  петь, в  том же окружении.
                На крытом рынке я купила себе новые тетради (вовремя вспомнила, а то закончились бы). Купив самое необходимое, я снова достала из сумки кошелёк.
- Десять! – подумала я, чувствуя, как твёрдость и  решительность наполняют меня. Быстрыми шагами я подошла к месту назначения. Подняла голову. Место на цветочной клумбе, расположенное около милицейской будки, между овощным и крытым рынками, опустело. Старого гармониста уже не было. Вместе с ним исчезли мальчишки  и оба милиционера.
И уже удивительным казалось то, что всего несколько минут назад  здесь разливалась удалая русская песня, звучала звонкая русская гармошка.
                Апрель 2009  г.


Татьяна Харькова.               
Пушистенькая кошка.
       Было начало августа. Недавно прошёл до


Рецензии
Интересный рассказ, трогательный.
Много символических образов(даже, если история реальная)

Немые фигуры мальчиков и милиционеров, как будто застывшие фигуры времени...
Слепой музыкант,которого оживляла его гармошка, музыка.. рубль в ладони и веселое "Спасибо,дочка!",
выдаёт душу бессеребренника,человека далёкого от суетности жизни
и понимающего что-то более важное, чем горсть монет...

Элла Эмих   18.04.2023 23:47     Заявить о нарушении
Именно в реальной жизни бывает такое, чего нарочно не придумаешь. Конечно, старый гармонист - человек из другого времени. Очень рада Вашему отклику.

Татьяна Харькова   19.04.2023 17:28   Заявить о нарушении