Триллер из 13 года

              НАРЯДЫ  ПОЛИЦЕЙСКИХ ДЕЛ И ПРОИСШЕСТВИЙ 1913 ГОДА.

             О  происшествиях, расследуемых  городскими и уездными  полицейскими управлениями, полицмейстер обязан был, докладывать  в канцелярию Губернатора Страховского И.М. Наиболее громкие и сложные преступления докладываются с результатами их расследования Следователями окружных Судов, Жандармского управления, жандармской полиции  железных дорог. Ведомость происшествий ложится на стол губернатора два раза в месяц, и включает пункты, например, за вторую половину декабря 1912 года:
 1. Пожары – 15;
 2. Несчастные 
     смертные и другие случаи – 64;
 3. Найденные жертвы и тела – 8;
 4.Подкинуто младенцев – 1;
 5. Самоубийства – 10;
 6. Убийства, нанесение ран,
     увечий, побоев – 15;
 7. Поджоги – 5;
 8. Грабежи разбои – 5;
 9. Кражи, воровство,
     мошенничество – 31;
 10. Изнасилования – 3. 
       Как особые происшествия в уездах -   гибель урожая от градобития или другой стихии.
 В число особых также засчитываются те, которые требуют для расследования привлечения больших сил, времени, средств.  Из уездов об них отчёт особый.
        По  городу  подобные события  включаются в общий отчёт, как и количество арестованных за пьянство, подследственных по прежним и новым делам, ночевавших в ночлежных домах, и  сумме сбора в городском театре.

                ТРИЛЛЕР ОРЛОВСКОЙ ОКРАИНЫ.

           Рапорт Яранского  исправника Кучерова Губернатору пришёл телеграммой  утром 30 июля 1913года: «Пристав 4 стана, вверенного мне уезда, донёс, что 29 июля, в 5 часов вечера, при возвращении из села Суводи, Лесниковской волости,  Орловского уезда в слободу Кукарка, в 1,5 верстах от названного села, в лесу, неизвестными злоумышленниками убиты: сборщик казённых винных лавок, М.М.Федрин, и сопровождавший его стражник Григорий Халтурин. Ямщик невредим.
       В повозке, остались не похищенными, деньги в сумме 1859 рублей 47 копеек».
       Подробности Кучерков сообщает  письмом от 4 июля: «Имею честь сообщить Вашему Превосходительству нижеследующее.
       Существующая в селе Суводях казённая винная лавка за № 425, за дальностью расстояния от уездного Орлова (115 вёрст), подчинена учёту  сборщика при Яранском винном складе № 6, проживающего в городе Яранск. ( Село Суводи находится в 25 верстах от Яранского уезда.)
        В должности сборщика ныне состоял крестьянин Люблинской губернии, Белгорайского уезда, села Кульно, Михаил Михайлович Федрин, 35 лет.
        28 июля М.М.Федрин, в сопровождении своего стражника, крестьянина деревни Борисовой, Пиштанской волости Орловского уезда Григория Андреевича Халтурина, 33 лет, выехал из Яранск по своему району, для учёта винных лавок, взяв  ямщиком, крестьянина того же уезда из деревни Малые Шаранги Тимофея Ивановича Киселёва, 27лет. После учёта  винных лавок, расположенных на пути к  Кукарке, и в лавке самой слободы, Федрин сдал деньги в местное казначейство.
        Утром 29 июля выбыл из Кукарки в село Суводи, куда прибыл в час дня. Здесь, произведя учёт в казённой лавке, взял  деньги  в сумме 1784 рубля 27 копеек. В 5 часов дня, в сопровождении тех же лиц, выехал обратно в  слободу Кукарку.         
                Лесистая, безлюдная местность, всюду пересечена глубокими тёмными, заросшими и не проходимыми в сторонах от  дороги оврагами, на всём протяжении25 вёрст.  При чём лес во многих местах, настолько густ, что представляет собой тёмную, не проходимую  чащу, весьма удобную для преступных целей.
           Тут Федрин, Халтурин и Киселёв подверглись нападению.  Выяснились следующие обстоятельства.  Засаду, злоумышленники устроили  в 1,5  верстах от Суводей. Возле полотна дороги, в густой чаще леса, поставлен  шалаш   из срезанных мелких ёлочек, поставленных одна возле другой. Едва,  открытый   экипаж въехал в это узкое  заросшее место, как двое злоумышленников, выскочили из засады, и открыли по  людям  стрельбу из револьверов. Лошади, испугавшись  выстрелов, понеслись. Обезумев от ужаса, ямщик забыл о седоках, продолжал сидеть на облучке,  и  сам ещё  погонял несущихся лошадей. .Один из нападавших, схватившись за уздцы, пытался заворотить лошадей в сторону леса. Когда  это  не удалось, он некоторое время  бежал за экипажем, пуская вдогонку выстрелы. Скоро он отстал, а лошади вынесли к полевым воротам, в 3 верстах от деревни Большой Боров. Когда  приблизились к воротам, ямщик выскочил, быстро открыл их,  и едва успел ухватиться  за задок мчавшегося экипажа. И только забравшись обратно, заметил, что Федрина в экипаже нет. Халтурин,  окровавленный и мёртвый,  свесив голову,  и руку,  лежит  поперёк экипажа
          . В деревне  Киселёв  заявил о  происшедшей трагедии десятскому, Фёдору Абросимовичу Скурихину. Он известил урядника  Семёна Алексеевича Скурихина. Тот сразу прибыл  на место происшествия с понятыми и приказчиком казённой винной лавки в Суводях Константином   Сергеевичем  Ивановским.   
                У места нападения они обнаружили две револьверные гильзы, валявшиеся на полотне дороги. Вблизи обнаружен колёсный след в сторону леса, который  вблизи вернулся на дорогу.
 В шестидесяти саженях от  места нападения, на дороге, вверх лицом, с раскинутыми в стороны руками и ногами, найден сборщик М.М.Федрин. Одежда  его  в порядке. Находящаяся при нём сумма казённых денег  1055 рублей 22 копеек найдены целыми. Невредим, оказался саквояж, с вложенными 804 рублями 25 копейками, оставшийся в экипаж
.Не далеко от ворот на полотне дороги, найдена ещё одна револьверная гильза.
               Дальнейшим обследованием выяснено, что в момент нападения по  этой же дороге проезжали три крестьянина с возами тёса, ехавшие на базар в Кукарку. Услышав стрельбу, эти поддались такой панике, что не только не попытались разузнать, в чём дело,  но бросили своих   лошадей, убежали в  лес, и вернулись, спустя некоторое время. Злоумышленники, очевидно, устрашились присутствия людей, поспешили скрыться, не успев захватить деньги. 
                Десятский и урядник собрали народ, перекрыв выходы на тракты, по просёлкам к деревням, обследовали лес. Однако, злоумышленников задержать не удалось. При дальнейшем осмотре места преступления, саженях в 30, найден второй шалаш. Около него тщательно заложен мхом след пепелища, порожняя бутылка из под водки в одну сороковую ведра, берёзовая палочка в виде трости, обрывок газеты (вологодской) разорванная картонная обвёртка от гигроскопической ваты, на оставшейся части которой
имеется окончание   «…. –абе». Предположительно, упаковка фирмы «Фёдор Швабе», в Москве. В Кукарке и  Орлове ваты с такой обёрткой не продавалось.
          Несомненно, именно этот шалаш служил ночлегом злоумышленникам. Здесь они разводили огонь».

                ПОРТРЕТЫ ИЗ ВОЗДУХА.
                (Или вояжи по  прошлому и настоящему.)
             Получив телеграмму, схожую с той, что пришла  Губернатору, Орловский исправник, не медля, прибыл на место. Кучерков  уже  расставил караулы и посты вблизи мест и дорог,  могущих служить преступникам для проезда или схрона.
         « 4 июля 1909 года, почти ровно четыре года назад, на этой же дороге,  несколько дальше, был убит при похожих обстоятельствах, сборщик Василевский и стражник. Ямщик ранен. Злоумышленники захватили 6218 рублей 33 копейки». Сколь – ни будь обоснованной  версии о личностях, совершивших преступление, тогда найти,   не  смогли. Поиски тогда не принесли результата.
              К выяснению участников нового преступления  сразу приступил Судебный    Следователь 1 участка г. Орлова Чупрынин. Опросили хозяев домов, стоящих вблизи дорог, сенокосчиков, работавших на  лугах  и  прилежащих к тракту полях, в дни, предшествующие событью, ночных дежурных на пожарных вышках,   Очевидцами  самых подозрительных людей, оказались жители деревни  Мальшаки, Лесниковской волости. Они  видели двоих  мужчин, проходивших по деревне, 27 июля по направлению к  Суводям. Одинаковые показания от троих разных источников свидетельствуют: «Злодейство могли совершить два грузина до 30 лет.
          Один прилично одет, высокого роста; лицо смуглое,продолговатое, с чёрными усами нос с горбинкой.  Бороду бреет. Взгляд быстрый. Уши значительно отстоят в стороны. Одет в мягкую чёрную, круглую шляпу, тонкий чёрный пиджак со стоящим глухим воротником. Брюки чёрные, на выпуск. В штиблетах. В руках нёс закопченный чайник.
                Второй, вершка на четыре ниже ростом. Лицо круглое. Нос так же с небольшой горбинкой. Имеет небольшие усы и запускает бритую бороду. Такой же смуглый. Одет в черную фуражку с суконным козырьком, тёмный пиджак с желтоватым отливом, шаровары чёрные ссера. На ногах русские сапоги. В руках нёс  жёлтую сумку с двумя дужками, наподобие камышовой».
              Из доклада полицмейстера 30 июля: «Необходимые посты по наблюдению установлены по всей территории южной части Орловского уезда. Сюда стянуты  стражники, 75 из 86имеющихся по  волостям. Такие же посты выставлены в приграничных пунктах Яранского, Котельнического, Вятского уездов. В течение суток получили известье, что каких – то неизвестных видели в лесу, в пределах Коршикской волости. Лес обложили стражники».

                РАЗГОВОР С УБИТЫМИ.
      
      Первого июля проведена экспертиза результатов вскрытья убитых сборщика и стражника. У обеих обнаружено по две револьверных раны.
       У Федрина – одна навылет, в области сердца, другая в  правой затылочной части, осталась в голове.
        У стражника Халтурина: одна навылет, в  левом боку спины ниже лопатки; другая, в задней части головы, слева под ухом. Пуля застряла с противоположной сторона головы.
      Извлечённые, из грудной  клетки  и  головы Халтурина, пули  имеют никелерированые оболочки. Размер пуль 6  мм. Пулевые  раны, в окружности своей пороховых крапинок не имеют. Приняв во внимание указанные факты, можно полагать, что револьверы, из которых стреляли, были новейшей системы. По всей вероятности системы «Браунинг», причём  большого размера. Каждый из злоумышленников имел по такому револьверу. На это указывает обстоятельство, что пуля из грудной клетки и головы Халтурина имеют одинаковые нарезки. Тогда как пуля в голове Федрина – другую  форму нарезки. При убитом  стражнике не оказалось револьвера системы «Наган». Предполагается, что он захвачен преступниками».
             
                КРУГИ И СЕТИ.
Первого августа Кучерков сообщает Губернатору: «Мною лично приняты самые тщательные, настойчивые меры к установлению наблюдательных секретных постов, установлению ночных караулов в селениях, на всех проезжих дорогах, переправах, железнодорожных станциях, водных путях и пристанях, полях, лесах. Установлены ежедневные осмотры в ямах, гумнах, и прочих местах. К делу привлечены четыре подведомственных Пристава: 1,3,4 и 5 станов, и почти все стражники уезда. Их разместили по всей территории; в особенности в пограничных с соседними уездами пунктах. Полицией не обнаружены виновные, хотя захватила  26  душ, скрывающегося по лесам, разного  сброда. Большинство из этих лиц – бежавшие из мест ссылок преступники. Все они заключены под стражу, и отправлены этапным порядком по назначению».
        В это время, не зависимо от местных мер, сообщено о розыске Полицмейстерам, Уездным исправникам, Начальникам сыскных отделений губерний: Вятской, Вологодской, Казанской, Костромской, Пермской, Уфимской и Архангельской губерний. Извещены о  дерзком преступлении  Начальник Вятского   Жандармского полицейского  Управления, Котельническом, Пермскому и Вологодскому управлениям железных дорог. Всем  разосланы приметы подозреваемых лиц».
       Кучерков, разъезжая по  селениям юга Вятской губернии, обратил внимание на содержателя чайной в Кукарке.
                Заведение держал Дмитрий  Максимович Багаев, из крестьян Истобенской  волости. Перед 27 июля он бесследно исчез, и по приметам подходил на одного из злоумышленников. Приставу 4 стана, Яранского уезда приказано наблюсти за явкой этого субъекта, как только он объявится. Исправник  немедленно распорядился предъявить его ямщику убитого Федрина, Киселёву.  Тот  признал в Багаеве одного из нападавших.  Его задержали.
        В последствии, по мере того как данные Багаевым показания и объяснения, проверили на местах, они в достаточной  мере реабилитировали его в деле.  Багаев отпущен.
               Собранные сведения, однако, позволили уяснить большое сходство одного из заподозренных  мальшаковскими  крестьянами грузин, со ссыльным в селе Верхошижемье. Имя его Таирянц Григорий Таиров. За пределы Кавказского края,  в Вятскую губернию,
 он выслан по постановлению Господина Министра Внутренних Дел , за убийства и разбои. Находился  под гласным надзором  полиции  4 года. По отбытью срока, его освободили 28 апреля, и  выдали Проходное  Свидетельство на следование до города Астрахань. Там он мог получить  Свидетельство на следование до Тифлиса, где живут его родные. Уведомления от Астраханского Полицмейстера, о прибытье  Таирянца на 1 августа нет. На запрос в Тифлис, от родственников  пришло письмо, где выражалось удивление: «Почему он не приезжает? Мы его ждём!» От них получены две фотографии, которые предъявили ямщику Киселёву. Он категорически признал: «Этот хватал  узду!». Дело передали Окружному Судебному Следователю по важным делам, о чём донесено Прокурору того же Суда и до сведения Товарища Прокурора по Орловскому уезду
.
                ПОМОЩЬ СО СТОРОНЫ.
               
      Между тем,  в секретном послании  Губернатору от 5 августа  Управляющий  акцизным банком напоминает: «Злоумышленники, которые убили сборщика казённых винных лавок Василевского 4 года назад, так и не найдены. Забрали  более 6 тысяч рублей. Убийство Федрина и Василевского совершили пришлые люди, но пособников надо искать из местных жителей и лиц, хорошо знавших местность и условия поездок сборщиков.
Народные толки приписывают участье  в убийстве Василевского бывшему акцизному надсмотрщику Репину. По слухам, со времени убийства, он живёт безбедно, хотя тогда же уволен со службы».
                Улик против Репина не появилось четыре года назад, тем более, не появись послания, нет тени  подозрения, при убийстве Федрина.
     А между тем,  первые же  сведения участкового надзирателя Коротаева, о Репине   важны для  окружного Следователя.
Он докладывает  8 августа.:«Имеются свидетели пребывания Репина, в Кукарке – 19, а  в Суводях – 24 июля».
          Он же 11 августа: «Жительница села. Васильково, Иванкова Ефросинья Васильева подтвердила, что Репин ночевал у неё с 20 на 21 и 26 на 27 июля. ( Факт внебрачного сожительства с ним, не отрицает.).
                « По показаниям односеленца её, Зайцева Николая Макаровича, двое неизвестных мужчин, какое – то время  с начала лета, тайно жили в сторожке её мужа. Муж,  лесник, умер, неожиданно быстро, четыре года назад» Сторожка находится в пяти верстах от села,  невдалеке  от устья ручья, при впадении в   Вятку, с другого берега».
Иванкова, созналась, что в лесу «жили  мужики, знакомые Репина».
 Следователь проверяет,  свидетельства, и получает санкции на обыски. 

                ЛЕСНЫЕ И СЕЛЬСКИЕ ОБЫСКИ.
       Осмотр,  лесного жилища умершего лесника, нашёл его обжитым «в продолжение достаточно длительного времени, не одним человеком мужского пола». В полуверсте от избушки, на затёсах трёх высохших сосен, найдены рисованные  углём большие и малые черты, в которых имеются заплывшие смолой  дырки.  При тщательнейшем осмотре места, на  расстояния, с которого  могли стрелять, найдены тщательно забросанные  гнилыми листьями и хвоей,  74 револьверных гильзы, калибра 6 мм. Из спиленных, и расколотых  сосновых поленьев, достали  18 простых пуль с двумя видами нарезок
                Сравнение нарезок с теми, что на пулях, которые нашли при последнем убийстве,  показало. 5 пуль вынутых из  деревьев, имеют нарезку, схожую с нарезкой пуль, найденных в теле Федрина. 13 пуль  идентичны тем, что  в теле Халтурина.
          При обыске у Иванковой,  нашли , закопченный чайник. Три пачки гигроскопической ваты московской фирмы «Фёдор Швабе», мешок с вещами, оставленный Репиным.
     Пять пачек ваты Иванкова купила в селе Истобенск, где живёт сестра, в мае пачки брал Репин. В мешке оказались вещи, среди которых  найдены 9 писем из Тифлиса в  Усть – Сысольск, Вологодской губернии, на имя Мелконянц Артур Рафаилов.
       Ответ на запрос Вологодскому Губернатору, сообщил:  «Мелконянц Артур Рафаилович, выслан за пределы Кавказского края  в  город Усть  - Сысольск Вологодской Губернии, за  разбои и грабежи 11 августа 1908 года. Срок 7 лет. Скрылся с места гласного надзора полиции 10 июня сего года ».
         Из Тифлиса получены фотографии Мелконянца, в котором ямщик Киселёв категорически  признал  второго нападавшего на экипаж Федрина.
        Обыск в доме Репина Петра Иосифовича, обнаружил денег в сумме 31  тысяча 875 рублей, два не принадлежащих ему паспорта, не регистрированный револьвер системы «Браунинг»,  не распечатанная упаковка   револьверных патронов с никелированной оболочкой. На упаковке имеется таможенная печать, на прохождение   купцу Грехову в городе Слободском.
   . «Источник получения  Репиным столь крупной  найденной суммы денег, устанавливается».

                ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИК С ОКРАИНЫ.

        14 ноября 1913 года  в Канцелярию 1 полицейской части г. Вятка, пришла крестьянка Щербининской волости, д. Чукавины, Апросинья Егоровна Чукавина.
           Апросинья Егоровна заявила, что, возвращаясь из города, она зашла в бакалейную лавочку Семёна Пестова. Лавочка находится на Копанской улице, в доме Першина. Там она купила два рубчика прессованного чая за 7 копеек. В уплату отдала серебряный рубль.  Хозяин лавки Пестов, сдал ей 93 копейки, которые складывались из 9 серебряных гривенников и трёх копеек медью.
  Получив чай и сдачу, Чукавина пошла дальше до чайной столовой Сычугова  и зашла в неё, предполагая пообедать. При уплате Сычугову за заказанный обед, тот обнаружил:все 9 гривенников, полученные от Пестова фальшивыми.
        После этого Чукавина А.Е.сразу заявила в 1 полицейскую часть.
        Пристав 1 части, вместе с околоточным надзирателем Скопиным, и старшим городовым Лимоновым, тотчас отправились на квартиру торговца Пестова, где в присутствии понятых посторонних и самого Пестова в углу под нарами, заменяющими спальную кровать, обнаружили:
         1. Глиняную модель формы в  деревянной оправе, где имеется 5 гнёзд для монет 20 – копеечного достоинства, 1 гнездо 15 – копеечного, и три гнезда 10 – копеечного достоинства.
         2. Два слитка из свинца и олова.
3. Совок для литья;
      4.Трёхгранныё осеребренныё подпилок;
       5.Толчёный уголь;
6. Кусок квасцов. За тем в кассе  торговой лавки нашли ещё один фальшивый гривенник. Всё перечисленное изъято, приложено к дознанию, как вещественное доказательство. Сам Пестов, как уличённый в подделке фальшивых монет, добровольно сознался и заключён под стражу. 


Рецензии