Изгоев. Из всех искусств

 Стараясь иллюстрировать каждую главу статьи Изгоева "Социализм, культура и большевизм" цитаткой из великих, сейчас реально оказался в тупике. Суть: в голове клише о важнейшем из всех искусств. Тут выясняется, что кроме кино Ленин говорил о цирке. И тут же уточнение, пока народ безграмотен. В других источниках: все это фигня, конкретной цитаты нет. Такая вот лениниана, оказавшаяся для оставшегося безграмотным народа просто ботвой. Или искусством?

 А представим себя на месте  Изгоева. Через несколько месяцев после Октября семнадцатого один из "веховцев" вновь приглашает вдумчивого публициста поучаствовать в интеллектуальном "корпоративчике". Одно дело покритиковать "интеллигентски" разваливающийся на глазах монархизм. Изгоев здесь нащупал самую болевую точку общества-молодежь.

 И вот сейчас выросшее поколение само решает судьбу не только группки "сраной" интеллигенции, у которой не мозг нации, а совсем другой продукт, но и всей страны. Кстати, услышавший из уст Ленина характеристику межкласовой прослойки Пешков явно считал иначе. Иначе не стал бы он ходатайствовать за этих, фактически не нужных новой Системе людей.

 Им же самим в этой ситуации приходилось делать нелегкий и судьбоносный выбор. Или, задрав штаны, бежать за передовыми отрядами, время от времени стараясь, забежав чуть вперед, заглянуть в ясные глаза очередного Вождя. Или же не изменяя  въевшимся в мозг юношеским принципам, гнуть свою линию. Вот перед такой дилеммой и оказался Изгоев в лето восемнадцатого. И думается, что он, как и часть остальных авторов нового сборника "Из глубины", преодолел нравственную планку, недостижимую для его спасителя.

 Вернемся же к заявленной на сегодня теме. Выскажу крамольную, впрочем, сейчас не такую опасную, мысль. Возможно, Ленин ошибся, отделяя кино от остального культурного пласта. Классификация искусства весьма условна, присуща больше школярским стараниям. Творческая личность стремится выйти из рамок. Мастера же весьма ловко приспосабливают под свое искусство окружающих, в том числе и сильных мира сего. Так возникает лениниана, сталиниана и так далее. Намедни зашел на сайт одной, не правящей, но близко, партии. Её вождь отмечал "днюху". Там такое искусство, больше выраженное в полотнах великих мастеров. Или как бы сказал один популярный герой в исполнении активиста правящей партии:"Картина маслом. Всем сидеть, я Гоцман!"

 А представьте положение Арона Соломоновича? Вы таки не поверите, но в условиях  обрушения "буржуазного" искусства и полной неизвестности в появлении "социалистического", Изгоев прошелся таки по последнему. Правда, немного, но пофамильно. Перехватившие, я бы так характеризовал, власть решили показать русскому народу "новую землю и новое небо".

 Автор сознательно и думается, чуть поддразнивая власти, вспоминает Иоанн Богослова, его Апокалипсис.

         " И увидел я новое небо и новую землю, ибо
          прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет."

 Для нового видения, уточняет автор, А.В. Луначарскому дано было специальное поручение и много миллионов денег. Поколение XXI  века в основном не знает этого деятеля. Хорошо, типа нынешнего Мединского. Только типа, для простоты понимания. Хотя нет, тот был не министром культуры , а по просвещению, точнее народным комиссаром этого направления. Уж не помню, кто сейчас, суть не в этом, проходящем. Тогда задачи стояли намного масштабнее-не просто создать, но адаптировать под идеологию большевиков свою, красную Музу.

 Уточним два, очень важных, момента. Не случайно же Ленин выбрал для создания "нового" искусства соратника, отвечающего за просвещение. Кстати, говорят, что именно Анатолию Васильевичу и предназначались слова о важнейшем из всех искусств. Сомневаюсь, что речь ещё шла и о цирке, а вот кино, думаю, реально. Знал бы Владимир Ильич, как сейчас "мозги промывают", наверняка бы поступил иначе. "А не замутить ли нам, батенька, пару телеканалов? Да, насчет дождя вы там уж постарайтесь..."

 Да и сумма, выделенная на развитие "большевистского" искусства, хоть и выглядит сейчас на фоне "сочей" смехотворной, тогда могла спасти от голодной смерти тысячи жизней. Несмотря на это, Ленин отдает много миллионов Луначарскому. Думаю, стоит почтить вниманием этого замечательного человека, основателя совершенно нового вида искусства-соцреализма. Чуть позже отпочковались от него и лениниана, и последующие "искусствы". Да и нынешние, хоть и с претензией на некую "монархичность", лукавый взгляд из-под старинного пенсне проглядывает.

 Изгоев в своей статье упоминает последнюю художественную волну во Франции, движимую оживающим католицизмом. А вот Ромен Ролан перед нашей буржуазной революцией восхищался будущим народным комиссаром просвещения.

 "Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!"

 Похоже, слова эти таки дошли до ушей Владимира Ильича. Может и к лучшему. Анатолий Васильевич, будучи сам из "приличной" семьи, понимал роль "старой" интеллигенции. Тот же Троцкий, ещё до ледоруба, вспоминал: "...с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров."

 Старая интеллигентская среда, в лице Луначарского, трансформировалась в нечто ещё неизвестное миру. Возможно, уже после написания статьи Изгоев с удивлением наблюдал это сюрреалистическое преобразование, эти множащиеся после пятнадцатого года "черные квадраты", эти выплывающие из темноты кинозала "броненосцы", эти, почти онлайновские, "штурмы Зимнего". Очень скоро, благодаря десяткам пилигримов от искусства создается тот самый соцарт, пугающе напоминающий искусство национал-социалистов. Хотя чему здесь удивляться. Неизбежно, отринувшие общее, склоняются перед земным божеством. Мало ли и сейчас примеров? Да и восхищающихся, правда не французов, а итальянцев, нынешними "народными комиссарами" от искусства, предостаточно. Как приятно, что недавно господин Мединский получил какую-то заграничную мантию.

 Но вернемся из прекрасного далека к Изгоеву. Ничего другого, кроме скверных анекдотов про "пролетарское" искусство, он не слышит.  "Даже на создание своего революционного гимна у нашего социалистического пролетариата не хватает вдохновения". Вот тема, прямо отдельная. Реально, в чем фишка? Буржуазный Февраль, отвергая "Боже, Царя храни", предпочел "Марсельезу". Бравурность бойцов рейнской армии в Октябре сменили, опять же французским, "Интернационалом". Лишь на изломе Великой Отечественной, услышали советские граждане из тревожных своих репродукторов Гимн побеждающей страны.

            " Нас вырастил Сталин — на верность народу,
              На труд и на подвиги нас вдохновил! "

 После смерти главного творца и основной модели соцарта Гимн онемел. И лишь в начале семидесятых автор, чуть подработав текст,  вновь добавил к литаврам капеллу. Девяностые, начавшиеся Глинкой, завершились третьим пришествием. Вместо слов

            "Партия Ленина — сила народная
             Нас к торжеству коммунизма ведёт!"

 зазвучали

           "Широкий простор для мечты и для жизни
            Грядущие нам открывают года."

 Меня сейчас вдруг поразила одна мысль. Что если, главное направление и достижение в формировании "нашего" искусства -создание гимна? Как некой вертикали или оселка, вокруг которого и совершаются ритуальные действия? Получается, что история повторяется. Не зря же большевики так долго не могли создать свой Гимн. А нынешние, вольно или невольно, говоря о возрождении дореволюционной России и даже поминая Ильина, привязаны к этому самому "соцарту". Не зря же ещё Д.С. Мережковский, смело говоря о художественном бессилии большевиков, видел в этом "зловещий признак". Хоть и не любили его "веховцы", но тут помянул Изгоев критикующего нигилистов.

 Что бы сказал Арон Соломонович о нынешнем искусстве? Или чуть перефразируя,создалось ли особое "постсоветское"? Сам он ограничился туманной фразой: "Об этом предоставляю судить специалистам". Да уж, наши "специалисты", получив кафоскарскую мантию, посудят.

 Для иллюстрации заметки выбрал замечательную картину советского живописца, лауреата Сталинской премии А.А. Пластова. Это вам не "Черный квадрат" и даже не фаллос на Литейном. Это творческое отражение социалистической реальности. Как оплодотворенное зерном русское поле, как железный конь, распахивающий само нутро земли русской. Кстати, полотно "Трактористки" Аркадий Александрович выставил вровень с зазвучавшим из репродукторов новым Гимном нашей страны. "А вы ноктюрн сыграть могли бы...?" То то и оно, как пела в старину Примадонна.


Рецензии
Порадовали, Евгений. Очень точно определили вертикаль в искусстве.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   28.05.2014 16:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.
В десятом часу утра я опубликовал эту заметку, а через час Ваш тезка открыл на Поварской памятник создателю советско-российского Гимна.
ЕС.

Евгений Садков   28.05.2014 17:01   Заявить о нарушении