Ты один мне поддержка и опора...

После рождественских каникул (1883) Софью вызвала начальница института. Мадам Можайская после приветствий сказала:

– София Ивановна! Пришло время начать предварительный разговор о нагрузке на следующий год! Господин Кузнецов, наш словесник, сообщил мне, что он после окончания ученья освободит своё место. Он с женой едет в деревню, где живёт его тесть, будет там работать в сельской школе! И поэтому у нас открывается вакансия преподавателя русского языка и словесности. Я бы порекомендовала Вам попробовать свои силы на этом месте. Сейчас есть актуальная возможность поприсутствовать на уроках Анатолия Васильевича, посмотреть, как он работает, перенять опыт. Попросите его помочь составить поурочное планирование в четвёртом классе. Пожалуй, дам Вам четвёртый класс! Или, может быть, возьмётесь за выпускной?

– Мадам, как скажете!

«Скажу, что Вы храбрая девочка и состоявшийся учитель!»
– София Ивановна, русский язык – это трудный предмет. Научить девочек грамотно и красиво писать, приобщить их к нашей замечательной литературе – это задача не из лёгких. Другое дело – что-то пошить, пирог состряпать…

– Хорошо, Елена Александровна! Я Вас поняла. Буду перенимать опыт у господина Кузнецова.

И Софья отправилась к Кузнечику договариваться о посещении уроков. Он с ней поделился программой занятий, одобрил планы, составленные его ученицей, разрешил провести несколько пробных уроков.

* * *
И, конечно, в один из февральских дней на пороге учительской комнаты нарисовалась Маша Кут… нет, Кузнецова!

– Горчакова! Чего ты хочешь от моего супруга?
– Во-первых, здравствуй, Маша! Во-вторых, напрасно ты так! Давай пойдём в свободный класс и там выясним все вопросы!
– Ага! Значит, есть чего выяснять!..
– Нет, Мария, наверное, придётся вначале угостить тебя чайком!
– Ага, Горчакова, пойдём тогда на кухню к Пелагеюшке!
– Ты не забыла Пелагеюшку? Прекрасно! Пойдём!

После объятий, восклицаний и Машиной болтовни Соня и Кутайсова остались в кухне, а Пелагеюшка ушла за мукой для новых пирогов.

– Итак, Кутайсова, какие опять недоразумения привели тебя в смятение?
– Зачем ты ходишь к Кузнечику? К моему мужу?
– Я хожу не к нему, а на его уроки! Меня направила мадам Можайская, она хочет, чтобы я заменила твоего супруга в выпускном классе на следующий год! Вы же, как я слышала, уезжаете в деревню! Как себя чувствует твой отец?
– Знаешь, не очень хорошо. Ему уже сложно работать в школе, сложно управляться с хозяйством. Зовёт нас себе на подмогу.
– Маша, Маша! Береги отца, поезжайте скорее к нему! Желаю тебе подольше наслаждаться его обществом!
- Но зачем тебе посещать уроки Анатолия? Ты что, не помнишь, как мы все у него учились?
- Маша! Но это ведь совершенно разные взгляды на урок: когда ты сидишь за партой или когда стоишь по другую сторону учительской кафедры!

Кажется, до Кутайсовой дошло: она успокоилась.

* * *
Новый учебный год наступил. Кузнецов с Машей уехали к тому времени в деревню, и у Софьи Ивановны пришло время нового дебюта. Теперь в качестве учительницы русского языка и российской словесности. Как и обещала, мадам Можайская дала ей часы в выпускном классе.
Фройляйн Штольц, добрейшая Эмма Оттовна, предложила посидеть на первом уроке для поддержки.

– С указкой сзади... Нет, Эмма Оттовна, как я буду выглядеть, не осмелившись войти в класс самостоятельно?! Потом они меня и воспринимать не будут в качестве учителя! И я уже целый год вела уроки!

– Ну, мадам Воронцова, смотрите сами! Софьюшка! Этот класс – им палец в рот не клади! Больше жару, чем они, задавали только Лизавета Вишневецкая и Евгения Меньшикова, если Вы их помните… Но Вы ведь тогда находились с ребёночком дома!..

Да, Софья помнила: Лиза была проблемной девочкой...

...Шантажистка та ещё! Штольц даже консультировалась у Софьи по её поводу, хотя, казалось бы, опытная классная дама была в силах обуздать любую строптивицу! На самом деле, Эмма Оттовна просто хотела тогда держать Соню в курсе институтских дел, привлекать по возможности свою любимицу к их будущим общим заботам.

***
Софья вошла в класс, поздоровалась и сказала, что будет вести у выпускниц уроки русского языка и словесности.
Действительно, в классе началось оживление.

– А разве Вы не изящное рукоделие вели в прошлом году? Нет, мадам вела французский у маленьких! Русский язык? А господин Кузнецов где?
– Mesdames, вы ведь не думаете, что я отвечу всем одновременно? Кстати, кто мне может сказать, какое отношение к теме урока имеет наш с вами первоначальный разговор?
Девушки неожиданно замолчали. Соня видела: на лицах отражается интенсивная умственная работа. Ах, как прекрасно – видеть умные девичьи глаза! Одна из воспитанниц подняла руку.
– Полина Макаревская, прошу.
– Мадам, предположу, что к теме урока наш разговор имеет отношение прежде всего потому, что он на русском языке!
Софья кивнула.

«Ууууу!» - послышался разочарованный гул. Но Софья, не обращая на него внимания, продолжила:

– Давайте и поговорим на русском языке о русском языке.

Девочки опять зашумели:
– Зачем он нам нужен? Ну зачем нам его изучать? Русский мы и так знаем!
– Знаете? Ну хорошо. Я разрешу не посещать уроки тем барышням, которые напишут письмо без ошибок! Так, чтобы не стыдно было его отправлять!
– Письмо? Кому? Маме? Любимому человеку?
– Если вы напишете родителям или жениху, то я не смогу прочесть то, что вы написали.
– Почему? – вскинулась Лелечка Болдырева.

– Елена, очевидно, потому, что чужие письма читать безнравственно. А мне надо проверить, на каком уровне ваши знания и навыки грамотного письма. Поэтому попрошу вас написать письмо мне. Подумайте о подходящей теме и о том, какие слова вы подберёте. Правда, когда вы будете получать письма от своих знакомых и любимых, не советую искать в них ошибки и говорить о них автору – это неприлично. Но у нас с вами учебная тема, поэтому давайте поиграем в такую игру, будто вы пишете мне письмо.

Девочки начали сочинять, советуясь друг с другом, переговариваясь довольно шумно. Но Софья не стала добиваться идеальной тишины. Рабочий шум всегда свидетельствует о здоровой обстановке.

После урока она собрала листочки и углубилась в них в учительской комнате. О чём писали воспитанницы, осталось Сониной тайной, но, читая их послания, она частенько улыбалась. То весело, то понимающе, то грустно. К сожалению для девочек и к счастью для институтской дисциплины (если дисциплина может быть счастлива), абсолютной грамотностью в классе никто не «страдал».

А ученицы, выйдя в коридор, недоумевали: откуда учительница знает, как кого зовут?

***
На следующем уроке они продолжили с мадам Воронцовой дискуссию о необходимости изучения родного языка.

– Ой, сейчас на первое место выходят иностранные языки: французский, немецкий! Нужны итальянский, испанский! Английский – язык противника надо знать, – выступали они с места.

– Хорошо, давайте поговорим о том, как вы можете охарактеризовать другие языки? Вот Вы, M-lle Болдырева, предлагаете говорить по-французски! А что вы можете сказать о французском языке? Французский язык – он какой?

Лелечка ответила:
– Французский язык – живой, звучный, выразительный, стройный. Это язык дипломатии.
– Чудесно! А немецкий? Что вы о немецком можете сказать? M-lle Ермилова?
– Немецкий – грубый, зато логичный.
– Справедливо, Алина! Юлия Лобанова?
– А я об итальянском скажу! Он певучий, музыкальный, нежный язык. Музыкантам нужен!
– Отлично сказано, – подытожила Софья. – Значит, мы можем найти достоинства в иностранных языках и с желанием изучаем их. А теперь послушайте, что писал Михайло Васильевич Ломоносов о нашем родном, русском языке!

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Девочки сидели как заворожённые.
– Значит, в нашем русском языке есть разные положительные черты всех языков? – спросила Лиля Городецкая, обретя наконец дар речи.
– Для русских, для тех, кто говорит на нашем языке, несомненно! – ответила Софья. – Все языки, все народы хороши. А свой язык мы должны знать особенно твёрдо!

На этой радостной ноте она постепенно перешла к практической работе над правилами.

***
Похоже, Софья сумела найти подход и к этим упрямым ученицам со своим мнением. Барышни заинтересовались русским языком, стали читать дополнительную литературу. На один из уроков Полина Макаревская принесла журнал «Вестник Европы» господина М.М.Стасюлевича, 12-й номер за прошлый, 1882 год.

– Софья Ивановна, вот: у меня случайно сохранился этот журнал. Кажется, брат принёс. Здесь напечатаны замечательные слова о русском языке. Слова господина Тургенева.

– Тургенев, Тургенев! Это тот, кто про собачку написал? Про Муму? Нет, про Асю! «Песнь торжествующей любви»! Про собачку – это для детей! Тургенев про любовь писал! Я слышала, как Тургенев выступал на открытии памятника Пушкину! Ты что, какому Пушкину? Тургенев в Париже живёт! Да это давно было, три года назад! Тургенев написал «Записки охотника»!

Девицам только дай повод отвлечься! Любой реплике рады, чтобы превратить урок в её обсуждение. Соня смотрела на них улыбаясь. «Господи, как маленькие!»

– Да, все вы правы! Всё правильно вы говорите: и «Записки охотника, и «Муму», и «Вешние воды», и «Ася», и «Песнь торжествующей любви» – всё это написал господин Тургенев. И на открытии памятника Пушкину он выступал, и в Париже жил. К сожалению, наш великий писатель не так давно скончался. 40 дней ещё не прошло. А Вам, М-lle Макаревская, bravo! Теперь этот журнал, в котором впервые напечатано стихотворение в прозе, стал историческим. Покажите его всем, пожалуйста!

Девочки разглядывали журнал, ставший достоянием истории. А потом Соня читала им стихотворение в прозе «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

– Mesdames, не хочется задавать вопросы по этому маленькому поэтическому шедевру. Давайте помолимся за упокой души Ивана Сергеевича Тургенева.

После этого она предложила подумать, чем замечательно это стихотворение в прозе.
- Может быть, у вас возникнут свои вопросы, которыми вы поделитесь со всеми?

А Софья тем временем поймала себя на мысли, что для неё поддержка и опора – это её любовь к Владимиру и его любовь к ней. «Ты один мне поддержка и опора… Где ты? Что ты сейчас делаешь?» – привычно подумала она, представляя себе мужа, занятого очередным великокняжеским поручением.

А что ответят девочки? Послушаем. Ученицы стали поднимать руки.
– Почему стихотворение называется «Русский язык»?
– Зачем автор его написал? Что он хотел донести до нас?
– Какие есть значения у слова «язык»?
– Почему автор не сомневается в величии своего народа?
– Почему Иван Сергеевич Тургенев среди множества эпитетов для русского языка выбирает именно эти? («великий, могучий, правдивый и свободный»).
– Почему для него русский язык – «поддержка и опора»?
– Что совершается дома такого, что может привести к отчаянию при виде этого?

Соня поразилась тому, какие смелые вопросы способны задать воспитанницы.

– Каково мироощущение самого автора в этом «гимне» русскому народу?
– Какие ощущения передает И.С.Тургенев с самого первого предложения своему читателю?

Потом они вместе искали ответы на эти вопросы. Пришли к выводу, что русский язык достоин того, чтобы встать в один ряд с так почитаемыми нами европейскими языками. Чтобы иностранцы начали изучать наш язык, нужно, чтобы они уважали Россию и стремились к сотрудничеству с ней. А это зависит от нас.

Живая дискуссия показала, что воспитанницы повзрослели и могут здраво рассуждать о том, что происходит вокруг них. В литературном произведении они научились видеть не только буквы, напечатанные на листе, но смысл и связь с жизнью, прежде всего – с жизнью человеческого духа. Соня порадовалась за своих учениц и поставила всем отвечавшим по 12 баллов.
А на завтра, разумеется, дала задание выучить эти замечательные слова наизусть.



Примечания:

По моему сюжету, Софья в год, когда происходит действие ТИБД, не была никакой начальницей, а сидела дома с грудным ребёнком.


Рецензии