Артур Пинк. Искупление

ИСКУПЛЕНИЕ
Артур Пинк (1930)
http://www.the-highway.com/atonement_Pink.html

Мне невыразимо тяжело и больно, что искупительная смерть Господа Иисуса Христа - самое замечательное событие, которое случилось или случится - воспринимается с такими спорами. То, что это так, дает ужасный пример человеческой развращенности, тем более, что на протяжении веков нашей христианской эры, некоторые из самых горячих богословских сражений велись за истину Искупления.
Если говорить в целом, только две точки зрения и две интерпретации Креста имели существенный резонанс в народе Божием: так, которая подтвердила,  что Искупление было осуществлено, чтобы обеспечить спасение всех, кто верит, и та, которая предполагает, что искупление совершилось, чтобы сделать возможным спасение всех людей.. Первая из них является кальвинистской, а вторая - арминианской. Даже здесь разница была не только одним из условий, но отличием истины от заблуждения. В одном случае искупление признается определенным и явным, в другом - неопределенным и неконкретным. Одна позиция  утверждает искупление, которое фактически искупает, то есть полностью удовлетворяет Бога за тех, ради кого оно совершено; другое признает искупление недостаточным для большинства тех, за кого оно принесено, поскольку, несмотря на это, они погибнут.  Логическое и неизбежное следствие первого - это удовлетворенность и триумф Спасителя, а второе, если это правда, приводит к тому, что Спаситель должен быть разочарован, потому что Его дело побеждено и потерпело провал. Первой интерпретации  учили такие люди, как Уиклиф, Кальвин, Латимер, Тиндаль, Беньян, Оуэн, Доддридж, Джонатан Эдвардс, Tоплэди, Уайтфилд, Сперджен. Сторонники второй как богословы были, как правило, недостойны чистить их обувь.
В последнее время христианскому сообществу предлагается новая теория, которая стоит в опасной близости к универсализму. На основе нескольких текстов, сфера действия которых ограничена народом Божиим, проводится взгляд, что  в настоящее время быстро приобретает популярность в кругах, которые считаются ортодоксальными и верят, что на кресте вопрос о грехе был полностью и окончательно решен. Нам говорят, и это говорят люди, которые считаются чемпионами ортодоксии, что все грехи всех людей были возложены на распятого Христа. Они смело утверждают, что на кресте Агнец Божий сделал столько же для людей, которые не верят в Него, сколько и для тех, кто должен в Него поверить, и говорят, что единственной претензией, которую Бог теперь имеет против любого человека, является его отказ верить в Спасителя. Вопрос между Богом и миром теперь - это не вопрос греха, но принятие Сына.
Мы уже говорили, что эта теория Искупления является новой, и она, безусловно, такова и есть. До недавнего времени она никогда не предлагалась, по крайней мере в ортодоксальных кругах, пока она не появилась в течение последних двух-трех десятилетий. Похоже, что это еще один продукт ХХ века, и, как и большинство, если не все из таких вещей, это гораздо хуже, чем все, что было раньше. Тем не менее, как ни странно, в поддержку этого взгляда приводят многие места из Писания. Мы благодарны за это, поскольку Слово Божье дает нам непогрешимое правило, по которому мы можем измерить любое учение. Мы должны поэтому рассмотреть эту странную новую теорию в свете Священного Писания, и тогда нам нетрудно будет показать, насколько она несостоятельна и ошибочна.
1. Если все грехи всех людей были возложены на Христа, то сюда относится и грех неверия. Что неверие является грехом ясно из того, что мы читаем: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа" (1 Иоан.3.23). Отказ верить во Христа, таким образом, есть акт вопиющего неповиновения, бунт против Всевышнего. Но если все грехи всех людей были возложены на Христа (как сейчас утверждается), то Он также претерпел наказание за неверие. Если это так, то универсализм - это правда. Но это не так. Это подтвердят даже сами сторонники этого взгляда. И в этом можно увидеть непоследовательность и несостоятельность их учения. Ибо, если неверие является грехом, но Христос не понес наказание за него, то все грехи не возложены на Христа. Таким образом, существует только две альтернативы: строго ограниченное искупление, актуальное только для верующих, или неограниченное искупление, которое действенно обеспечивает спасение всего рода человеческого.
2. Если все грехи всех людей были возложены на Христа, как Он мог сказать: "хула на Духа не простится человекам" (Мтф.12.31)? Заметим, что здесь Христос использовал будущее время. Отметим также, что Он не просто говорил это злословившим Его евреям, Он имел в виду всех других, которые должны быть виновны в этом грехе. Это хуже, чем простое обличение какого-то исключительного греха, совершенного только Его прямыми противниками тогда. Тот факт, что это торжественное утверждение Христа встречается не только у Матфея, но и у Марка и у Луки, то есть в Евангелиях, обращенных к язычникам, подтверждает это.
Не пытаясь определить здесь точный характер этого греха хулы на Святого Духа, достаточно теперь будет указать, что это грех, совершенно отличный от неверия. В Писании богохульство всегда совершается устами, а не только мыслью или волей. Для наших целей, достаточно обратить внимание на тот неоспоримый факт, что никто иной, как Сам Спаситель говорит нам, что есть иной грех, помимо неверия, который "не простится человекам". Если это так, то это, очевидно, ошибка, серьезная ошибка, сказать, что всякий грех был возложен на Христа и искуплен.
3. Если все грехи всех людей были возложены на Христа, как Он мог сказать некоторым: «Вы будете искать Меня, и умрете во грехах ваших" (Иоан.8.21)? Христос здесь судит фарисеев. До Его смерти оставалось не так много времени. Он говорил, следовательно, о том, что лежало на другую сторону Его распятия и воскресения. Это видно из того, что Он прежде сказал: "Я отхожу, и будете искать Меня». Скорее всего, Он имел в виду Свое возвращение к Отцу. И все же Он прямо заявил, что после Его ухода из этого мира, эти люди будут "искать" Его (и зря), и они должны умереть в своих грехах. Поразительно то, что эти ужасные слова были произнесены по этому поводу не менее чем трижды. В Иоан.8.24  мы читаем: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших. Ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших". Отметим: не в "своем грехе", но "во грехах ваших". Это, таким образом, является еще одним несомненным доказательством того, что Христос не понес все грехи всех людей.
4. Если все грехи всех людей были возложены на Христа, то почему апостол Павел Святым Духом пишет: "Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или алчный человек, который является идолопоклонником, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Пусть никто не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления " (Еф.5.5-6). Сыны противления - это название для неверующих. Павел рассматривает их как восставших против Бога. Почему он говорит, что гнев Божий постигнет их? Потому что они делают то, о чем он сказал. Божий гнев на них грядет не только за их отказ от Христа, но потому, что они были виновны в грехах безнравственности и жадности. Примечательно, что стих начинается так: "Пусть никто не обольщает вас пустыми словами". Это звучит так, как если бы Святой Дух прямо имел в виду эти современные извращения правды Божией. Люди теперь говорят нам, что гнев Божий никогда не падет на людей за такие грехи, ибо весь он был возложен на Христа! Но когда люди говорят нам такие вещи, не кто иной, как Святой Дух, утверждает, что они обольщают и пустословят, ибо в них нет истины! Тогда давайте не будем обмануты ими.
5. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то Стефан молился при последнем своем вздохе впустую: "Не вмени им греха сего" (Деян.7.60). Этот грех - побитие его камнями, то есть убийство. Ясно, что Стефан не был знаком со всей этой современной софистикой. Эти люди не верили.  Если бы он считал, что все грехи были возложены на Христа, он не молил бы Бога избавить их от наказания за него.
6. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то что апостол имел в виду, когда сказал о евреях, запретившим ему говорить язычникам, что они могут быть спасены: "Дополняют меру грехов своих" (1 Фес.2.16). Если это выражение имеет смысл, слова апостола означают, что эти евреи добавили к своему греху неверия. Очевидно, что у Павла не было странных богословских изобретений ХХ века.
7. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то, что апостол имел в виду, когда он сказал: "Грехи некоторых людей открыты заранее, даже до суда" (1 Тим.5.24)? Он имел в виду, что искупление просто не дано за них. Это не грех, но конкретные грехи, которые уже осуждены.  Ничто не может быть яснее того, что эти грехи не были осуждены на Кресте, значит, они будут осуждены в Судный день.
8. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то к чему голос с неба, обращенный к благочестивым евреям, которые должны быть найдены в Вавилоне в конце времен: "Выйди от нее, народ Мой, чтобы вам не быть причастником ее грехов, и чтобы вы не подверглись за нее казни. ибо грехи ее дошли до неба, и Бог вспомнил ее беззакония" (Откр.18.4-5)? Вот полное опровержение этого "богословия"!  Вот доказательство того, что «грехи» Вавилона не были возложена на Христа, и Христос не был изранен за его беззакония, ибо Бог не накажет дважды за те же грехи.
9. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то Бог не судил бы Израиль за грехи его предков. Но Он сделал это после распятия Своего Сына, и Сам Христос имеет власть на это: "Поэтому и сказал Премудрости Божией: Я пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, и кровь всех пророков, пролитая от создания мира, взыщется от этого поколения, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом: истинно говорю вам, все это придет на род сей" (Лк.11.49-51). Этот отрывок учит ясно, что наказание за накопленные грехи предков пало на данное поколение евреев. Христос подтвердил это, сказав: "взыщется от рода сего" Но если искупление было дано за все грехи на кресте, то почему эта угроза не быа отменена? Ясно, что она не была отменена, ибо она исполнилась в 70 г. по Р.Х., и Бог взыскал эту кровь с евреев, живших тогда.
10. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то в чем заключается необходимость и какой смысл судить умерших по делам их (Откр.20.12)? Если единственный вопрос между Богом и миром - это отношение ко Христу, если единственным основанием для осуждения людей может быть их отказ от Спасителя, то не будет иметь смысла судить их по делам их. Тот факт, что Писание заявляет, что нечестивые будут судимы по делам их, есть неоспоримое доказательство того, что им есть за что отвечать, и они будут страдать за нечто большее, чем их отвержение Христа.
11. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, то как вообще может иметь место наказание для потерянных? Если единственный грех, который Бог теперь приписывает нечестивым, есть их отвержение Христа, то эта общая вина ложится на них на всех и, следовательно, все они подвергнутся одинаковому наказанию.  О том, что будут разные  степени наказания среди потерянных, четко говорится в стихах: "Отраднее будет Тиру и Сидону в день суда, нежели вам" (Мтф.11.22). "Эти примут тягчайшее проклятье" (Мк.12.40). "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не не был готов, и не делал по воле его, будет бит много. Но который не знал, и сделал достойное наказания, будет бит меньше" (Лк.12.47-48). "Если тот, кто презирает закон Моисеев, без милосердия наказывается смертью при двух или трех свидетелях, сколь тягчайшему наказанию повинен тот, который попирает Сына Божия?" (Евр.10.28-29).
12. Если  все грехи всех людей были возложены на Христа, и единственный грех, который Бог теперь приписывает людям - это отказ принять Его Сына, то из этого неизбежно следует, что все люди народы, которые никогда не слышали о Христе, безусловно, будут спасены. Иное будет невозможно. Не услышав о Христе, они не могут быть обвинены в отвержении Его, и если все их другие грехи, как предполагается, искуплены, то несомненно, что они должны стоять неповинными пред Богом. Но если бы это было правдой, то были бы неверны слова Христа: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан.14.6).
Если мы показали, что эта недавняя теория искупления не может быть истиной, то следует отметить, что она не выдерживает проверки двенадцатью местами Писания. Рассмотрим теперь некоторые места, которые приводятся в ее поддержку.
1.  "Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53.6). Обратите внимание, что этот стих не говорит: "Господь возложил на Него грехи всех", как часто люди искажают его. Вместо этого он четко говорит: грехи всех нас. Кто эти "мы", явно имеется в виду в следующем стихе: "За преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис.53.8). Если в дальнейшем потребуется доказательство, что имеются в виду "все мы", то далее мы читаем: "И Он понес на Себе грех многих" (ст.12). Это ограничение не имеет смысла, если Христос понес на Себе грех всех.
2. "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Иоан.1.29). Опять мы просим читателя тщательно соблюдать точную формулировку этой фразы. Слово «грех» используется в Новом Завете в нескольких направлениях. Иногда речь идет о греховной природе (Евр.4.15, 1 Иоан.1.8), иногда имеется в виду греховное действие (Иак.1.15), а в других случаях "грех" относится к вине или наказанию за грех (Рим.3.9, 6.10, 2 Кор.5.21). Именно в этом последнем смысле «грех» используется в Иоан.1.29. Определенный артикль (в греческом и английском) делает это ясным: вот Агнец Божий, Который снимает вину и наказание.
Но теперь, что подразумевается под "берет на Себя грех мира"? Означает ли это, что Агнец Божий забрал вину всего рода человеческого? Если это произойдет, то весь род человеческий наверняка будет спасен, ибо только грех и осквернение могут удержать человека от небес. Но если "мир" не означает весь человеческий род, то к чему это слово относится? Мы отвечаем: это общее, неопределенное выражение, используемое, во-первых, по контрасту с Израилем. "Это не Агнец Божий, Который берет на Себя грех Израиля ", но грех всякого народа" (Ф.В.Грант). Мир здесь - это верующие из язычников, как и верующие евреи. Что "мир" является общим и неопределенным выражением, а не синонимом для всего человеческого рода, видно из его смысла и в других местах у Иоанна. Например: "яви Себя миру" (Иоан.7.4). Ученики имели в виду "всему человечеству"? Конечно же, нет. "Весь мир идет за Ним" (Иоан.12.19): это все человечество? Безусловно нет. "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Иоан.12.47). Имел ли в виду Христос, что Он пришел, чтобы спасти весь род человеческий? Почему тогда множество людей находится в аду?
Греческое слово "мир" в Иоан.1.29 - это "космос". Применительно  к человечеству в Новом Завете, мы находим, что есть два "мира" - мир верующих и мир неверующих. В 2 Пет.2.5 это выражение используется в последнем смысле: " когда навел потоп на мир нечестивых». Напротив, в Иоан.1.29 это мир Божий, и речь идет о грехе мира верующих, еврейских верующих и язычников - что Агнец Божий забрал. Это интерпретация многих реформаторов и пуритан.
3. "Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Иоан.3.18). То, что отказ веровать в Сына Божия является основанием осуждения, никем не оспаривается. Спорный вопрос, является ли это сейчас единственным основанием осуждения. Писание не говорит так. В противном случае оно противоречило бы самому себе, ибо, как было показано выше, есть много мест, которые четко доказывают, что Бог винит людей и в других грехах. Правда в том, что человек находится «под осуждением» задолго до того, как он слышит о Христе: он осужден с момента его рождения. Он не только "в беззаконии зачат" (Пс.50.5), но также "отчужден от чрева" (Ис.58.3). Мы наследуем не только развращенность Адама, но по природе являемся чадами гнева (Еф.2.3), а не просто растления. Невозрожденные не только лишены духовной природы,  они также "отчуждены от жизни Божией" (Еф.4.18).
4. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор.5.19). На этом стихе мы не задержимся долго. Как и в Иоан.1.29, правильное понимание здесь исходит из истинного смысла понятия "мир". "Мир", который Бог примирил через Христа, есть мир верующих. Что неверующие не "примирились" ясно из Еф. 4.18, где о них говорится как об "отчужденных от жизни Божией". Опять же, в Рим.5.10 сказано, что "тем более примирившись спасемся жизнью Его". Это достаточно ясно: спасутся только примиренные! Еще одно доказательство того, что "мир", о котором здесь говорится, не охватывает весь человеческий род, в том, что о Боге прямо сказано как о "не вменяющем людям преступлений". Но Он вменяет преступления сынам противления, как ясно из Еф.5.6. В Пс.82.1 сказано: "Блажен человек, которому Господь не вменит греха". Неверующие не блаженны, но прокляты.
5. "И Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан.2.2). Это отрывок, который, по-видимому, наиболее способствует взгляду, что мы опровергаем, и все же, если мы внимательно рассмотрим его, это покажет, что так дело обстоит лишь по видимости, а не в реальности. Ниже мы предлагаем ряд неоспоримых доказательств, чтобы показать, что этот стих не учит, что Христос умилостивляет Бога за все грехи всех людей.
(1). В первую очередь, этот стих тесно связан с тем, что говорится прежде. "Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если кто согрешит, то имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа Праведника". Ясно, что Иоанн пишет здесь святым Божиим. Его непосредственная цель была двоякой: во-первых, удержать детей Божьих от греха, во-вторых, обеспечить утешение и уверенность тем, кто все же согрешил и потому удручен и опасается, что это будет фатальным. Он объясняет, что Бог сделал для нас в этом положении. Кающиеся верующие (1 Иоан.1.9) могут быть уверены, что у них есть Ходатай и что Он есть также умилостивление за грехи наши.   Теперь только верующие могут утешаться этим, ибо только они имеют Ходатая и также умилостивление.
(2). В других местах Нового Завета, в которых говорится об "умилостивлении", если сравнить их с 1 Иоан.2.2, обнаружится, что оно строго ограничено по своим масштабам. Например, в Рим.3.25 мы читаем, что Бог послал Христа в умилостивление через веру в Кровь Его. Если Христос есть умилостивление "через веру", то Он не является "умилостивлением" для тех, кто не верит! Опять же, в Евр. 2:17 мы читаем: «Для умилостивления за грехи народа". 
(3). Что имеется в виду, когда Иоанн говорит: «Он есть умилостивление за грехи наши"? Мы отвечаем: верующих евреев. Часть доказательств, на которых мы основываем это утверждение, мы можем теперь представить вниманию читателей. В Гал.2.9 мы читаем, как Иоанн вместе с Иаковом и Кифой были посланы к "обрезанным", то есть Израилю. Поэтому Послание Иакова адресовано "двенадцати коленам в рассеянии" (1.1), а 1-е Петра - "избранным в рассеянии" (1.1 RSV)! Иоанн также пишет к спасенным евреям и язычникам. Почему он имеет здесь в виду евреев?
А. В первом стихе он говорит о Христе, "Которого мы видели своими глазами, и осязали руки наши". Для Павла было бы невозможно начать любое из посланий к язычникам с этих слов!
В. "Братья, я пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала" (1 Иоан.2.7). Начало здесь - это начало общественного явления Христа (ср.1.1, 2.13), и тогда с самого начала были даны первые Его заповеди. Это было верно для верующих евреев, но это было не так для верующих из язычников.
С.  "Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала" (2.13). Опять же, имеются в виду именно еврейские верующие.
D. "Дети, как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем, что... когда они вышли от нас, но они не были из нас" (2 18.19). Эти братья, которым писал Иоанн, слышали от Самого Христа, что антихрист должен прийти (Мтф.24). Много антихристов, которые, для Иоанна, "вышли от нас" - это многие евреи I века, что выдавали себя за мессий, чего не делал ни один язычник.  Поэтому, когда Иоанн говорит: «Он есть умилостивление за грехи наши", это может означать только за грехи верующих евреев.
(4). Это правда, что многие вещи в Послании Иоанна в равной степени относятся к верующим евреям и язычникам. Христос есть Ходатай и за тех и за других, как и для Иакова. Когда Иоанн добавил: "И не только за наши, но и за грехи всего мира", это означало, что Христос был в умилостивление за грехи верующих из язычников тоже, ибо, как было показано ранее, "мир" здесь - это просто противоположность Израилю. Эта интерпретация однозначно установлена путем тщательного сравнения 1 Иоан.2.2 с Иоан.11.51-52, которые являются строго параллельными местами. «И сказал он это не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но также он должен собрать воедино детей Божиих, которые были рассеяны ". Здесь Каиафа под вдохновением возвестил, за кого должен умереть Иисус. Сравним это с декларацией Иоанна: за народ, но не только за народ, но и за грехи всего мира, то есть за грехи верующих, рассеянных по всей земле.   "Он должен собрать воедино детей Божиих, которые были рассеяны".
(5). Указанное толкование подтверждается тем фактом, что никакое другое не согласуется с остальным или не является понятным. Если под "всем миром" понимать все человечество, то предыдущие слова просто излишни и бессмысленны. Если Христос есть умилостивление за всех, было бы праздной тавтологией сказать, что, во-первых, «Он есть умилостивление за грехи наши, а также для всех". Не может быть никаких "также", если Он дан в умилостивление для всей человеческой семьи. Если бы апостол имел в виду универсальное умилостивление, он опустил бы первый пункт и просто сказал: «Он есть умилостивление за грехи всего мира».
(6). Наше определение, что значит "весь мир", находится в полном согласии с другими местами в Новом Завете. Например: "вы прежде слышали в слове истины Евангелия; которое пребывает у вас, как и во всем мире" (Кол.1.5-6 KJV). Имеется ли здесь в виду абсолютно и безоговорочно, все человечество? Разве вся человеческая семья знает Евангелие? Нет, очевидный смысл апостола таков, что Евангелие, вместо того, чтобы ограничиваться одной страной, Иудеей, распространяется за ее пределами без ограничений, в землях язычников. «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире" (Рим.1.8). Апостол говорит здесь именно о вере этих римских святых. Но, конечно же, он не имел в виду все человечество! Он имел в виду лишь мир верующих. В Откр.12.9 мы читаем о сатане, "обольщающем всю вселенную". Ясно, что это выражение не может пониматься в универсальном смысле, ибо в Мтф.24.24 мы читаем,   что сатана не смеет и не может «обмануть» избранных Божиих. Вот он "весь мир" неверующих.
7. Настаивать на том, что «весь мир» в 1 Иоан.2.2 означает весь род человеческий,  есть подрыв самих основ нашей веры. Если Христос есть умилостивление ради потерянных так же, как ради спасенных, то откуда что у нас уверенность, что верующие тоже не могут быть потеряны? Если Христос есть умилостивление за тех, кто сейчас в аду, то откуда следует, что я, веря в Него, не окажусь в аду? Кровь воплощенного Сына Божия - единственное, что может избавить от ада, и если многие, за кого эта драгоценная Кровь совершила умилостивление, сейчас в этом ужасном месте, то кто докажет, что эта Кровь действенная для меня? Долой же эту богохульную мысль!
Как бы люди ни спорили, извращая Писание, одно можно сказать наверняка: Искупление не провалилось! Бог не позволил, чтобы столь драгоценная Жертва потерпела неудачу в достижении чего-либо, для чего она совершилась. Ни капли святой Крови Христовой не было пролито напрасно! В последний великий день к нам явится не разочарованный, но победивший Спаситель, Тот, Кто "воззрит на подвиг души Своей с довольством" (Ис.53.11).
Это не наши слова, но непогрешимое утверждение Того, Кто заявляет: "Мой совет состоится, и все, что Я замышлял, Я сделаю" (Ис.46.10). На этой неприступной скале мы стоим. Пусть другие отдыхают на песке человеческих спекуляций и теоретизирования, если они того пожелают. Им еще придется дать отчет Богу. Со своей стороны мы скажем, что пусть лучше нас ругают как узких, устаревших гиперкальвинистов, чем если мы будем найдены отвергающими Божью истину и превращающими Божественное действенное искупление в фикцию.  Был ли вопрос греха окончательно решен на кресте? Для каждого верующего - да; для неверующих - нет, так как они должны еще расплатиться.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии