Принцесса-грязнуля

Жил-был король. И была у него дочка-красавица: стройная, с золотыми локонами до пояса, с голубыми, подобными небесам глазами и алыми губками. Одним словом, самая настоящая сказочная принцесса. Звали ее Таля. Росла она доброй и умной девочкой, королю бы только радоваться на принцессу. Но был у Тали один недостаток: она была страшно неряшлива, то есть совершенно не приучена к порядку. И все, за что брались ее маленькие изящные ручки, в скором времени оказывалось в самых неожиданных местах. Если бы не целая армия слуг, во дворце творился бы самая настоящая неразбериха.

 Король очень расстраивался, но никакие его уговоры не помогали. Он даже ввел для ее обучения новый предмет: «Правила чистоты», для чего из заморского государства специально привезли знаменитую на весь мир чистюлю фрау Риззенбах. Но и это не помогло. Все правила соблюдения чистоты Таля знала на зубок, а вот применять их так и не научилась, и завалила экзамен. Фрау Риззенбах назначила Тале переэкзаменовку на осень, надеясь, что такая прелестная девочка все же возьмется за ум.

И вот однажды Таля гуляла по королевскому саду и ела мороженное золотой ложечкой из серебряного стаканчика. Сад блистал чистотой и ухоженность. Он благоухал ароматом самых разнообразных цветов, какие только растут на Земле. Таля доела мороженное, и, как всегда, зашвырнула стаканчик с ложечкой под ближайший розовый куст. И в тот же момент откуда-то раздался очень тихий, похожий на писк мышки, голосок:

- Фи, такая красивая, и такая неряха! А еще принцесса, называется!

- Кто здесь? – удивилась Таля.

Она огляделась вокруг, но сад был пуст, только диковинные птицы порхали с ветки на ветку. «Наверное, показалось», - успокоила себя принцесса.

- И не поднимешь? – поинтересовался тот же слабый голосок.

Тут уже Таля не на шутку испугалась.

- Кто это? Кто здесь?

- Я принц эльфов, - ответил голосок.

- Но я тебя не вижу. Где же ты?

- Загляни в белую лилию.

Действительно, на самом краю белой распустившейся лилии стоял самый настоящий принц, уж Таля-то понимала в этом – была знакома ни с одним принцем. Но этот принц, хоть и был настоящий, был совсем маленький – чуть побольше мизинца. А еще у него за спиной были прозрачные блестящие крылышки, совсем как у стрекозы.

- Какой же ты маленький! – охнула принцесса.

- Я же тебе сказал, что я – принц эльфов. – Гордо ответил принц, и поклонился Тале, отставив ножку.

- Ты, наверное, волшебный принц?

- Я живу в волшебной стране, но сам я не волшебник. Меня зовут Линард. – представился он.

- А я – Таля.

- Очень приятно. – Галантно ответил Линард.

- А мне не очень. – Чистосердечно призналась Таля. – За что ты меня обозвал?

- Разве ты сама не понимаешь? – искренне удивился Линард. – Разве можно оставлять после себя мусор, доставляя неприятности другим людям? Разве тебя не учили этому?

- Что тут такого?- пожала плечами принцесса. – Садовник будет подрезать розу, заодно уберет и стаканчик.

- Ты, наверное, просто дразнишь меня, да?

- Никого я не дразню. Просто до кухни идти далеко, - оправдывалась принцесса.

- О! Так ты еще и ленива к тому же? Ну и принцессочка! – усмехнулся Линард.

- Подумаешь, какой чистюля! – не на шутку рассердилась Таля. – Мне во дворце все надоели со своей чистотой, а тут еще ты!

И она, обидевшись на Линарда, побежала во дворец.

Он полетел за ней, пытаясь извиниться и что-то объяснить. Но Таля только отмахнулась от него, как от надоедливой мухи, а про себя подумала: «Какая-то козявка еще учить меня будет! Надо было прихлопнуть его, как стрекозу!»

Несколько дней Таля не ходила в сад, чтобы не встретиться с противным Линардом. Но потом, подумав, она решила, что все-таки Линард был прав. Да к тому же во дворце было так скучно, даже поговорить не с кем. И после обеда Таля с мороженным пошла в сад. Мороженное, как назло, закончилось опять около белой лилии. Таля уже хотела по своей привычке зашвырнуть куда-нибудь стаканчик, но тут она увидела Линарда на цветке… и положила стаканчик вместе с ложечкой в карман передника.

- Здравствуй, Таля! – обрадовался ей Линард. – Давай мириться?

- Давай, - вздохнула Таля, - только ты не обзывайся. Мне не нравится, когда меня обзывают.

- Мне тоже. – Признался ей Линард.

- Вообще-то, я была неправа, и постараюсь больше так не делать.
Мир был восстановлен.

- Давай спрячемся вон в той беседке, - предложила принцесса, - а то садовник подумает, что я разговариваю сама с собой? Можно я тебя туда отнесу?

- Зачем меня относить? – обиделся Линард. - Я и сам в состоянии…

И он, взмахнув своими крылышками, полетел к беседке.

- Ух ты! – захлопала от радости Таля. – Вот бы мне так!

- Обычное дело, - устраиваясь на перилах беседки, сказал Линард. – Мы – эльфы, все так передвигаемся.

- Нет, что ни говори, а летать – это чудесно! Я представляю, если подняться высоко-высоко, то можно сразу все увидеть: и что творится на скотном дворе, и на дворцовой аллее, и за оградой замка. А так, пока это все оббежишь, обязательно пропустишь самое интересное. Я бы даже в соседнюю деревушку слетала посмотреть, как играют ребята, или на речку, куда меня вообще никогда не пускают. Я бы целыми днями куда-нибудь летала, - размечталась Таля. – А то во дворце такая скука: одни фрейлины и гувернантки. Они даже, если и играют со мной, то так бессовестно поддаются, что даже противно. Или куклы – только и знают одно слово «мама»… Даже поговорить не с кем.

 - Теперь у тебя есть я, - утешил Линард принцессу. – Ты же не откажешься со мной дружить?

- Конечно, - обрадовалась Таля. – Это замечательно, когда есть настоящий друг!

- А про то, чтобы полетать, ты не беспокойся. Я постараюсь что-нибудь придумать. – Пообещал принц эльфов.

Так они подружились. И теперь Таля каждый день после обеда бежала в сад. В облюбованной беседке, увитой плющом, ее уже поджидал Линард. Они подолгу болтали, скрытые от посторонних глаз, рассказывая друг другу новости их королевских дворов. Вот только играть у них плохо получалось: в догонялки не могли, потому что Линард, едва только Таля его настигала, взмывал на своих крылышках ввысь, а ему догнать Талю не составляло никакого труда. Несмотря на свои размеры, он мог разгоняться на своих маленьких крылышках просто с волшебной скоростью. В прятки тоже не очень-то получалось: Линарду ничего не стоило спрятаться за какой-нибудь травинкой или листочком, и Таля могла целый день провести в безрезультатных поисках. Зато куда бы ни спряталась Таля, Линард с высоты птичьего полета сразу находил ее.

- Это нечестно, - сердилась принцесса.

- -Вообще-то, да, - соглашался Линард.

Маленький принц вовсе не забыл про свое общение Тале. Однажды он сказал ей:

- Я тебе открою тайну. Но только ни одна душа не должна об этом знать.

- Я тебе обещаю, что никому не скажу, - пообещала принцесса, и добавила. – Честное королевское!

- Моя тетя – настоящая фея. Я рассказал ей, что ты хочешь летать, как мы – эльфы, и она решила помочь.

- Здорово! – обрадовалась Таля.

- Подожди, не перебивай. Завтра  через меня она передаст тебе свою волшебную палочку…

- Почему мне? Разве ты сам не можешь ей воспользоваться? – удивилась Таля.

- К сожалению, нет. Жителям нашей волшебной страны королевским указом строго-настрого запрещено пользоваться волшебными палочками.

- Жить в волшебной стране, и не иметь права колдовать? – удивилась Таля.

- Да. Дело в том, что у нас почти нет иммунитета от волшебства. И мы, один раз взяв в руки волшебную палочку, можем сразу превратиться в волшебников.

- Как это? – не поняла принцесса.

- Ну, представь себе, если у вас во дворце кто-то болеет гриппом, то стоит ему чихнуть в присутствии другого человека, как тот обязательно тоже заболеет. Так и мы, эльфы, заболеваем волшебством, если возьмем в руки волшебную палочку.

- И что же в этом плохого? Это же, в конце концов, не грипп.

- А ты только представь себе, страну, где все маги, волшебники и чародеи. В такой стране просто невозможно жить.

- Почему?

- Да потому что никто не станет работать, учиться, творить и что-то придумывать, когда всего можно добиться с помощью волшебства.

- Так это же здорово! – восхитилась Таля.

- Это скучно. – Возразил ей Линард. – Все просто-напросто станут лентяями, и перестанут трудиться. Поэтому по королевскому указу волшебниками и феями у нас в стране становятся только те, кто пройдет отбор по благонадежности, и успешно сдаст экзамен. Только тогда они получают диплом и волшебную палочку. Каждая волшебная палочка пронумерована лично королем, и за ее потерю или передачу другому лицу в пользование, волшебника навечно изгоняют из королевства.

- Как это жестоко!

- Но справедливо. Правда, - добавил маленький принц, - пока в нашем королевстве еще ни одного такого случая не было.

- Как же твоя тетя не боится доверить мне волшебную палочку?

- Просто ты не сможешь, в отличие от меня, стать волшебницей. Потом, тетя очень любит меня, а я поручился за тебя. Ведь ты же не подведешь ее, правда?

- Ну, в этом ты можешь не сомневаться. – Заверила его Таля.

- Вот и хорошо. Теперь поговорим о главном. Палочка, хоть она и волшебная, слишком мала для тебя. Ты даже не сможешь взять ее в руки. И сама по себе она тоже не сможет вырасти.

- Так что же делать? – огорчилась Таля.

- Для того чтобы палочка выросла, ты должна будешь совершить три добрых дела. Только после этого она вырастет и сможет выполнить одно-единственное твое желание.

- Ух ты! – от предвкушения у Тали аж дыхание сперло. – Я смогу летать! Я буду, как ты!

- Не торопись. Всему свое время. Завтра обязательно принеси какую-нибудь коробочку, чтобы положить в нее палочку. И самое главное: думай про добрые дела.

Таля нашла в своих тайниках самую красивую коробочку, обитую ярко-красным бархатом с вышитыми по нему золотыми звездочками. На следующий день сразу после завтрака, Таля и Линард встретились в беседке. Таля открыла коробочку, Линард влетел в нее и положил что-то блестящее, почти невидимое, похожее на маленькую бисеринку, размером чуть больше сахарной песчинки. Таля очень осторожно закрыла коробочку и положила ее в кармашек. Они торопились: у них, как у всех детей на свете, было очень много дел. Кроме обычных уроков, у них еще были обязательные для принцев и принцесс уроки бальных танцев, придворного этикета, риторики, музыки, пения, вышивания, фехтования и много чего другого.

Перед уроком танцев Таля забежала в свою комнату: надо было спрятать коробочку. Впопыхах она сунула ее за старое кресло. А после урока танцев был еще урок риторики, а потом урок придворного этикета. Наконец, Таля освободилась, и  помчалась к себе, чтобы взять палочку и начать делать добрые дела. Принцесса сунула руку за кресло, куда она засунула коробочку, но там было пусто. «Наверное, упала за кресло», - подумала она с испугом. Таля попыталась сдвинуть кресло, но оно было огромное, старинное и такое тяжелое, что как будто приросло к полу. Пришлось звать на помощь слуг. Четверо слуг с трудом отодвинули его, и перед их взорами открылась неприглядная картина: какие-то тряпочки, обертки от конфет и шоколадок, засохшие огрызки яблок, носки, платочки, шнурки, пузырьки, карандаши и много еще чего другого! В этой куче хлама отыскать коробочку было не так-то просто, а тут еще королевский вестник пригласил на обед. А по королевскому этикету опаздывать на обед было не допустимо. И Таля не подумав, в спешке сгребла всю эту кучу под кровать, чтобы слуги смогли поставить кресло на место.

Сразу после обеда принцесса поспешила на поиски красной бархатной коробочки. Но сделать это оказалось еще сложнее: из-под кровати куча хлама выгреблась, увеличенная вдвое. Последние два года Таля не допускала слуг убираться в своих покоях. Во-первых, из-за того, чтобы не расстраивать короля, так как слуги обо всем ему докладывали, а во-вторых, она опасалась, как бы они не выкинули какую-нибудь очень важную и нужную вещицу, а потому «убиралась сама». Ей, как и всякой девочке, невозможно было расстаться с какой-нибудь необыкновенной бутылочкой, коробочкой, ленточкой, пером или лоскутком, которые непременно должны были на что-нибудь сгодиться. И кучи ненужного хлама росли и множились день ото дня. К ним добавлялись потерявшие пару носки, и грязные носовые платочки, которые некогда было отнести в прачечную, огрызки и косточки от фруктов, обертки от конфет, салфетки и много другого. Все это оказывалось за столом, за креслом, под кроватью, под шкафом…

«Заодно и приберусь», - подумала Таля, уныло роясь в куче мусора. Она прокопалась почти до ужина, когда, наконец, отыскалась ее пропажа. Но к ужасу Тали коробочка оказалась открытой и пустой. «Что же мне делать? – лихорадочно соображала Таля. – Ведь в этой куче искать такую маленькую палочку, все равно, что иголку – в стоге сена. Нет, это мне не по силам. Да, прав был Линард. Действительно, я самая настоящая неряха. И слуг на помощь не позовешь – тайну никому нельзя раскрывать». Таля совсем приуныла, и тут ей в голову пришла спасительная мысль: Оставлю все как есть, и пойду совершать добрые дела. Как только я их сделаю, палочка вырастет и тогда я без труда отыщу ее». Таля закрыла свою комнату на ключ, и помчалась творить добрые дела. Первым делом она заглянула на королевскую кухню.

- Не надо ли вам чем-нибудь помочь? – спросила она поваров в белых колпаках.

- Нет-нет, Ваша светлость, - хором ответили повара.

- Может быть, вы посуду не успели помыть? – с надеждой в голосе спросила Таля.

- Нет-нет, Ваша светлость, посуда вся помыта и вычищена, - хором ответили кухарки.

- Тогда может быть пол надо подмести или картошки почистить? – не отчаивалась принцесса.

- Нет-нет, Ваша светлость, полы вымыты, и картошка начищена, - бодро ответили поварята.

«Пойду-ка, я на скотный двор. Уж там точно какая-нибудь работа найдется».
На заднем дворе между кухней и забором скотного двора росла огромная старая липа. Как раз сейчас под этой самой липой пищал выпавший из гнезда птенец, а его мать – воробьиха, распушив свои перья, отчаянно сражалась с котом Марцелло.

- Брысь!!! – с крыльца закричала на кота Таля.

Но тот и ухом не повел. Тогда Таля сняла свою туфельку и запустила ею в Марцелло. Каблучок попал ему прямо по голове, пробив маленькую дырочку, из которой показалась кровь. Но и это его не отпугнуло, так как в это самое время он изловчился схватить воробьиху за лапку и во весь опор помчался к спасительному забору. Таля бросилась за ним. Она схватила его за хвост, когда он уже вспрыгивал на забор, и со всей силы дернула вниз. Марцелло грохнулся на землю и заорал от боли и обиды, выпустив воробьиху:

- Мау!!!

 А Таля прямо у него из-под носа выхватила едва живую воробьиху. У нее была сломана ножка, и нужно было срочно ее перебинтовать. Но времени на это не было: Марцелло по-пластунски уже подбирался к жалобно пищавшему птенцу… Таля и тут опередила Марцелло, несмотря на то, что бежать в одной туфельке было очень неудобно. Марцелло же уселся на крыльце кухни и начал зализывать свою рану.

Таля положила птенца в кармашек, и занялась воробьихой. Зубами она оторвала кусочек от своего носового платка и осторожно, но туго перебинтовала лапку воробьихе. Это было нелегким делом: воробьиха была напугана и билась в руках, пытаясь вырваться.

- Не бойся, глупая. Я тебе не сделаю ничего плохого… - приговаривала Таля.

А в кармашке трепыхался и пищал птенец. Но выбраться из кармашка ему было не по силам. Когда перевязка была окончена, Таля с воробьихой в одной руке залезла на липу, положила в гнездо воробьиху, а потом и птенца и слезла с дерева.

- Ну, теперь твоя очередь, негодник, - взяла Таня на руки Марцелло, который все это время внимательно следил за каждым движением Тали.

Это был  старый нахальный кот, который много лет жил при кухне. Его завели для ловли мышей, которых он никогда не ловил, а только и делал, что воровал сметану, мясо и колбасу, разорял птичьи гнезда, да дрался с окрестными котами. Таля пошла с ним на кухню, нашла зеленку и помазала ему ранку. Марцелло при этом так рычал и извивался, что поцарапал Талю. Чтобы его успокоить, Таля налила ему молока, погладила и заторопилась на скотный двор. Но там, так же как и на кухне, ее помощь никому не понадобилась. «Так она у меня никогда не вырастет», - расстроилась Таля. И тут к ней подлетел Линард.

- Уф, еле отыскал тебя!

- Ой, что тут сейчас было!

И Таля подробно рассказала Линарду, что здесь произошло минут десять назад.

- Я летел к тебе, чтобы подсказать, какие добрые дела можно сделать, а ты уже все сама сделала, - обрадовался Линард.

- Да я еще ни одного доброго дела не сделала, - возразила ему Таля.

- Ну, как же? Спасла воробьиху от смерти – раз. Вернула птенца в гнездо – два, пожалела виновника всего этого – три. У тебя палочка с собой?

- Нет, в моих покоях

- Ну, ладно, сегодня уже все равно поздно, оставим все до завтра.
И Линард улетел.

- Уф! – облегченно вздохнула принцесса, и радостно побежала искать палочку.
 – Ну, теперь-то она точно отыщется.

Но палочка, несмотря на добрые дела, почему-то не выросла. «Что же мне теперь делать, - загоревала принцесса. – Выходит, я подвела и Линарда – ведь он за меня поручился, и его тетю, которую теперь выгонят из королевства. И все из-за моей неряшливости». И Таля представила, как Линарда и его тетю с позором изгоняют из волшебного королевства. И вот они, оборванные и голодные бредут от деревни к деревне, от города к городу, ища пристанища. И холодной снежной зимой они замерзают в лесу, как бездомные…

- Ну, нет! Я не дам им погибнуть! Я должна спасти их! Я должна найти эту палочку.

Таля пробралась на кухню, где на ее счастье уже никого не было, кроме раненного Марцелло. Нашла на полках с кухонной утварью самое мелкое сито, чтобы только пыль могла пройти сквозь его ячейки, взяла ведро, и уборка началась. Для начала Таля решила выбросить крупный мусор, чтобы оставшееся можно было просеивать через сито. Каждый кусочек, прежде, чем его выкинуть в ведро, приходилось тщательно осматривать и стряхивать над ситом: не налипла ли к нему палочка. В куче мусора отыскалась давно потерянная лупа, и это заметно ускорило поиски. Таля почти до полночи тайком, чтобы ее не увидели придворные и не доложили королю о странном поведении принцессы, вытаскивала мусор из своих покоев, но палочка не находилась. И только в самой последней кучке мусора Таля, наконец, отыскала, то, что ей так было необходимо найти. Таля осторожно, пинцетом вытащила ее из сита и положила в коробочку. Но палочка почему-то не росла. «Наверное, я мало добрых дел сделала», - вздохнула Таля.

Утром следующего дня, они, встретились с Линардом в беседке.

- Ты принесла палочку? – первым делом поинтересовался Линард.

- Да, но только она не выросла, как ты говорил.

- Естественно. Сама по себе она и не вырастет. Надо произнести волшебные слова.

- Какие?

- Бери палочку в руки. –Скомандовал Линард.

- Как же мне ее взять, она такая маленькая!

- Ты послюни палец, она прилипнет, а потом стряхни ее в ладошку, - посоветовал ей Линард.

Таля так и сделала.

- Теперь прокрутись три раза вправо.

Таля покрутилась.

- Так, - Линард остался доволен. – А теперь взмахни рукой, в которой у тебя палочка, и громко скажи: Рикси-фикси-бумц!

Таля все сделала, как велел Линард, и в тот же самый миг палочка в ее зажатой ладошке моментально выросла, да так быстро, что Таля от неожиданности ойкнула и чуть было не выронила ее из руки.

- Ну вот, теперь можешь загадывать свое желание. – Довольно сказал Линард.

- А как? Просто сказать?

- Нет. Опять прокрутиться три раза, взмахнуть палочкой, сказать желание, а потом - волшебные слова. Ты взяла часы? – вдруг поинтересовался Линард.

- А зачем они мне? – удивилась Таля.

- Дело в том, что волшебство закончится ровно через час.

- Почему?

- Потому что тетя на всякий случай поставила на палочку ограничитель времени. И поэтому любое волшебство, произведенное с ее помощью, будет действовать только один час.

- Жаль, что так мало. – Огорчилась Таля. – А зачем она это сделала?

Линард пожал плечами:

- Наверное, побоялась, что мы что-нибудь напутаем, а потом не выберемся из волшебства. Ну, ты будешь?.. – поторопил он Талю.

-  Хочу стать эльфом! Рикси-фикси-бумц! – воскликнула Таля и тут же превратилась в маленькую девочку с прозрачными крылышками за спиной, а палочка – в бисеринку, которую Таля поспешила отдать Линарду, чтобы по своей привычке засовывать вещи, куда попало опять не потеряла ее.

- Ну, полетели, - торопил ее Линард.

- А как? – у Тали ничего не получалось. Она никак не могла справиться со своими крылышками.

- Вот смотри. Сначала ты их складываешь вместе, а потом – раз! И полетела. Поняла?

- А как их сложить-то? Они почему-то не складываются!

- Ну как ты пальцы в кулачок складываешь? Закрой глаза, и представь, что ты складываешь крылышки…

И у Тали, наконец-то все получилось.

- Я лечу! Я лечу! – закричала она от радости, когда открыла глаза.

Целый час они с Линардом летали над королевским дворцом, над деревней, над речкой, то кувыркаясь в воздухе, то паря над землей. И Талин счастливый смех колокольчиком рассыпался в небесах, сливаясь со стрекотом кузнечиков…
Так благополучно закончилась сказка. Принцесса с тех пор стала бережно относиться к вещам, раскладывая все по местам, и мусор больше не скапливался в ее покоях. А осенью она на отлично сдала переэкзаменовку фрау Риззенбах, чем очень удивила добрую старушку.


Рецензии