Маргарита

               
                Маргарита - значит жемчужина. Красивая шатенка средних лет, с зелёными глазами. Мы познакомились, когда отдыхали вместе с мужьями в одном живописном уголке Белоруссии на берегу огромного озера Нарочь. Мужья уходили играть на бильярде, а мы оставались наедине, укрывшись пледами и попивая чай или кофе, общались. Мы поведали друг другу некоторые случаи, эпизоды из прожитой жизни.

                Её мама - статная, миниатюрная, благопристойная, с аристократическим профилем, девушка неожиданно для всех вышла замуж за фининспектора. Родила ему двух девочек - Риту и Ларису. Обе - как  картинки, особенно Лариса. Она показывала мне фотографии - девочки-куколки. Маргарита родилась до войны, а Лариса - после.
- Отец наш умер от полученных на войне ран, когда Ларе было всего два года,- продолжала рассказ Рита. Мама никогда не работала, и мы поначалу очень бедствовали. Потом она нашла работу, и стало жить веселей. Мы вообще никогда не унывали, верили в своё светлое будущее. А когда было особенно трудно - пели песни.

                Маргарита влюбилась безумно, будучи совсем молодой, в хорошего серьёзного парня, который почти мальчиком (сразу после школы) служил в железнодорожных войсках во время войны. Восстанавливал железнодорожное полотно и мосты после бомбёжек с такими же мальцами, как он. Только командовал ими старик - Митрич, как потом оказалось,ему было-то всего тридцать шесть лет.

                Встретились они с Маргаритой в госпитале, где Анатолий был на долечивании, он был старше её и сначала делал ей кукол из бумаги, самолётики, кораблики. Марго была счастлива в такие минуты, а Толя предлагал ей поехать к его родителям на Урал. Сначала она обращала всё в шутку, да и Толя как-то шутливо предлагал, но потом он всерьёз стал звать её на свою далёкую родину.

                Его комиссовали, и он стал работать шофёром, так как остался жить в её родном городе. Не смог уехать от красавицы Ритули, так вскружила она ему голову. Рита же отказалась уезжать к нему на родину, оставлять престарелую болеющую мать и подрастающую Ларису. Так они сошлись, тихо, без свадьбы.

                После войны все жили трудно, мы снимали махонький домишко на крутом берегу реки и зимой  возили воду с речки на санках. Туда Толя вёз Риту на санках, а обратно вдвоём везли воду во фляге или рубленый лед. Всю дорогу смеялись и шутили. Полоскали вместе бельё в проруби, печку топили по два раза в день, потому что зимы стояли суровые -40-50 градусов, иногда волосы примерзали к подушке и поутру Толя отогревал её поцелуями. Летом было проще - катались на лодке, рыбачили. На левом берегу реки расположен лес, там собирали ягоды земляники, малины, ежевики, шиповника и ирги. Белые грузди солили бочками, так много их было.

                Толя возил главного врача больницы, а тот имел большие связи и когда покупал -" доставал" что-то себе, перепадало и нам. Помнишь, в то время трудно было и с продуктами, и с одеждой, обувью, да всё надо было достать по блату. Не то, что сейчас - есть деньги, значит, есть всё что хочешь.

                Чтобы купить мне шубку, как у жены главврача, Толя работал на двух работах. И купил не только шубу, но и шапку и сапожки (достал по блату). У нас тогда родился сынок Володя.
      
               -Он вообще очень добрый мужчина, так мне показалось - вставила я.
 
               -Да, твоя правда. Он мне всегда и отец, и брат, и любовник. Дух захватывало от эмоций, любовь была сумасшедшей лет пять, потом постепенно страсти поутихли, и началась спокойная семейная жизнь.
 
              - Сына-первенца я любила безумно, детских садов и яслей тогда почти не было и мы наняли приходящую няню, чтобы я могла работать, к тому времени я окончила медицинское училище. После рождения Володи я расцвела и похорошела, стали за мной многие увиваться, но Толя не давал никому спуску. Ха, ха - ведь мы всё ещё бегали на танцы в клуб речников, что был неподалёку от нашего дома. Уложим спать Вовку и бегом - потанцевать.
 
                И вот я вышла на работу в поликлинику, меня направили медсестрой к врачу, приехавшему к нам по распределению. Высокий, красивый брюнет, с бархатным голосом. Втюрилась я по самые уши, да, так мне сорвало крышу, что чуть не пустила под откос свою отлаженную семейную жизнь.

               Спасибо терпению мужа, Толя оказался очень мудрым мужиком - всё время отговаривал меня, объяснял, что так бывает, но это ненадолго и не совсем серьёзно. Я ревела белугой, мне было жалко мужа, сына, которого собралась оставить без родного отца. И себя. Сколько слёз я пролила у Толика на груди, но любовь к красавцу-врачу, как внезапно вспыхнула, так и погасла. А тот человек оказался женатым, вскоре приехала его жёнка с дочуркой, как наш Володька. Мне было стыдно и обидно, но любящий муж Толя возродил меня к жизни вновь.

                А я дала жизнь второму сыну - Славику. Тут уж мне пришлось сидеть дома, потому что пошёл в школу Володя, да и Славику со мной было лучше. Я старалась изо всех сил вести прилежно домашнее хозяйство. Все вокруг завидовали нашему счастью, ведь никто не знал, что заслуга  во всём этом счастье принадлежит целиком и полностью Анатолию - моему дорогому мужу.
 
               Теперь сыновья выросли, Володя уже женат. Хочешь, расскажу случай?  Сразу после Володиной свадьбы как полагается - первая брачная ночь. А у сына приступ астмы - увозят на скорой помощи в больницу.  Нет, нет, не думай, он здоров был абсолютно. Это аллергия, а на что? Решили, что перовые подушки (приданое невестки). Убрали подушки, забрали к вечеру здорового Володю домой. А ночью опять страшный приступ. Опять - скорая. Я в шоке, неужели на жену молодую аллергия? Сдали анализы, оказалось, что на волосы её. Стали скандалить на этой почве,разногласия появлялись на ровном месте,я видела - не будут жить. А у нас уже появилась внучка маленькая - Ритуля.  Кое-как прожили три года, но всё равно - разбежались, стала погуливать Лена и ушла с дитём нашим к другому человеку. Маргарита помолчала, задумавшись. А внучка - ласковая девочка, чем-то похожа на меня. К нам и к Володе она её отпускала, мы нормально общались, пока они не переехали в другой город.

                А со Славиком случилась беда неожиданно. Были студенты на практике в ауле (он учился в политехникуме), жили в голоде и холоде. Когда вернулись с практики, у него, я стала я замечать, что болит рука, а спрошу, говорит, что всё в порядке. Когда болеть стала рука невыносимо, повела я его к врачам, направили к хирургам, а те сразу в республиканский центр. Анализы показали саркому.

                Сказать, что я была в шоке - ничего не сказать. Мы потеряли головы от горя, парню 20 лет, армию отслужил и вот тебе - на гражданке заработал саркому. Как? Как быть, что делать? Немедленно - операцию, иначе  конец. Нет уж, пусть без руки, но живой. Сын сказал, ничего, я не девочка, проживу и без... И вот готовят его к операции, а докторша медлит, ждет, что покажет последний анализ, а его не несут. Она побежала сама в лабораторию, её всё нет, а Славику сделали укол и приехали на каталке за ним. Везут по коридору, я рядом и слышу топот и крик: "Остановитесь, подождите!" Это доктор бежит с анализом.

                - Нет у него саркомы! Тот анализ был чужой. Я всё выяснила только сейчас.
Я рухнула к ней в ноги, стала целовать руки, ноги. Выла белугой, теперь от радости. Отблагодарила я эту докторшу и молюсь за её здоровье постоянно. Улетели мы с сыном домой счастливые. Толик, пока нас не было, похудел и поседел, а говорил мне ободряющие слова, делал вид, что не переживает сильно. Ну, да хватит о грустном.

                Сын окончил техникум, работает, женился. У них двое детей, девочка и мальчик. Девчоночка смешная. Когда её спрашивают: " Кем хочешь быть, когда вырастешь?" Она неожиданно отвечает: " Мамой". Чем обескураживает всех. Вся в невестку - Тамару, она у нас шустрая. Живут хорошо, а что нам ещё надо? Мы помолчали, допивая остывший чай.

                -  А что ваша сестра - Лариса? - робко спросила я.

                - О, это отдельная,трагическая история. Лариса выросла, окончила школу, потом поступила в институт и выучилась на врача, на какой-то вечеринке познакомилась с немолодым человеком, который был старше её намного, лет на 15. Красавица с пепельными длинными вьющимися волосами и голубыми глазами, она была как куколка фарфоровая.

                В институте в ней души не чаяли, она ведь и училась легко и достойно. Степан, так звали её ухажора, буквально преследовал её, но наша упрямая мама сказала, что если любит, то пусть ждёт, пока Лара закончит институт. И точка. Стёпа работал в прокуратуре следователем, был очень занятой человек, но ухаживания не прекращал все четыре года. Красиво ухаживал. Мне даже иногда было завидно.

                Перед Ларочкой не стоял выбор - было ясно, что Степан сметёт любого, кто посмеет подойти к его любимой Ларе. Наконец они поженились и уехали к месту нового назначения Степана - на должность прокурора небольшого городка в нашей же области. Жили они хорошо, был полный достаток, Лара иногда мне привозила свои дорогие, но надоевшие вещи. У них родился сын, но Ларочка нигде не работала, муж категорически запретил. Сказал, что обеспечит безбедную жизнь, а она пусть воспитывает сыночка. Прожили они четырнадцать лет, и случилась вдруг непоправимая беда.

                Ларочка часто приезжала к нам в гости на попутных машинах из их прокуратуры (они жили в  двухстах километрах от нас). Вот и в этот злосчастный раз она ехала на прокурорской"  Волге" и они столкнулись с потерявшим управление КАМАЗом - шофёр уснул. Ларочки не стало, ей не было и сорока лет.

                Рита помолчала. Это было ужасно. Мы были все потрясены. Степан превратился в белого как лунь старика за одну ночь. Он стал беспробудно пить и чуть не лишился должности. Но сына  Вадика надо было растить и Степан, взяв себя в руки, кое-как стал жить и работать. Ларочке нашей незабвенной поставил белый мраморный памятник во весь её рост. Каждый день носил живые цветы. А ведь мы когда-то, отговаривая Ларису от замужества, говорили, что муж будет стариком, а ты - женщиной в самом соку. Кошмар. Как несправедлива жизнь. Или это судьба?

                - Вот уже и вернулись наши мужья, пора отдыхать,- сказала Рита, встрепенувшись, увидев  вошедших мужчин. И мы разошлись по своим комнатам, пожелав друг другу спокойной ночи.
 
23 ноября 2012 г


Рецензии
Очень правдиво написано:
веришь, что это реальная история.

Спасибо, Александра, за хороший рассказ!

С уважением

Юрий Фукс   03.07.2014 23:04     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Юрий, за отзыв.Обязательно загляну к Вам .С теплом.

Александра Мазманиди   03.07.2014 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.