163. В. Агошков. Ефратово. Геркен и ЕБаратынский2

163. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Геркен и Е.Баратынский, часть 2


Конечно, можно поверить автору на слово, но «тихое сладострастье» не приносит «много страданий». Друзья отдаляются потому, что есть обожаемая Муза – предмет поклонения. В такой момент отдаляются не только друзья, но и даже родители. Так что нет причины упрекать супругу, если наступила «мирная семейная жизнь». Многие мужчины мечтают об этом.
 
Известность Баратынского как поэта началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» (одной книжкой, с предисловием автора) и первого собрания лирических стихотворений в 1827 году – итог первой половины его творчества. В 1828 году появилась поэма «Бал» (вместе с «Графом Нулиным» Пушкина), в 1831 году – «Наложница» («Цыганка»).

Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, не уступающего пушкин-скому, эти поэмы принято ставить всё же ниже лирических стихотворений Пушкина.
Мы к такому делению творчества поэтов на ступеньки «выше-ниже» читателей не призываем, пусть каждый составляет своё собственное мнение о том или ином авторе.

1828 году Баратынский поступил на гражданскую службу в Межевую канцелярию с чином коллежского регистратора (соответствовал армейскому прапорщику), в 1830 году получил чин губернского секретаря, в 1831 вышел в отставку и больше не служил -- занимался управ-лением имениями и поэзией. В Москве Баратынский сошёлся с круж-ком московских литераторов: Иваном Киреевским, Николаем Языко-вым, Алексеем Хомяковым, Сергеем Соболевским, Николаем Павловым.

В 1831 году Иван Киреевский предпринял издание журнала «Европеец», и Баратынский стал писать для него прозой, создав рассказ «Перстень» и готовясь вести полемику с журналами. Когда «Европеец» был запрещён, Баратынский писал Киреевскому: «Я вместе с тобой лишился сильного побуждения к трудам словесным».

Иван Киреевский жил под городом Орлом, в слободе Киреевской, ныне это деревня Киреевка Орловского района. С семьёй Киреевских был дружен поэт Василий Жуковский. В 1842г Баратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов – «Сумерки», посвящённый князю Вяземскому.

Это издание привело к новому удару судьбы, от которого Баратынский оправиться не смог. На фоне и вообще пренебрежительного тона критики на сборник удар нанёс В.Г. Белинский, решивший, что Баратынский в своих стихах восстал против науки и просвещения. Это было больше, чем глупостью, считает автор статьи, напечатанной в Википедии.

Мы такие слова не употребляем, но ещё ранее отмечали по отношению к нашему земляку поэту С.Е. Раичу со стороны В.Г. Белинского поверхностное суждение.

В стихотворении: «Пока человек естества не пытал» Баратынский развивал мысль своего юношеского письма: «Не лучше ли быть счастливым невеждою, чем несчастным мудрецом». В поэме «Последний поэт» он протестовал против того материалистического направления, которое начинало определяться в конце 30-х - начале 40-х гг. в европейском обществе -- будущее его развитие Баратынский прозорливо угадал.

Баратынский отвергал исключительное стремление к «насущному и полезному», не был против познания вообще. Необходимость знания именно Баратынскому всегда была близка и дорога. Это был «мыслящий» поэт.

«Сумерки» называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века.

 Весной 1844 года Баратынский отправился через Марсель морем в Неаполь. Перед отъездом из Парижа он чувствовал себя нездоровым, врачи предостерегали его от влияния знойного климата южной Италии. Едва Баратынские прибыли в Неаполь, как у Н.Л. Баратынской произошёл нервный припадок, что и раньше причиняло много беспокойства её мужу и всем окружающим.

Это так подействовало на Баратынского, что у него внезапно усилились головные боли, которыми он часто страдал, и на другой день, 29 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался.

Его тело было перевезено в Петербург и похоронено в Александро- Невском монастыре, на Ново-Лазаревском кладбище (с 1876 года называется Тихвинским). Газеты и журналы почти не откликнулись на смерть поэта. Сочинения Баратынского были изданы его сыновьями в 1869 и 1884 годах. В настоящее время книги Баратынского всевозможных изданий обязательно присутствуют во всех библиотеках России.

http://ru.wikipedia.org/wiki/,_

*

В советское время вождями и их последователями была составлена идеологическая схема, в которую вписывали творчество тех или иных писателей. Всё-таки об «иных писателях» говорили мало, в том числе и о Баратынском, хотя и его совсем не исключали из школьной программы.

После 1991 года решили изучать и «диссидентов», которые только тем и занимались, что разрушали общество, торопились вместе с коммунистами, но с обратным знаком, осчастливить население. Правда, «диссиденты» больше думали о своём благополучии и прославлении своих имён, чем о других. И сейчас на их фоне появляются молодые умы, готовые, ради своего громкого «Я», пройти по площади с какими-нибудь провокационными лозунгами или выступить в иностранной или оппозиционной газете с оскорбительными стишками против России и её лидеров.

В царской России о Баратынском правители не думали, не издавали его произведений. Спасибо сыновьям, которые к 25-летию и 40-летию кончины отца на свои средства издали сочинения Е.А. Баратынского.

Вспоминается подвиг ещё одного благодарного сына Андрея Николаевича Лескова, который написал двухтомное исследование о своём отце-писателе Н.С. Лескове.

В литературе пишется то Баратынский, то Боратынский. Видимо, более правильнее писать Боротынский// Воротынский, от слова «ворота», где звуки Б и В – взаимозаменяемы. Так что и в этом плане Боратынский есть поэт Воротынского княжества, в крайнем случае, хотелось бы об этом думать…


(С) В.И. Агошков.


Рецензии