Мен. Начало

Некогда Мен был учеником Шо под именем Лао, потом собирателем мудростей. Спустя время после смерти Учителя он пришёл к выводу, что главная причина возникновения основных учений – жажда достижения бессмертия.
«Те, кто не хотел мириться со своей конечностью,
выбирал веру в воздаяние после ухода,
надеясь раскаяться мёртвым, что прежде молил о продлении жизни,
другие предпочли перерождения, возможность просветления, становления богом…

По сути, и учение о Пути вещей – достижении бессмертия через слияние с Законом мироздания -- проистекло из этого же неприятия смерти, помогая преодолеть его и бессмысленность существования.
Но, если положенное в основу верований – лишь желаемое, а значит, произвольное, эти учения могут быть самообманом… - подумал он, - И не только эти… доказуемо ли то, что лежит в основе любых учений? Если нет, то оно тоже произвольно…»
Так он выбрал сомнение во всём.

Когда его взгляды стали распространяться, поневоле обращая на себя внимание в виду необычности, к Мену пошли те, кто пожелал вразумить сомневающегося.
Первым из них оказался Ян, сторонник учения о Пути вещей.

Представившись и поклонившись, тот спросил:
- Ты утверждаешь, Мен, что в основе всего лежит желание продлиться?
- Предполагаю… - мягко поправил Мен, - Согласись, обычно живое не стремится к смерти. Отчего, в том числе, может создавать учения о собственном продолжении.

Ян помолчал и сказал:
- Но ты, Мен, тоже часть живого. И значит, хочешь продлиться. Хотя бы своим учением, ниспровергающим остальные.
Мен улыбнулся в ответ:
- Стоит ли думать о том, что от нас не зависит? Случается, недостойного превозносят при жизни, хорошо, коль достойного вспомнят когда-то.

Тогда Ян зашёл с другой стороны:
- Сомнение – лишь разрушитель. Оно не созидает. Достаточно вслушаться в само слово: со-мнение. И победи оно – что оставит? Руины… Сомневаются в том, что не могут, и те, кто не может.
- Разрушив старое и ветхое – строят другое. Тебе ведь знакомо выражение: «Неизвестно, станет ли лучше, став иначе. Но известно: должно стать иначе, чтоб стало лучше».
За разрушителем приходит строитель.

Но Ян не унялся:
- Коль ты такой приверженец сомнений, то должен сомневаться в них и в себе…
- Я сомневаюсь не только в себе, - «успокоил» его Мен, - но и в других, без исключения.
- Тогда ты должен сомневаться во всём, включая свои сомнения.  Открой мне, Мен, что остаётся после сомнения в сомнении?
- Смею тебя заверить: сомневающийся, - улыбнулся Мен.

Ян хмыкнул и снова спросил:
- Почему не хочешь следовать порядку вещей Поднебесной, изобретая нечто своё -- искусственное?
- Недоверчивость в нашем мире совсем не лишнее. И разве не приверженцем следования Пути сказано: «Скитайтесь привольно у истока вещей, давайте вещам быть такими, какие они есть, но не будьте вещью для вещей. Кто тогда сможет навязать вам бремя?»*
- Сомнение всегда помеха, оно губит, - продолжал гнуть своё, не обращая внимания на слова Мена, Ян.
- Запрещают сомнения там, где не уверены, что устоят против них. Не сомневаются лишь недалёкие и гордецы. Сказано другим сомневающимся: «Уверенность возможна лишь в том, что ни в чём нельзя быть уверенным». Вот и ты, Ян, сомневаешься во мне. Полагаешь, что я заблуждаюсь…
- Более не сомневаюсь, - проворчал Ян, - Ты действительно заблуждаешься и в том упорствуешь.
- Но разве не сомнение стало первопричиной твоего открытия?
- Нет. Думаю, незнание тебя.
- Прости, Ян, только сомневаюсь, что теперь ты узнал. Я думал, что знаю себя, когда носил имя Лао. Пока он не стал Меном. Теперь я сам себя не знаю.
 
Они расстались.

После, когда Яна спрашивали про Мена, тот отвечал:
- Конченый человек! Ему не дано что-либо знать, он тут же начнёт сомневаться в этом. И он учит подобному! Своё учение забыв ниспровергнуть…

Мен же про Яна говорил:
- Он пришёл убедить меня в том, что мудрость не сомневается, а значит, сомневающийся сомнителен в смысле мудрости.
- А это не так?
- Ян просто подобного ещё не встречал. Потому и решил, раз непохожа на знакомую ему, то и не мудрость вовсе.

****************************************************
*Чжуан-цзы.    


Рецензии
Как верно Вы подчеркнули, Александр -
- " Не сомневаются лишь недалекие и гордецы"...;
- " Неизвестно, станет ли лучше, став иначе,
но известно: должно стать иначе, чтоб стало лучше"!!!
С наилучшими пожеланиями,-
Римма.

Ордина   30.05.2014 06:11     Заявить о нарушении
Сейчас так бояться, что станет иначе...

Ааабэлла   30.05.2014 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.