Бездна. Глава 8-2. Гибель рыбака

   Утром, приближаясь к деревне, мы не услышали гвалт детей.

   — Что-то произошло… скорее всего, несчастье, — сказала Оленька.

   Мы прошли к центральной площади, но и здесь почти никого не было. Центром оживления была хижина в дальнем конце деревни, где собрались почти все жители острова. Голосили женщины и ребятишки.

   Мы подошли к хижине. Вслушиваясь в уже знакомые туземные слова, я понял: произошло горе.

   — Что-то случилось? — спросил я девочек.

   — Погиб рыбак по имени Весёлый Ёж, — сказала Оля. — Во время рыбалки. Совсем нелепо, по гадкой случайности. Его недавно достали из моря и уже занесли в хижину, чтобы подготовить к последнему пути.

   Вождь, как всегда, распоряжался. Но сквозь “президентскую” роспись я впервые увидел на лице искреннее сочувствие и даже скорбь.

   — Он был самым добрым, — Светланка, прижавшись ко мне, беззвучно плакала. — Когда мы попали на остров, на нас были только платья. Он в самый первый день принёс нам совсем новые сандалии — их сшила его старшая дочь, и красные платья. Он нас сильно жалел. Всегда приглашал к столу, угощал самой вкусной рыбой.

   Шаман уже заводил свою тягучую песнь. К нему постепенно присоединились голоса жителей деревни. Даже жёны, всхлипывая и вытирая слёзы, подпевали всеобщему хору.

   Утопленника уложили на украшенные зеленью и жёлтыми цветами носилки и под негромкое пение понесли на берег океана. Смертное ложе установили на каменный постамент, о назначении которого я раньше не догадывался. Все жители острова подходили к Весёлому Ежу и подолгу разговаривали, совсем как с живым человеком. Ольга стояла у изголовья рыбака и, как я догадывался, пела молитвы. Из глаз Светланки всё время лились слёзы.

   Когда почти все попрощались с Весёлым Ежом, я подошёл к нему и, глядя на неподвижное лицо с совершенно иной, строгой раскраской, тихонько говорил, успешно мешая русские слова с туземными:

   — Добрый человек, я не отличал тебя от остальных мужчин острова. Но если ты был добр не только к своим жёнам, детям, друзьям, но и к чужестранным девочкам, то я буду всегда помнить тебя и твою доброту. Насколько смогу, я всегда буду помогать твоим супругам и детям.

   Я вспомнил, что именно этот туземец с приятным лицом и простодушной улыбкой отдал мне рубашку в один из первых дней. Никого не стесняясь, я со слезами на глазах прижал руку к его груди и поклонился ему.

   Хоронили Весёлого Ежа в море на плоту. Особый плот на такой случай был всегда наготове. Женщины аккуратно укладывали на брёвна пальмовые листья, фрукты, цветы, глиняные фигурки — в дар Коно-мото, чтобы принял покойника с должными почестями. Потом мужчины бережно перенесли тело покойного на плот и под вой женщин вплавь провожали его за рифы, пока “гроб” не подхватило океанское течение.


   В деревне не было обычного вечернего оживления. Было тихо, словно мы не в центре большого посёлка, а на необитаемом острове.

   Я очень жалел рыбака и его большую семью. Три жены и много детей… Сколько же осталось сирот? Их не оставят без попечения — это точно. Где они будут жить? В своём доме? Я спросил девочек:

   — Что теперь станется с семьёй?

   — Вождь сказал, что они пока в своей хижине поживут. Через десять дней опять будет свадьба.


Рецензии