Крымская граница. Верещагины, ау-у-у!

Не притязая на полную объективность и совсем не горя желанием тягаться в судах с такими мощными ведомствами, как пограничная и таможенная службы, сначала оговорю границы дозволенности собственных рассуждений. Кто следит за циклом моих репортажей, то знает о чем разговор, но ведь есть народ и более занятой, чем увлекаться чтением какого-то чела из Северного Крыма.

Проживаю я в уже пограничном городе Армянск, ставшим частью Российской Федерации и для меня эта свалившаяся на голову возможность является чем-то наподобие джек-пота. По складу характера я и не тяготел никогда к крайностям, теряя голову перед всякой новизной. В любом выборе всегда есть свои негативы и свои позитивы – избитая житейская мудрость, известная всем, хотя и не всегда очевидная в конкретно сложившихся реалиях.

Как раньше можно было съездить в Херсонскую область? Да очень просто: сел на рейсовый автобус, али в легковушку и вот уже через 5, максимум 10 минут (4 кэмэ, как никак!),  и ты уже на гостеприимных полях Херсонщины. Теперь этот номер не прокатывает!

После известных мартовских событий на границе республики Крым появились пограничники с таможенниками, а с другой стороны их украинские собратья. Бывали автомобильные "хвосты" с нашей стороны километров на пять, а с украинской (как говорят!) даже около… 20 километров! Ужас!

Мне повезло, когда я проезжал в последний раз. Минут 30 потратил на российской стороне и примерно столько же на украинской. Видно в честь моего проезда там открыли две очереди: отдельно для дальнобойщиков и отдельно для легковых авто. Догадайтесь сами, в какой очереди дольше стоять…

Только благодать скорого преодоления действует не всегда. Мои знакомые попадали в один поток и проводили в нем и по три и даже по пять (!) часов. Бывает, что дорога к знакомым в близлежащее село занимает в 2-3 раза больше времени, чем само нахождение в гостях. Не дай Бог так ездить! И это не паромная переправа через Керченский пролив, а простая сухопутная дорога!

С некоторых пор Украина ввела ограничение на проезд из России (значит и с Крыма тоже!) мужчин от 16 до 60 лет. Не знаю, как эти запреты где действуют, но расскажу о некоторых, известных мне от тех, кто с ними сталкивался.

Самым чудным я считаю поездку одного парня из нашего подъезда. Он вместе с друзьями периодически ездит на заработки в Орловскую область и они, усевшись вчетвером в иномарочку, решили рвануть напрямки. Российские пограничники пропустили без проблем. Стопорнули украинские стражи порядка:

- Бийци! Бийци! Повэртайтэ додому! ("Бойцы! Бойцы! Разворачивайтесь домой!" – на русском).

Пришлось незадачливым ребяткам плестись через Керчь. Крючок, думаю, километров в 600-700 образовался, не считая многочасового ожидания на переправе. Конфузия, однако! Правый глаз почесать левой рукой через затылок куда удобней!

Ездили и другие знакомые, но там хоть и вертели паспорта в руках, подозрительно изучая пассажиров на предмет возможных кандидатов на донбасские ополченцы, все-таки уговорами и уверениями удавалось прорваться в нужном направлении. Спешу успокоить подозрительных читателей: никто из упомянутых мною людей не являлся боевиком.

У нас в Армянске разгуливает слух и такого рода: проехать, минуя цепкое око украинского прыкордонныка (пограничника), все равно можно! Будь ты даже спортивного телосложения и с надписью "ландскнехт" на лбу. Нет-нет! Тут нет места сказочным мистификациям Мессинга или сногсшибательным фокусам незнамо откуда выныривающего Копперфильда, хотя хрустящий звук все же присутствует. От 50-долларовой банкноты, имеется ввиду.

Говорят, добровольцы как раз за такую цену и преодолевают пограничные запреты. В порядке предположения мы с друзьями обсуждали и иную тему: можно ли за 100 баксов попробовать закрыть глаза неусыпного прыкордонныка на проезд хотя бы такой старой калоши, как Т-34? Практически не проверено, но мысль, как нам показалась, имеет право на существование…

Злые языки разносят и другие слушки с душком. Вот, например, взять запрет на ввоз свинины со стороны России из Украины. Честно говоря, мы всю жизнь трескали это самое мясцо и никто ни разу никакой чумы не подхватил. И, главное, удобно. В чем смысл запрета мне вообще непонятно! До Херсонщины 4 км, а до Краснодарского края больше трехсот… На вес золота получится хрю-хрю!

Впрочем, это все лирика, вспомним о злых языках. Свиней все равно ввозят, невзирая на запреты, и я безмерно рад за любителей свинины. Выход как всегда гениально прост и заключается он в ее величестве Мзде. Торговцы уже завязали полезные связи и для экономии (как же тут обойтись без проклятого капитализма?!) набивают в прицеп побольше "пятачков", поскольку такса берется не от количества голов, а от единицы транспорта.

Спросите, сколько берут? Как говорят (не надо меня в суд тащить – так говорят!), по 500 гривен (полторы тысячи рубликов) с прицепа. Я не знаю насчет тайных договоров между таможенниками двух государств, но вроде как негласная пошлина одинакова для обеих сторон. Может совпадение случайно?

Трудно мне представить, как темной ночью парни в зеленых фуражках на нейтральной полосе с фонариком под плащ-палаткой перетирают эти коммерческие интересы, но факт остается фактом: тариф одинаковый. Нельзя ведь и не порадоваться за ребят. Им приходится обустраиваться на новом месте и всего так много надо: дом построить, дом обустроить, сад посадить, авто купить…

Мне так и чудится, как дозорные границ благоговейно молятся по ночам:

- Господи! Затми разум нашим правительствам, дабы побольше штамповали они нелепых запретов! Ибо чем их больше, тем крепче наше благосостояние и уверенней наш взгляд в будущее!

И, судя по тому, как движутся дела, моления их как бы услышаны. Возят товар из Одессы крымские торговцы и тут статья дохода великая. Даже если у тебя вес не больше 50 кг, а цена не больше 60 тысяч рублей (такова норма беспошлинного ввоза!), то имеется кой-какая возможность ускориться при переходе границы. Опять же, такса вроде и невелика. Порой украинские таможенники прямо так в лоб и спрашивают:

- Не хотите ли за 250 гривен (750 рублей) проехать побыстрее?! Чтобы сумочки не ворушить?

Это сумма с одного авто. По идее, так можно и оружие провозить. Говорят, украинцы берут всегда, а российские иногда не берут. Видно, с нашей стороны еще не все окончательно закоснело и коррупционная система еще не всех под себя подмяла. Оно вроде и немного:

- Что такое 250 гривен с авто? Не с человека! Или 500 гривен с прицепа?!

Мелочь! Сущий пустячок! Примерно 50 с человека или 60-70 гривен со свиньи. Подумаешь, станет мясцо на гривну-две или кроссовки на пять-шесть рублей дороже благодаря именно этому темному взносу в фонд безымянного защитника границ. С миру по нитке, таможеннику Fordик! Покупатель выложит денежку, коли ему поесть-одеться понадобится. Чай не разорится!

И пусть себе в сосновом гробу переворачивается этот безнадежно отставший от жизни наивняга Верещагин со своим лозунгом:

- Абдулла, ты же знаешь, я мзду не беру... мне за державу обидно...

Лежи, не гавкай, несчастный романтик! Не мешай делать бизнес серьезным людям. С голоду не помрем, по миру с сумой тоже не пойдем, хотя осадок какой-то в душе остается. Хотя если к этому неминуемому злу относиться как к слякоти или пыли, коими так богат наш солнечный край, то может горечь станет и не такой уж горькой…


====Статья вначале опубликована на сайте http://sv.ua/news/news/1544

http://www.proza.ru/2015/02/21/952 - статья "Крымская граница - проходной двор"


Рецензии
самое искреннее спасибо - три года не могла Верещагиным в запорожскую область дозвониться...теперь думаю ,что дело не в аппарате, а в уменнии и романтиков вовремя сориентироваться в коньюнктуре


Новелла Лимонова   09.08.2014 19:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.