153. Есть ли красота в математике?

НА СНИМКЕ: Красота математики

Два математика, Два выпускника НГУ встретились рядом в одном номере газеты. Владимир Бойков написал стихи. Юрий Ершов решил какие-то проблемы в алгебре, защитил докторскую диссертацию, и о нём восторженную статью написал Карем Раш.

Вот стихи на странице поэзии в газете «ЗНВС» №28 от 12 июля математика Владимира Бойкова.

Я поделюсь печальной новостью:
От честности я болен совестью.

Я очень часто думал о тебе:
Надолго ль мне привязанности хватит?
В самом себе, кто черен, а кто бел -
Кто совестью, а кто слезами платит!

Я отвечаю сердцу твоему:
Не надо мне дарить своё доверье –
Руки не протяну и глаз не подниму
И не войду в распахнутые двери!..

Я думаю над горькой почестью:
Как честность обернулась подлостью!

А рядом статья талантливого журналиста Карема Раша о первом из выпускников НГУ докторе физ.-мат. наук Юрии Ершове. Статью он назвал «И жар холодных чисел».

Два выпускника-математика.  Один потом станет поэтом. Другой - академиком РАН, математиком-алгебраистом.

Карем Раш попробовал увидеть в математике красоту. В «холодных числах» он захотел увидеть «жар». Красота, наверное,  есть, даже в холодных числах, но не такая, о которой написал Карем Раш. Она не в том, что математик, как он написал, мыслит образами, как художник. Я не раз видел красивые решения, но никогда не мог объяснить, почему они мне казались красивыми.

В стихах тоже не каждый увидит красоту. И то, что нравится одному читателю, не нравится другому. Но есть великие стихи. Стихи космического масштаба и стихи о маленьком человеке. И те, и другие могу полюбить. Стихи одного поэта читаю, сразу запоминаю, люблю. Другого, даже очень известного, – не могу запомнить, даже если заучиваю. Но до понимания стихов всё же нужно дорасти. По крайней мере, душой…

Работы в одной области математики читаю, как захватывающий роман. В разное время жизни читал и перечитывал толстенные тома классиков математики и механики. В современной алгебре же даже одну статью прочитать не могу и, тем более, понять её красоту, хотя в классической алгебре эту красоту видел и вижу. Но, если мне говорят, что в каком-то математическом решении есть внутренняя красота, я, пожалуй, поверю, признав свою некомпетентность. Значит, не дорос. Как и в поэзии. И размер души здесь не поможет.

Но кому я поверю, что есть красота «в холодных числах»? Юрию Ершову или Карему Рашу? Почему я должен поверить Карему Рашу, что красота в образах, если он не дорос до понимания. Он очень хотел понять в чём здесь красота, но, разумеется, это ему не удалось. Поверю, конечно, Юрию Ершову, хотя он так и не ответил на вопрос Карема Раша. Вопрос остался открытым. Кто-то скажет, что красота в логике, но, может быть, она в чём-то неведомом, пока ещё не сформулированном…

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/05/29/210


Рецензии