169. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь Промыслы 19в

169. В.Агошков. Ефратово-Тросна.

ОТХОЖИЕ И МЕСТНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Интересные данные приводит статистик по мужским отхо-жим промыслам надельного населения. Так, батраков было все-го – 2627 человек. Меньше, чем в других волостях, их числилось в Никольской, Добрынинской и Мухановской волостях: соответ-ственно 96, 84, 69 человек. Только в Тросенской волости были медники, доктор – 1 человек. Священник – 1 чел. в Воронецкой волости. Один учитель – в Никольской волости. Кучеров-дворников, лакеев и швейцаров – 224 человека по уезду.

Не забудем, что речь идёт о мужчинах, занимающихся от-хожими промыслами. На самом деле, тех же священников было гораздо больше, как и докторов. Какие же другие профессии были распространены в то время? Пчеловоды, машинисты на мотоцикле, шорники, стекольщики, печники, медники, кузнецы (223 чел.), слесари, маляры, живописцы, прядильщики, овчин-ники, сапожники, мельники, тряпичники, пекари, булочники и калачники, кондитеры, мясники и колбасники, noвapa, заво-дские и железнодорожные рабочие, шахтёры, коновалы, фельдшера, ключники при тюрьмах, нищие и поводыри (50 чел.) торгующие картинами (!) – 25 человек и другие.
 
Обратим внимание на то, что были в Кромском уезде живописцы и люди, торгующие картинами. Это говорит о том, что население не только нищенствовало, но и понимало толк в красоте. Конечно, крестьяне больше покупали лубочные картины, а помещики – произведения искусства.

Среди местных промыслов, кроме названных профессий, были и такие: каменщики, штукатуры, кирпичники, кровельщики, крючники, портные, оспопрививатели, крупоруш-ники, мелокопатели, пастух и подпаски – 581 человек.

Занима-лись местными промыслами в уезде и женщины: пастушки – 3, чернорабочие – 55 человек, подёнщики – 6, повитухи – 3, сто-рожихи – 7, чернячки – 3, посиделки – 6, портнихи – 2, нищие – 28 человек. Но в основном женщины трудились в поле. Фабрич-но-заводская промышленность имела ничтожное развитие.
*
ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯН В КОНЦЕ 19 ВЕКА

Село Ломовец:
семей бездомовых – 0,7%, хозяйств без-лошадных – 38,9%, живущих на стороне – 20,7%, семей с про-мышленными мужчинами – 57,8%, работников, уходящих на сторонние заработки - 57,7%.

Всего площади – 1376,7 десятины. Приходится пашни на 1 наличную семью – 6,9 дес., на работника – 4,3 дес, на едока – 1 десятина. Хозяев, имеющих купчую землю – 40,9%, инвентаря – 35,6%, частный долг на 1 наличную семью – 32; 1 рубля, на одного работника – 20 руб. Урожай на неудобренной почве – 35 мер ржи и 45 мер овса.

В Воронецкой волости:
безлошадных: в дер. Каменец – 32,2%, в Турейке – 24,3%, на сторонних заработках – 23,8%. На семью приходилось: в дер. Каменец – 4,6 дес, в селе Воронце и деревне Турейке – по 6,1 десятины.

В Студенецкой волости (затем Красноклинской):
семей безлошадных: в Гранкино – 26,9%, в дер. Бырдинка – 40%, в се-ле Рождественское – 37,7%, сельце Красный Клин (Чичеренские Выселки тожь) – 70,3%. В сельце Гранкино на 1 семью было земли – 2,52 дес, в Яковлевских Выселках – 6,7.

Всего по дан-ной волости:
хозяйств безлошадных – 24,3%, работников – на посторонних заработках – 38,3%, семей, живущих на стороне – 7%, на семью – 6 десятин.
 
В Муравльской волости:
хозяев без лошади: в Разновилье (Павлово тожь) – 39,6%, с-це Лопухинка – 31%, в с. Обыдинка – 11,8%.
Итого по волости – 29,1%, на семью – 6 десятин.
В селе Старые Турьи и дер. Крапивке: безлошадных – 7, 2%, на налич-ную семью приходилось пашни – 15,1 дес. Вспомним, что здесь жили государственные четвертные, т.е. однодворцы.

В Никольской волости:
семей без лошадей: в селе Гнильце – 25,4%, в деревне Берёзовке – 31,3%, в селе Никольском – 33,3%, в деревнях Соборовке – 34,9% и Красавке – 25,6%. Ито-го по волости – 30,4%. Земли на семью – 6,1 десятины.
 
По Кромскому уезду:
семей без домов – 2%, безлошадных – 28,9,%, живущих на стороне – 11,2%, уходящих на сторонние заработки – 40,1%. Приходится десятин пашни на едока – 0,9, на 1 работника – 3,7, на семью – 5,9 десятины.

Мы дали только некоторые данные, поскольку читать толь-ко цифры – утомительно, но поучительно. Мы писали, что одним из самых больших было село Ломовец. Жили здесь самые бед-ные: почти 40 семей из 100 не имели лошадей. А потому почти 60 мужчин из 100 уходили на сторонние заработки.

Самые богатые жили в селе Старые Турьи. Здесь, кстати, были и самые культурные люди. В крайнем случае, самые из-вестные литераторы района ХХ века появились именно здесь.
*

(С) В.И. Агошков.


Рецензии
При осмыслении последних строк о селе Старые Турьи вспомнилась поговорка :
- Как стать джентльменом ?
- Надо получить три высших образования .
- Что , сразу все три ?
- Нет , одно - ты , второе - твой отец , а третье - твой дедушка )))
И я глубже поняла феномен Старых Турьев : понятно - раз в селе много поколений жили лично свободные мелкие землевладельцы-однодворцы и средний надел у них превышал в два с лишнем раза среднеуездный показатель , то это и не удивительно .
Вот если бы по всей России все крестьянство было бы примерно такое , как в Старых Турьях или в Вешенской ( помню ; там уже казачество )и как Ваши личные предки , то т.н. чаяновский путь дальнейшего развитий России в 30-е и последующие годы мало-мальски сработал бы .
Но поскольку , большинство крестьян России было больше похоже на жителей Ломовца , а более похожий на жителей Старых Турьев люд сидел в основном на самых пшеничных южных и западносибирских черноземах и отдавать пшеничку госзаготовителям забесценок был КРАЙНЕ НЕСКЛОНЕН , то ЧАЯНОВСКИЙ ПУТЬ НЕИЗБЕЖНО ПРИВЕЛ БЫ РОСССИЮ , СССР К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ КРИЗИСУ , к большому социальному расслоению и к гораздо более слабой индустриализации , особенно по части тяжелой промышленности и машиностроения .
И Великую Отечественную Гитлеру бы мы тогда продули - не с сохами же "Тигры" и "Пантеры" останавливать ...
Великой грешник Иосиф Виссарионович был далеко не ангел , но это - СТРАШНУЮ ГУБИТЕЛЬНОСТЬ ЧАЯНОВЩИНЫ - он понимал остро и четко .
К сожалению , большинство крестьян в силу их классовых иллюзий , их классового эгоизма , это понимать в упор не хотело , совершенно не было склонно .
И массовое вырезание продуктивного скота на мясо - не Сталиным , не Берией - самими же крестьянами , вместо того , чтобы обобществить скот в колхозы наглядно показало их "сознательность" .
И о "сельских лодырях и пьяницах" . Там , где положение было как в Старых Турьях , там их почему-то было гораздо меньше .
А вот там , где как в Ломовце , расклад был хуже и шло мощное социальное расслоение , где большинство селян ВЫНУЖДЕНО было либо батрачить за гроши , либо зашибать эти гроши несельскохозяйстенными чересколенными кустарными промыслами , либо в огромных количествах пополнять ряды гастарбайтеров , вахтовиков , городских безработных времен Николая и НЭПа - вот там при таких ( чаяновско-ломовецких ) условиях , при экономическом и социальном раскладе этих самых пьяниц и лодырей появляется очень даже немало .
Поверьте , не от хорошей жизни .
И при ельцинской либерализации в 90-е в кромских и троснянских селах тоже весьма расплодились эти самые пьяницы , лодыри , вахтовики и гастарбайтеры .
Любезный уважаемый Василий Иванович !
На моей страничке на этом сайте прямо вверху я поместила очень актуальную , хорошую и полезную для незамужних женщин Кром и Тросны статью о том , как научно грамотнее обрести семейное счастье .
Если Вы сочтете полезным опубликовать ее в "Заре" или в "Сельских Зорях" , я буду очень рада и благодарна Вам !
Я разрешаю Вам распоряжаться ею как угодно по Вашему усмотрению .
Если Вы сочтете нужным лично дополнить и отредактировать ее , то не буду возражать и против нашего соавторства - мне будет лестно "примазаться" к Вашему очень уважаемому на орловской , кромской и троснянской земле имени .
Согласовывать конечный вариант статьи со мной не стоит , не обязательно .
По личным обстаятельствам я буду загружена и на этом сайте в ближайший месяц буду редко и очень ненадолго .
Если же нет - то нет ...
С уважением , Ваша читательница-почитательница Алина .


Алина Черникова   25.07.2014 11:55     Заявить о нарушении
Дорогой Василий Иванович !
Если заметите у меня ошибку , примите ее за улыбку )))
Моя рецензия Вам ведь не является академической научной статьей .
Например , когда я писала Вам , что при коллективазации не Сталин , не Берия , а сами крестьяне массово резали свой скот ( свыше половины его ) - чтобы не вести его в артель ( хотя их за вырез скота по головке не гладили ) я вовсе не имела ввиду , что Лаврентий Берия уже тогда возглавлял НКВД .
Конечно же нет , лишь его закавказский филиал .
А НКВД , если помнится , тогда возглавлял еще троюродный брат Якова Свердлова Генрих Ягода .
А Берия его возгавил лишь в конце 38 года , то есть пик репрессий был еще при Николае Ежове .
Я достаточно критична к Сталину и сталинизму , но к анализу его стараюсь подходить ОБЪЕКТИВНО , а не в дурмане крестьянской обиды-разобиды .
Открою Вам секрет , я сейчас пытаюсь неизнутри , со стороны ( лицом к лицу лица не увидать , большое видится на расстоянии ) изучать психологию российского крестьянства 1861-1941 годов и ее эволюцию в тот период .
Еще я сейчас увлечена изучением психологии рядовых членов Nationalsozialistiche Deusche Arbeiterpartei и рядовых солдат Вермахта , а также рядовых современных необандеровцев и их поп-мифологии .
Например , меня сейчас очень занимает социальная психология тех , кто сейчас ВСЕРЬЕЗ верят , что Черное море когда-то ИСКУССТВЕННО вырыли некие великие древние Укры ( доказательством чему якобы являются горы Кавказа и Крыма как отвалы при его рытье )- и это сейчас включено в украинские школьные хрестоматии (!!!) , психику тех , кто прослеживает величие укров на 26 тысячелетий в глубь веков и подозревает корень укр в половине географических топонимов и названий культурных памятников от Египта и Шумера , до древнего Циня и Мезоамерики , кому в каждой второй фразе древних рукописей мерещиться сейчас достославный корень "УКР" .
Я не уверена , что жители Галиции и Малороссии времен Богдана Хмельницкого слышали и знали этот корень , но изучать психику тысяч тех их потомков , кто нешуточно верит в этот тупой бред и применяет его в быту как код-пароль "свой-чужой" , как эрзац одиозному "кто не скачет-тот москаль" , мне очень забавно и занимательно , олигфренопсихологию этих недалеких зомби изучать лично мне проще и увлекательнее , чем архимногогранные внутренние миры их духовных вождей и иных очень глубоких очень развитых личностей по обе стороны Добра и Зло .
С большим уважением , Алина .

Алина Черникова   25.07.2014 13:19   Заявить о нарушении