Рассветная улыбка заката

                Новеллистический роман
http://www.labirint.ru/books/464233/
    
     Ровесникам, их детям и внукам полного  надежд и       тревог ХХ века, познавшим первые советские депортации, репрессии и целинный призыв – всему тихо уходящему в историю поколению, которое зайчишкой металось в поисках истины, воробушком мучилось от холодной нищеты и солнечно радовалось малейшим росткам новых перемен, эти списанные с его жизни строки посвящаются.







                Москва – 2014






                Вместо предисловия
         
                Пронизано авторским сердцем

     Когда Анатолий, с которым мы прошагали многие страницы новой казахстанской истории, предложил мне написать предисловие к этому своему новеллистическому роману, я поначалу испытал некоторую неловкость. С одной стороны было приятно, что его выбор рецензента выпал именно на меня. А с другой – пугала ответственность перед этим не терпящим оценочной фальши и  связанным двумя десятилетиями нашей дружбы человеком. К тому же не будучи достаточно сильным знатоком русского языка, я невольно даже подумал: «Как бы мне без обид и с максимальной деликатностью выйти из создавшейся ситуации?»
     Найти такой «выход» помог сам Анатолий Гурский. Зайдя на веб-сайт его литературных публикаций, где прошли читательскую «экспертизу» все выложенные им главы, я облегченно вздохнул.  Оказалось, что своего рода и не совсем ординарное предисловие к его роману написали уже сами многочисленные читатели. Проживая в самых разных географических точках, они оставили здесь отзывы практически на каждую из его 30  составляющих. Процитирую лишь небольшую и, на мой взгляд, самую характерную часть этих писательско-читательских рецензий.


     Первые из них оставили поэтесса Лена Север из Минска, побывавший на целине с ротой «тихоокеанцев» в конце 70-х Юрий Ткачев из Краснодарского края и мужественно пережившая нелепый уход из жизни талантливого сына, теперь трепетно тиражирующая его литературное творчество Ольга Безуглова из Ростова-на-Дону. Будучи и сами мастерами художественного слова, они нашли также время и неподдельные чувства для прикосновения к авторским мыслям своего казахстанского коллеги. Первая из них интуитивно заметила: «Чтобы так ярко передать все события, их надо было лично пережить… Все повествование – словно сканирование прожитого собственной совестью: тут я сплоховал, тут вот верно поступил, а здесь мог бы иначе... Все герои – обычные люди. Поэтому и на себя ситуации, в которых они оказываются, читателю легко примерить… Интересно, глубоко, мудро...» И впоследствии заключила: «Ваша книга была бы хорошим воспитательным аргументом. Её стоит прочесть в подростковом возрасте – она способна в корне изменить мировоззрение молодого человека».
   

     Второй доброжелатель в своем отзыве подчеркнул, что действительно «ужасная была жизнь ссыльных людей. Даже рожать детей чревато тюрьмой». А третья, ростовская, рецензентка написала: «Невозможно читать равнодушно, просто слезы на глазах – как же издевалась-то над народом "народная" власть...». Затем она же – профессор Южного федерального университета и автор ряда книг – сделала вывод о том, что «само Время дохнуло из этого романа, сама Жизнь! Мне особенно понравились раздумья Степнова о смысле жизни… Все без прикрас и вранья, дает представление о том, КАК БЫЛО. Может быть, «поколению пепси» такие произведения и не нужны, но это сейчас, пройдет немного времени, и они наберутся жизненного опыта, а там, глядишь, заинтересуются: а как оно было в те времена, когда родители были молодыми. А нашему поколению и сейчас это интересно читать. Вспомнилось совсем забытое, то, что ни разу за все эти годы не вспоминалось».


     Но особо хочется привести оценки отдавшей 25 лет своей жизни одной из известных тогда в Казахстане целинных школ Людмилы Онучиной и некоторых ее живущих сейчас в Кирове, Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле друзей-«кантемировцев». «Ваш герой, – пишут они, – прошёл путём нашей истории (такой разной, не будем её хаять, так как это история нашего народа). Познал и лично пережил то, что и народ. Начал свой путь по-горьковски, "в людях", и достиг вершины – звания ЧЕЛОВЕК, у которого всё, как у обычного: и проблемы лично-семейные, и конфликты по службе, доходящие до идейных схваток, и радости да невзгоды детей… Вот и решил Степнов исповедаться отчётом перед грядущим своим повествованием о пережитом. И получился он – картина, где нет ни одного мазка ненависти, лжи, зависти... А есть только ПРАВДА. ...Он глубоко осознаёт, кому обязан за то поле, что так глубоко пропахал и щедро засеял... Пусть изменились времена – всходы есть, урожай будет сниматься в грядущих поколениях: "…дал силу и энергию каждому, идущему за ним... ребёнку, внуку, правнуку". Он, Степнов, это понимает. Такие нужны ЗДЕСЬ, думается, нужны и ... ТАМ. Потому так и хочется сказать ему: "Не покидай нас, СВЕТЛЫЙ ЧЕЛОВЕК, без тебя будет темно..."


     Им вторят и теплый философский отклик московского литератора Алексея Кузьмина, и пронизанные жизненным оптимизмом высказывания Людмилы Роскошной, для которой тоже «сейчас самым близким другом стал белый лист бумаги». Отдают такой же искренностью отзывы прошагавшего в трудах пол-Украины и Молдовы Владимира Шаповала, пишущего юриста из Екатеринбурга Николая Николаева, волгоградского автора исторической тематики Николая Бичехвоста, ленинградского выходца с «красным дипломом» из Тель-Авива, национального мастера Израиля по шашкам Семена Ешурина...
     Полностью разделяя их мнения, не могу не добавить и того собственного впечатления, которое оставила у меня эта легким слогом написанная вещь. Проведя своего героя через самые разные жизненные перипетии, его создатель невольно предлагает последовать этому физическому, духовному пути также каждому читателю. И думаю, что мало кто откажется сделать это. Потому что «агитируют» нас на такой шаг сама достоверность всего описанного романом, его доброта и оптимизм. Они ощущаются во всех эпизодах – от труднейшего рождения литературного героя до его… Впрочем, лучше всего пройти, прочувствовать и оценить это, побывав в роли благодарного читателя!
 
                Алибек Аскаров,
    писатель, лауреат Государственной премии Казахстана, заслуженный деятель РК.


                Глава первая
               В тисках бедности и страха

(Роман вобрал в себя 30 скорректированных новелл, которые размещены на этой странице преимущественно в первоначальном виде (в целях обеспечения здесь их должной защиты от посягательств недобросовестных «писателей»). Полный и окончательный текст - только в книге. Милости прошу: http://www.labirint.ru/books/464233/


Рецензии
Дорогой Анатолий Степанович! От души поздравляю с Юбилеем - Вы сделали сами себе прекрасный подарок, изданием романа с таким поэтическим названием! Новых творческих успехов и всего самого доброго! С искренним уважением, Тауфик

Тауфик Каримов   28.12.2014 08:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.