Норвежские каникулы

               

                ВСТУПЛЕНИЕ
 
В  этом  повествовании  речь  пойдёт  о веселых  ярких  солнечных  днях,  проведённых  детьми  на  отдыхе  в  далёкой  северной  стране  под  названием  НОРВЕГИЯ,  которые  оставили НЕИЗГЛАДИМЫЙ  СЛЕД  В  ДЕТСКОЙ  ПАМЯТИ  НА  ДОЛГИЕ  ГОДЫ  ЖИЗНИ.  И  сейчас,  став  взрослыми  людьми,  они  встречаются  на  улицах  своего  маленького  городка и  улыбаются  друг  другу,  вспоминая  теплое  море  и  дружбу , подарившую  им своё особенное счастье. Итак,  мы  начинаем.


                Г Л А В А    П Е Р В А Я
               
                Д О Р О Г А    Н А    С Е В Е Р
 
Далеко  там,   где  зимние  штормы  с  Ледовитого  океана  разбиваются  о  суровые  берега,  находится  одна  протяжённая  страна. В  наши  дни  та  страна  покрыта  снегом  и  льдом  лишь  зимой,  но  когда – то  давным – давно  здесь  лежал  тысячелетний  ледник,    охранявший  её.  Когда  климат  потеплел  и  ледник  отполз  на  север , пришли  люди  с  юга.  Они поселились  здесь  и  назвали  эту  красивую  страну  НОРВЕГИЕЙ ,  что  означает  дорога  на  север.
Несколько  лет  назад  этой  красотой  смогли   наслаждаться  и  ребята  из  небольших  городков  Киреевск  и  Липки   Тульской  области , куда  они  были   приглашены  в  составе   большой  группы   российских  школьников  из  районов ,  пострадавших  в  результате  Чернобыльской    аварии,  одной  из  крупнейших  добровольных  гуманитарных  организаций  НОРВЕГИИ - НОРВЕЖСКОЙ  НАРОДНОЙ  ПОМОЩЬЮ.               
На  военном  аэродроме   ГАРДЕМУЭН    близ  ОСЛО   руководители  принимающей  стороны , приветствуя  76  детей  из  РОССИИ  прибывших  на  отдых  в  северную  страну , говорили  о  том , что  дети  одинаковы  во  всем  мире  и  в  этом  убеждаешься  каждый  раз.  Норвежские  семьи  с  нетерпением  ожидали  своих   маленьких  гостей ,  надеясь,что  добросердечие  и  открытость  отношений  быстро помогут  понять  быт  и  нравы  другой  страны.
С  российской  стороны  организацию  поездки  осуществил  Московский  ЦЕНТР  НАРОДНОЙ  ПОМОЩИ  БЛАГОВЕСТ.
            
   
           Н А     З О Л О Т О М    П Е С Ч А Н  О М   П Л Я Ж Е    
               
Курортный   поселок    РЁДТАНГЕН.
Сосны.   Белки.  Земляника.  Тёплый  июльский  ветер. Солнце.  Песчаный  берег.  Море.  Скалы.  Парусники.  Голубизна  бескрайнего  северного  неба. 
Всё  это  мы  увидели ,  приехав  из  аэропорта  на  место  нашего  отдыха  в  живописное  место  СКУГЛИ , где  разместились  в  двухэтажном  домике , который  понравился  с  первых  минут  пребывания .  Наше  внимание  сразу  же  привлекли  необычные  картины  на  стенах  гостиной  и  телевизионной  комнат.  Картины  гор  моря  леса  были  выполнены  из  ракушек, шишек,  травы  и  камней  -  всего  того  природного  материала , который  дарит  нам  природа  этого  края . Люди  ,отдыхавшие  здесь  до  нас , сделали  это  фантастически  талантливо.  Мы  сразу  почувствовали  запах  моря, сосен и  шишек…
Море – фьорд , протянувшийся  вглубь  суши  на  пару  сотен  километров  по  своей  глубине  вполне  соответствует  высоте  окружающих  его  гор. Вообще – то ФЬОРДЫ  - это бывшие  котлованы,  промытые  реками.  Они  были  расширены  и  углублены  В  ЛЕДНИКОВЫЙ  ПЕРИОД,  когда  огромные  массы  льда  миллион  лет  назад  начали  менять  поверхность  Земли.  Фьорды  заполнены  теплой  водой  течения  ГОЛЬФСТРИМ  и  это  обстоятельство  делает  здешний   климат  более  теплым , чем  в  других  местах  на  этих  же  широтах.
Скандинавские  горы  занимают  почти  всю  территорию  НОРВЕГИИ. Обрывистые  западные  склоны  на  самом  деле  просто  изобилуют  фьордами  -  узкими  далеко  впадающими  в  сушу  заливами  с  отвесными  отполированными  ледником  склонами , которые  образовались  по  линиям  тектонических  разломов.  И  эти  гигантские  скальные  коридоры  с  синей  гладью  прозрачных  вод   приняли  нас , подарив  нам   свою  свежесть.  Купание  в  море, чудесный  пляж, крабы  и  медузы … Счастливые  моменты   нашей  жизни  в  РЁДТАНГЕН...


                Е Д А
   
Здесь  всё  зависит   от  моря. И  всегда  всё  зависело  от  моря. Вдоль  длинного  норвежского  берега  расположены  одни  из  богатейших  в  мире  рыбные  места.  Рыба  всегда  занимала  особое  место  в  норвежской  кухне.  Многие  норвежские  семьи  употребляют  рыбу  в  качестве  блюда  2 – 3  раза  в  неделю.   Холодный  варёный  лосось , треска,  рыбные  консервы  в  томате  сельдь , креветки... 
Норвежский  стол  для  завтрака  и  ланча  -  чудесное  зрелище.  Пища  подается  не  запакованной  в  соусы  и  желе , а  так , чтобы  был  подчеркнут  натуральный  вкус  продуктов.  И  отнюдь  не  без  причины  все  норвежцы  едят  козий  сыр  коричневого  цвета  в  больших  количествах.  Несмотря  на  необычное  название, очень вкусно.  Настолько  вкусно,  что  без  этого  немыслим  никакой  завтрак.
Стол  ломится  от  красиво  сервированной  пищи.  Это  постарались  сделать  наши  норвежские  воспитатели  Элизабет  и  Стиан , учителя  обычных  школ.  Здесь  можно  попробовать  различные  виды  молока,  йогурта,  соки,  большой  выбор  колбасных  изделий,  изобилие  сыров,  овощей,  яйцо,  широкий  выбор  хлебобулочных  изделий.  Оказывается, норвежцы  едят  больше  черного  хлеба  чем  белого , а  сладости  дети  получают  только  по  субботам. А вот мороженое и фрукты мы ели почти каждый  день. Вкус мороженого  в  квадратных  коробках  с  ароматом  киви , клубники и апельсина  ощущается до сих пор.


                П Р И В Е Т    И З    К О М М У Н Ы    Д Р А М М Е Н

Ребят  из  Тульской   области  принимала  коммуна  города ДРАММЕН, расположенная   в  40  км  от  столицы  страны  ОСЛО.  Коммуна – это  район , а  её  центр -  небольшой город. Город  ДРАММЕН  с  населением  15  тысяч  жителей  располагается  в  прекрасной  долине    по  обе  стороны  чистейшей   ДРАММЕН  -  реки , так  называемой  главной  городской  улицы . И в  этой  реке  живет живая рыба!  Вечером  на  улицах  и  скверах  зажигаются  фонари  и  город  становится  похож   на  новогоднюю  елку, подмигивая  маленькими  огоньками, обещая  новое  утро  и  новый  день. Тролли  выходят  из  темноты  на  прогулку и что... Кто  такие  тролли??? 
В  гербе  коммуны  присутствует  якорь , символизирующий  гавань  города.    Из рассказов наших норвежских воспитателей  мы  узнали  о  том , что  в  горах  согласно  старинной  легенде  жили   сказочные  существа  с  длинными  хвостами  -  тролли.  На  троллях -  великанах  растут  деревья  и  мхи.  Другие  -  маленькие.  Их  можно  увидеть  лишь  ночью  или  в  сумерках.  Среди  множества  сверхестественных  способностей  троллей  замечено  и  то , что  они  могли  превращаться  во  что  угодно. Гнев  тролля  не  знал  границ.  Поэтому  в  канун  Рождества  крестьянин  выставлял  за  порог  полную  миску  каши,  которая  всегда  оказывалась  съеденной.  Кто  бы  это  мог  быть ?  Не  иначе  как  тролль…
Узнали  мы  и  о  том , что  самый  главный  праздник  норвежцев  -  ДЕНЬ  НЕЗАВИСИМОСТИ  НОРВЕГИИ  от  соседних  Скандинавских  королевств  широко  отмечается  17  мая  во  всех  городах  и  домах  страны.  Государственные  красные   флаги  с  крестом  белого  и  синего  цвета, слышны песни и музыка  отовсюду…               

               
                В      ДРАММЕНЕ
               
Первую  экскурсию  мы  совершили  в  город  ДРАММЕН. Дорога  в  Драммен  пролегала  в  скале.  Едешь  по  освещенному  туннелю  словно  в  метро.  Таких  дорог  -  туннелей  встретилось  несколько.  Засекаем  время.   Самый  длинный   туннель    на  нашем  пути  в  парк  развлечений  длится  5  минут  30  секунд.  А  самая  длинная  дорога  -  туннель  протяженностью  20  километров  находится  около  города  БЕРГЕНА .
Достопримечательность  Драммена  -  спиралевидная  дорога  -  туннель  в  скале,  которая  ведет  наверх. Длина  -  1650 метров.  При  в]езде  -  знак  спирали.  Лампы  освещают  путь  по  обеим  сторонам  внутри  скалы.  Время  движения  автобуса  -  3  минуты  16  секунд.  Поднимаемся  вверх.   Быть  может,  тролли  жили  в  таких  скалах?    И  вот  мы  наверху . СВЕТ!  НЕБО!   Мы - на  смотровой  площадке.   Город  как  на  ладошке  раскрылся  внизу. 
Эта  уникальная  дорога  -  совершенство  инженерного  дела  -  строилась  в  течение  8  лет.  Вот  как  всё  начиналось.   50  лет  назад  у  подножья  горы  БЛАГЕРНЕСОСЕН   к  северу  от  Драммена  стали  добывать  камень  для  строительства  местной  дороги.  Вскоре  каменоломня  превратилась  в   зияющую дыру , испортив  местный  пейзаж.  Было  решено  расширить  и  автоматически  началось  строительство  уникальной  по  форме  дороги  внутри  скалы.   В  самом  подъеме  наверх  автобус  делает  шесть  кольцеобразных  поворотов    по  дороге  шириной  4  метра.
Наверху  находится  Музей  под  открытым  небом  -  300  метров  над  уровнем  моря.  Здесь  открывается  вид  на  панораму  города.  Встречает нас  большая  кукла  -  спираль…  Добро  пожаловать!
Сюда  свезены  жилые  постройки   со  всех  частей  Норвегии  за  последние  200  лет.  Срубные  постройки  старых  крестьянских  усадеб.  Первая  норвежская  школа  -  дом  звонарей  при  церкви  -  одноэтажное  деревянное  здание  желтого  цвета.  Кузнечная.  Лесопильня.  Мельница.  Старинный  клуб , где  играли  на  аккордеоне.  Подсвечники.  Танцплощадка.  Жилой  дом  семьи , где  печь - посередине , одна  кровать  для  всей  семьи , одно  овечье  одеяло , обеденный  стол.  На  зиму  скот  переводили  жить  в  дом.   Дома  установлены  на  больших  камнях, это - фундамент.
На  обратном  пути , спускаясь  вниз  по  спиралевидной  дороге, запеваем  нашу русскую  песню  -         
                Расцветали  яблоки  и  груши ,
                Поплыли  туманы  над  рекой.
                Выходила  на  берег  Катюша …
 
               
        С    Л Ю Б О В Ь Ю     К    В А М      Р У С С К И Е       Д Е Т И …

О  русских  детях  писали  местные  газеты , снимали  телепрограмму  в  Вечерних  новостях, приглашали  участвовать  в  студию  радиовещания  Драммен  Коммуны. В  своих  интервью  дети  говорили  о  том,  что  их  первые  впечатления  совпали  с  их  ожиданиями.  Все  чувствовали  себя  хорошо  и  уютно.  Мы  играли  в  футбол,   загорали  и  купались  в  море ,  участвовали  в  экскурсиях  и  музыкально  -  развлекательных  мероприятиях.               
Некоторые  ребята  сразу  же  почувствовали  необходимость  общаться  на  иностранных  языках.  Норвежские  воспитатели  раздали   норвежско  -  русские  разговорники  и  каждый  день  начались  занятия  норвежским  языком.   Но  знаете  ли  вы  то,  что   норвежский  язык  принадлежит  к  германской  группе  индоевропейской  семьи  языков.   Поэтому  повезло  тем , кто  хорошо  занимается  в  школе   на  уроках  английского  и  немецкого  языков.   В  Скандинавских  странах,  в  том  числе  и  Норвегии ,  английским  языком  пользуются  на  правах  второго   разговорного  языка.  Государственный   язык -  норвежский.
Норвежцы  просили  нас  петь.   В  знак  благодарности    звучали  русские  народные  песни  -  ""Катюша", "Во  поле  береза  стояла", "Эх!  Полным - полна  моя  коробочка !". Пели  мы  везде  -  в  гостиных  норвежских  домов и  в  холле  пансионата , в  студии  норвежского  радио   и  перед  камерами  норвежского  телевидения  и  ,конечно , в  автобусе,  отправляясь  в  очередную   поездку …  Лучшими  были  признаны  Илья  и  Маша.  Они  знали   много  песен  и  все  до  последней  строчки .   А  в   день  России  Илья ,  ученик  музыкальной  школы ,  приготовил  концерт , на  котором  звучала  музыка  русских  композиторов.  Сейчас  Илья  -  известный  артист  областной  филармонии.
C   удовольствием   дети  организовывали  конкурсы  на  лучший  подарок  другу  из  мозаики  и  дарили  друг  другу.  В  письмах  -  благодарении  и  сочинениях  на  тему   " Норвегия и   дети" ,где отмечали  красивую  и  чистую  природу , вкусную  еду , веселые  поездки  -  экскурсии , плавание  в  море  и  каноэ , дискотеку   -  все  то,  что  нравится   детям   всего  мира,   в  каком  -  бы  они  уголке  земного  шара   не  проводили  свои  каникулы.  В  своих  открытках  Памяти они   благодарили   взрослых   за  солнечные  дни  детства…
Трудно  было  выделить  лучших  в  конкурсе  парикмахеров , среди  которых  были  и  мальчики.  Вадик  и  Коля  с  удовольствием  выступили  в  роли  мастеров  дамского  зала  и  удивили  своим  профессионализмом. Ведь  причёски  они  сделали  нашим  девчонкам.
В  день  России  Илья  испек  блины , Вадик   приготовил  овощной  салат  по  своему  рецепту , а  девочки   -  картофельное  пюре.  Все  пили  чай  с  тульскими  пряниками.   Аня  привезла  салфетки , связанные  своими  руками.  Маша  -  русские  ложки  с  росписью.  Книги  о  Москве  и  Туле , открытки  с  видами  Ясной  Поляны  помогали  нам  ярче  рассказать  о  своей  Родине.  А  цирковые  номера  Сережи  создавали  атмосферу  добра  и  веселья  русского  цирка.
В  День  рождения  Аню  ждало   платье  маленькой  принцессы  с  короной   и  торты   со  свечами для  всей  группы.   
Однажды  в  дороге  в  автобусе  зазвонил  телефон.  У  нашего экскурсовода   Гретты  родилась  внучка.  "Надя,   что  означает  твое  имя ?"  -  спросила  она... " Надежда … На лучшее.  Исполнение  мечты… " ВЕРА,  НАДЕЖДА,  ЛЮБОВЬ…   Мы  назовем  внучку  русским  именем  -  в  задумчивости  произнесла  Гретта…
               

               
                В Т О Р А Я     Г Л А В А               
                В     Н О Р В Е Ж С К И Х      С Е М Ь Я Х
 
Через  две  недели  мы  разьехались  по  норвежским  семьям    во  все  уголки  Драммен  Коммуны , где  всё  было  готово  к  приему  русских  детей.  Нам  предстояло  познакомиться  с  бытом  норвежской  семьи , прожив    в  семье целую  неделю.   Каждая  семья  принимала  одного  -  двух детей.
Маша  и  Вера  приехали  в  многодетную  семью , в  которой  уже  было  пять  своих  детей  и  даже  свой  семейный  автобус.  На  нём  всё  семейство  совершило   путешествие   к    бабушке  и  дедушке  , которым  принадлежала   одна  из  самых  больших  ферм  Норвегии .  В  Норвегии  выпущена  почтовая  открытка  с  изображением  этого  места.  Здесь  всегда  немало  туристов , которых  в  назначенный  час  старинный  колокол  извещает  об  обеде.    
Маша    маленькая   жила  недалеко  от  девочек  в  семье  учительницы    Элен - Марии.  Оказывается,   когда в  школе  объявили  о  приезде  русских  детей  на  летние  каникулы ,   дочь   Элен – Марии   Мартина    попросила  маму  поселить  их  у  себя  дома.  Дома  всё  было  приготовлено  для  гостей  -  комната,  вкусный  праздничный  обед  и  торт,  программа  поездок    в  их  старенький  домик  прадедушки  на  море ,  в  Осло  -  столицу  страны,  в  музей  и   для  вечерних  прогулок    -  велосипед  и защитный  шлем.  Школа  ,  небольшое  двухэтажное  здание  было  закрыто,  а  вот  школьная  площадка  оставалась  в  нашем  распоряжении  и  мы  катались  там  с  огромным  удовольствием . Элен  -  Мария  -  замечательная  женщина ,  очень  организованная,  чуткая  и  внимательная.  Из  школьных  альбомов,  а  их  у  нее  около  12  , мы  узнавали  о  жизни  норвежских  школьников ,  о  том,  как  они  учатся,  проводят  свои  праздники,  выезжают  на  спортивные  соревнования.   Элен  -  Мария  учит  ребят  с  1   по  7  классы,  и  последовательно  собирает  в  альбомы  фотографии  всех  эпизодов  школьной  жизни  своего  класса. У  неё  прекрасный  муж  и  два  старших  сына,  сестра  и   две мамы. Мы  организовали  для  них  музыкальный  вечер,  Мартина  играла  на  скрипке,  Маша  пела,  а  я  на  -  фортепьяно  аккомпанировала.  Фотографии  на  стенах  детей,  огоньки  вечернего  города,  тепло  и  душевность    тех  минут  сопровождают  меня  всю  мою  жизнь.  И  две  ложки  с  видами  норвежских  городов  в  подарок  от    двух  мам… Честь  Вам  и  благодарность  за  Ваших  детей!
А  как  жили  дети  в  других  семьях?
Братья  Илья  и  Павел  учили  играть  в  футбол  своего  норвежского  брата.
А  Вадик  и  Аня  поселились  в  большом  доме  на  хуторе,  куда  мы  все  приехали  на  встречу.  Ехали  долго,  потому  что  ферма  находится  высоко  в  горах,  в  местечке  СЮЛИНГ.   Коровы  дружно  мычали,  около  каждой  из  них  установлен  прибор,  чтобы  проследить  ,  сколько  корма  она  сьела  за  день.  И  ,  если,  она  съест  мало,  то  завтра  или  на  днях  ей  будет  выдан  больше,  т.е.  за  несколько  дней.
Внутри  дома  нас  поразило  то,  с  какой  любовью    хозяева  берегут  старинные  предметы  быта,  сохранившиеся  и  переданные  по  наследству… На  стенах  -  тарелки  с  рисунками,  стенки  старинного  сундука  разрисованы  цветами  и  фруктами.  С  18  века  в  Норвегии  широко  распространилась  роспись  красками  по  дереву  в  домах,  и  в  этой  семье  предметы  быта  сохранили. 
Приезд  детей  на  отдых  в  ДРУГУЮ  СТРАНУ  -  это  не  просто  конкретная  помощь  каждому  ребенку,  но  и  акция  мира,  добра  и  воли.  Это  возможность  приобретения  нового жизненного опыта,  открытие  перспектив  сотрудничества  в  будущем.


                ОСЛО  И  ОСЛО  -  ФЬОРД

У  маяка  ФАРДЕР  берет  свое  начало  залив,  о котором  могла  бы  мечтать  любая  столица.  В  окружении  белопарусных  яхт  большие  пассажирские  паромы  с  континента  входят  в  Осло  -  фьорд.  Лежащий  в  устье фьорда  и  окружённый  покрытым  лесом  холмами  в  самом  центре  Скандинавии,  этот  город  представляет  собой  великолепное  зрелище.
Городская  ратуша.  На  площади  перед  зданием  ратуши  -  игрушечные  тигры,  на  которые  взбираются  и  катаются  малыши.  Фонтаны.  Свежий   ветер   с  моря.   За  ратушей  на  главной  улице  КАРЛ  -  ЮХАНСГАТЕ    находится  здание  парламента  -  СТОРТИНГА   и  Национальный  театр,  возведенные  в  19  веке.  Здесь  можно  присесть  прямо  на  лужайке  почитать,  отдохнуть - это место встреч.                А по улице  Карл  -  Юхансгате  можно  дойти  до  Королевского  дворца.
В  этом  районе  многое  напоминает  о  прошлом.  Здесь  были  раскопаны  Осебергский  корабль,  предметы  времен  викингов,  остатки  старого  города  с  крепостью  АКЕРСХУС ,  сооруженной  около  1300  года .
В  Осло  проживает  500  тысяч  жителей.  Студенты  со  всего  мира  обучаются  в  Университете  ОСЛО.   Нобелевская  премия  мира  вручается  в  этом  городе.  В  Осло  -  50  уникальных  музеев.  Среди  них  -  известный  в  мире  МУЗЕЙ  ДЕТСКОГО  РИСУНКА,  КУДА  ДЕТИ  ИЗ  РАЗНЫХ  СТРАН  ПРИСЫЛАЮТ  СВОИ  РИСУНКИ.
Здесь  находятся  и  другие ,  не  менее  известные  музеи  - музей  кораблей  викингов,  ФРАМ -  музей  ,  Фрогнер – парк  скульптур Вигеланда  и  ХОЛЬМЕНКОЛЛЕН   со  старейшим  в  мире  лыжным  музеем.  Полярный  корабль  Фрам  -  самая  прочная  в  мире  шкуна  с  яйцеобразным  дном,  побывавшая  в  самой  северной  и  в  самой  южной  точках  земного  шара,  когда – либо  достигнутых  надводными  кораблями  под  руководством  Фритьофа  Нансена   1893 – 1896,  Отто Сведрупа   1896 – 1902,  Роалда  Амудсена   1910 -  1912г.

                ХОЛЬМЕНКОЛЛЕН  -  ЛЫЖНАЯ  МЕККА  НОРВЕГИИ
   
О  норвежцах  сложилось  представление  как  о  нации,  давшей  человечеству  много  путешественников.  Норвежцы  -  нация  не  только  прекрасных  мореплавателей,  вспомните  имя  Тура  Хейердала,  но  среди  них  много  конькобежцев  и  лыжников.
Норвегия  -  родина  коньков  и  лыж. В  стране  наиболее  распространены  конькобежный,  лыжный  и  парусный  виды  спорта.
Слово    с л а л о м     с  норвежского  обозначает  спуск  по  льду.  А  название  места  проведения  зимней  олимпиады     известно  каждому  в  мире  -  ЛИЛЛЕХАММЕР.  Показательно,  что  в  вагонах  поездов  и  в  автобусах,  совершающих  внутренние  рейсы  по  стране,  отведены  специальные  места  для  лыж  -  по  числу  мест  пассажиров.   Зимой  в  выходные  дни  снежные  склоны  пестрят  от  десятков  тысяч  лыжников.  Вся  нация  на  лыжах.  Нет  в  обиходе  норвежцев  предмета,  более  распространенного  ,  чем  лыжи.  Норвежец  родится  с  лыжами  на  ногах!  -  гласит  норвежская  поговорка.
В  северо – западной  части  Осло  находится  лыжная  мекка  Норвегии  -  ХОЛЬМЕНКОЛЛЕН  с  большим  трамплином.   В  1892  году  здесь  состоялись  первые  соревнования  по  прыжкам  на  лыжах  с  трамплина.  Здесь  в  одно  из  воскресений  марта  устраивается  крупнейший  в  году  спортивный  праздник.  В  Хольменколлен  происходят  соревнования  лыжников  страны  по  прыжкам  с  трамплина,  а  в  1952  году  состоялась   зимняя  Олимпиада.
Нас  пригласили  сесть  в  аттракцион,  который  называется    лыжный  симулятор,  чтобы  испытать   то,  что  чувствует  горнолыжник,  выполняющий  спуск  на  лыжах.  Мы  сели  в  кресла,  застегнули  ремни,  как  в  самолете   и  нас  так    начало  бросать  из  стороны  в  сторону  в  этой  кабинке,  что,  казалось,  если  -  бы  не  ремни,  мы  -  бы  просто  развалились  на  части,  выброшенные  из  своих  кресел.  Вот  что ,  оказывается,  чувствует  каждый  горнолыжник,  спускающийся  по  трамплину.   В   кабине   для  шести человек     ты  сидишь    и   едва   успеваешь  представить  себе  ,  что  творится  вокруг,  потому  что   на  экране  мелькают  кадры  местности    стремительного  спуска  вниз.  Вот  это  аттракцион!
В  старейшем  в  мире  музее  лыж  можно  было  познакомиться  с  предметами  400 – летней  истории  развития  лыж,  полярных  приключений,  увидеть  королевские  лыжи  и  сфотографироваться  со  скульптурой   норвежского  короля  Улава  , идущего  на  лыжах с  собакой  впереди.  От  всего  увиденного  замирало  сердце…  Все  было  так  неожиданно  вокруг!


                ШКОЛЬНОЕ       ОБРАЗОВАНИЕ

Каждый  из  нас  посетил  норвежскую  школу,  но  они  были  закрыты.  Зато  учителя  и  ученики, в  семьях  которых  мы  жили , рассказали  нам  много  интересного.
Независимо  от  религиозного  социального  статуса  и  положения  каждый  ребенок  имеет  право  на  образование  согласно  Конституции.
Все школы  страны  работают  по  единому  учебному  плану.  Дети  поступают  в  школу  с  6  лет.  Один  учитель  ведет  все  предметы  в  одном  классе  с  1  по  7  класс.  Ему  помогает  воспитатель.  Отметок  с  1  по  7  класс    не  выставляют.  Учат  математику,  норвежский  язык,  литературу,  английский  язык,  естествознание. Один  день  в  неделю  -  день  природы  проводят    на  открытом  воздухе.  Идут  в  лес,  где  наблюдают  за  жизнью  деревьев,  насекомых,  организуют  викторины.  Зимой  проводят  лыжную  эстафету  с  элементами  ориентирования  в  лесу.  По  дороге  домой  учат  правили   дорожного  движения  и  правила  поведения  около  речных  водоемов.
Затем  ребята  учатся  в  средней  школе, где  все  предметы  ведут  учителя -  предметники    и  школьники  сдают  экзамены  за  курс  программы  8,9,10  классов.  Дважды  в  год  на  родительских  собраниях  родители  встречаются  с  учителями  ,  где  сообщают  им  об  оценках  детей.  Существует  5 -  балльная  система  выставления  оценок.  Все  оценки  за  предыдущие  три  года  учащиеся  обязаны  представить  в  конце  10  класса  перед  выпускными  экзаменами.  Сдав  выпускные  экзамены ,  каждый  должен  определить  свой  выбор  профильного  класса,  в  котором  проучится  еще  три  года.   Предложены  следующие  профили  обучения  -   экономический,  технический,   творческий,   класс  с  практической  направленностью,  например,  парикмахер,  швея,  слесарь.   В  школе  продвинутого  обучения  существует  6 – балльная  система  оценок . Летние  каникулы  длятся  два  месяца -  июль  и  август.  Учителя  в  основном  -  женщины.  Все  учебные  книги  ты  можешь  взять  на  определенный  срок   в  школьной  библиотеке,  а  тетради,  ручки  и  школьные  принадлежности  выдает    воспитатель.   Всего  13  лет  норвежские  ребята  учатся  в  школе.   Те, кто  хотят  учиться  дальше,  по  желанию  поступают  в  высшие  учебные  заведения,  имея  специальный  аттестат ,  в  котором  указан  профиль    выпускного  класса.

                ГЛАВА  ТРЕТЬЯ

                ЛАГЕРЬ  НОРВЕЖСКОЙ  НАРОДНОЙ  ПОМОЩИ

НОРВЕЖСКАЯ  НАРОДНАЯ  ПОМОЩЬ  была  основана  в  1939  году  Норвежской  Конфедерацией  Профсоюзов  в  ответ  на  рост  фашизма  в  Европе  и  угрозу  войны,  а  также  для  оказания  помощи  людям.Сегодня  ННП  является  одной  из  крупнейших  добровольных  организаций  Норвегии,  которая  организует  отдых,  поездки,  медицинскую  помощь  и  другую  благотворительную  помощь  в  отношении  детей,  инвалидов  и  пожилых  людей,  защиту  окружающей  среды,  медицинскую  и  продовольственную  помощь  жертвам  войн  и  катастроф.
Юг  Норвегии.  Город  АРЕНДАЛЬ.  Южно -  норвежские  города  с  вечно  белыми  стенами  домов,  по  которым  карабкаются  вьющиеся  розы, - одна  из  красивых  достопримечательностей  страны.
По  мнению  самих  норвежцев  южная  Норвегия  является  раем  для  детей,  как  никакой  другой  район  страны.  Именно  здесь  на  острове  ТРОМЮ  расположился  лагерь  Норвежской  Народной  Помощи,  в  местечке  ХУВЕ  ЛИЕР.  Здесь  нас  ждали  разные  чудеса  в  Кардомоновом  городе -  местном  Диснейленде,  зоопарк  в  городе  КРИСТИАНДСАНД,  ловля  крабов  и  гребля    в  лодках.  Нам  предстояло  прожить  пять  дней  на  берегу  океана…
Площадь  острова  - 24  квадратных  километра.  Население  4000  жителей.  Относится  к  Арендаль  Коммуне.  Ученые  нашли  на  острове  останки  людей,  проживающих   здесь  3000  лет  назад,  предметы  быта,  лук  и  стрелы.  Викинги,  торговавшие  с  Ригой,  мастерили  здесь  свои  лодки.  Отсюда,  двигаясь  по  рекам  в  своих  лодках,  они  дошли  до  Черноморского  побережья  России.
В  1940  году  Норвегия  была  оккупирована  фашисткой  Германией  и  в  местечке  ХУВЕ  ЛИЕР  немцы  построили  деревянные  корпуса  для  солдат  своей  армии.  В  1942  году  английская  авиация  освободили  Норвегию,  и  лагерь  перешел  в  ведомство  Норвежской  армии.  Здания  были  настолько  прочны,  что  их  решили  не  разрушать.  А  некоторые  места  внутри  вообще   сохранились  в  первоначальном  виде  -  отапливающая  здание  печь,  не  потускневшая  с  годами  краска  на  стенах.  В  1946  году  сюда  на  отдых  стали  привозить  нуждающихся  в  отдыхе  инвалидов,  беженцев  из  других   стран.
На  флагштоке  развивается  флаг  белого  цвета  с  изображением  креста  зеленого  цвета.  Это  флаг  НОРВЕЖСКОЙ  НАРОДНОЙ  ПОМОЩИ.  Здания   коричневого  цвета  сейчас  благоустроены,  комнаты  по  2 – 3  человека  .  Невдалеке  -   большая столовая,  где  шеф -  повар  угощает   нас  мороженым. Основной  набор  продуктов -  молоко,  чай,  сахар,  хлеб,  картофель,  мясо,  колбаса,  яйцо,  помидоры,  огурцы.  Чуть  дальше -  душ,   горячая   вода  в  котором подается   с  интервалом   каждые  3  минуты .  Так  мы  привыкаем   бережно  относиться  к  воде...  Рядом -  комната  для  стирки  и  сушки  белья.   Стадион.   Клуб  верховой  езды.  Белая  лошадь  с  голубыми  поводьями.   Дорожки  для  инвалидов  в  колясках. 
Большое  количество  людей  в  инвалидных  колясках    жили   в  3 –м  корпусе.  Их  повсюду  сопровождали  волонтеры,  молодые  люди  -  члены  ННП.  Самостоятельно  передвигающиеся  дежурили  на  кухне, выполняя   посильную  работу.  Вечерами  они  играли  ,  пели ,  мы  слышали  их  смех.  Телефоны -  автоматы    были  установлены  на  высоте  0,5  метра,  спуски  у  дверей  каждого  корпуса     -  все  это   казалось  фрагментом  другой,  незнакомой  жизни.
В  первые  часы  нашего  пребывания  в  лагере   дети  молча  смотрели  на  все  происходящее  вокруг  со  страданием  и  некоторым  замешательством.  Было  решено  готовить  еду  самостоятельно ,  у  нас  в  корпусе.  Но   затем   наступило  утро,  мы  освоились  и  уже  играли  в  футбол  с  беженцами,  здоровались  с  инвалидами  и  катались  на  лошади.  Мы  стали  жить  по  принятым  в  лагере  законам  принятия    друг  друга .
И  сейчас,  ГОДЫ  СПУСТЯ,  мы  благодарны  той  далекой  стране    на  севере  Европы,  где  мы  прожили  четыре  недели  лета,  такие  разные,   такие  запоминающиеся. 
Прежде  всего  мы  вспоминаем  людей,  повстречавшихся  там  на  нашем  пути. Мы  бережно  относимся  друг  к    другу,   как  тогда,  в  Норвегии.   Мы  до  сих  пор  узнаем  друг  друга   и  издалека   киваем  при  встрече.  Мы  стали  старше,  мы  закалили  свой  характер  в  предлагаемых   обстоятельствах. Мы  приобрели  жизненный  опыт  -    новый  опыт  общения    Там,  в  другой  стране  мы  поняли ,  что  мы  -  один  народ.

Надежда  Селютина
Киреевск - Москва - Драммен - Норвегия   
Июль  2000 г
Записано в 2010 году.

 
          
 


Рецензии
Спасибо за рассказ, прочитал с интересом! Может быть я и ошибаюсь, но мне кажется, что не надо никого учить любить, достаточно учит не ненавидеть, и Ваш рассказ это подтверждает :)

Геннадий Дергачев   19.06.2014 13:54     Заявить о нарушении
Да.Никого не надо учить любить. Достаточно учить не ненавидеть! Спасибо. Геннадий, Вам успехов и добра!

Надежда Анатольевна Селютина   27.06.2014 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.