Письмо длиною в жизнь часть 6

       Смена  времён  года  происходит  как  день  и  ночь,  ничто  не  задерживается,
и  вот  опять  зима.  Зимой  под  моей  кроватью  в  углу  нарастал  снежный  ком.  Морозы стояли 
жестокие,  и  протопить  до  продолжительного  тепла  квартиру  было  очень сложно,  под  утро, 
после  четырёх  огромных  вёдер  угля  и  охапки  дров,  из  постели  совсем  не  хотелось  вылезать. 
Топить  печку  по  очереди  входило  и  в  мои  обязанности. 

     Мама  в  Биробиджане  не  пошла,  работать  в  ателье,  поскольку  навык  портного,  он  требует 
отточенного  мастерства,  а  мама  так  долго  сидела  с  Леной  дома, поэтому  и  решила  идти 
на  фабрику  швеёй.  Труд  у  людей  всегда  был  тяжёлым,  но  мама  в  труде  была  гений,  она  за 
рабочую  смену  производила  три  нормы  безукоризненного  качества  продукцию.  Её портреты  висели 
на  городской  и  областной  доске  почёта,  но  она  не  была  из  числа  «стахановка»,  которых 
очень  часто  искусственно  создавали  в  нашей  стране.  Она  не  знала  никаких  привилегий, 
маме  достойную  премию  ни  разу  не  дали.  Ведь  лозунг  был:  «Деньги  –  это  зло». 
И,  наверно,  это  правильно,  когда  ты  на  государственном  обеспечении.  А  вот  как  мама  уставала, 
работая  за  это  «зло»,  то  это  отдельная  повесть. 

     Обязанности  по  ведению  хозяйства  и  содержанию  нашего  дома  делились  по  справедливости 
с  учётом  занятости  в  тот  или  иной  момент  каждого  из  домочадцев.  Но,  если  я  не  успевала, 
по  легкомысленности  своего  поведения,  выполнить  домашние  обязанности,  то  папа  заставлял  меня 
делать  их  уже  в  ночное  время,  не  беря  во  внимание,  ни  мой  страх, нестандартность  такого  воспитания. 
Если  папа,  приходя  со  службы  в  ночи,  обнаруживал  случай  моего  не  выполнения  обязанностей, 
он  тут  же  всё  выяснял.  И  то,  что  «Утро  вечера  мудренее»,   для   папы,  в  этот  момент, 
такая  мудрость,  мудростью  не  являлась. 

     Придя  как-то  поздно  со  службы,  папа  увидел  отсутствие  воды  в  доме,  о  которой  мне 
следовало  бы  побеспокоиться  в  течение  дня,  и  этого  папа  не  потерпел.  Он  разбудил  меня 
и  спросил,  что  за  причина,  по  которой  в  доме  отсутствует  вода?  Я  спросонья  ответила: 
«Забыла  принести».  Такой  ответ  папу  возмутил,  и  он  отправил  меня  среди  ночи  поводу. 
И  это  его  решение  не  могло  иметь  для  меня  никакого  снисхождения.  Понятно,  что  поход 
с  двумя  вёдрами  в  ночи  на  колонку,  был  для  меня  трудным  и  незабываемым  испытанием. 
Но  такое  со  мной  случилось  только  один  раз,  и  уроком  стало  на  всю  жизнь. 
Я  сразу  научилась  ничего  не  забывать  по  небрежности  поведения,  а  уважительные   причины 
в  нашей  семье  всеми  и  всегда  принимались  с  большим  пониманием  и  даже  с  сердечным  участием. 
Так,  что  обижать,  у  нас  было  не  принято,  да  и  причин  тех  не  было. 

     К  этому  обстоятельству,  что  условия  жизни  у  нас  были  спартанские,  можно  добавить, 
что  все  удобства  нашей  квартиры  были,  как  говорится  во  дворе.  Вода,  которую  вёдрами 
надо  было  приносить  и,  как  факт,  очевидный  выносить,  уголь  и  дрова  приносить,  а  золу  из 
печки  выносить,  а  ещё  стирка..., но  самое  страшное  это  был  туалет  –  его  уличное  местонахождение 
и  убогое  его  исполнение,  оно  было  просто  омерзительным. 

      Раз  в  неделю  баня,  в  которую  надо  было  ехать  на  автобусе,  правда,  потом  баню 
выстроили  рядом,  и  можно  было  просто  в  неё  ходить,  но  всё  равно  раз  в  неделю, 
а  по  будням  тазики  и  ковшики.
Жить  в  таких  условиях,  в  общем-то,  было  совсем  непросто.  Но  к  быту  мы  привыкли, 
школу  я  закончила,  и  всё  по  закону  времени  шло  своим  чередом.

      И  вот  мы  с  Надей  поступили  в  Биробиджанский  механический  техникум  на  плановое  отделение. 
Наша  группа  планирования  состояла  из  одних  девушек,  то  ли  юношей  не  интересовало  планирование 
и  экономика,  то  ли  дирекция  техникума  позаботилась  о  том,  чтобы  профессия  эта  отличалась 
по  половому  признаку.  Словом  у  нас  был  пансион,  конечно,  он  не  был  пансионом  благородных 
девиц,  но  исключая  не  преподавание  глубокого  знания:  манер,  танцев  и  рукоделия, 
мы  были  очень  милые  девочки  и  разносторонне  обучаемые.  Особой  дружбы  в  техникуме  мне 
искать  не пришлось,  мы  пришли  учиться  вместе  с  Надей,  и  к  этому  времени  наша  дружба 
носила  уже  зарождающийся  родственный  характер.  Поэтому  всех  помню  ровным  чувством. 

     Помню,  особо  ярко,  как  с  Натаном  Марковичем,  нашим  преподавателем  по  экономике, 
мы  ездили  на  лыжную  прогулку,  он  был  молодым  специалистом  и  к  своему  ремеслу  педагога
решил  подойти  в  лучших  традициях  педагогики.  Он  предложил  нам  лыжную  прогулку,  объяснив 
своё  решение  тем,  что  в  неформальной  обстановке  нам  будет  лучше  понять  друг  друга. 
Мы,  как  всегда,  с  шумом  и  оптимизмом  приняли  его  предложение.  Правда  в  этом  мероприятии 
у  нас  получилось  не  всё  гладко,  но  я  думаю,  что  это  было, всё же  хорошим  его  решением,   
и  каждый   из  нас  по-своему  получил  урок  сближения  и  пусть  маленького,  но,  всё,  же   откровения  чувств. 

     На  втором  курсе  к  нам  пришли  новые  девочки,  и  я  помню,  у  Люды  Школьник,  они  сделали 
икорную  вечеринку,  было  огромное  количество  красной  икры,  сливочного  масла  и  белого  хлеба. 
К  этому  времени  я  уже  стала  понимать  вкус  икры.  А,  до  этого,  моя одноклассница 
как-то  угощала  меня  красной  икрой,  она  поставила  на  стол  трёхлитровую  банку  и  щедро  сказала: 
«Ешь».  Угостившись,  я  как  маленький  плебей  высказалась:  «Спасибо,  но  это  просто  дрянь, 
я  её  и  дома  не  ем»,  вот  так,  коротко  и  ясно. 

      А  повзрослев,  я  выяснила,  что  и  вкусы  мои  тоже  повзрослели.  Поэтому  вечеринка, 
собранная  девочками  в  техникуме  имела  прекрасный  вкус  красной  икры.  Вкусное  мероприятие 
осталось  в  памяти,  но  с   новыми  девочками  я  ощущала  некую  дистанцию,  которая  меня, 
ни  в  коей  мере,  не  волновала,  но  она  в  моём  сугубо  личном  ощущении  присутствовала  как  факт. 
На  мой  взгляд,  мы  жили  как-то  больше  рядом,  чем  вместе. 
Учёба  в  техникуме  была  интересной  и  познавательной,  в  нашем  техникуме  была  сильная  плеяда 
учителей,  и  я  считаю  это  огромной  удачей  в  деле  моего  образования.

      Но  самое  главное  это  то,  что  у  меня  были  любящие  родители,  для  меня  семья,  с  нашими 
традициями,  была  залогом  всех  моих  успехов.  И  очень  важно,  что  в  семье  было  принято  слушать 
и  моё  мнение  и  по  возможности  уважительно  его  принимать.
Когда  я  в  техникуме  собралась  в  партию,  а  директор  техникума  Михаил  Ефимович  дал  мне  рекомендацию, 
это  было  очень  почётно,  сейчас  о  таком  и  вспоминать  смешно,  но  было  всё  именно  так. 

     Папа  решил  проверить  мои  знания  и  позицию,  он  задавал  мне  кучу  вопросов,  на  которые, 
я  уверенно  отвечала.  Но  один  вопрос  оказался  основополагающим  в  моей  жизни,  и  как  я  выяснила, 
не  подходящий  для  партии.  Папа  мне  сказал,  что  партийная  жизнь  –  это  собрания,  на  которые 
надо  выделять  личное  время,  а  вот  появится  у  тебя  семья,  как  ты  будешь  это  совмещать? 
Я  задумалась,  потому  что  в  то  время  была  далека  от  мысли  о  семье.  Подумав,  я  ответила 
тоном,  не  терпящим  никаких  других  вариантов.  Никогда  моя  семья:  мой  муж  и  дети,  не  станут 
заложниками  дурацких  собраний  (дурацких  слово  подлинное).  На  первом  месте,  в  моей  жизни, 
будет  семья. 
Папа  сказал,  что  если  я  так  думаю,  то  это  очень  правильно,  но  тогда  не  надо  начинать  то, 
чему  ты  не  сможешь  себя  посвятить.  Я  очень  обрадовалась,  что  мой  взгляд  имеет  право 
на  жизнь  и  папа  его  уважает.  Это  была  моя  позиция,  которую  я  смогла,  в  своей  юной  жизни 
отстоять,  а  всё  потому,  что  миром,  в  котором  я  жила,  руководил  мой  мудрый  отец.

    А  вот  как  причину  по   имени  «Семья»  донести  до  членов  парткома,  перед  которыми  мне  надо 
было  держать  ответ  за  свой  годичный  кандидатский   стаж,  было  делом  непростым. 

Во-первых,  они  в  большинстве  своём,  в  отличие  от  моего  отца,  особой  мудростью  не  отличались, 
а  моя  причина  по  имени  «Семья»  для  них  и  вовсе  не  причина. 

Во-вторых,  на  меня  было   потрачено  время,  да  и  внешняя  сторона  моей  кандидатуры  была  безупречная: 
хорошо  учусь,  староста  группы,  во  всём  принимаю  участие  от   спорта  до  художественной 
самодеятельности,  да  не  только  участвую,  но  призовые  места  занимаю  иногда  даже  первые. 
А  вопрос  семьи  и  её  какой-то  святости  был  им  совсем  не  интересен.  В идейных  мозгах, 
а  ещё  точнее,  в  трибунных  выступлениях  идейного  партийца,  святой  могла  быть  только  партия. 

     Но  я  была  решительно  настроена  и  уверенна,  что  семья,  в  моей личной  и  женской  судьбе, 
это  самое  главное  и  это  мне  надо  было  отстоять.  Что,  в  общем-то,  и  случилось,  в  партию 
я  не  вступила,  мой  отказ  мотивирован  тем,  что  я  ещё  недостаточно  достойна  её  рядов. 
После  этого  меня  уже  никогда  не  интересовала  никакая  партия,  и  никакая  общественная  жизнь. 
Личная  жизнь человека,  на  мой  взгляд,  и  формирует  общественную,  а  уж  никак  наоборот. 
По  своей  натуре  я  создана  той  женщиной,  для  которой  карьера  жены  и  мамы,  была  совершенно 
естественна,  и  достигнуть  в  этом  успеха  мне  было  равносильно  обретению  счастья!  Так  мне  всегда  думалось.
      
     До  того  как  я  приду  к  Богу,  к  его  божественным  истинам  и  Заповедям,  были  долгие 
годы  душевного  взросления,  поиска  и  ошибок. 
Я  с  упоением  наслаждалась  юностью,  дружбой,  романтическими  увлечениями.  Платоническая  любовь 
мне  казалась  чистой  и  созидательной.  Однако  моему  папе  сказали,  что  я  разбойница,  девчонка  легкого 
поведения  и  скоро  принесу  в  подоле.  (Об  этом  мне  родители  рассказали,  когда  я  стала  совсем  взрослой)

      Я  очень  удивилась,  что  обо  мне  у  взрослых  людей  было  такое  мнение.  А  главное 
им,  так  не  терпелось  поделиться  их  «наблюдениями»  с  моими  родителями.  Сколько  же  грязных 
мыслей  припасено  в  головах  у  людей,  их  грязи,  даже  на  детей  хватает.  Но  и  на  это  в  жизни 
я  нашла  ответ,  нашла  ответ  на  своё  недоумение,  вызванное,  мягко  выражаясь,  взрослой  пошлостью. 

       У  Александра  Меня  в  одной  из  его работ  я  прочитала  интересную  мысль:
«Зло,  по  своей  сути  чисто  человеческое явление».  Такое  наблюдение  для  любого  порядочного 
человека  неутешительное,  а  как  с  ним  уже  жить,  решает  каждый  сам.
   
      Мои  родители  меня  берегли,  они  посчитали,  что  эта  грязь  не  должна  коснуться  меня 
в  столь  раннем  возрасте.  Папа  с  тем  доброхотом  сам  разобрался,  он  посоветовал  ему  сначала 
своих  детей  завести,  а  потом  за  других  переживать.  Как  же  мне  не  любить  своего  мудрого  отца, 
который,  переживая,  никогда  не  оскорбил  меня  даже  подозрениями. 

      Жизнь  доказала,  что  количество  мальчишек  вокруг  девчонки  не  определяет  ее  нравственного 
воспитания.  Меня  воспитала  и  любила  моя  семья,  в  которой  я  росла  и  где с  малых  лет 
видела  любовь,  ту  самую  верную  и  ценную.  Любовь  родителей,  которая  нужна  детям,  и  которая 
бывает,  у  взрослых  людей  днём. 
 

      Научить  человека  читать,  думать,  любить,  отвечать  за  свои  поступки,  это  и  есть  воспитать 
в  человеке  потребность  жить  в  гармонии  с  самим  собой,  и  этому  меня  научили  мои  дорогие  родители.
      


Рецензии
Перечитала второй раз,и не пожалела!Какие то эпизоды совпадают с моими , в частности про вступления в партию.Я уже жила далеко от родителей и решения принимала сама.В партию не вступила,как ни уговаривали.Удачи Вам!

Ольга Пензенская   10.12.2017 20:35     Заявить о нарушении
Благодарю, Ольга!
Желаю Вам здоровья, душевного тепла, сердечной радости,
успехов и удач, ухода вдохновения не знать,
любви и верности, надежд не растерять.

С уважением, признательностью и светлым чувством к Вам, Надя.

Надежда Дмитриева-Бон   19.12.2017 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.