Дети войны

 Посвящается моей любимой мамочке  и её семье, испытавшим горе войны

22  ИЮНЯ  РОВНО  В  4  ЧАСА  КИЕВ  БОМБИЛИ,  НАМ  ОБЪЯВИЛИ,  ЧТО  НАЧАЛАСЬ  В О Й Н А ...
                Слова  из  песни...

А  нам , детям  5 - 7  лет  было объявлено  иначе ...
   
В  это  время  мы  с  детским  садом  отдыхали  на  подмосковной  даче. Ночью  объявили  воздушную  тревогу. Бомбили  Москву. Мы, как  могли, не  разбирая  одежды,  оделись  и  с  воспитателем  отправились  по  лесу  в направлении  бомбоубежища.  Так  нам  было  сказано.  Сколько  мы  бродили  по  лесу,  я  не  помню,  но  бомбоубежища  мы  не  нашли. На  рассвете  объявили  отбой.  И  нас  в  срочном  порядке  вывезли  в  Москву  по  домам.

Наш  детский  сад  принадлежал  московскому  заводу  НИУИФ,  который  располагался  на  Угрешской  улице.  Он  и  сейчас  там  находится. По  возвращении  в  Москву  нас  с   младшей   сестрой  Галей    встречал  отец,  работавший  на  этом  заводе. Моего отца звали Трупин Михаил Павлович.  Завод  стал  уже  военным  и  имел  номер  754.  У  отца  была  бронь. Нашей  мамы, Прасковьи Степановны,  уже  не  было  в  Москве. Её, как и многих женщин с детьми, эвакуировали  с  10 - месячным  сыном Виктором  и  12 - летней  дочерью Татьяной  в  Уфу. Некоторое  время  мы  находились  в  Москве  с  тётей  Наташей,  маминой  сестрой,  и  ее  3 - летней  дочерью Тоней. К  нам  приходила  наша  бабушка  Аксинья  -  мать  моего  отца.
 
Началась  бомбёжка  Москвы.
 
Мы с  сестрой  укрывались  в  подвале  бывшего  сарая,  откуда  через  щели  укрытия  я  видела  зарницы  огней  в  небе.  Я  не  понимала,  что  это  такое,  но  различала  в  небе  самолеты,  бомбившие  город.  А   днём  разглядывала  заклеенные  белой  бумагой    стёкла  окон.  Мы  тоже  заклеили  свои  окна.  Я  пыталась  понять  -  Зачем?

Бабушка  жила  в  Текстильщиках,  куда  мы  ходили  пешком.  Вскоре  нас  перестали  туда  пускать, и  я  увидела  кругом   металлические  заграждения.   Против  танков. Бабушка  не  собиралась  уезжать  из  Москвы .  Ее  дочь, 19 летняя  Анастасия  начала  работать  в  отряде  противовоздушной  обороны.

Отец  принял  решение  отправить  нас  с  сестрой  поездом  с  тётей  Наташей  в  Пензенскую  область,  село  Высокое  Башмаковского  района,  где сохранился  дом  родителей  моей  матери,  и  которых  уже  не  было  в  живых. На  первый  случай  отец  дал  нам  свой  костюм, чтобы продали,  и  деньги  с  документами. А  сам  остался  работать  на  заводе,  где  производились  боеприпасы  для  фронта.  Так  он  оставался  в  Москве  до  1942  года,  после  чего  был  отправлен  на  фронт.

Село  Высокое  поразило  меня  своим  видом  -  здесь  стояли  дома,  разрушенные  в  20 -  годы ,  и  в  которых, естественно,  никто  не  жил. Там,  где  мы  поселились,  стояли  три  дома,  а  остальные были разбросаны  по  всему  селу.  В  нашем  доме  жили  беженцы  с  Украины,  приехавшие  сюда  от  голода  в  30 -е  годы... Бабушка   Оля  постоянно  читала  молитву,  в  руках  держала  чётки.  Её  крупное  лицо иногда   тряслось.  Дочь  работала  в  МТС ,  которая  называлась  -  "За  темп !"  Долгое  время  я  считала,  что  это  одно  слово.  Её  сын  Михаил  ушёл  воевать  на  фронт  и пропал  без  вести.

Посередине  села  протекала  речка, которая  делала  изгиб  как  раз  в  том  месте,  где  стоял  наш  дом.  Это  место  называлось  Дарное.  Здесь  выращивали  огурцы.  Впервые  в  жизни я  видела такое огромное  количество  крупных  огурцов. Их  складывали  в  место,  которое   все  называли   -  в  гуртах.

Наша  одежда  отличалась  от  одежды  жителей  села.  Здесь  все  девочки  носили  длинные  платья  и  длинные  юбки. Женщины  тоже  носили  длинную  одежду. Электроэнергии  в  домах  не  было.  Вечерами  жгли  фитиль.  Топили  торфом  и  соломой.  Воду  носили  из  речки ,  а  питьевую  -  из  родника.

Устроились  мы  хорошо.  Спали  на  полу  рядом  с  печкой.  Наказ  отца  выполнили  -  его  костюм  продали,  а  на  вырученные  деньги  купили  козу.  Но    все  -  таки  оставшиеся  деньги  у  нас  украли  вместе с документами.  Правда,  потом  подбросили  в  хлев.  До  сих  пор  у  меня  хранится  мое  свидетельство  о  рождении   со  следами  козьего  помета.

Так  прошел  август.

Наступило  1  сентября 1941  года.  Я  отправилась  в  школу  поступать  учиться...

А отец наш, прошёл всю войну до Победы, вернулся за нами в село Высокое, чтобы забрать нас в ДОМОЙ в МОСКВУ.

 Надежда  Селютина
(записано со слов моей матери Селютиной Валентины Михайловны)
 9 мая 2010 года

 На фото: Селютина Валентина Михайловна(Трупина)стоит слева, мать Прасковья, держит сына Виктора, справа стоит сестра младшая Галя.
 


Рецензии
С интересом читаю воспоминания детей войны и искренне им сочувствую.

Светлана Самородова   10.12.2016 19:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.