Базилик

Время — пять часов утра, солнце еще пытается стащить с себя бледно-лиловое одеяло ночи. Летнее прохладное утро, все в деревне еще спят, даже собаки похрапывают на еще не законченной сторожевой вахте. Ветер лениво дует на туман над речкой, пропитанный полынью и пижмой, и, споткнувшись о забор из плоского шифера, падает в аккуратный огородик одной романтичной особы. И я работала в саду — срезала цветущие веточки базилика (мне плохо спалось из-за душного дыхания надвигающейся в сторону Москвы грозы, которая не обронила ни капельки на жаркую землю степи)...

Базилик. Basilico, царская трава, райхон, Ocimum basilicum. Растение из страны рынков пряностей — Индии. Зеленый — обожаемый во Франции, Италии, Марокко, фиолетовый — популярный в Грузии... Щелкают ножницы, срезая разные веточки пряной травы — вот пахнущие душистым перцем синевато-опаловые стебли сорта «Ереванский», вот гвоздично-мятный аромат «Бакинского» буро-фиолетового базилика; ровными стежками ложатся в корзинку светло-зеленые прутики с белыми цветками «Гвоздичного», а поверх них — с ароматом корицы и муската - «Мускатный» базилик... Потом ваша покорная сборщица-полуночница вымоет урожай царской травы, высушит, свяжет его пучками и повесит его в прохладных сенях — по всему дому мгновенно распространится острое душистое благоухание...
Символ любви в Италии, в Румынии — символ согласия на помолвку, мощный оберег в странах Латинской Америки, в Африке — талисман, хранящий от укуса скорпиона...

Я обожаю базилик и выращиваю его плантациями. Меня иногда называют «не от мира сего» за мое пристрастие к нему — практически все в деревне ненавидят запах пряности. А я не понимаю их: когда тушатся томаты — в оливковом масле, с чесноком и тимьяном — ну как не добавить щепотку базилика? Когда маринуется нежная телятина для жаркого «Эстерхази», когда печется пицца или румянится фоккачча с маслинами и пряными травами, когда на гриле жарится жирный кусок семги или тушится овощное рагу — я во все сыплю эту приправу, незаменимую в итальянской кухне. Возможно, вы скажете, что это на почве увлечения одним неаполитанцем, но неаполитанцем я увлечена где-то полгода, а базилик ем с детства... Особенно помню куски тушеной баранины в острой томатной подливе с луком, чесноком, лавром и огромным количеством черного перца и королевской травы древних греков...

А сколько нюансов в одном флаконе с запахом этой травы! Лавровый, гвоздичный, мускатный, имбирный, мятный, коричный, лакричный, аромат черного и душистого перцев...

Как сказала одна моя знакомая (а точнее, мамина подруга), которая в курсе моей совиной жизни: «Там где пахнет базиликом, там приготовление пищи — творческий процесс, как твоя ночная графомания»...


Рецензии