Пряный запах распустившейся сирени
После того, как село стало называться поселком городского типа Мостовской, а старое кладбище перестало принимать навечно успокоившихся «жильцов», сирень разрослась так, что практически спрятала все кресты вместе с могилами надолго, тем более, что появилось два новых кладбища, даже с «семейными» местами…
Накануне Пасхи родственники усопших приходили сюда и вырубали сирень под корень, но она всё равно занимала своё почетное место… Прошло чуть меньше полувека, но старое кладбище так и осталось тем местом, где больше всего растёт удивительная персидская сирень, разносящая свой пряный сиреневый запах, и стоит оно как раз посередине поселка, разделяя обжитые места пополам…
Когда цветет сирень, я невольно слышу старые мелодии сердца и почему – то вспоминаю музыкантов местного Дома культуры, которые часто в период моего детства играли похоронный марш, провожая в последний путь покойников. Телевизоров тогда не было, да и люди были попроще… Все от мала до велика шли за оркестром, отдавая долг очередному сельчанину, покинувшему этот бренный мир…
Мой отец работал много лет директором Дома культуры, и в детстве я там была постоянным почетным гостем. Меня любили, впрочем, как и я любила всех… Но особенно меня привлекали звуки музыки… В то время руководителем духового оркестра был добрый, отзывчивый, худощавый Максим Максимович Крайник. Он часто усаживал меня рядом и делал строгие замечания своим подопечным, которых по-отечески любил всем своим любящим сердцем.
Я с гордым видом знатока восседала в кресле до конца репетиции…
Другим музыкантом в Доме культуры был Юрий Владимирович Казин, чей талант был неоспорим. Он чудесно владел аккордеоном, разбирался в нотах, но, надо сказать, я редко видела его трезвым. Именно из-за пристрастия к алкоголю он вынужден был покинуть столицу, где его считали виртуозом… Юрий Владимирович первым сказал , что у меня идеальный слух, и просил отца заниматься со мною, но папа решил, что мне лучше бегать по улицам, купаться в речке и объедаться фруктами в нашем саду… Юрий Владимирович обиделся на отца и сел за рояль, усадив меня рядом с собою… Именно тогда я первый раз услышала «Аппассионату» Бетховена… Я сидела и плакала… Два чувства смешивались во мне… Сама музыка … И горечь обиды на себя… За то, что я не смогу так играть….Но это противоборство давало силы…
Юрий Владимирович, увидев мои слёзы, сильно разнервничался, обнял меня и сказал, что назло всем научит меня играть на пианино… И я уже представляла себя великой пианисткой... А через два дня его не стало. Пьяным он возле дома спрыгнул с грузовой машины и ударился головою о камень. Всю жизнь, подходя к роялю, я вспоминаю Юрия Владимировича и тону в звуках «Аппассионаты»…
Сразу после нелепой смерти Казина на сцену с баяном в руках стал выходить Владимир Данилов. Немного неуклюжий, в простом черном костюме, с черным в полоску галстуком и белой рубашке он играл русские народные мелодии и обязательно склонял голову на свой баян. Баян выразительно и весело звучал под его длинными, как у девушки, пальчиками и, казалось, что и он пуститься в пляс вместе со всеми… А как великолепно исполнял Владимир "Чардаш" Монти!
Данилова Володю часто провожала на работу его симпатичная невысокая полненькая жена, которая очень тяжело переживала пристрастие мужа с сорокаградусной… Он умер от разложения печени, которая не выдержала столь много выпитого в те годы…
Самым тихим, нежно улыбающимся аккордеонистом с удивительно черными вьющимися волосами, был в шестидесятые годы Юрий Саакян. Ему стоило только раз услышать мелодию, и он безошибочно начинал играть её. Саакян никогда не пил и быстро женился на второй жене Паше. Лет через пять он бросил Пашу и дочь, уехав к первой жене. Так все простились с талантливым музыкантом… А красивая статная Павлина, не выдержав разлуки и подлости мужа, повесилась в грязном сарае… Их дочь стала знаменитой пианисткой за границей…
Гением считали в посёлке Николая Васильевича Борщева. Он не только удивлял всех исполнением «Карусели» на аккордеоне, но и сам собрал первый мостовской телевизор, смотреть который собиралось всё село. Первый мотороллер тоже был у «Борща»(так называли его друзья)… Может быть, благодаря таким музыкантам стали известными миру певцы: Анатолий Жариков, поющий в опере Кишинева -( Заслуженный певец Молдавии) и его друг в сельском дуэте Анатолий Павленко, много лет потом бывший преподавателем музыки в Сочи. А Жанна Халеева - солистка нашего Дома культуры преподавала позже много лет в Краснодарском институте культуры вокал и учила игре на фортепиано...
Веселым рыжим баянистом и аккордеонистом ДК стал Анатолий Петрович Левчук… Несколько лет до этого он играл в школе… И за глазами этого рыжего и доброго учителя музыки девчонки называли «Хуторянин». Как и все учителя, он серьезно относился к произведениям, но почему-то любимцем публики Анатолий Петрович не стал… Его чаще звали просто – Толик. Или Левчук. Может быть, поэтому он стал всё чаще садиться за свадебные столы и пропускать стаканчик –другой… Его тоже вскоре отнесли на старое кладбище.
Последними из когорты чудесных музыкантов, ушедших в мир иной, были прекраснейшие баянисты конца девяностых годов двадцатого века: Геннадий Бутов и Геннадий Панчехин. У двух последних были хоры красивых певуний, которых знали далеко за пределами района.
Геннадий Бутов когда-то возглавлял Московские коллективы, потом долгое время работал в станичном Переправненском народном хоре «Родные напевы», а затем безвозвратно из-за алкоголя ушел в мир иной.
Геннадий Панчехин еще и красиво пел, виртуозно играя и на клавишных инструментах… Я запомнила его розовощекого, улыбающегося, талантливого, большого, с очаровательной и обаятельной улыбкой на лице, когда он всю ночь пел чудесные песни на моем юбилее, а его жена Светлана проводила массовые игры…
В памяти я низко склоняю голову перед бывшим солдатом Великой Отечественной, который слепым заходил в наш класс в сопровождении своей жены, блистая многочисленными наградами Родины, и на аккордеоне играл нам «Амурские волны» и «На сопках Манчжурии»…
Жизнь мне дала удивительные встречи с красивыми и талантливыми рабами музыки… Это и Виктор Титов, блестящий руководитель и аккомпаниатор народного хора «Надежда», который до сих пор своим искусством прославляет поселок Гипс Мостовского района, и Александр Мясников - удивительный баянист, добрый и отзывчивый, обладающий проникновенным красивым голосом, трогательно ухаживающий за своей мамою, и Александр Логвинов, много лет отдавший народному хору «Мостовчанка» Мостовского Дома Культуры в Краснодарском крае, а теперь работающему в станице Зассовской… Конечно, это и Александр Косенко, возглавляющий сейчас вместо Бутова Переправненский коллектив станичных певуний… И Владимир Александрович Юдин, когда –то мальчишкой игравший в духовом у Максим Максимовича, а потом приезжавший в студенческие годы во время каникул аккомпанировать местным артистам на аккордеоне.… Теперь он стал известным профессором-филологом, прославившим нашу глубинку далеко за пределами Родины…Но трепетная память нашего земляка возвращает его в Мостовской в отпускные дни…
В восьмидесятые годы в поселок Мостовской по распределению института вместе с женою приехал Алексей Москвитин, который, казалось, и родился с баяном… Он не только профессионал своего дела, но хороший друг и человек. Вместе с женою Еленой они создали в школе искусств уникальный детский ансамбль «Скерцо», покоряющий не только глубинку, но и краевые и республиканские смотры… В девяностые годы в Мостовской приехал с родителями и Олег Сычев, который в то время поступил и окончил институт культуры и стал концертмейстером, превосходно играя на аккордеоне, потом он начал и петь, исполняя православные и эстрадные песни.. Замечательной душевной теплотой обладает баянист Петр Капля, теперь работающий в Каладжинском Доме культуры, а ранее - любимец всех ветеранов клуба «У Людмилы» районного ДК. Вот уже третий год в Мостовском Доме культуры работает приехавший с юга Казахстана талантливый баянист Виктор Венц. Всю свою душу он вкладывает в свои произведения, потому что не только играет, но пишет слова и музыку к своим песням, которые сам же и исполняет.А совсем недавно судьба свела меня с замечательным баянистом Труфановым Иваном. Он поразил меня своей открытостью и добротой, как человек, и великолепным профессиональным мастерством, как музыкант... Кроме всего, Иван Алексеевич старательно ухаживает за домом и садом, умеет быть настоящим другом своей жене.
Слава Богу, что эти все люди были не падки к «зеленому змию»…
Когда вновь над родным поселком стоит пряный запах апрельской и майской сирени, я невольно вспоминаю ушедших в молчаливый, темный и душный мир талантливых, творческих, музыкальных людей, даривших людям свое искусство во имя мирных послевоенных дней на земле Кубани. Почти все из умерших музыкантов похоронены на старом Мостовском сельском кладбище, которое среди многолетнего сиреневого буйства и печальных надгробных стонов прощаний все-таки продолжает нежно хранить в памяти народной любви возвышенное скерцо… В апогее их жизненной любви к музыке всегда звучали «кнопочки баянные» и торжественно царил аккордеон.
27.05.14
Свидетельство о публикации №214052701369