О фрактальной структуре погребальных обрядов

С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:




Погребальный обряд, как и свадебный, наиболее устойчивый ритуал, основные элементы которого в пределах ареала распространения отдельной культуры сохраняется многие тысячелетия. Эти же элементы воспроизводятся и в основных календарных праздниках типа «проводы» (Проводы Зимы, Весны, Старого года, Проводы Русалок, Ярилы, Навьи проводы…). Считается, что у древних индоевропейцев был обычай хоронить предков на перепутьях, на скрещении дорого, где над местом погребений ставились столбы-обереги.

Известно, что в доведический период у протоиндоариев был распространен обряд экскарнации – оставления обнаженного обмытого и умащенного благовониями трупа в тайных местах для очищения костей от мертвой плоти (её как можно быстрее должны были съедать собаки и птицы). Моментом смерти считался  прилет первой трупной мухи (дэв смерти; предполагалось, что именно она переносит душу умершего на небо).  Считалось, что гниющее в земле тело оскверняет землю (такие темные, гнилые, опасные места очищения тел располагались на севере от стоянок-поселений).
После очищения зверями костей (примерно через месяц), их собирали, обмывали, высушивали, помещали в оссуарий или хоронили на возвышенных, недоступных для хищников, закрытых от дождей местах (отсюда, возможно, и произошел более поздний обычай у некоторых протославян хоронить останки в поднятых над землей домовинах на «полях погребальных урн»).  И только через 50 лет земля очищается.  Этот древнейший вид погребений сменился затем кремацией (трупосожжением) и ингумацией (трупоположением в земле). Однако у зороастрийцев (персов) этот обряд захоронения сохранился в его первоначальном виде.

В среднем Подунавье во 2 тыс. до н. э. при кремации пепел собирался в урны, которые затем хоронились в ямах или в домовинах на специальном «поле погребальных урн», в отдалении от городищ. В момент трупосожжения в костер бросались крылья птиц (для облегчения перелета души на небе). В.Н.Топоров   настаивал на 4-х частной структуре такого архаичного индоевропейского обряда погребения, в котором выделял (сожжение тела \собирание праха \погребение останков \поминки).  В самом ритуале он выделял (субъекта действия \само действие, средства, предметы \объект ритуала). С другой стороны, в обрядах инициации молодежи также воспроизводились элементы погребального обряда (ритуальная смерть \уход из общины \преображение героя в «иномирьи» \возвращение в новом статусе)…
 
Вспомним, что данайцы (группа племен, входящих в общность культуры полей погребальных урн  ) в конце  2-го тысячелетия до н. э., согласно некоторым историкам, пришли в Аттику из северной Фракии, из Подунавья (где-то около 1200 г. до н.э.). Археологи подсказывают, что в обряд  погребения через трупосожжение (которое сменило ингумацию, применяемую покоренным догреческим населением) в этом регионе, входило омовение тела, очищение, умащение благовониями и переодевание; затем 9-ти дневное оплакивание (плачи, песни-френосы). Затем в начале 10-го дня совершали вечернее трупосожжение (вечер – как начало суточного цикла и как наиболее естественное время суток переселения души умершего в иной мир: согласно «Иллиаде» и Патрокла и Гектора кремировали с появлением луны на вечернем небосводе), после чего с первым появлением солнца (Аполлона) совершалось утреннее погребение праха и послеобеденное пиршество.

***
У древних голубоглазых и белокурых бородатых фракийцев  обмытого и переодетого покойника, выставленного возле дома, сначала три дня оплакивали, затем возле него совершали жертвоприношение и устраивали пиршество, после которого покойника, а также его умерщвленных во время пира любимых жену, раба и коня погребали (сжигали или зарывали в землю)… После погребения насыпали курган и устраивали состязания и единоборства молодых воинов.

***
Погребальный обряд у кельтов отличался трупоположением покойников в ямах (глубже 1 м.), обложенных внутри деревом (в деревянных камерах или в гробах) на родовых кладбищах с насыпанием невысоких могильников. Во многом, существующий ныне обряд погребения в гробу заимствован именно у кельтов. С покойником древние кельты хоронили и различные останки вепря.

***
Похоронный обряд у протославян (см. А.Рыбаков, «Язычество древних славян») начинался с того, что омытое, переодетое и умащенное благовониями тело умершего вождя, сопровождаемое родственниками и факельной процессией, на санках провозили по всем городищам и таким образом собирали представителей племени для участия в погребении вождя в «священной стране». Это погребение в  свою очередь проходило в два этапа: сначала на закате погребали (сжигали) тело, следующим утром при большом стечении народа огонь кострища тушили вином, прах собирали в золотой кубок, клали в яму и сверху насыпали первичный курган. По возвращении домой устраивали пиршество, во время которого одаривали гостей. Спустя некоторое время на первичном кургане совершалась тризна, которая была трехчастной: (состязания на первичном кургане, жертвоприношение, пиршество) и над первичным курганом насыпался вторичный курган, под которым засыпали (рабов, вооружение, пищу). Здесь пока отметим, что при погребении, как и во время более поздних древнегреческих Панафиней, проводились состязания молодых воинов, после которых были жертвоприношения и пир… 
Любой погребальный обряд рассматривался как ритуал перехода из этого мира (мир Дома, Рода) в иной, горний (мир Предков). Считалось, что именно строгое соблюдение ритуала обеспечивало благополучный переход души умершего из одного состояния в другое. Несоблюдение ритуала могло привести к тому, что душа могла потеряться во время перехода и тогда она лишалась защиты со стороны поджидающих её душ предков. Поэтому структура погребального ритуала и являлась наиболее устойчивой, наиболее универсальной, кодовой для той или иной религии.
Среди этнографов до сих пор ещё бытует мнение, что для родильных, свадебных и похоронных обрядов характерна не трехчленная, а двухчленная структура . Одним из аргументов в пользу 2-х членности используется якобы структура православного погребального обряда. Однако это утверждение, как мы убедимся ниже, ничем не подтверждено. Более того, сама обрядовая практика погребального ритуала в православии носит четко выявляемую 3-х частность, что подтверждается высказыванием самих церковных иерархов.
С другой стороны, при ингумации, для перехода души создают наилучшие условия, и родственники усопшего стремятся к сохранению тела, как реального образа умершего. В результате сначала тело погребают в землю (первичное захоронение), а затем через определенное время над могилой ставят курган (памятник, стеллу) с образом усопшего – вторичное погребение (воздвигается либо на 40-й день, либо в первую годовщину после смерти).

***
Рассмотрим обряд погребения в древних Афинах.
Здесь выделяются три основные части.
«Исход». Перед уходом умирающий афинян писал завещание, заверял его у филарха в совете филы, постился, ходил в родовой храм, свершал жертвоприношение и после окропления, получал причастие и прощался с родом. Во время его ухода в иной мир в помещении горел факел. Очищенный и освященный кипарисовый гроб с покойником (одетого в хитон, укрытого воинской хламидой или пеплосом, с венком на голове, с оболами Харона на глазах или в зубах) выставлялся у ворот дома для всеобщего обозрения и для последнего прощания с ним соседей и пр. Хор родственниц и плакальщиц, под руководством «экзархов тренов, запевал» под звуки авлосов исполняли над покойником «трены» (поэтический плач, дистих, состоящий из гексаметра и пентаметра; сложные диалогические (диалог между умершим и ранее погребенными предками) плачи из сольных и хоровых партий: включают аэда-запевалу, стоящего у изголовья, и двух полухорий (родственники\плакальщики), стоящих по бокам вдоль гроба), «олофирмосы» или «нениатоны», в которых рассказывалось о его заслугах и добродетелях.
«Шествие». На второй день до восхода солнца, совершив жертвоприношение родовому богу, устраивали траурную процессию на загородное родовое кладбище, которая состояла из 6-ти обязательных частей: 
впереди шла водоносица с амфорой (для возлияний);
за ней везли повозку с телом покойника (в гробу из кипариса, головой вперед, накрытого парадным пеплосом);
далее шли три поколения мужского пола (отец, дяди \братья \сыновья);
потом три поколения женского пола (мать, тетки \сестры \дочери);
за ними плакальщицы (метеки, рабы несли дары Аиду и предметы для погребения), исполняющие «карийские плачи» (карийские авлемы), прерываемые рефреном «Торелле! Торелле!»;
и завершали процессию флейтисты (10 музыкантов, по одному от филы; звуки флейты призывали хтонические божества, которые должны были благосклонно принять покойника), играющие на тренетических авлосах, издающих низкие, скорбные звуки. Иногда плакальщиц и флейтистов заменял всего один авлет-солист (тимбавлет).
При погребении знатного воина-сиракузца процессия имела следующую структуру: возглавляли процессию всадники; затем шли гоплиты с наградами, которыми был удостоен павший; затем выступали члены Совета города; затем копьеносцы; за ними жены граждан и родственницы, одетые в черное; слуги несли богатства и жертвенные дары; замыкали процессию эфебы (в черных хитонах), которые несли похоронное ложе с умершим.
За процессией шел остальной народ (метеки, гости, рабы)…
«Погребение». Подойдя к месту захоронения, могилу очищали (огнем) и освящали окроплением. Затем покойника укладывали в могилу, украшали, укладывали рядом с ним ритуальные дары, прикрывали лицо пеплосом, окропляли водой, заранее освященной в храме бога-покровителя, и засыпали землей. Сразу после захоронения трижды выкрикивали имя усопшего. Затем самый достойнейший из присутствующих произносил похвальную речь об усопшем. Во время прощания и погребения исполнялись «эпикедейон мелос» – эпикедейтические песни прощания с телом.
Поминки в архаичный период совершали прямо у места захоронения, а в классический греческий период – допускалась поминальная трапеза после возвращения участников похорон в дом усопшего… На поминки приходили в праздничных нарядах и с венками на голове.
С погребения возвращались в обратном порядке: сначала эфебы и женщины, затем копьеносцы, советники, гоплиты и всадники.
Впоследствии над могилой водружали стелу.
Траур в Афинах продолжался 30 дней.
Ежегодно к этой стелле над могилой также устраивали торжественное шествие в том же порядке, но в праздничных нарядах, а вместо флейт играли лиры (Афина и боги-олимпийцы не любили звуки флейт, им была мила лира), приносили на стеллу ленты, венки, сосуды с  благовониями, совершали бескровные жертвоприношения, раздавали угощения всем участникам поминальной трапезы. Звуки лиры должны были пробудить душу усопшего, порадовать её встречей и общением с не забывшими её родственниками, утешить её перед очередным расставанием...
Танцевать и петь у могилы запрещалось: только спокойные мелодии лиры и тихое общение с духом покойника…
Жертвоприношения совершали на 3-й день, перед погребением, и на 9-й день после смерти.

***
Для сравнения напомним чин православного погребального обряда ,  утвердившегося в Восточной Европе в начале 1-го тысячелетия новой эры. Он сочетает как элементы существовавшего здесь погребального ритуала, так и элементы ближневосточных культов.
Если в языческой Древней Руси смерть воспринималась как трагедия, неизбывное горе, невосполнимая утрата (славянские плачи), которые вызывают страх перед ней, то в православии смерть – всего лишь переход души человека в иное состояние, встреча с Господом, возможность радостного воссоединения с ушедшими к Нему предками. Встреча, к которой необходимо приготовиться, предстать в лучшем виде… Этим и определяется весь похоронный ритуал.
Он состоит из трех основных частей: (исхода \приуготовления \погребения). Согласно православному учению о душе после смерти, в первые два дня душа пребывает в теле. В третий день она готовится к отбытию к Богу для 1-й встречи, после которой с ангелами отправляется в райские сады, где пребывает с 4-го по 9-й день. На 9-й день душа повторно встречается с Господом и после этого отправляется в ад. На 40-й день  – третья встреча с Всевышним, на которой он выносит окончательный приговор: где ей пребывать извечно. Исходя из этого и формируется чин погребального ритуала.
Обряд на 3-й день – в честь Пресвятой Троицы (Отца \Сына \Святого Духа) и в память 3-х дневного воскресения Христова.
Обряд на 9-й день в честь ангелов-хранителей, защитников душ человеческих и предстоятелей их пред Господом.
Обряд сорокового дня по истечении 40-дневного поста (учрежденного Моисеем), вознесения Христова на сороковой день и окончательного суда Господня о Христе (и о душе человеческой).
1. «Исход».  Этот этап погребального ритуала включает три основных этапа: действия до смерти (исхода), до положения во гроб, до выноса гроба из дома. Сюда входят следующие основные обрядовые акты в доме: соборование (покаяние, причастие, соборование); упокоение (для облегчения выхода души из тела умирающему дают икону, крест, возжигают свечи); в момент исхода (читается отходная молитва, поется заупокойный припев, в руки вставляется распятие).


РИС.1

Структура православного  погребального обряда.

2. «Приуготовление». Тело почившего подготавливают к погребению (сожжению), а его душу к переходу в иной мир. Для этого: совершают возложение (совершают омовение тела, облачают в новые (как символ обновления жизни), чистые белые (как символ чистоты и безгреховности) одежды, надевают нательный крест и возжигают лампаду перед иконой; далее освящают  гроб (окропление святой водой, каждение, возжигание свеч); совершают положение во гроб (венчик на голову, иконка, святый образок; подушка, покров, свечи по углам гроба ); чтение часов над умершим (Канон  читаю молитву об усопшем, читают «Псалтырь» (12 кафизмную), читают «Апостол»);  в ночь перед погребением исполняют ночную панихиду.
3. «Погребение».  На третий день после смерти  после утренней службы совершают погребение. Обычно это свершается во второй половине дня, до заката (чтобы уходящее солнце успело захватить с собой и покойника). Для этого после (свершения последия, чтения литии, исполнения ангельской песни) совершают торжественное шествие в храм: (выносят венки, крест-распятие-икону, крышку гроба, затем идут священники с кадильницами, за ними несут\везут гроб), затем идут со свечами близкие родственники, друзья-соседи-слуги . Перед процессией идут девочка и мальчик, и разбрасывают на землю (ячмень \пшено \цветы). Процессия приостанавливается в местах, памятных для покойника.
При входе в храм под колокольный звон и ангельскую песню, гроб ставится в притворе (или по особым случаям в зале собраний), совершается последнее богослужение для усопшего – Последование погребения (Отпевание), включающее (прощение грехов, прощание, Рождение в вечную жизнь) и которое включает: (90-й псалом (непорочны) \118 псалом \8 тропарей по непорочным (исповедь исходящей души)  \Апостол св. Павла, канон (прозрения о грядущем втором пришествии для души) \стихиры \Евангелие \прощальная молитва \в руку вставляется Свиток \стихиры (молитвы) по целованию (происходит прощение и прощание родственников) \заупокойное многолетие). После отпевания тело накрывают покрывалом, посыпается землей, окропляется елеем от соборования, пеплом из кадила, в ней остаювляют огарки свечей (отголосок кремации). Затем гроб накрывается крышкой и под Трисвятое выносится из храма к могиле.
Само погребение, которое включает (вынос гроба из храма до могилы, где по приходе читается Трисвятое, заупокойная лития. По опускании гроба произносится упокоительная молитва о новопреставленном (Упокой Господи, душу раба Твоего, …), а после захоронения ставится крест в ногах). Гроб укладывают ногами на восток, а надгробный крест водружается в ногах  (покойному указывается дальнейший путь, на встречу с утренним солнцем, навстречу первой вечерней звезде и вечерней луне, в День воскресения умерших он встанет лицом к Господу, грядущему с востока).
Завершается погребение общей трапезой:  (Господня молитва, лития об усопшем, 90-й псалом \ далее предлагают кутию (пшеница\мед\изюм), затем блины-горох, кисель и меды (напитки) \завершается трапеза молебном об усопшем, «Вечная память»). Затем поминают на 9-й день, и на сороковой. В эти дни также, как и в 3-й день, в храме делаются пожертвования храму и монастырям, на литургии освящается кутия и читаются Панихиды, после которых в доме совершают трапезы.
В определенные, родительские дни (начало мая – Красная горка,  начало ноября – Навий день или Дмитрова суббота) на могилах справляют тризны.
Перед поминовением в течение 40-дневного поста перед днем поминовения в храме читается «сорокоуст» – Акафист (состоящий из 12 кандаков\икосов, а 13-ый, завершающий, повторяет первый) и Канон за единоумершего, а на заутреннях об умершем читают Псалтырь.  Затем посещают могилу. По приходу на могилу поминовения свершают без музыки, веселья и излишнего шума, на прибранной могиле совершают «окличку души» (считается, что она в этот день последний раз прилетает на могилу перед последним судом) по следующему чину: (возжигание свеч на могиле, Господня молитва, Канон об упокоении души \Лития \Евангелие, Псалтырь). После оклички возвращаются домой и устраивают обильную  тризну.
В иной, игровой, отражающей самые архаичные формы погребального обряда, семантике, приводимая выше структура православного чина погребения включает: 1 часть (смерть). 2 часть (обряжение \оплакивание \отпевание \голошение). 3 часть (шествие \рытье могилы \погребение \поминки, как смеховое разрешение).
Иногда используется иное структурное членение погребального обряда:
1. Обряды в доме (до исхода \до положения во гроб \до выноса) или в другой, игровой, семантике (смерть \обряжение \оплакивание \отпевание \голошение).
2. Обряды  перехода от дома до кладбища (шествие \рытье могилы \погребение).
3. Поминки после похорон.  Проводы души на 40-й день. Поминки и Трапезы. В игровой семантике в завершающую часть обряда входит только «смеховое разрешение»…
При таком членении «приуготовление» становиться завершающей частью первого эпизода обряда.
В указанной структуре, приуготовление (подготовка тела умершего и его отлетевшей, но ещё находящейся в доме души) к дальнейшему пути является центром, ядром всего погребального обряда, а шествие через неосвященное, незащищенное ритуалом пространство к месту погребения является всего лишь первой частью следующего за шествием «эпизода погребения», т.е. более низким в иерархии элементом структуры. А ведь именно здесь возможен был основной сбой в обеспечении безопасности перевозимой для встречи с Господом души…
С другой стороны, описанный выше православный чин обряда учитывает только его религиозно-ритуальные аспекты, т.е. то, что свершают священники во время похорон. Однако, если рассматривать этот обряд как ритуал перехода ,  то это только часть всего ритуала. Здесь, помимо соборования необходимо учитывать и гражданско-бытовые аспекты, например: написание завещания и устройство гражданских дел, после которых уже идут церковные ритуалы (исповедь, причастие, соборование). Центральным моментом первого, начального эпизода обряда является упокоение (собственно это и есть момент отделения души от тела. К первой части обряда можно отнести и ритуал «приуготовления», т.к. он совершается в доме. Поэтому вся первая часть – это все, что свершается до момента формирования похоронной процессии.
Второй эпизод обряда – шествие – ничем не отличается от того же, что и в православном обряде. Только здесь учитываются и участие священников в процессии, и эпизоды остановок процессии в местах значимых для усопшего жизненных событий.

РИС. 2

Cтруктура погребального обряда как ритуала перехода

Третий, завершающий, эпизод погребального обряда включает как основные части: (приход в храм, отпевание, уход из храма \погребение \поминки 3-го дня, трапеза 9-го дня, трапеза 40-го дня), так и ежегодные поминки, поминальные Дни.  Трапеза – это не только форма общения с душой умершего через ритуалы вызывания, даров, проводов вызванного обратно, но и общественно-значимый способ воспоминания об умершем…
В целом, приводимая нами основная структура погребального обряда включает как чисто религиозные ритуалы, совершаемые под руководством священников, так и гражданско-бытовые, различные в разных местностях. С другой стороны в ней четко вычленяются ритуалы в доме (Дом живущих), ритуалы перехода от дома к кладбищу и ритуалы погребения на кладбище и общения с умершим (в Доме мертвых).
Таким образом, мы выделяем символику огня (возжигание \перенос \погребение) как значимый элемент в символике этого обряда и останавливаемся на том, что базовой структурой погребального обряда скорее всего выступает следующая его сложная, многоуровневая 3-частная форма:
1. Обряды в доме (до исхода \до положения во гроб \до выноса) или в другой, игровой, семантике (смерть \обряжение \оплакивание-отпевание). Главным ритуальным элементом здесь является возжигание огней в момент исхода (символ освобождения души из тела, приход её в мир сей) в доме, возле гроба…
2. Обряды  перехода от дома до кладбища (шествие). Перенос огня (души) на кладбище.
3. Обряды, свершаемые на кладбище (храм \погребение (и поставление огня на могиле) \Проводы души и последующие встречи (с обязательным возжиганием огней на могиле) с ней). В игровой семантике сюда входит «погребения и смеховое разрешение»…
Отметим, что в современном обряде мало уделяют внимания переносу огня из дома, где стоял гроб с умершим, к месту захоронения. А ведь в символике обряда погребения с этим освященным огнем связана отделившаяся душа, которую необходимо перенести к могиле, что бы она смогла спокойно, убедившись в правильном погребении тела, предстать пред Господом. Согласно православным воззрениям, если тело не погребено, душа не допускается на суд Господен…
Предлагаемая нами 3-х частная версия структуры общеславянского погребального обряда, во многом, схожа со структурой праздника Дня Афины, отмечавшегося в 5 веке до. н.э. в Древней Греции во время летних Великих Панафиней.

 
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Павсаний, Описание Эллады, Кн.1, гл.31.

М.В. Скржинская, Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев, 2009 г.

А. Ф. Лосев. Теогония Гесиода \\  15. Hes. Theog. 629—735 (Титаномахия); 16. Hes. Theog. 820—868 (Тифония).

Т.Б.Гвоздева, Великие Панафинеи – история, структура, общественное значение. Дисс. … к. и. н. М., 2001. С. 144—150.

А. ван Геннеп. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов (1909), Изд. Фирма. «Восточная литература РАН», 1999 г.

Православный обряд погребения: приготовления к смерти, обряд погребения, поминовение усопших. \\ М. Даниловский  благовестник. 1997 г. 32 с.

К.Слепинин, Православный обряд погребения, 2012 г.
Л.И.Акимова, «Сакральное пространство древнегреческого праздника: Великие Панафинеи», 2008 г.

П.Гиро, Частная и общественная жизнь греков, 1915 г.
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1270652732#o22

В.В.Латышев, Очерк греческих древностей, 1889 г.
http://centant.spbu.ru/sno/lib/index.htm

Е.В.Герцман,  Музыка древней Греции и Рима. СПб., «Алетейя», 1995 г.

Ф.Ф.Зелинский, История античной культуры, 1915 г.

Л. Д.Бондарь,  Афинские литургии V—IV вв. до н. э. СПб.: Нестор-История, 2009.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. - М.: Советская Энциклопедия. - 1980. (статьи А.Ф.Лосева о Др. Греции),

Материалы конференции: «Балто-славянские археологические древности. Похоронный обряд. Тезисы».  М., 1985 г.
 


Рецензии