177. В. Агошков. Ефратово. Тросна - это трасса

177. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь.

ТРОСНА – ЭТО ТРАССА!

РАССКАЗ ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ И ТРУДА
НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА БУКИНА.

– «Здесь, в Тросне, был подрядчик по выжигу кирпича. Жил он в Ефратове, поскольку звали его Ефрат. А кирпичный завод стоял там, где ныне живёт Семён Карпухин. Меня интересует, некоторые говорят: Тросна, Тросна, но никто правильно не объ-яснил, почему так называется. Мой дед это прекрасно помнит: он был ямщиком на этой дороге, когда её строили крепостные. Значит, проходил здесь тракт – большой. Старый тракт шёл на Глазуновку, Верхнее Муханово, Сомово...

Трасса, трасса, а потом Тросна так и осталась!

Ефрат выжигал кирпичи, строили трубы по трассе, и сейчас ещё кое-где кирпичи остались. Раньше никакого города Железногорска не было, а почта вместо Тросны находилась в деревне Котомке.

Был помещик Ададуров, который жил на повороте на Глазуновку. Котомка так называется потому, что там была ямщицкая почта – 5-6 домов. Все ямщики оставляли почту. Она приходила из Фатежа, и даже в Кромы отвозили.
 
Котомка была очень большим пунктом. А потом, в 1905г перевели её сюда, в Тросну, Вернее Ефратово. Раньше Тросна называлась Ефратово. Котомка стояла на скатах, на горках. Сейчас это место называется Красногоровской!

Вроде бы посчитали, что Котомка – это не совсем приятно слышать, поскольку котомка присуща нищим, так вот взяли и переименова-ли. Но, скорее всего, Котомка так названа от ямщицких сумок!

Мой дед был ямщиком этой почты. Он раз известного композитора Балакирева вёз. Дед мне рассказывал: «Я, говорит, вёз композитора Балакирева... Вы знаете, кого я вёз! Он мне песни играл, а потом спрашивал: «Вы, мол, знаете, чьи это песни?» Дед ответил, что Балакирева. «Так вот он – перед вами! – улыбался деду композитор»…

А в селе Муравле на горке жил разбойник Медведев. Он ещё был с моим дедом, покойником, знаком: выпивал часто! Убили его в Шилково. Дед рассказывал, что были они крепостные. Помещик их выселил сюда из-под Кром, в деревню Разновилье.

Дед служил ктитором в церкви, продавал просвири. Дорога на Курск была закончена в 1840 году, в Тросне стоял штаб строительства. Была почта до 1905г и в Старых Турьях и в других больших населённых пунктах».

//Поскольку рядом с Катомкой была деревня Разновилье, которой владел Трубецкой, то, видимо, этот поме-щик и выселил, или купил крестьян под городом Кромы//.
*
 
Действительно, на карте обозначена Катомская Почтовая станция. Здесь скрещивались тракты – из Тросны, Малахова, Сомова, Воронца и др. населённых пунктов. Тут же три постоялых двора. Шоссе прошло по водоразделу между Вол-гой и Днепром и их притоками. См. также фрагменты карт на страницах книги 196 и 257.


(С) В.И. Агошков.


Рецензии