Кому горшок мыть

(Сценка-сказка по мотивам русского фольклора)

Действующие лица:

Дед
Баба
1-я девушка
2-я девушка
Фома
Ерёма
Доктор Матвей
Тётка Марфа

(Русская изба. На лавке лежит дед. Бабка сидит рядом на лавке и вяжет.)

Дед  Матрёна, а Матрёна!
Баба Чего тебе, старый?
Дед   Обедать давно пора.
Баба  Ну, пора.
Дед   Так ты бы это… того… сварила бы чего-нибудь.
Баба   Чего?
Дед     Ну, хотя бы кашу.
Баба   Вот ты и свари.
Дед    Здрасьте-пожалуйста. Не мужицкое это дело – у печи стоять.
Баба   Да, мужицкое дело – на лавке лежать.
Дед    Вот дура баба! Ты что ж думаешь – я просто так лежу?
Баба   А что ж?
Дед     Я думаю.
Баба    И об чём это ты, интересно, думаешь?
Дед     О всяком. Об том, например, почему птицы летают, а звери по земле ходят.
Баба  Ой, нашёл, об чём думать! У зверей крыльев-то нету, вот они по земле и ходят.
Дед    Ничего ты, Матрёна, не понимаешь. Я же в смысле каком? Хвилософском! Твоих бабских мозгов на энто не хватает.
Баба  Ну, тогда сам обед готовь, раз такой мозговитый.
Дед   Ты, Матрёна, это… того… не доводи до греха. У меня уж и живот подвело.
Баба   А не моя печаль.
Дед     Ну, Матрёна, ладно. Я тебе это припомню. Ух! (грозит кулаком)
Баба Ишь ты какой! Развоевался! Не очень-то тебя испугались!.. Ладно, Фёдор, хватит ворчать, садись лучше обедать.
Дед   Да ведь есть-то нечего.
Баба   Пошутила я, каша давно готова.
Дед    А какая каша-то?
Баба   Пшённая.
Дед     Пшённая? Моя любимая? Ну, спасибо, старуха, уважила.
(садятся, едят)

Дед    Уф, наелся до отвала. Хороша каша! Рассыпчата, горяча.
(собирается уходить)
Баба    Стой, Фёдор! Куды собрался? А кто горшок мыть станет?
Дед   Какой горшок?
Баба Тот самый, из которого мы кашу ели.
Дед   Ну ты уж это… того…
Баба   Никаких того! Я кашу сварила, а тебе горшок мыть.
Дед   Так ведь не мужицкое это дело!
Баба  Затвердила сорока Якова одно про всякого! Говорю тебе: мой горшок!
Дед    А вот не буду!
Баба   Ну и я не буду!
Дед  Экая упрямая баба! Вот поспорь с ней! Ладно, Матрёна. Давай вот как сделаем. Кто из нас первый с места сойдёт да слово первый вымолвит, тот и горшок мыть будет. Идёт?
Баба Идёт! Ты же первый тишины и не выдержишь.
Дед  Выдержу. Ты сама язык за зубами удержать не сможешь.
Баба  А вот смогу.
Дед  Ладно, пошёл я на свою лавку.
Баба   Нет уж, голубчик. Ты целое утро на лавке провалялся, теперь моя очередь. (ложится на лавку)
Дед  Ну и ладно. Мне и за столом не плохо. (усаживается) Ну, бабка, на старт, внимание, марш!
(застывают)
(появляются две девушки, грызут семечки. Мимо них гордо проходят два парня. Девушки смеются.)
1Д  Ишь, зазнались. И не смотрят в нашу сторону.
2Д   Давай позовём их!
1Д Давай. Эй, Фома, Ерёма!
Фома Чего надо?
2Д   Идите к нам!
Ерёма   Больно нужно!
1Д  Ах, так? Ну, держитесь.
ОБЕ (вместе)  Расцвела картошка в поле
              Белыми кудрями.
              А у наших-то ребят
              Сопли пузырями! (смеются)
Фома       Эй, вы чего?
Ерёма      Мы вам сейчас за это!
(мальчишки бегут за девчонками, те с визгом от них бегают. Входит тётка Марфа)
Марфа   А ну-как цыц, непутёвые! Ишь, раскричались. Спокою от вас никакого нет! Всё веселитесь. А работать кто будет? День на дворе, а они и в ус не дуют. Ну-ка кыш по домам!
Фома  Хватит, тётка Марфа. Мы уже взрослые.
Марфа  Взрослые? Щас как огрею палкой-будете знать, как старших не слушать!
(ребята убегают)
Марфа  Что это, Матрёна-то, никак, и во двор ещё не выходила. Вон калитка заперта. Уж не случилось ли чего? Эй, Матрёна, Фёдор! Молчат… Надо посмотреть, в чём тут дело (заходит в избу). Батюшки мои! Фёдор! Матрёна! Да что ж это делается! Лежат, лежат оба. Караул! Спасите! Помогите!
(прибегают парни и девушки)
Ерёма    Ты чего, тётка Марфа, кричишь?
Марфа   Глядите, горе-то какое! Матрёна и Фёдор, кажись, померли!
ВСЕ   Ой!
Марфа    Лежат и молчат!
ВСЕ   Ой!
Марфа  Горе-то какое!
Фома Погоди выть, тётка Марфа. Не померли они. Вишь, глаза-то у них смотрят.
Марфа   И то правда. Смотрят. Матрёна, подружка моя! Фёдор, голубчик! Что ж это с вами приключилось? Аль заболели? Аль столбняк на вас напал? Что ж делать-то теперь?
1Д   А давайте мы их рассмешим-потешим. Может, тогда они очнутся?
2 Д Эй, мальчишки, ну-ка за дело!
Фома  Подходи, честной народ!
      Мы пришли к вам оба –
      Фома да Ерёма.
Ерёма   Низко поклонились – картузы свалились!
Фома    Картузы надеваем и снова начинаем!
Ерёма   Подходи, честной народ!
        Мы пришли к вам оба –
        Фома да Ерёма.
Фома Людей посмотреть, себя показать.
     И небылицы вам рассказать!
Ерёма   Подвинься!
Фома    Сам подвинься!
Ерёма   Нет, ты подвинься.
Фома    Сам подвинься!
Ерёма   Фома – телёнок, худой поросёнок!
        Ножки трясутся, кишки волокутся.
Фома  Ерёма вредный, голос медный,
      Сам с кувшин – голова с аршин!
(дерутся, девчонки их разнимают)
1Д      У каждого Федота своя работа.
2Д      А Ерёме да Фоме друг друга переговорить охота.
Фома  По поднебесью, братцы, медведь летит!
Ерёма  Медведь летит – хвостом вертит!
Фома  Свинья на ели гнездо свила.
Ерёма   Гнездо свила – деток вывела.
Фома    Милых деточек – поросяточек!
Ерёма   По сучкам они висят, полететь на юг хотят!
Фома    Ну, что? Очнулись?
Ерёма   Нет, как были, так и есть.
Марфа (воет) О-о-ой! Беда-то какая! Матрёна-голубушка, Фёдор, милы-ый!
1Д     Погоди выть, тётка Марфа! Нужно за доктором сбегать!
ВСЕ  За доктором! За доктором!
Марфа  Ну, так бегите скорее!
(девчонки убегают, приводят доктора)
Доктор   Я – доктор Матвей,
         Лечу больных людей.
         Простуженных, хромых,
         Вшивых и косых.
         Кто здесь болен? Говорите.
2Д      Вот, доктор, больные наши: Матрёна и муж её, Фёдор. Не шевелятся, молчат, только глазами так и зыркают.
Доктор   Посмотрим, поглядим, микстурку дадим (осматривает больных)
Марфа    Доктор, что с ними, говорите.
Доктор     Для волненья нет причины, утверждаю точно тут.
           Будут к завтрему здоровы, если только не помрут. (уходит)
1Д   Батюшки, что ж нам теперь делать-то?
2Д Нельзя их тут одних оставлять. Вдруг и вправду помрут? Нужно, чтобы с ними кто-нибудь остался.
Фома  Ну, я пошёл. Мне корову на луг завтра рано выгонять.
Ерёма  А меня в лес за грибами мать послала.
1Д  А у меня тесто поставлено, нужно пироги печь.
2Д   А меня хоть озолотите, не останусь с ними! Боязно уж очень, бабоньки!
1Д   Тётка Марфа, побудь с больными, а?
2Д   Очень просим, тётка Марфа. Ну, пожалуйста!
Марфа   Ну, ладно. Уговорили. Посижу тут. Только за труды…
Фома   Проси, чего хочешь, тётка Марфа.
Марфа  Ну, много не попрошу. Разве что вот. Платок Матрёнин. Он ей уже не понадобится, а мне в самый раз. Хотя и старый уже, поношенный.
Баба (вставая с лавки) Ишь, чего выдумала!
Все Ах!
Баба  Деловая какая! У кого это платок поношенный? У кого поношенный?! Да его Фёдор три дня назад на ярмарке купил. Фёдор, подтверди!
Дед   Старуха! Ну, старуха, тебе горшок мыть!


Рецензии
Мне понравилась эта мини-пьеса. Весёлая, озорная! Она во все времена к месту.

Спасибо, Екатерина!

Лина Орлова   20.01.2015 10:32     Заявить о нарушении
Как я рада, Лина, что Вам понравилась сказка! Несколько лет назад я с успехом поставила её в школьном театре с ребятами-пятиклашками. Им она тоже нравилась. На репетициях много смеялись и роли учили с удовольствием.
С благодарностью, Екатерина.

Екатерина Зверева   20.01.2015 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.