Дорога от Комсомольского до Пелыма

   С отпуском на севере  в наше время всегда были проблемы.  Все хотели отдыхать  летом,   а из отдела сразу больше двух человек не отпускали.   Отдыхали по графику.   И, конечно,   лучшее  время  начальство припасало для себя.   А нам всегда строили какие-нибудь  козни,   придумывали срочную работу (чаще никому не нужную),  чтобы нас задержать,  а самим в хорошее летнее  время  отдохнуть.    Дорога у нас была в Ростовскую область.  Туда весной мы отвозили  нашу  маленькую  дочку  Леночку  .
         Правда,   я себя утешала  тем,  что  если  меня  опять  не отпустят  в  отпуск  вместе  с  мужем,  то  хоть  ребенок подольше побудет  в тепле – сначала с папой,   а потом с мамой.    Но мечта  моя  была  – отдохнуть всем  вместе.   Я уже представляла,   как мы всей семьей  будем  гулять в парке, ходить на речку,  Толик будет ловить раков и показывать  Аленке,   а потом их варить и нас с дочкой угощать.  Он их очень вкусно готовил –  с укропом,  с солью.    А может  мы  все  вместе  поедем  в  Сочи  на  море  и  будем учить Леночку  плавать  в  соленой морской воде.   Но  это  были  только  мечты.
           Наконец  наступило  лето.   И опять  мне  не  повезло  - Толику дают отпуск,  даже заявление уже подписано,   а мне не дают.   Никакие уговоры и аргументы  -  мол  ребенок маленький,  без мамы  скучает,  ждет -  не помогают.    Мне  объяснили,  что оставляют  меня  на  работе  «по производственной необходимости».   Но  я-то  знаю,   что  все это неправда,   никакой  необходимости  нет,  просто  начальник сам  хочет  отдохнуть  в  самый  разгар  лета.
           Чтобы я отвязалась и больше не приставала со своим отпуском,   мне,  как  Золушке,   придумывают  невыполнимое задание.   Я  должна  сделать  черновой  проект  автодороги  вдоль газопровода  от  поселка  Комсомольского до поселка  Пелым:  замерить все на месте,   начертить,  составить  смету  расходов  на  строительство.    Это  девяносто  километров,    еще  и  по  непроходимой  тайге,   через  речки  и  болота.   Такая  работа  для целого коллектива,   и  то не на один месяц. 
          Но  и   это   не  все.    Дополнительно   надо  сделать еще один черновой проект  -  на строительтство  вертолетной площадки.   И тоже очень срочно.   Оказывается,  моему  начальнику  уже  давно  нужно  было  отчитаться   за  эти  объекты,   и  он  решил  их  свалить  на  меня.                Толик  уезжал  через  неделю.   И мне сказали  -  если я хочу уехать  с  ним,  то  надо  к концу следующей  недели  положить  оба  проекта  на  стол руководству.   Я  так хотела  поехать  вместе  с мужем,  что  решила  попробовать.  Задание  выдали,  и  его  надо  было  выполнять.
             Мне  повезло  –  в группу  для  обследования  трассы,   включили  очень  хороших  ребят -  от подрядной организации -  моего мужа Толика,  от заказчика – Валерия  Захарова,   водителя   Николая  Чеснокова  и  рабочего  Ивана  -  таскать теодолит,  рейки  и  вообще  помогать.    Нам  дали  вездеход ГТТ (гусеничный  тягач  тяжелый) -  огромный,   как  танк.   Обычная  машина  там   бы  не прошла.    Мы  сложили   приборы -  все,  что  было  нужно  для  работы,  продукты,  спальники - и  поехали  обследовать дорогу.
             Северяне знают,  что такое  Пелым и дорога  до  Пелыма.   Это - тайга, болота,   гнилое место.
           В  начале  нашего  пути  мы   работали  по-честному –  останавливались, снимали,   замеряли,   записывали,  считали.   К обеду  остановились  на  привал.   По пути заехали  в  один  поселок  –  там  у  Николая  была  подружка   зав. хлебопекарней.   Она вынесла  нам  четыре  буханки  белого  горячего  хлеба,   прямо из печи.   На привале  ребята  развели  костер.  На  костре  разогрели   большую   банку  говяжьей  тушенки ( северяне  ее  помнят - «Великая  китайская  стена») .   Макая в нее белым хлебом,  пообедали.   Казалось,   было  необыкновенно  вкусно.    
                После  такого  чудесного обеда,   отдохнув,   немного  причесав  свои мысли,  я поняла,   что    строить дорогу  никто  не собирался,  поэтому  идеальная точность  никому не нужна.   Значит  мы  можем  двигаться  значительно  быстрее.  Так решила я.   И ребятам сказала – «Вперед,   быстрым  ходом  на Пелым!»
                Сытые,  веселые,  с  песнями,  мы  поехали  уже   без остановок.   Я   сидела  на  крыше  огромного  вездехода   и  только  успевала   отмечать   пикеты,   а  ребята   отмечали  на  чертеже  -  где,   на  мой  взгляд,   будет  на  дороге  выемка,  а  где насыпь.   Где  надо будет дорогу подсыпать,  а  где  срезать,  и  на  сколько.   И прищурив  один  глаз,   я только успевала диктовать  –  пикет  такой–то,   полметра  плюс,  пикет  такой-то   ноль  семь   минус.    И так далее  –  быстро и  весело.    Ребята  только  успевал записывать.      
                Ночевали  мы  в  тайге.   Спали  в  спальниках  прямо   рядом  с  машиной.   Ночь  была   относительно  теплая.   Нам с Толиком  хорошо,   мы  не  очень-то  крупные фигуры  и  всегда помещались  вдвоем  в  один  спальник.  Вылезать непросто,  зато тепло.  На  следующий  день,   перекусив той  же  необыкновенно  вкусной  едой,   мы рванули  дальше  с  еще большей скоростью.   И к вечеру  практически  закончили  разбивку  нашей дороги.   Еще раз переночевали,   еще раз поели -  и  на третий  день  поздно  вечером  мы  были   дома.
              Теперь  мне  осталось   только   перенести  с  наших  черновиков   все   на  чертеж и  посчитать смету.   Я  знала,  что делать  буду  быстро-быстро,  на глаз.   И  засела за работу.  Работала  я  почти  круглые сутки – чертила,  считала.   Все начертила,  все посчитала.   Проект  оформила  по  всем  правилам.   Получилось  красиво  – и чертеж дороги,  и смета  на строительство.   Все  в  папочку  сложила  и  на  бантик  завязала.
               А  на  вертолетку я вообще не пошла.   Я так уже набила  руку  делать липовые  проекты,   что вертолетную площадку   запроектировала  вообще  на глаз,   «от фонаря».   Взяла  старый  план,  и  даже  не  выходя  на  место,    слепила  красивенькую   вертолеточку,  по  всем  правилам  -  не  подкопаешься.   И  как  было  велено,   к  концу недели  я  положила на стол руководству  два   красиво оформленных  проекта  -  на строительство дороги  Комсомольский – Пелым  и на строительство вертолетной площадки в поселке  Комсомольском.
                Начальник,   конечно,   не  ожидал  от  меня  такой  прыти  и   даже немного  расстроился,  что я справилась с этим заданием.   Но  теперь  уже  ему некуда  было деваться,   и  он  подписал  мне  заявление  на отпуск.    Мы  с Толиком  счастливые  вместе  поехали  в  отпуск  в  самый  разгар  лета.   Мечта  сбылась!   А дорогу на Пелым  никто и не собирался строить.   Да  и  вертолетную  площадку  тоже.
            Кстати,   эту дорогу  построили  только  через  тридцать  лет.   Северяне говорят,  что на некоторых участках   и  сейчас  еще  проехать можно только  по  зимнику,   когда болото замерзает.  Так что моя совесть чиста. 
             А  мы  тогда  так  здорово  отдохнули  всей  семьей  -  в  Сочи  съездили,   в  Донце  накупались,    раками  нас  Толик  кормил!   Отпуск  получился  чудесный!   И  с  тех  пор  я  поняла,  что  если  я  чего  очень  захочу,    то  меня ничто  не  остановит,   даже  непроходимые  болота.   Так  всегда  и  стало  получаться.  Что  ни  задумаю  -  сбывается!  Главное  -  научиться  «очень  хотеть»!!   Я научилась  -  Пелым  помог!!   
 
 
 
А.Вершкова
Карловы Вары,
13.05.2014г.               


Рецензии
С удовольствием прочитала рассказ. Как всегда у тебя ярко и с юмором. Мне, как строителю,он особенно интересен. Какая же у нас интересная была работа. Так захотелось побывать в том времени, на строительстве настоящего северного объекта. Рассказ написан в шутливой форме, но за незатейливой фабулой проглядываются и трудная работа, и сложные условия существования в условиях Севера. Понятно, что надуманность задания была единичным случаем, а будни - это тяжелый напряженный труд инженера. Ведь страна до сих пор жива благодаря тому, что было построено и создано до периода последних двух десятков лет. А дальше строили офисы, офисы, офисы... Прочитала и подумала: "Какая игра судьбы - от свиной тушенки до Детокса, от тайги - до Карловых Вар и Лондона. Воистину, пути Господни неисповедимы."

Ольга Рябухо   01.06.2014 15:06     Заявить о нарушении
Олечка, ты права! Работа была действительно интересная и жизнь тоже. Особенно для нас молодых, еще не достигших 25 - 30 лет. Ощущение масштабности, важности, ответственности. Полеты на объекты в тайгу на вертолете МИ1 - это незабываемо. И, конечно, очень здорово - самостоятельно запроектировать пусть не очень большой объект, но от которого многое зависит, и наблюдать, как его строят. Было здорово! А веселое и смешное нас везде сопровождало и помогало жить.


Анна Вершкова   01.06.2014 19:42   Заявить о нарушении