ЕГЭ -когда детей начнут ощупывать?

           ЕГЭ – КОГДА ДЕТЕЙ НАЧНУТЬ ОЩУПЫВАТЬ?

   Ура! Дождалась-таки я триумфа в честь тех
   в России, что организует ЕГЭ.Сегодня началась
   сдача ЕГЭ.Конечно, по разным каналам ТВ было
   показано, как организовано это замечательное
   государственное действо: в класс до начала
   экзамена - никому; на входе детей некто про-
   веряет "металлоискателем", и так далее.
   Но самое главное: видеокамеры теперь есть
   и в туалете.Одна дама,то ли учительница,
   то ли наблюдатель, нисколько не
   смущаясь, рассказала об этом. Дожили!
      А учителя, наблюдатели, охранники
   будут пользоваться  туалетами с видеокамерами
   или будут на время их выключать? А вдруг
   не выключат!
     25.05.2015 г.

   Замечательная новость - отправлен в отставку
   с поста Министра образования РФ Дмитрий Ливанов.
   Может, с ним исчезнет и ЕГЭ, и много другой,
   простите, коросты, что покрыла в России учебные заведения
   разных профилей.
   Поживём - увидим.
    19 августа 2016 г.
 
               
                600 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ -  НА ВЕТЕР               
               

    Возможно, кто-то не знает, что скрывается за аббревиатурой ЕГЭ. Объясняю: единый государственный экзамен. Чужеродное для России явление в образовании подрастающего поколения.
   Залетело к нам, как залетел в своё время пожиратель картошки – колорадский жук. Внешне – красивая букашка; а на самом деле – жуткий вредитель, способный пробить брешь в бюджете, если не всей страны, то в каких-то её районах.
   Жук портит картошку, а, возможно, приспособившись, ест ещё что-то в огородах и на  полях. Здесь убытки. Но одновременно это насекомое стало кормильцем многочисленного отряда людей.
  Это те, кто изучает  жука и пишет о нём статьи, а, возможно, и диссертации; производители отравы  для жука; те, кто готовит тару для отравы; те, кто развозит и разбрызгивает отраву и так далее…А ещё, конечно, бывают конференции специалистов по жуку, симпозиумы, обмен делегациями разных стран.
   И все эти люди хотят кушать, как и колорадский жук.
 
  ЕГЭ в  пробивании бреши в бюджете сходен с колорадским жуком. Газета «Metro» 22.04.14 г. написала: «В этом году ЕГЭ будет проходить под контролем видеокамер. Сайт правительства сообщает, что на это будет потрачено 600 млн рублей».

               
   600 миллионов рублей! В этой огромной сумме есть интрига. А именно: очень хочется узнать, на что будет потрачена такая  денежная громада?
   Можно спросить по-другому: кого кормит ЕГЭ? Да,  возле  ЕГЭ, как и возле колорадского жука, много кто кормится. И не первый год.

   «ЕГЭ будет проходить под контролем видеокамер»… Если учесть территорию России, а значит – тысячи школ, то понятно, какой хороший куш получат те, кто будет поставлять видеокамеры в учебные заведения,  кто их будет обслуживать (техническая  сторона дела) и кто будет «считывать» их показания. Бесплатный сыр, как справедливо сказал кто-то из российских депутатов, бывает только в мышеловках.
   По последним данным (26.05.14 г.),  видеокамер установлено 35 тысяч. А я уверена: не все посчитали.  Эти тысячи, скорее, установлены именно  в школах, где проходит сдача  ЕГЭ. Но есть ещё много, условно говоря, «контор», где будут сидеть наблюдающие и любопытствующие.
   Конечно, свои деньги  получат за труд те, кто (авторы) придумывает вопросы по предметам для  ЕГЭ. Но придуманные тесты обязательно должны получить рекомендации академиков, докторов педагогических наук и иже с ними. И эти получат вознаграждение за свои труды.
   А ещё бумага, чернила для принтеров, упаковка, курьеры (наверное, этот персонал сопровождает охрана), которые должны развозить ЕГЭшные документы накануне экзамена. Показывают по телевидению, как привозят их в школы. Видно, что эта процедура обставлена с такой секретностью, что  ей и в подмётки не годится перевозка военных секретных документов.
   На всё это также идут денежки.

   Получают заработную плату педагоги, сторожащие экзаменующихся. Именно сторожащие, а не выступающие в роли экзаменаторов.
   Но не только они. По телевидению показывают, с моей точки зрения, жуткие сцены: несовершеннолетних детей не пропускают в класс, где предстоит ЕГЭ, прежде чем вокруг их тела некий товарищ мужского пола (женщин в этой роли не видела) не проведёт прибором, способным найти мобильный телефон и какие-то шпаргалки. Такой прибор используют в аэропортах – для контроля безопасности в полёте. А где-то устанавливают и рамку.
      Удивляюсь, почему родители смирились с тем, что их детей так «просвечивают». Уверена, что у родителей на это разрешение и не спрашивают. А почему? Ведь официальными представителями несовершеннолетних  являются отцы и матери или опекуны. И они должны давать согласие или не соглашаться на то, чтобы так вольно поступали с их детьми в учебных заведениях.
 
   Кстати, приборчики и рамки  также не бесплатные; их не дарят школам за прекрасные глаза. А тому, кто ими управляет (и кто их чинит), тоже платят за труд.
   А ещё в Москве, как я слышала от бабушки школьника,  практикуется и такое: школьники сдают ЕГЭ не в родной школе и даже не в своём районе; их перевозят в какое-нибудь  чужое учебное заведение.
   Зачем? Чтобы не было утечки информации, чтобы не было подсказок.
   Здесь уже просматривается недоверие  сановников в образовательной системе   к директорам и учителям учебных заведений. Но что-то я ни разу не слышала о протестах педагогов. Значит, они всю эту муть принимают и на все нововведения чиновников отвечают: «Будет сделано!».

   Есть такое латинское выражение: Is fecit cui prodest (из фэцит куи продэст) – тот сделает, кому это выгодно.
       У меня вопрос к Министерству образования и науки РФ: а когда начнут ощупывать учащихся?
   Зачем? А как же: вдруг какая-нибудь школьница умудрится спрятать шпаргалку  в швах своего платья или юбки, или мальчик-рационализатор под стелькой туфли пронесёт мини-компьютер?
   Пора ощупывать этих вредных детей, которые всё время портят нервы дядям и тётям, работающим, не покладая рук,  в  системе образования России!

   Но у Министерства образования и науки РФ есть ещё немалые резервы для такого контроля  учащейся молодёжи - чтобы они  абсолютно стерильными заходили в классы.
   Даю подсказки. Мне-то подсказывать не запрещается.
   Минобрнауки РФ может призвать на помощь врачей-стоматологов – пусть всем детям проверяют зубы. А вдруг там есть радиопередающие устройства?
   Ещё можно рентгеном проверять желудки – не глотнул ли кто какую-нибудь капсулку с техническим устройством, способным связать экзаменующегося с внешним миром…
   В аэропортах некоторых стран заставляют пассажиров снимать обувь – ищут колющие и режущие предметы. А учащиеся могут спрятать в обуви шпаргалки.
    Так что пришла пора требовать от детей, чтобы они снимали обувь.
 
   Да, всё эти способы контроля потребуют денег. Но чего стесняться, деньги-то государственные, а не из карманов тех, кто добился внедрения ЕГЭ в учебные заведения России, и тех,  кто поддерживает подобный  метод обучения.

   Я фантазирую? Даже не пытаюсь. Мне никогда не угнаться за фантазёрами из сферы образования России.
   Известно, что в этом году была и  досрочная сдача ЕГЭ. В 63 регионах страны таких желающих набралось  935.
   Интернет в новостях   радостно сообщил: «Досрочный ЕГЭ прошёл без технических сбоев и утечек».
   Впечатление такое: не экзамены были, а какое-то военное - то ли учение, то ли сражение.

                ФИПИ, ФЦТ  И ИНЫЕ …
   
   Если кто-то считает, что я перечислила о ЕГЭ  всё, на что в 2014 году  будут потрачены из бюджета государства 600 миллионов рублей, тот ошибается.
   В системе образования немало учреждений, о которых налогоплательщики, обеспечивающие пополнение бюджета страны (и родители тех, кто сдаёт ЕГЭ), даже не подозревают. Некоторые из них спрятаны в аббревиатуру.
   Например, ФЦТ – это Федеральный центр тестирования. Даже не предполагала, что таковой существует. Кому интересно, чем он занимается, может прочитать в Интернете. Скучно не будет.

   В Интернете есть Информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2014). Перечислены там и учреждения, оснащающие портал материалами: Рособрнадзор, ФИПИ, ФЦТ, Министерство образования и науки РФ.
   Крайне заинтересовала  меня таинственная аббревиатура -  ФИПИ. Но ещё больший интерес к ней  проснулся у меня, когда я нашла её расшифровку, прочитала биографию и задачи.

    Итак, ФИПИ – это Федеральный институт педагогических измерений. И, между прочим, государственное бюджетное научное учреждение.
   Раз бюджетное, значит, находится на  казённом коште.
   Признаюсь: я долго вчитывалась в эту расшифровку. Ожидала чего угодно, но только не «педагогических измерений». Два этих слова совершенно не сочетаются. В них нет никакого смысла. Но ведь живёт же ФИПИ уже не один год!
   И плодит  этот институт много чего, в том числе и   КИМы – контрольно-измерительные материалы. Только великие фантазёры могли придумать в педагогическом деле «контрольно-измерительные материалы». «Контрольные» - это понятно. А что здесь делает слово «измерительные»?
   Под большим вопросом семантика этих слов!

  Предполагаю, что в ФИПИ  учёные  (институт-то научный) долго ломали головы над тем, каким способом в учебной литературе отразить оценки тестов и сами тесты. Качество ответов на ЕГЭ и ГИА определяется баллами. А где цифры, там и слово «измерять». Круто!
   И пошли гулять «контрольно-измерительные материалы» по России. И будут ещё долго гулять. До тех пор, пока родители, а также  все, кого государство взяло на работу в систему обучения школьников, не прочитают внимательно ВСЕ учебники, учебно-методические пособия и экзаменационные тесты.

   Что-то я не припомню ни одного социологического опроса в нашей стране на тему: читают ли, хотя бы учебники, отцы и матери (опекуны), директора школ (колледжей и т.д.), депутаты, служащие департаментов образования, Минобрнауки и  Рособрнадзора, психологи, педиатры, юристы, омбудсмены, писатели (в России они, к счастью, не перевелись), общественные деятели?
   Читают ли они тесты для ЕГЭ и ГИА? Тесты секретны лишь, пока идут экзамены. В Интернете, как в Греции, есть всё!
   А ведь в тестах немало такого, чему можно только удивляться. Несколько примеров я приведу после.
   
   А пока о ФИПИ.
   Биография его такая: этот институт создан приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2002 г. и назывался ФГБНУ «ФИПИ». Зачем он был нужен?  Воспользуюсь материалами  Информационного портала единого государственного экзамена (ЕГЭ 2014). Фраза: «Институт создан в целях содействия по осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования…» - не для слабонервных.
   Переведу на русский язык: институт создан для того, чтобы помогать Рособрнадзору контролировать весь ход подготовки и проведения ЕГЭ в России; «для научно-методического обеспечения единого государственного экзамена в Российской Федерации».

     В этом формате, как выражаются сегодня, ФИПИ просуществовал до 11.09.2002 г. Через месяц и несколько дней, появился новый приказ о переименовании его в «Государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования и науки РФ».
   Особого отличия я не усмотрела, но предполагаю, что переименование было связано с финансированием института.

   На этом переименования и передвижения ФИПИ не закончились. Интерес к нему проявило Правительство РФ. Именно его распоряжением от 31 декабря 2004 года институт передан в ведение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Получается, что сначала ФИПИ был в системе  Минобрнауки, а затем его перекинули в штат Рособрнадзора.
   Переименовывался институт ещё раз в 2011 году.
   Я думаю: сколько денег выпущено на ветер! С 2002 по 2011 годы лишь этот ФИПИ передавали из одного ведомства в другое, меняли название. Сколько же бумаги, чернил для распечатки приказов и распоряжений потрачено! Сколько времени (оплаченного государством) ушло на обсуждения! А ещё заработная плата  тем, кто эти приказы сочинял!
   Не забудем  и о том, что все сотрудники Минобрнауки и  его подразделений во всех регионах России имеют в своих кабинетах компьютеры, принтеры. Предполагаю, что, если не всем, то высшему эшелону чиновников, бесплатно выдают  также ноутбуки и разные другие технические новинки.
 
   А как же без этого! Всё, что касается детей, имеет архи государственную важность! А облечённые доверием государства  педагоги (в самом широком смысле слова) – просто самые ценные кадры. Всё, что они предложат в образовании – шедевр; всё, что говорят –  не подлежит сомнению.
  Когда надвигается  время  сдачи ЕГЭ, им же надо днём и ночью следить за социальными сетями в Интернете, чтобы там не было утечки информации о «контрольно-измерительных материалах» ЕГЭ, переписываться с коллегами…
   В уходящем учебном году ноутбуки выдали и всем учителям. Не знаю, во всех ли регионах страны сей «бесплатный сыр» получили педагоги, но в Москве – точно. Зачем учителям ноутбуки, если в классах есть компьютеры? Вполне возможно, что мои сведения о ноутбуках отстали от жизни, и все педагоги уже имеют также планшеты и прочую подобную технику.
   Плачут-убиваются  государственные денежки!
   Да, не позавидуешь «отцам и матерям» ЕГЭ: трудно зарабатывают они на хлеб. А какой слой масла на том хлебе, они, конечно, никогда не расскажут.   

   Прочитала «Основные направления деятельности ФИПИ». Их  много и написаны они особым языком – чиновничьим!   Назову лишь несколько направлений:
   - разработка и апробация контрольно-измерительных материалов (по результатам проведения научных исследований),
   - организационно-техническое обеспечение формирования и ведения информационных ресурсов, связанных с осуществлением полномочий Рособрнадзора…

 А ещё в ФИПИ будут разрабатывать и издавать  продукцию: монографии, сборники научных трудов; он будет готовить научные кадры через аспирантуру и докторантуру в сфере педагогических измерений и оценки качества образования;  будет организовывать совещания, участвовать  в международных симпозиумах…
   И организовывают, и участвуют!   
   Интересно, сколько прибавилось в России  кандидатов и докторов наук «в сфере педагогических измерений» с  2002 года – с года рождения ФИПИ?

                БЕСПЛАТНЫЙ СЫР, НО НЕ В МЫШЕЛОВКЕ

    Вот где зарыта собака: только для ЕГЭ был создан этот научный бюджетный институт! Жируем-то как, Господи! Если ЕГЭ исчезнет (в чём я не сомневаюсь), то  исчезнет ФИПИ и другие подобные институты. Но до этого государственных денег они съедят очень много. И изрядно истреплют нервы несовершеннолетним россиянам!
   В Интернете я нашла  мудрое  мнение о финансировании ЕГЭ. Кто-то написал: «Лучше бы отремонтировали все школы, чтобы в них было зимой тепло и не было опасности, что они рухнут».

   17 мая 2014 года по телеканалу ОРТ прошла интересная информация. В одной из школ города Омска давно протекает крыша. Местные власти не реагировали на просьбы дирекции починить её. И тогда школьники устроили ярмарку  - они приготовили разные поделки, продали их на 50 тысяч рублей. А ещё 400 тысяч им подарили благотворительные организации.
  Признаюсь,  не уверена, что это было в Омске. Может, в Томске.  Информация промелькнула очень быстро. Но можно ткнуть пальцем  на карте  России в любую точку и там найдётся школа с протекающей крышей, без столовой, без канализации, без компьютерного класса, не имеющей машины, чтобы привозить детей из отдалённых деревень и посёлков…
   Все школьные беды, требующие денег, не перечислить.

   Получается интересная картина: для «научно-методического обеспечения единого государственного экзамена в Российской Федерации» уже не достаточно Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО), Института образования НИУ ВШЭ, МГУ и других университетов, профильных институтов, в которых не только готовят преподавателей, но и ведут научную работу…
   Какой же прожорливый этот ЕГЭ! Подавай ему ещё и ФИПИ, ФЦТ (целый центр тестирования!)! А сколько ещё управлений, отделов, советов, комиссий, подкомиссий, комитетов и прочих подобных, созданных для обслуживания ЕГЭ, о которых россияне не знают!
    Появились также  при  ЕГЭ общественные наблюдатели (как при проведении выборов Президента РФ и прочих выборах); работает «горячая линия»; есть конфликтные комиссии, которые рассматривают апелляции учащихся и родителей…
   Кстати, в 2013 году Рособрнадзором было рассмотрено более 8,8 тысяч письменных обращений граждан. Эта большая цифра позволяет думать, что не всё гладко в образовательном царстве России. Скорее, именно это заставило в 2013 году поменять руководителя Рособрнадзора.

      Не забудем также репетиторство. Эти услуги никогда не были дешёвыми, но в нынешнее время они - крайне дорогие, далеко не всем родителям по карману. Возможно, есть репетиторы, которые оформляют свою деятельность по улучшения качества подготовки учащихся, как индивидуальное предпринимательство. Но чаще это скрытая форма зарабатывания  денег.
  Я не говорю об Интернете – там услуги на разные вкусы и кошелёк. В любом населённом пункте на столбах и заборах можно увидеть объявления с предложением подготовить для сдачи ЕГЭ, ГИА (Государственная итоговая аттестация) по всем предметам.  Нередко преподаватели школ, где обучают, там и выступают в роли репетиторов. Родители «тихонько» с ними договариваются.
   У репетиторов  никакой ответственности. Нет никакой гарантии, что подготовленный  репетитором ученик не «засыплется» на экзамене.
   Репетиторство – дело добровольное и, на первый взгляд, не имеет отношения к экономической  стороне ЕГЭ. На самом деле, имеет. Если раньше родители нанимали репетиторов, чтобы они подготовили сына или дочь к поступлению в вуз, то теперь появился ещё один платный перегон между станциями «школа» - «вуз», и называется он ЕГЭ.

                КАКОЙ  АЗАРТ!

    Мне казалось, что я перечислила всё (по крайней мере, то, что лежит на поверхности), на что тратятся в 2014 году упомянутые 600 миллионов рублей. Ан, нет!
   В газете «Мой район» (6 февраля 2014 г. Москва, юг) вычитала следующую информацию:
   1. Измерительные материалы (задания экзаменов – В.Ф.) не будут заранее поступать в органы управления образования, как было ещё в прошлом году. Теперь их привезут на специальные склады, а оттуда – в пункты проведения экзамена, то есть школы.
  2. По России сократили количество пунктов проведения ЕГЭ – в Москве вместо 600 пунктов останется 317.
   3. Попасть на экзамен смогут только те выпускники, у которых будет при себе паспорт, а их имя и фамилия окажутся в списках распределения на данный пункт.
   4. С этого года все аудитории и коридоры школ, в которых сдают ЕГЭ, оборудуют системами видеонаблюдения. Для этого используют камеры, оставшиеся после президентских выборов, а также закупят новые.
   5. С этого года для части «С» (творческой) вводят перекрёстную проверку, чтобы повысить объективность проведения ЕГЭ.
    Что за таинственная часть «С»? О перекрёстной проверке я уже написала выше. Ещё подробности: оказывается, в электронном виде бланки с ответами учащихся отдадут на откуп автоматике – в какой регион страны  она соизволит их отправить, там и будут проверять.

   6. В этом году следить за проведением ЕГЭ будут общественные наблюдатели, которыми могут стать все желающие старше 18 лет, и впервые – федеральные общественные наблюдатели, зарегистрированные в Рособрнадзоре.

   7. Чтобы стать общественным наблюдателем на ЕГЭ в Москве, необходимо подать заявку на сайте Московского центра качества образования (раздел «Государственная итоговая аттестация") не позднее, чем за две недели до проведения экзамена.
   Ах, как интересно! Оказывается, есть ещё и Московский центр качества образования. Находится недалеко от станции метро "Семёновская". А здание-то у них не хилое. Машины стоят возле сплошь импортные. Может, дотацию из госбюджета на них дают или солидная зарплата у служащих этого центра.
  Чтобы проверить качество, допустим, сыра, его можно понюхать. А как проверить качество образования, не понимаю. Не понюхаешь, швы, как на платье, не проверишь; не найдёшь ни протечки, не усушки...
 Если есть подобные центры  в столице, то должны быть таковые и в регионах. Уверена, что все они бюджетные.
   Вот как плодятся!
   Интересный вопрос: останутся ли  центры качества образования при новом Министре образования России Ольге Васильевой?

   8. Департамент образования Москвы пригласил представителей всех регионов страны поучаствовать в наблюдении за ходом ЕГЭ в столице. Всем предоставят жильё на время проведения экзамена, пообещал Исаак Калина, руководитель столичного департамента образования.
   А что эти граждане забыли  в Москве? Ведь и в их регионах  в это время проводится ЕГЭ (и ГИА). Они уедут в Москву,  и тем самым ослабят слежку за «родными» детьми, сдающими ЕГЭ.   
   Прелестная  прогулка за государственный счёт! Понаблюдают гости-коллеги Исаака Калины за ЕГЭ, погуляют по Красной площади, сходят в театр, прокатятся в красных двухэтажных автобусах по историческим местам  столицы нашей Родины… Скорее всего, эта их командировка будет с грифом «Всё включено».
   И всё это будет оплачено из бюджета Москвы. Несправедливо! Пребывание гостей в столице из собственных средств обязан оплатить И.Калина. Раз пригласил – пусть платит. Вот это будет справедливо.
   Всем известно: деньги счёт любят!

   Что-то я ни разу не слышала, есть ли  в школах («пунктах»), в которых будут проводиться экзамены, кондиционеры.  Весна напоминает лето:  очень жарко. На улице, например, в Москве до + 30 (видела термометр на доме с показанием + 45), а в помещении ещё жарче.
   Без кондиционеров учащимся трудно будет  высидеть 4 часа (такое время отводится на так называемый обязательный экзамен). Но даже если температура  воздуха понизится, в помещениях душно.
   Не гуманно следить за шпаргалками, но забывать о здоровье детей! При оборудовании кондиционеров (или при использовании вентиляторов), необходимо позаботиться о том, чтобы он не обдувал детей. Это опасно! С тех пор, как появились кондиционеры,  стало больше бронхитов, пневмоний, воспалений лёгких и иных болезней, вызванных переохлаждением и микроорганизмами, которые скапливаются во влажной среде этих приборов. Если кондиционеры вовремя не чистить, то вся инфекция с воздухом будет выдуваться в помещение. Последствия известны.
   Немало среди заболевших тех офисных служащих,  которые весь рабочий день проводят вблизи кондиционера.
   Я сомневаюсь, что из 600 миллионов что-то потратят на кондиционеры для «пунктов» сдачи ЕГЭ. Сэкономят: откроют окна.
   
   Ещё одна свежая информация (по ТВ «Россия 1». «Утро России». 23.05). Оказывается, в  школе № 27 города Екатеринбурга организован единый видеоцентр, в который будут стекаться видеоматериалы со всех видеокамер, установленных в школах России, где будет проводиться ЕГЭ. Более 100 (!) операторов будут контролировать эти материалы.
   Цель: найти шпаргалки и иные подсказки.
   Впечатление такое, что всем этим взрослым людям больше нечего делать! Устроили  вокруг ЕГЭ нечто, подобное секретному мероприятию.
 
     Как-то  я разговаривала с  доктором физико-математических наук, профессором, академиком РАЕН  Юрием Николаевичем Живлюком. Он окончил  Московский физико-технический институт и затем там был преподавателем. Юрий Николаевич рассказал, что во время сдачи экзаменов студентам разрешалось приносить с собой книги, журналы, статьи - хоть полный портфель литературы. Если студент не разбирался в предмете, то никакие подсказки не могли ему  помочь. А если разбирался, то  ничего не было страшного в том, что он искал ответы  в литературе.
   И никто им не устраивал ловушки, как на диких зверей.

                РОССИЯ ВАС НЕ ЗАБУДЕТ!

   На  Информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ 2014) есть раздел «Новости». Прелюбопытная  попадается информация.
   Например:
  * «Губернаторов больше не будут оценивать по результатам госэкзаменов в регионе».
   Хоть стой, хоть падай!

   *«Все экзаменационные работы, которые набрали свыше 80 баллов, будут перепроверены».
    А если работы набрали 50-60 баллов – проверки не будет.
   Как жалко преподавателей и  рособрнадзорщиков! Им, бедным, надо работать в поте лица – контролировать, проверять и перепроверять.  Что же вы делаете, детки: заставляете этих уважаемых людей  сомневаться, что вы – молодое  поколение россиян – умные, способные набрать при сдаче ЕГЭ свыше 80 баллов!
   
   Ещё, оказывается, эти тёти и дяди устраивают перекрёстную проверку работ (10-15%) – то есть экзаменационные работы по ЕГЭ направляют из одних регионов в другие, чтобы там другие тёти и дяди их проверили.
  А как переправляют? Самолётом, а потом куда-то везут на автомобиле в сопровождении машин полиции? Или переправляют по Интернету? Но здесь возможна утечка информации – хакеры-то не дремлют!
   Какой размах деятельности Минобрнауки, Рособрнадзора и прочих профильных учреждений! Достойный поощрения. Например, такого:
   «Россия вас не забудет!», - рявкнул Остап («Двенадцать стульев». И.Ильф и Е.Петров).

   Интересно, а существует ли в России какое-то учреждение, которое контролирует работу Минобрнауки, Рособрнадзора и всего остального, что входит в систему образования? Допустим, целесообразность перепроверки набранных баллов по ЕГЭ, ту же перекрёстную проверку экзаменационных работ, да и ЕГЭ, в целом?
   Или у нас  команду: «Проверить!» может дать только   Президент РФ?
   А проверить надо бы и школы, и вузы, и колледжи... Среди их директоров и ректоров немало уже давно так зазвездившихся, что им самим кажется, что они на троне, как императоры...А заработная плата-то у них из госбюджета.

   «ЕГЭ как социальный лифт» - вычитала это сравнение на упомянутом портале, но что это такое в данном случае, не поняла. Возможно, это сопоставление можно трактовать так: сдашь ЕГЭ и сразу взлетишь вверх – в рай, где ждут тебя солидная карьера, счёт в банке и тому подобные блага. Взлетишь, как на скоростном лифте.
    У меня такое мнение: ЕГЭ – это лифт, который идёт вниз.

    Заинтересовала меня ещё одна новость (от 30.04.14 г.):
   «Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов презентовал членам Совета Федерации РФ, Общественной палаты Российской Федерации, директорам ведущих московских школ и представителям ректорского корпуса Ситуационно-информационный центр по вопросам проведения ЕГЭ-2014 (СИЦ ЕГЭ 2014)».

   Презентовал? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова такое разъяснение слова «презентовать»: «То же, что подарить». И пример: «Позвольте подарить вам мою книгу».
  Вряд ли можно узнать, кто использовал слово «презентовал» при подготовке этой новости: сам Сергей Кравцов или журналист, готовящий новость.
   Понятно, что надо было написать не «презентовал», а  «представил» или «рассказал».
   Можно простить эту неточность где-то в другом месте, но не  на Информационном портале единого государственного экзамена. Здесь же самые знающие и умные экзаменаторы!

   С детей строгий спрос, а с себя?
   А какое  нашли пышное слово для названия центра  «Ситуационно-информационный»!
   Небось, много часов заседали компаньоны портала, чтобы придумать: как бы назвать позаковыристее, чтобы разило сразу тех, кто посмел бы вникнуть в суть деятельности центра; чтобы оценил их титанические усилия.
   Ведь все названия придумываются  только для одного: привлечь внимание читающей публики, и одновременно – усыпить бдительность тех, кто выше.
    А какие на этом портале используют слова и выражения!  Демоверсия, кодификаторы, социальный лифт, «дополнительные вступительные испытания профильной направленности»…
   Просто зависть берёт!

   Продолжаю новость:
   «Все мероприятия, которые мы реализуем, направлены на то, чтобы повысить объективность проведения ЕГЭ, и первые результаты досрочного госэкзамена этого года говорят о том, что нам удалось продвинуться в этом направлении», - сказал С.С.Кравцов, представляя собравшимся СИЦ ЕГЭ 2014.
   Затем рассказывается, что «такой центр в Рособрнадзоре создан впервые». Что он делает? «Ежедневно в СИЦ ЕГЭ 2014 проводится сбор и анализ информации о ходе проведения госэкзаменов и работает «горячая линия» call-центра для выпускников и родителей…».
   Круглосуточные онлайн-наблюдения за проведением ЕГЭ, включения регионов по вопросам проведения ЕГЭ,  брифинги для СМИ с руководством  Рособрнадзора – всё это сопровождает госэкзамены.

   Гости (так названы официальные представители учреждений, которым презентовали центр) похвалили Рособрнадзор за то, что он в этом году  «открыто и прозрачно проводит ЕГЭ» и «выразили готовность к сотрудничеству». Правда,  суть сотрудничества не раскрывается. Как не раскрывается и суть утверждения  С.С. Кравцова: «…нам удалось продвинуться в этом направлении».

   Здесь названы фамилии гостей, но называть я их не буду. Кто хочет узнать, можно прочитать на портале. Но приведу их слова:
   «Ввести мораторий на дискуссии относительно значимости ЕГЭ и вернуться к ним после завершения экзаменационной кампании»;
   «Предлагаю предпринять коллективные медиаусилия, чтобы дети, учителя, Рособрнадзор и так далее могли спокойно заняться сдачей и проведением ЕГЭ. Надеюсь, что у власти и политиков хватит сознания не инициировать никакие новшества в этот период».
   Конечно, то, что я прочитала в Интернете о презентации СИЦ – лишь выжимки из (наверное) большого и серьёзного разговора представителей солидных учреждений. Но ни одного критического замечания!
   Что бы это значило? У меня только одно предположение: не были готовы к разговору, не читали экзаменационные тесты, не имели своего мнения о ЕГЭ.

    А ещё (возможно, это не всем известно) во время сдачи ЕГЭ  Рособрнадзор блокирует сотни сообществ в социальных сетях Интернета.
   «Знаменито!», - так выражалась Эллочка Щукина («Двенадцать стульев»).
    Наверное,  Конституционный суд РФ может ответить на вопрос: «Законно ли вмешательство Рособрнадзора  в социальные сети Интернета, не нарушает ли он права пользователей Интернета?»
   Речь ведь идёт не о призывах к войне, не о терроризме, не о растлении малолетних…

                «В ГИА УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ ПОЯВЯТСЯ ГОВОРЕНИЕ…»

    Это из цитаты. Я к ней вернусь.
   А пока об информации в «Российской газете». На её сайте в Интернете рассказано  о том, что в Москве прошла пресс-конференция по вопросам проведения ГИА  по образовательным программам основного общего образования. На вопросы журналистов ответил Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
   Есть интересные моменты в его ответах.
   Например, что местные власти отвечают и за подготовку пунктов приёма экзаменов на ГИА, как и на ЕГЭ.
   «Запрещается иметь с собой телефон и любые шпаргалки, пользоваться помощью из вне и списывать у соседей по аудитории. – Это из выступления С.Кравцова. - Как именно контролировать эти запреты, и какие силы привлекать в общественные наблюдатели, в каждом регионе решат сами».

   И дальше:
   - Участники ГИА сдают экзамены по тем предметам, которые, ориентировочно, будут через два года на ЕГЭ, когда те же самые ученики выпустятся из 11-го класса, - объяснил Сергей Кравцов. – Поэтому в ГИА уже в этом году (имеется в виду 2014 год – В.Ф.) появятся говорение на экзаменах по иностранному языку, сдача информатики на компьютерах…».
   Бедные дети! И несчастный наш русский язык! «Говорение на экзаменах по иностранному языку» - шедевр! Эта фраза, как нельзя лучше, свидетельствует  о том, как плохо преподаётся русский (родной!) язык в российских школах.

   Если «говорение на экзаменах» произносит не просто  Глава Рособрнадзора, а человек, окончивший Московский государственный открытый педагогический университет и Московский государственный институт международных отношений и много лет  занимавший «различные должности в Министерстве образования и науки РФ», то наше положение в образовании, простите,  – труба.
   Представляю, сколько «говорения по иностранным языкам» в МГИМО.
   И ещё интересная фраза: «какие силы привлекать в общественные наблюдатели». Впечатление такое, словно, готовится боевая операция.

   У меня есть рационалистическое предложение. Хочу его высказать, потому что мне очень жалко всех  учителей и тех, кто занимается подготовкой плацдарма для ЕГЭ. Не спят, родимые, тяжкую думу думают: как бы изловить своих подопечных, какой бы ещё «паутиной» их обкрутить.
   И что вы так мучаетесь! Да, соберите всех, кто будет в нынешнем году сдавать ГИА  (приблизительно 1,3 миллиона девятиклассников) и ЕГЭ ( около 770 тысяч старшеклассников), и загоните их  в бункеры, где они есть, или в бомбоубежища, которые обязательно должны быть в городах и иных населённых пунктах! У входа поставьте охрану.
   И всё! Мышь не проскочит! Комар не пролетит!

   Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. где-то за Уралом для Сталина и его команды был построен бункер. Представляю, как он там был укреплён и оснащён.
   И будут эти вредные детки, как миленькие, сдавать экзамены. Никакой помощи из вне они не получат. Мобильные телефоны, даже тайно пронесённые,  работать не будут – стены не позволят пробиться сигналам.

   Да, конечно, поставьте им баллоны с водой.
   Надеюсь, что детям не запрещают во время ЕГЭ пить воду. Жара плюс волнение – обязательно будет жажда. А при жажде и головки плохо будут работать. Или запрещают?
   И ещё мне  интересно узнать об одном пикантном моменте. Нигде не пишут и не говорят о таком: если ребёнок захочет в туалет, его отпустят или нет? Если отпустят, то  пойдёт он туда с сопровождающим или без? Или и в уборных  будут видеокамеры?

   Вспоминается давний случай во время соревнований шахматистов. Кого-то из них пытались обвинить в  чьих-то тайных подсказках. И тогда решено было всюду  установить видеокамеры. И была дискуссия: а в туалетах будут видеокамеры или нет? Кажется, до такой паранойи не дошло.
   На обязательные  экзамены даётся по 4 часа. Четыре часа – это тяжкое испытание для мочевого пузыря. Особенно, если ребёнок  за завтраком выпил чай или сок. На экзамены нельзя идти голодным! И стрессы тоже могут влиять на работу мочевого пузыря.
   Во время ЕГЭ, проходящем в школе,  детям разрешают выходить «по нужде» (бывает и большая нужда) или нет? Должны разрешать! Терпеть – вредно для здоровья!

                МОЖЕТ ПОСТРАДАТЬ ЛИШЬ РЕПУТАЦИЯ

   Но в тех бункерах или бомбоубежищах должно обязательно найтись место для авторов «контрольно-измерительных материалов», сотрудников (включая, руководителей)  Минобрнауки, Рособрнадзора, учёных, которые выступают консультантами и рекомендателями КИМов для ЕГЭ… Словом, для всех взрослых, кто сейчас – в эти горячие дни сдачи ЕГЭ, - так или иначе с ним связан.
   Им тоже надо вручить  точно такие же тесты, как и  старшеклассникам.  Но прежде они должны оставить в камере хранения свои мобильные телефоны, планшеты и прочее такое;  пройти контроль металлоискателя, чтобы  узнать, не прихватили ли они шпаргалки… Сидеть эти экзаменующиеся, как и учащиеся,  должны по одному  за столом – чтобы не списывали у соседа ответы.
   А потом надо подсчитать баллы у детей и сотрудников из системы образования.

   Я уверена, что если бы был устроен ЕГЭ (и ГИА) для  перечисленных граждан, многие бы взрослые засыпались на всех предметах ЕГЭ, набрали бы меньше баллов, чем дети.
   Почему я так уверена? Да, потому что, когда я читаю, допустим, «контрольно-измерительные материалы» для ГИА по обществознанию (ГИА представляют как малый ЕГЭ), понимаю, что без информации из Интернета, из книг, монографий и других источников, невозможно придумать 850 или более 1000 заданий.
   И невозможно запомнить ответы на все тесты – а каждый имеет  (чаще) 4 варианта вопросов. Мало того: задания могут иметь два варианта. А ещё ответы тестов  надо занести в таблицы;  есть графики, схемы, диаграммы и разные другие головоломки.
 
   Вот пусть бы и покрутились  дяди и тёти с высшим образованием (а кто-то – с двумя высшими) над расшифровкой головоломок, названных КИМами, как крутятся несовершеннолетние школьники.
   После такого эксперимента многое бы изменилось.
   Учёные – вирусологи, микробиологи – глотали приготовленную  ими вакцину против полиомиелита и других страшных болезней, или делали себе прививку против оспы и других инфекций, эпидемии которых «выкашивали» города и сёла, и не только в России.
   Учёные рисковали (возможно, такие эксперименты – прежде на себе – продолжаются и сейчас) своей жизнью и здоровьем, чтобы проверить: как действует прививка или вакцина. И только после этого их разрешали применять повсеместно для профилактики заболеваний.
   Это самопожертвование называлось профессиональным долгом.

   А  педагогическая армия России, проверив на себе все тесты по ГИА и ЕГЭ, жертвовала бы только репутацией. 
    Педагогам пришлось бы задуматься и над ОТВЕТАМИ  ТЕСТОВ. Кто определяет их правильность, не известно. Пожалуй, это самая большая тайна: КТО РЕШАЕТ, какой ответ правильный. Между прочим, от этого зависят баллы.   
     Вот такой пример (ГИА 2014. Обществознание: сборник заданий. 9 класс. О.В.Кишенкова. М. ЭКСМО. 2013):
    Социальным качеством человека является
1. забота о потомстве
2. стремление к познанию мира
3. умение обустраивать жильё
4. защита от холода
Ответ: 3
   Предполагаю, что, прочитав ответ автора книги, вы начнёте спорить. Я также не согласна, что социальным качеством человека является умение обустраивать жильё. А почему не защита от холода?
   Многие животные  прекрасно  обустраивают свои гнёзда, норы, берлоги…Это социальное качество животных, или «социальное» можно применить лишь к человеку?
   Считаю, что тесты к вопросу надуманы и неточны. А школьникам каково?
   Подобных примеров   с сомнительным содержанием  тестов можно найти немало.
   
    Очень бы хотелось услышать  мнение юриста на вопросы такого теста:
    Тема 7.Правовое  регулирование общественной жизни. Часть 1.
    А2.  Что является примером нормы конституционного (государственного) права?
1) производитель обязан оказывать потребителю качественные услуги
2) водитель должен соблюдать Правила дорожного движения
3) граждане получают общегражданские паспорта с 14 лет
4) Президентом РФ может стать гражданин, достигший 35 лет
                Ответ: 4
         Какой  у автора кругозор! Какая широта мышления!

                «ОБМИРЩЕНИЕ» КУЛЬТУРЫ

    Просматривая  материалы пресс-конференций, выступлений государственных служащих из сферы образования, литературу о «контрольно-измерительных материалах», я всё думала: «А почему нет никаких сообщений о содержании школьных учебников по предметам ЕГЭ?
   Никто не хочет говорить о содержании! Почему?
   Ответа может быть два.
   Первый: чиновникам лень читать учебники.
   Второй: чтобы оценить содержание учебников, надо взять на себя определённую ответственность и уметь  доказать, что в них правильно, а что – нет.
   Бесполезно требовать от учителей критичного отношения к учебникам; учителя – народ зависимый и послушный.

   Различной литературы по ЕГЭ – море. В этом можно убедиться на постоянной книжной ярмарке в спортивном комплексе  «Олимпийский» на Проспекте мира в Москве и в книжных магазинах.
   Передо мной учебное пособие, на котором написано: «Контрольно-измерительные материалы. История России. К учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (М.: Просвещение).7 класс. Москва. «ВАКО».
   Год выпуска 2011.Тираж 15 тысяч экземпляров. Составитель К.В.Волкова.
   Но нет сведений о  заказчике этого учебно-методического пособия, о  консультантах и рекомендующем учреждении (РАН, РАО и т.д.). Неужели подпольное издание? Но как такое может быть, если в его анонсе написано: «Пособие адресовано учителям, школьникам и их родителям»?
      Между прочим, издатель получил налоговую льготу. Автор не смог бы за свой счёт издать книгу тиражом 15 тысяч экземпляров. Слишком дорого! Осилить это может лишь какое-то бюджетное учреждение. Рособрнадзор, его ФИПИ …   

   На обложке книги К.В.Волковой несколько коротких фраз-интригушек (газетчики называют их по-другому), а рядом «галочка». В том числе - « К ЕГЭ шаг за шагом».
   Итак, шагаем к ЕГЭ.
   Тест 18. Культура и быт русского народа в ХVII в.
               Вариант 2
    А 10. Что свидетельствует об «обмирщении» культуры в ХVII в.?
   1) закрытие школ при монастырях
   2) отказы новобрачных от венчания в церкви
   3) прекращение печатания религиозных книг
   4) снижение влияния церкви и религии на сознание людей

    Ай, да автор! Наверное, придумав «обмирщение», воскликнула с восторгом о себе, как Александр Пушкин: «Ай да, Пушкин! Ай да, сукин сын!» (пишу, как  помню).
   Автор вернётся ещё к «обмирщению» в  «Тесте 27»: «А1.Каково было главное направление развития культуры в первой четверти ХVIII  в.? 1) усиление её «обмирщения»…
  Смысл слова «обмирщение» понятен. Но не поймут  его дети (7 класс), которым этот тест адресован.
   В подобных учебно-методических пособиях есть и ответы на тесты. На приведённом выше тесте  правильный ответ – 4. Согласна. Но сколько же лишнего надо читать детям! Знаний это не прибавляет. Разве только  заставит хихикнуть или удивиться.

   Интересно, какие эмоции вызовет у вас следующий тест из этой же книги?
   Тест 19. Народы России.
              Вариант 1
    А1. Русская колонизация Сибири:
1) привела к  закрепощению всего местного населения
2) сопровождалась кровопролитными войнами
3) способствовала хозяйственному и культурному развитию местных народов
4) привела к ликвидации национальных занятий и промыслов
Ответ: 3
       Никогда раньше такого сочетания слов – «русская колонизация Сибири» не читала и не слышала.
    И когда это колонизация сразу же способствовала хозяйственному и культурному развитию местных народов?
      
                ТЕАТР – ЭТО ПРИТВОРСТВО, ОБМАН?

   Больше года назад я пророчески написала о том, что по  учебнику «Обществознание» школьники 9-го класса никогда не сдадут ГИА (подробности на Прозе.ру в статье «Мы не можем без Прудона»). Написала так, потому что это не учебник, а  сборник лекций, возможно, ранее прочитанных студентам. Учебник  написан большим авторским коллективом, в котором академики, доктора,  кандидаты педагогических наук.
   В самом начале учебника обозначена тема «Что отличает людей от животных?» Автор статьи отвечает так:
   «Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?».
   Ещё цитата из названной темы:
   «Когда человек думает что-либо про себя, это сопровождается внутренним «немым разговором» - незаметными движениями мышц языка в полости рта. Таким образом, кроме письменной и устной речи, бывает ещё и внутренняя речь, беззвучная, не видимая и не слышимая другими».
   И всё в таком духе.
   То, что в учебнике, не совпадает с темами тестов для ГИА, а значит – не является базой для экзамена. Тогда зачем подобные учебники, выпускаемые из года в год огромным тиражом?  Дорогое удовольствие, оплачиваемое из кармана государства!

   В магазине сразу бросаются в глаза книги с мягкой жёлтой обложкой. Беру,  читаю и наслаждаюсь. Крупно на обложке: ГИА.2014.Русский язык. Официальное издание. Сборник заданий.300 новых заданий.  Одобрено ФИПИ.
   Автор С.И.Львова, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией обучения русскому (родному) языку ИСМО РАО. М. ЭКСМО.2013. Тираж 25 тысяч. 388 стр.
   ФИПИ нам уже известен – Федеральный институт педагогических измерений.
   И всё-таки книга обезличена. Ни одной фамилии из ФИПИ. Это напоминает ситуацию, например, в поликлинике (в школе и т.д.). На видном месте висит лицензия, разрешающая работать. Одна – на весь коллектив. Индивидуальной ответственности за дело нет.

   В начале книги раздел «Фонетика». Здесь такие задания: мягкие, твёрдые, глухие, звонкие звуки…». Какое слово состоит из трёх звуков», дальше – из шести, семи, восьми звуков.
   Зачем это всё для ГИА? По своему опыту знаю, что  можно грамотно писать, напрочь забыв о том, что такое мягкие, твёрдые и другие звуки.

    Из раздела «Лексика и фразеология»:
5) В каком значении употреблено слово лицедейство (выделено полужирным шрифтом – В.Ф.) в следующем предложении?
      Театр – это Жизнь, это дивное лицедейство, горькая услада, сладчайшая боль…(автор не указан – В.Ф.)
1) премьера спектакля
2) притворство, обман
3) настороженное поведение
4) коварство, вероломство
Ответ: 2.

   Вот это да: театр – это притворство, обман! Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова:
   «Лицедейство – театральное представление (стар.). То же, что притворство (книж. устар.)».
   Если понятие устарело, зачем его применять в «официальном издании» для детей, сдающих ГИА в ХХI веке? Кто сейчас согласится, что театр – это притворство, обман? Это вид искусства, а не физический закон, в котором должна быть точность. В классической литературе актёров называют лицедеями, но не  подчёркивают, что они обманщики и притворщики.
   Став на эту точку зрения, можно и художественную литературу обозвать обманщицей.

   Таких примеров тестов, когда ответ можно трактовать и так и этак, очень много.
   Авторы увлекаются, а их не только не останавливают, а, по всей видимости, и поощряют: чем больше – тем лучше. А вдумывается ли кто-нибудь в смысл тестов, не известно.
   Ещё одна книга, одобренная ФИПИ. Та же броская жёлтая обложка. Сборник заданий. ГИА. Биология. 9 класс. Автор Г.И.Лернер. М. ЭКСМО. 2013. В этом сборнике 1000 новых заданий.
   До седых волос можно изучать.

   Я уже упоминала  книгу кандидата исторических наук О.В.Кишенковой - ГИА 2014. Обществознание. Сборник заданий. 250 новых заданий. А на второй обложке ещё четырёхугольник, внутри которого «Гарантия качества». Как на продукте питания. Зачем все эти «украшения», не знаю.
   Обложкой и вёрсткой  это издание, как две капли воды, похоже на упомянутые сборники заданий для ГИА по биологии и русскому языку. Вот только нет «Одобрено ФИПИ». Ещё больше обезличенная книга. Можно ею пользоваться девятиклассникам или нет – тайна.

   Здесь меня заинтриговал один тест.
   Тема 4. Экономическая сфера общественной жизни.
   А5  На предприятии 130 мастеров-пивоваров, каждый из которых трудится 40 часов. В неделю предприятие осуществляет производство и разлив 1200 декалитров пива. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?
1) Пиво производится с применением традиционных технологий.
2) Солод и хмель на предприятие поставляются из экологически чистых районов.
3) Специальная линия производит «живое» пиво, которое реализуется через ресторан при предприятии.
4) В течение часа на предприятии разливается 300 декалитров пива.
Ответ: 4.

  Как вам примерчик для Государственной итоговой аттестации девятиклассников? А спросить   не с кого. Издательство не несёт ответственности за содержание. Но кто-то же оплатил  12 тысяч экземпляров сборника. Возможно, соиздатель из Казахстана, о нём есть информация в выходных данных книги.
   Совершенно запутанная история. Умилил меня указанный здесь «Знак информационной продукции - 6+».
   Интересно, а  Рособрнадзор  следит за содержанием  учебной литературы и учебно-методических пособий? Или это не его функция?
   Тогда, чья?  С кого спрашивать за появление «Издания для дополнительного образования» - так назван сборник заданий для ГИА историка О.В.Кишенковой, и учебно-методического пособия «История России» для 7 класса, контрольно-измерительные материалы для которого подобрала К.В.Волкова?
   Эти книги вышли из печати без рекомендации  сотрудников Минобрнауки или РАО. Во всяком случае, в книгах никто не упоминается.

   Учебники и учебные пособия  для учащейся молодёжи –  серьёзная литература, она должна иметь юридическое сопровождение. Это можно назвать и цензурой.
    Можно напечатать сборник стихов или роман, не спрашивая разрешения, допустим, у Союза писателей Москвы. Роман можно читать или не читать.
    В слове «учебник» заложено его назначение.
 
    Попутно замечу о том, что меня давно волнует. Многие школьные учебники, а также «контрольно-измерительные материалы» для  ГИА и ЕГЭ,  мало имеют материалов патриотической окраски (направленности).
   Уж если в педагогику вклинили слово «измерительные», то почему бы не «измерять» всю образовательную литературу на такой показатель, как патриотизм?
 Я вычитала, что существует прибор – пиргелиометр – для измерения количества лучистой энергии, поступающей на Землю от Солнца. Это гораздо сложнее измерить, а измеряют.
   Россия – страна с великолепной историей; в её биографию  вписаны тысячи замечательных патриотов,  разных событий и открытий.
   Чтобы гражданин любил свою страну, соотечественников, его этому также надо учить.

                ДАЙТЕ СЛОВО  НАРОДНОМУ КОНТРОЛЮ!

   Я перечислила многие, но, предполагаю, что далеко не все нюансы подготовки и проведения ЕГЭ, для того, чтобы  россияне, имеющие детей, смогли посчитать, во сколько государству обойдётся  этот экзамен (а есть ещё ГИА) и подумать, как можно было бы  рациональнее потратить эти деньги на образование  молодого поколения..
   Высказывать своё мнение обо  всех сторонах нашей жизни можно. Никаких запретов нет. Требуется лишь активная гражданская позиция.

   В Конституции Российской Федерации написано:
   «Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы…
   Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
 
    Хорошую  новость поведал  20 мая этого года (телеканал «Россия 1», «Утро России») Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ: принят закон о народных контролёрах. Если не ошибаюсь, этому закону уже год или чуть больше. Но о нём мало кто знает.
   Говорят: всё новое –  хорошо забытое старое. Народные контролёры были и раньше.  Зачем они нужны?  Их работа – это общественная экспертиза  деятельности почти всех (за редким исключением) министерств, учреждений…
   Вмешиваться в их работу народные контролёры не имеют права, но все поступающие обращения россиян они будут рассматривать, и выносить свой вердикт. Должностные лица, препятствующие работе общественных контролёров, будут наказываться. Как я поняла, общественный контроль поддерживает Прокуратура РФ.
   Иосиф Дискин проникновенно так сказал: «Я обращаюсь ко всем гражданам: только с вашей помощью можно заставить крутиться заржавевшие винтики многих государственных учреждений».

   Я считаю, что народные контролёры должны серьёзно взяться за экспертизу школьных учебников (для всех классов школ, а также колледжей, гимназий); учебно-методических пособий и  тестов для ГИА, ЕГЭ.
   Тестов, которые предлагаются изучать школьникам в период подготовки к ЕГЭ и ГИА, не просто огромное количество. Но и содержание их вызывает немало вопросов.
   Работы здесь – непочатый край. И именно независимые эксперты способны обобщить затянувшийся эксперимент – ЕГЭ начинался как эксперимент. А все эксперименты должны иметь итог. Пока его нет.

   Начитавшись тестов для ГИА и ЕГЭ по разным предметам, я пришла к выводу, что экзамены с применением тестов надо ликвидировать. Экзамены – это итог изучения школьного предмета. Как ребёнок усвоил географию или физику, может оценить лишь учитель.
   Экзамены с билетами – объективнее. Учитель слушает, задаёт вопросы, хорошо – если и наводящие вопросы. Задача школы и смысл экзаменов – не «засыпать» ученика, а  помочь ему  раскрыть свои способности; выявить его природные дарования.
   ГИА и ЕГЭ не обогащают знаниями несовершеннолетних россиян. Я готова спорить об этом с кем угодно.
   26 мая  текущего года был первый экзамен по ЕГЭ. О разных нюансах этого события почти весь день рассказывало телевидение. А «Утро России» пригласило  руководителя Рособрнадзора С.Кравцова. Опять, как и в Интернете на портале ЕГЭ, он говорил об объективности проведения ЕГЭ, и связано это было, конечно, с контролем видеокамер.
   Улыбаясь, С.Кравцов говорил, что не надо бояться ЕГЭ; дескать, экзамен не такой страшный.
   Это напомнило мне поведение стоматолога. Взяв щипцы, врач говорит дрожащему пациенту: «Не бойтесь! Больно не будет».

    Я часто упоминаю С.Кравцова, потому что в преддверии ЕГЭ он оказался главным героем экзаменационной кампании – в Интернете, на телевидении. А вот куда подевались министр образования, его заместители, директор, кандидаты и доктора, академики РАО, не известно. Их не видно и не слышно. А хотелось бы узнать их мнение о ЕГЭ, и хоть о каких-то научных выводах, о перспективах образования подрастающего поколения.
   Конечно, надзор – дело важное. Но не надзорные учреждения определяют стратегию образования.
   Вот я узнала, что при Минобрнауки есть Общественный совет. Общественный совет, если он нейтрален и не подвластен названному министерству, мог бы тоже сказать своё веское слово о ЕГЭ, ГИА, экзаменационных  тестах.
   Но возможно это «веское слово», лишь, когда заинтересованные люди сами всё прочитают и подсчитают, а не будут идти на поводу Минобрнауки, Рособрнадзора и т.д.

   В России пока ещё демографический кризис. Детей надо больше. Не успеют нынешние «экзаменаторы» оглянуться, как вынуждены будут уступить своё служебное место вот им – которые сейчас сдают ГИА и ЕГЭ.
   Детей надо больше, а потому каждого ребёнка надо холить и лелеять, создавать ему комфортные условия для развития, включая комфортное образование.
   27 мая  Президент РФ В.В.Путин провёл большое совещание. Речь шла и о суицидах несовершеннолетних. Страшное явление.
   В упомянутой уже газете «Мой район» есть такая информация: «122 ученика удалили в прошлом году в Москве с ЕГЭ за нарушение правил проведения экзамена. Эти ученики остались без аттестата об окончании средней школы».
   Вот  такие права у  Минобрнауки и Рособрнадзора. Не много ли они на себя взяли?

   Кто-то из современных учителей сказал, что  поэт Александр Сергеевич Пушкин не сдал бы ЕГЭ. Он не был в лицее отличником. И это не помешало ему  стать великим русским поэтом и прозаиком. А всё потому, что директор лицея и  преподаватели рано увидели в юном лицеисте талантливую личность.
   Поэты важны так же, как и математики. Её Величество Природа разделила людей и по способностям: к точным, гуманитарным наукам, к различному ремеслу…
   Вот эту особенностей детей пока в  наших школах не учитывают.

   Интересно, дрогнуло ли сердце (и посетили ли  угрызения совести) хоть у кого-нибудь из тех  чиновников, кто в Москве «удалил» с экзаменов 122 ученика в 2013 году? Столько только в столице, а сколько их набралось в стране! Небось, за шпаргалку удалили.
   Подумаешь, преступление! Исковеркать судьбу из-за какой-то шпаргалки или из-за мобильного телефона!
    Можно было как-то наказать: дать какие-то дополнительные задания,  или ещё что-нибудь придумать для таких «штрафников». В конце концов, пусть бы родители штраф заплатили. Или обязать старшеклассников где-то поработать, чтобы они  сами оплатили  штраф (у нас несовершеннолетние могут работать с 14 лет).
   Но лишать аттестата об окончании средней школы – это уж слишком! А у кого спросить: как сложилась дальше жизнь этих детей? Кто-нибудь в стране проследил потом их судьбу?
   Может, кто-то из них покончил жизнь самоубийством?

   29 мая(в 2014 г.) обязательный экзамен (ЕГЭ) – русский язык. Сдают 745 тысяч старшеклассников. И уже утром в Интернете новости: аннулированы результаты 70 человек; замечены шпаргалки у…
   Я жалею детей. Их мнения по ЕГЭ и ГИА никто не спрашивает. Они не могут не сдавать ЕГЭ или ГИА. Им просто «перекроют  кислород», сбросят с социального лифта.
   Вот сейчас я кричу: «Караул!», прочитав, что «Всего же заданий в открытом банке по литературе 800. Для сравнения: по математике в открытом банке 10 тысяч заданий».
   Можно потерять аппетит и сон, если все эти задания прочитать.
   Государству не выгодно, чтобы несовершеннолетние дети теряли аппетит и сон, болели.

              ЗАЧЕМ ТАКАЯ СЕЛЕКЦИЯ?

   Статья 43 из Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном  образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    Первый вопрос: «Разве у нас есть дошкольное образование?». Известно, что в России повсеместно не хватает детских садов. А если ребёнок дома, то о каком дошкольном образовании  может идти речь?
   Кому-то же пришло в голову разделить  образование на «основное общее» и «среднее профессиональное». Автора бы узнать. А я усматриваю здесь дискриминацию детей.
   «Основное общее образование» - сразу и не поймёшь, что это такое. Это 9 классов в школе или в колледже. Девятиклассники сдают ГИА (Государственная итоговая аттестация).
   И далеко не все они могут попасть в десятый класс. Получается, что их выпихивают из школы. В колледжи, в школы рабочей молодёжи, ещё куда-то. Зачем такая селекция? Чем перед государством провинились девятиклассники?
    А  что такое «среднее профессиональное»? Можно предположить, что за 10 и 11 классы школьники определятся с профессией. Но вот в это я не верю.
   Слово «профессиональное» белыми нитками пришито к слову «среднее».

   Очень бы хотела, чтобы руководящий состав чиновников лучше  использовал богатый русский язык при написании разных документов. Без мудрствования.
   «Конституция Российской Федерации» - документ серьёзный. Но и он не вечен, подвержен изменениям. Например, у меня экземпляр документа, на котором написано: «Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Публикуется с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г….».

   Надеюсь, что следующие поправки в Конституции будут касаться образования.
   Надо бы написать так: все граждане России имеют право на бесплатное среднее образование. А  Государственная Дума  РФ должна определиться с понятием «среднее образование».  10 классов – это давний стандарт.
  Может, 9 классов хватит. Раньше окончат школу, раньше получат какую-то профессию, раньше пойдут работать. Всем это выгодно.
   Если в Конституции РФ будет так записано, то не будет … Я назвала бы разделение образования  селекцией.

   Вузы привлекательны, но далеко не все выпускники школ сразу же бегут в институты, университеты и академии. Немало тех, кто получает высшее образование в более зрелом возрасте.
   И зачем ещё придуман 11-й класс? Он никому не выгоден: ни стране, ни семье, ни самим школьникам.
   Из школы выходят уже переростки. Возникают парадоксальные ситуации: юноша  должен сдавать экзамены, а его забирают в армию.

   Можно предположить, что  деление образования на «основное общее образование» и «среднее профессиональное» было вызвано тем, что в стране не хватает слесарей, токарей, трактористов и т.д. Не все дети,  сдавшие ГИА за 9 класс,  будут приняты в 10-й. Я слышала, что существует конкурс аттестатов.
    Смешно думать, что не попавшие в 10-й класс, тут же побегут учиться на слесаря или маляра. Кто-то, возможно, и побежит – ситуации бывают разные. Однако, если  юноша и девушка пойдут учиться в строительный колледж без желания, а из-за обстоятельств, то есть опасность, что из них получатся никудышные строители.
    Принуждение к хорошему не приводит.

    Пока ещё никто не проанализировал прибыли и убыли ЕГЭ, с точки зрения образования несовершеннолетних россиян. Нет такого анализа. А он должен быть. Когда-то ЕГЭ был запущен как эксперимент. А все эксперименты заканчиваются подведением итогов. Получается, что ЕГЭ в России – затянувшийся эксперимент.
   22.05.2014 г. премьер – министр РФ Дмитрий Медведев говорил, что не утихают споры о целесообразности ЕГЭ и что вокруг него «разогретая атмосфера».
   Можно сказать, что вокруг ЕГЭ раскалённая атмосфера, как возле извергающегося вулкана. Тем более, нужно уже проанализировать результаты. Только анализировать должны  специалисты не из Минобрнауки и Рособрнадзора, а нейтральные учёные, общественные деятели, экономисты, юристы, психологи, родители, социологи.

   Одновременно с ЕГЭ в стране сдают ГИА около 1,3 миллиона девятиклассников. Я не нашла информации о том, сколько денег будет потрачено на Государственную итоговую аттестацию (и кто мог придумать такую абракадабру!). И вообще, о ГИА мало говорят. И каких-то материалов, обобщающих результаты ГИА, мне не попадались.
   Но 1,3 миллиона детей  - это тоже выпускники. Несправедливо, что всё внимание общества сосредоточено на ЕГЭ.

                НА ЗОЛОТЫХ ТАРЕЛКАХ ПОКА НЕ ЕДИМ

  Как по-царски живут в России Минобрнауки, РАО, Рособрнадзор и иные, родственные им  по-профилю! Рабочую часть  образования – сдачу экзаменов выпускниками школ – превратили в не понятно что! Уже несколько лет, с тех пор как появился ЕГЭ, вся страна стоит на ушах.   Впечатление  такое, что выпускники школ – самые злостные нарушители всех правил и законов.
   ЕГЭ я хочу сравнить с пьесой с  огромным количеством сцен. Она идёт уже несколько лет. И с каждым годом в пьесе прибавляются одушевлённые и неодушевлённые персонажи.  Пьеса с элементами детектива. И с каждым годом увеличивается стоимость её постановки.

   ЕГЭ (и ГИА) и не собираются сдаваться. Для старшеклассников грядут поблажки. Для не сдавших  экзамены  открыты 4 (это сказал С.Кравцов)) независимых центра по пересдаче ЕГЭ. Разрешается три попытки. Сначала говорили, что пересдача будет разрешена  с 2016 года. В эти дни появилась информация: пересдать можно будет через две недели после экзамена.
   А ещё на каждого ученика заведут своеобразное досье - портфолио, куда будут заносить все его достижения: победы на  разных соревнованиях, олимпиадах; медали, полученные в школе за учёбу; участие в общественной работе (волонтёрами и т.д.). Это будет учитываться при поступлении в вузы.
   Без «портфолио» наши чиновники никак не могут. Нет, чтобы сказать по-русски «портфель»! Говорят английское  portfolio.

   По всем параметрам, включая расходы денег, выпускные экзамены по билетам были демократичными, объективными. И самое главное – не было тестов, которые засоряют сейчас мозг несовершеннолетних детей.
   Прислушайтесь к мнению учёных. Профессор доктор биологических наук Татьяна Владимировна Черниговская в документальной передаче «Искушение цивилизацией» (ТВ «Культура), размышляя о том, сколько информации может вместить мозг человека, сказала:
    - Мозг – не решето, из него ничего не высыпается. Мозг запоминает всё – что нанюхал, услышал, увидел, прочитал.  Всё остаётся. Чем больше мы этой дряни видим, слышим, тем больше засоряем мозг.
   Татьяна Владимировна не советует читать плохую литературу.   

     Мой вывод о  ЕГЭ:
   Разобщает и отдаляет учителя и ученика.
   Снимает ответственность с преподавателей за качество их работы.
   Не добавляет знаний учителям, так как они не участвуют в  подготовке тестов и приёме ЕГЭ.
   Порождает ненависть детей к учебным заведениям.
   Разрушает материальное положение семьи (репетиторство, частные учебные заведения).
   Не повышает общий уровень образования подрастающего поколения.
   Не способствует развитию логического мышления, что возможно лишь при сдаче экзаменов, когда ученик рассказывает, а учитель слушает, задаёт вопросы и поправляет ответы.
   Угнетает развитие уверенности в себе  учащейся молодёжи.
   Сеет неуверенность в  благополучном будущем.   

    Итак, 600 миллионов рублей (если не больше) в 2014 году  уйдут из бюджета на проведение ЕГЭ. Очень жирно!

    МОЖНО БЫЛО БЫ ТАК ЖИРОВАТЬ, ЕСЛИ БЫ:
    уже все россияне ели на золотых тарелках;
    было  достойное жильё у всех ветеранов Великой Отечественной войны  1941-1945 годов;
    не надо было всем миром собирать деньги на лекарства или операции детей (да и взрослых);   
    не было школ с протекающими крышами;
    учителя, не зависимо от региона страны, получали такую зарплату, чтобы им хватало на  качественную жизнь;
   исчезли все Детские дома и Дома ребёнка;
   не закрывались школы в «не перспективных населённых пунктах»;
  абсолютно все жители России имели в доме газ, канализацию, отопление, сотовую связь, Интернет;
   не было бы аварийных домов…

   P.S. Хотите посмеяться? Но смех будет грустным.
 Я задавала вопрос: отпускают ли школьников во время экзаменов в туалет? Отпускают... но с сопровождающим.
 Девятиклассница сдавала ГИА. Аттестация проводилась не в родной школе. Всех, пожелавших сходить в туалет, сопровождали взрослые граждане.
 - И в кабинки с вами заходили? - спросила я девятиклассницу.
 - Нет, в кабинки не заходили. Но в туалетах столько навешано видеокамер!

   Какое унижение детей! Но в 2014 году официально не было сказано, что видеокамеры есть и в уборных.
   Вот и считайте, уважаемые налогоплательщики, сколько уходит ваших денег во время ЕГЭ и ГИА только на видеокамеры, включая туалетные.

   P.S.
      20.05.2016 г.
   На днях по телевидению прошла информация, что с этого года в тех "пунктах", где будет проводиться ЕГЭ, появится медицинский работник - наверное, где-то врач, а где-то медсестра или фельдшер. Понятно, что это значит.
   Значит, расходы увеличатся; медработникам надо оплачивать все рабочие дни.
   Где у нас появляются машина "Скорой помощи" или "Реанимация"? Там, где возможны жертвы от взрыва, наводнения, пожара...
   Там, где ЕГЭ, получается, тоже ожидаются жертвы.

   Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно.
   Кажется, уже так обложили несчастных детей, что больше ничего придумать невозможно.
   Нет, есть ещё резервы у устроителей ЕГЭ: пусть летают над "пунктами", где ЕГЭ, вертолёты и наблюдают, что там происходит.
   Или они  могут запустить в космос спутник и он будет следить за каждым  жестом, движением, вздохом "егэшников". И в классах, и в туалетах.
   А что мелочиться, деньги-то государственные.
   

               


Рецензии
Василиса, просмотрела перечень опубликованных Вами произведений, ознакомилась с их тематикой - она разнообразная: здесь и литература, образование... В жанровом отношении - прозаические произведения: рассказы, роман, очерки, рассуждения. Конечно же, меня интересовала педагогика, в частности, рассуждение о ЕГЭ:"ЕГЭ - когда детей начнут ощупывать?". Я застала и ЕГЭ - единые государственные экзамены, с выпускниками писали сочинения, застала устные экзамены по русскому языку и по литературе. Знала: мои сдадут и ЕГЭ, и письменные экзамены-сочинение или изложение, устные - билетный способ проверки знания учащихся. Знания учащихся, абитуриентов прежде всего зависит от учителя, кто учил школьника, как требовал, как преподносил знания... Никаких репетиторов не нужно было. От ученика тоже многое зависит, от его умственной способности. Что лучше? И там, и тут есть свои плюсы и минусы. Понравились Ваше суждение, ход мысли. Василиса, Вы выразили своё отношение к современному образовательному процессу. Успехов Вам в творчестве и в ЖИЗНИ! Приятно было с Вами познакомиться. С уважением к Вам Роза Салах.

Роза Салах   24.01.2017 19:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.